Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Масалова Тамара Николаевна

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса общеобразовательной школы на 2014-2015 учебный год составлена на основе авторской  программы В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной, входящей в УМК «Школа России». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2_klass.docx79.12 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тальменская средняя общеобразовательная школа №1»

Тальменского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

 начальных классов

Протокол №___от __        2014 года

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

_________________Т.А. Ситникова

                                         2014года

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ ТСОШ №1 _____________О.И.Масловская

Приказ №___от                   2014

Рабочая программа

по русскому языку  на 2014-2015 учебный год

образовательная область - филология

2-а класс

Срок реализации – 1 год

Составитель: Масалова Т.Н.,

 учитель начальных классов

Тальменка

2014

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса общеобразовательной школы на 2014-2015 учебный год составлена на основе авторской  программы В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной, входящей в УМК «Школа России».  (Сборник рабочих программ «Школа России»,  1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М: - «Просвещение», 2011 год).

Обоснование выбора УМК

Обоснованием выбора является обеспечение 100% учебным материалом. УМК «Школа России» включен в Федеральный  перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014 – 2015 учебный год.

Цель курса:

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

-формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи курса:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

- формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс «Русский язык» играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Цель применительно к условиям класса:

создание условий для развития и совершенствования грамотного письма.

Задачи применительно к условию класса:

формирования орфографической зоркости учащихся ( работа над основными орфограммами: правописание безударных гласных в корне слова, правописание парных согласных), организация разноуровневой работы над материалом.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

У учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. Ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык – основа всего процесса обучения учащихся, средство развития у них мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, социализации личности. 

Общая характеристика организации учебного процесса

Виды и формы организации учебного процесса

  • традиционный урок, обобщающий урок, урок – зачет;
  • фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Принципы отбора учебного материала:

  1. учет  возрастных особенностей;
  2. органическое сочетание обучения и воспитания;
  3. усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей;
  4. практическая направленность преподавания

Используемые технологии:

  1. Личностно – ориентированная
  2. Игровая технология
  3. Проблемно – диалогическая
  4. Здоровьесберегающая
  5. Развивающая

Методы обучения:

  1. Объяснительно – иллюстративный
  2. Словесный
  3. Практический
  4. Наглядный

Средства обучения:

  1. Учебно – наглядные пособия (таблицы, модели, презентации)
  2. Педагогические средства (карточки, раздаточный материал)

Режим занятий:

Программа рассчитана на 5 часов в неделю.

Общее количество в год 170 часов.

Изменения в авторскую программу не внесены.

   

Планируемые результаты

 (личностные, метапредметные, предметные)

по итогам обучения во 2 классе

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы (индикатор освоения 100%)

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Учащийся получит возможность для формирования (индикатор освоения-)

  • Развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
  • Формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащийся научится (индикатор освоения 100%)

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
  • Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
  •  Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
  • Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
  •  Корректировать выполнение задания

Учащийся получит возможность научиться (индикатор освоения-)

  • Ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
  • Находить способ выполнения задания, оценивать и выбирать наиболее рациональный

Познавательные

Учащийся научится (индикатор освоения 100 %)

  • Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
  • Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
  • Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
  • Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .
  • Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
  • Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
  • Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
  • Овладеет  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления

Учащийся получит возможность научиться (индикатор освоения -)

  • Формировать  умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Использовать  знаково-символических средств представления информации.

Коммуникативные

Учащийся научится (индикатор освоения 100%)

  • Активное использовать  речевые  средства и средства  для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использовать  различные  способы  поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  • Овладеет  навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  • Овладеет  логическими действиями сравнения, анализа синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учащийся получит возможность научиться (индикатор освоения -)

  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

 Предметные результаты

Учащийся научится (индикатор освоения 100%)

  • Формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов

Учащийся получит возможность научиться (индикатор освоения -)

  • Овладеть учебными действиями с языковыми единицами и формировать умения использовать знания для решения познавательных, практических  и коммуникативных задач.
  • Формировать умение опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание учебного курса

Наименование разделов и тем

Всего часов

Виды учебной деятельности

1

Наша речь

Виды речи  

Диалог и монолог

3

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей.

Анализировать речь людей.

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.

Различать устную и письменную речь и речь про себя.

Отличать диалогическую и монологическую речь.

Использовать диалог  и монолог в речи. Составлять по рисункам диалог и монолог. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению.

2

Текст

Текст  

Части текста


4

Отличать текст от других записей по его признакам.

 Осмысленно читать текст.

Определять тему и главную мысль текста.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения

Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной задачей. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению

3

Предложение

Предложение  

Члены предложения  

12

Отличать предложение от группы слов.

Определять границы предложений, выбирать знак для обозначения конца предложений.

Составлять предложения из слов. Писать слова в предложении раздельно. Находить главные члены предложения. Обозначать графически грамматическую основу предложения. Различать распространенное и нераспространенное предложение. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению

4

Слова, слова, слова…

Слово и его значение

Синонимы и антонимы

Однокоренные слова

Слог. Ударение. Перенос слова

18

Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слов. Распознавать многозначные слова. Знакомиться со словами синонимами и антонимами. Находить однокоренные слова. Выделять корень в словах. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Определять ударение в слове. Различать ударные и безударные слоги. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению

5

Звуки и буквы

Звуки и буквы

Русский Алфавит или Азбука

Гласные звуки

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Согласные звуки

Согласный звук [й] и буква й

Слова с удвоенными согласными

Проект «И в шутку и всерьез»

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Мягкий знак

Проект «Пишем письмо»

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

Проект «Рифма»

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА, ЧУ-ЩУ

Звонкие и глухие согласные звуки

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным

Обобщение знаний об изученных правилах письма

Разделительный мягкий знак

59

Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов  (звуковые и буквенные), анализировать их. Работать с памяткой «Алфавит», Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями.  Находить в слове гласные звуки, объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Различать проверочное и проверяемое слова. Использовать правило при написании слов с безударными гласными в корне.  Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать твердые и мягкие согласные звуки. Подбирать примеры слов с мягким знаком. Составлять под руководством учителя текст поздравительной открытки. Составлять устный рассказ по серии картинок, рисунков. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению

6

Части речи

Части речи

Имя существительное

Глагол

Имя прилагательное

Местоимение

Предлоги

Проект «В словари – за частями речи!»

58

Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи , пользуясь схемой. Распознавать имя существительное среди других частей речи. Объяснять лексическое значение слов – имен существительных. Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Определять каким членом предложения является имя существительное в предложении. Обосновывать правильность отнесение слова к глаголу. Определять каким членом предложения является глагол в предложении. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имен прилагательных. Подбирать имена прилагательные – сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.  Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов  и в предложении. Различать местоимения и имена Существительные. Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст. Составлять по рисунку диалоги. Раздельно писать предлоги со словами. Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению

7

Повторение

16

 

Итого:

170 ч


Тематическое планирование учебного материала (170ч)

Тема

дата

Характеристика деятельности

Вид занятия

Наша речь (3 ч.)

1

Язык и речь, их значение

 в жизни

людей.

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей.

Анализировать речь людей (при анализе текста). Наблюдать за особенностями речи.

теоретическое

2

Речь устная, письменная, внутренняя.

Работа с памяткой «Как научиться

правильно списывать предложение»

теоретическое

3

Диалог и монолог

Отличать диалогическую речь от монологической, использовать их в речи. Составлять по рисункам диалог и монолог.

практическое

 Текст (4 ч.)

4

Признаки текста

Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст.

практическое

5

Тема, главная мысль текста. Заглавие.

Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.

практическое

6

7

Построение текста.

Р.р Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам

Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста, выбирать соответствующую задаче часть. Передавать устно содержание прочитанного текста.  Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое ударение) и интонацию в конце предложения

практическое

Предложение (12 ч.)

8

Предложение как единица речи, его назначение и признаки.

Отличать предложение от группы слов. Определять границы предложения в деформированном тексте. Составлять предложения из слов. Определять в тексте предложения, различные по цели высказывания; выбирать и обосновывать знаки препинания в конце предложения

теоретическое

9

Знаки препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое ударение) и интонацию в конце предложения

практическое

10

Виды предложений по интонации и цели высказывания.

теоретическое

11

Главные члены предложения

Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу

комбинированное

12

Второстепенные члены предложения

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

комбинированное

13

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения

Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщения о главных членах предложения.

комбинированное

14

Распространѐнные и нераспространѐнные предложения

Различать распространѐнное (с второстепенными членами) и нераспространѐнное (без второстепенных членов) предложения. Составлять распространѐнные и нераспространѐнные предложения. Распространять нераспространѐнные предложения

комбинированное

15

Связь слов в предложении.

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложения из деформированных слов.

практическое

16

Проверочный диктант по теме «Повторение пройденного в 1 классе»

контроль

17

Повторение изученного по теме «Предложение»

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложения из деформированных слов.

практическое

18

Проверочная работа по теме «Предложение»

Оценивать результаты выполнения задания по учебнику.

практическое

19

Р.р. Обучающее сочинение по репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень»

Рассматривать репродукцию картины И.С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова.

практическое

Слова, слова, слова (18 ч.)

Слово и его значение -4 часа

20

Назывная функция слова.

Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам.

теоретическое

21

Однозначные и многозначные слова

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работать с толковым и орфографическим словарями

комбинированное

22

Прямое и переносное значение слов.

Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Работать с толковым и орфографическим словарями.

комбинированное

23

Р.р. Наблюдение над переносным значением  как средством создания словесно-художественных образов

Создавать в воображении яркие словесные образы. Рисуемые авторами в пейзажных зарисовках

практическое

Синонимы и антонимы -2 часа

24

Синонимы

Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы

комбинированное

25

Антонимы

Распознавать среди данных пар слов антонимов. Подбирать к слову антонимы.

комбинированное

26

Расширение представлений о предметах и явлениях через лексику слов.

Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника, находить нужную информацию.

практическое

27

Изложение текста по данным к нему вопросам

Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.

практическое

Однокоренные слова -4 часа

      28

Родственные слова

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.

комбинированное

29

Корень слов

Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

практическое

30

Различение родственных слов и слов синонимов

Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

практическое

31

Различение родственных слов и слов с омонимичными корнями.

Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

практическое

Слог. Удпрение. Перенос слова-6 ч.

32

Слог как минимальная произносительная единица.

Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове.

теоретическое

33

Слогообразующая роль гласных

Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Классифицировать слова по количеству в них слогов.

практическое

34

Словесное и логическое ударение в предложении

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги.

практическое

      35

Перенос слов по слогам.

Сравнивать слова по возможности переноса слов. Переносить слова по слогам. Определять

практическое

36

Контрольный диктант по теме «Текст. Предложение»

контроль

37

Обучающее сочинение по серии сюжетных рисунков, вопросам, опорным словам.

Оценивать свои достижения по выполнению заданий по учебнику.

практическое

Звуки и буквы (59 ч)

Работа над звуками и буквами продолжается при изучении всех разделов курса.

Звуки и буквы -1ч

38

Как различить звуки и буквы?

Анализ допущенных ошибок.

Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи.

теоретическое

Русский алфавит, или Азбука -3 ч

39

Как мы используем алфавит?

Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.

комбинированное

40

Р.р.  Составление рассказа по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом»

Составление рассказа по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом», используя опорные слова.

практическое

41

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Проверочная работа по теме «Алфавит»

Оценивать свои достижения по выполнению заданий по учебнику.

практическое

Русский алфавит, или Азбука -3 ч

42

Р.р. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы по тексту.

Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок.

Анализ допущенных ошибок.

 практическое

43

Как определить гласные звуки?

Находить в слове и правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы. Обозначающие гласные звуки. Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Определять качественную характеристику гласного звука.

практическое

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне- 15 часов

44

Произношение ударного гласного звука в корне слова и безударного.

Определять безударный гласный звук в слове.

теоретическое

45

46

Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

Определять безударный гласный звук в слове.

Различать проверочное и проверяемое слово. Подбирать проверочные слова.

практическое

47

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Находить в двусложных словах  букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять

практическое

48

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах

практическое

49

       50

Особенности проверяемых и проверочных слов.

Подбирать проверочные слова. Использовать правило при написании слов с безударными гласными в корне.

практическое

51

52

Способы проверки безударных гласных в корне слова.

Подбирать проверочные слова. Использовать правило при написании слов с безударными гласными в корне.

практическое

53

Р.р. . Обучающее сочинение по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство»

Отличие письменной речи от устной. Определение темы текста и главной мысли.

практическое

54

55

56

Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки, надо запоминать?

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова.

Подбирать проверочные слова. Использовать правило при написании слов с безударными гласными в корне.

практическое

57

Проверочный диктант по теме «Безударные гласные в корне слова».

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации

контроль

58

Проверяемые и непроверяемые орфограммы

Анализ допущенных ошибок.

практическое

59

Согласные звуки.

Р.р Восстановление деформированного текста

Различать согласные звуки и буквы. Различать способы обозначения согласного звука буквами.

Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений – рассказ.

практическое

60

Согласный звук «й» и буква «и краткое»

Различать согласный звук [й] и буква «и краткое». Различать способы обозначения согласного звука [й] буквами. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое».

практическое

61

Слова с удвоенными согласными

Р.р Коллективное составление  рассказа по репродукции картины и опорным словам

Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания.

Составлять рассказ по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси» и опорным словам , записывать составленный текст

практическое

62

Проект «И в шутку, и всерьез»

Выполнение проекта.

практическое

63

64

Обозначение мягкости согласных звуков на письме

буквами и,е ,ё,я, ь

Определять и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки. Различать на письме твердые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).

практическое

65

66

Мягкий знак (ь)

Соотносить количество букв и звуков в словах с мягким знаком, объяснять причины расхождения. Подбирать примеры слов с мягким знаком. Переносить слова с мягким знаком.

теоретическое

комбинированное

67

Проект «Пишем письмо».

Р.р Работа с текстом. Составление ответов на вопросы.  

Знакомство с понятием «письмо», с правилами его написания

практическое

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками-8 часов

68

Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ

Находить в словах  буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ, подбирать примеры слов с таким сочетанием. Cоблюдать в речи правильное орфоэпическое  произношение слов c сочетаниями чн, чт.

практическое

69

Правописание сочетаний чк,чн,чт,щн,нщ.

Работать с орфоэпическим словарем. Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк,чн,чт,щн,нщ.

практическое

70

Развитие речи. Обучающее изложение «Ласточки»

Деление текста на части, составление плана, последовательное изложение содержания текста

практическое

71

Проверочный диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

контроль

72

Проект «Рифма»

Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы.

практическое

73

74

Правописание буквосочетаний жи-ши,чу-щу,ча-ща.

Различать непарные твердые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи-ши,чу-щу,ча-ща,подбирать с ними слова.

  практическое

75

Правописание сочетаний с шипящими согласными

практическое

76

Звонкие и глухие  согласные звуки

Характеризовать согласный звук. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными

практическое

Правописание слов с парным по глухости –звонкости согласным на конце слова и перед согласным – 14 часов

77

78

Произношение и написание парных звонких и глухих согласных.

 Проверка парных согласных в корне слова.

Определять на слух парный по звонкости-глухости согласный звук

на конце слова и в корне перед согласными, соотносить его произношение и написание.

теоретическое

      79

80

Особенности проверяемых и проверочных слов.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова.

практическое

81

82

83

84

Распознавание проверяемых и проверочных слов.

Способы проверки написания парных согласных.

Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова.

практическое

85

86

87

88

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Проверка парных согласных в корне слова перед согласным.

Согласные звуки: парные

и непарные. Произношение

и обозначение на письме парных согласных в словах.

практическое

89

Проверка парных согласных в корне перед согласным и на конце слова.

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов.

практическое

90

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова.

практическое

91

Проверочный диктант  по теме «Парные звонкие - глухие согласные»

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

проверка знаний

92

 Р.Р. Составление поздравительной открытки.

Анализ допущенных ошибок.

Составлять (под руководством учителя) текст поздравительной открытки; излагать письменно текст по вопросам.

практическое

 Разделительный мягкий знак – 4 часа

93

Использование на письме разделительного мягкого знака

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Подбирать примеры с разделительным ь.

комбинированное

94

Правило при написании слов с разделительным ь.

Объяснять написание

разделительного ь в словах.

подбирать примеры с разделительным ь. Различать слова с ь- показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком.

практическое

95

Р. р. Обучающее сочинение «Зимние забавы»

Составлять устный рассказ по серии рисунков.

практическое

96

Проверочная работа «Разделительный мягкий знак»

Употребление разделительного ь (мягкого знака). Выборочное письмо. Сравнение количества букв и звуков в словах с пропущенными буквами.

контроль

Части речи (58ч.)

97

Что такое части речи?

Общее представление о частях речи. Слово, его значение и употребление.

теоретическое

98

Нахождение частей речи в тексте.

практическое

Имя существительное – 19 часов

99

Имя существительное как часть речи.

Распознавать имя существительное среди других частей речи

теоретическое

100

101

Значение имени существительного и употребление его в речи

Имя существительное: значение и употребление. Слово и его значение.

практическое

102

103

104

105

Одушевленные и неодушевлённые имена существительные.

Распознавание одушевленных и неодушевленных имен существительных

Имя существительное: значение и употребление. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?»

комбинированное

практическое

106

Собственные и нарицательные  имена существительные.

Имя существительное: значение и употребление. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?».

практическое

107

Заглавная буква в именах собственных

Употребление прописной буквы в именах собственных.

практическое

108

Контрольное списывание  по теме: «Имя существительное»

.

Закрепление правописания имён собственных

контроль

109

Р.р. Составление устного рассказа картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Составлять устный рассказ по репродукции картины

практическое

110

Обобщение по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»

Классифицировать имена существительные по определѐнному грамматическому признаку.

практическое

111

Изменение имѐн существительных по числам.

Определять число имѐн существительных. Изменять имя существительное по числам.

практическое

112

Единственное и множественное число имен существительных.

Определять число имѐн существительных. Изменять имя существительное по числам.

теоретическое

113

Синтаксическая функция имени существительного в предложении.

Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении.

теоретическое

114

Р. р. Подробное изложение по вопросам с языковым анализом текста  

Умение составлять предложения-ответы на вопросы, определять главную мысль текста, озаглавливать текст, устанавливать связь слов в предложении.

практическое

115

Проверочная работа по  теме  «Имя существительное»

Распознавание в речи имен существительных, одушевленных и неодушевленных, собственных и нарицательных.

практическое  

116

Обобщение по теме «Имя существительное»

практическое

117

Проверочный диктант по теме «Имя существительное»

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Имя существительное: значение и употребление.

Умение классифицировать и исправлять ошибки.

контроль

Глагол – 12ч

118

Что такое глагол?

Глагол: значение и употребление.

теоретическое

119

Глагол как часть речи и употребление его в речи

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщѐнному лексическому значению и вопросу. Классифицировать глаголы по вопросам

теоретическое

120

Синтаксическая функция глагола в предложении.

Определять каким членом предложения является глагол.

121

Р.р. . Сочинение по репродукции картины

Рассматривать репродукцию картины  А.К. Саврасова «Грачи прилетели», обсуждать план рассказа,  составлять и записывать рассказ.

практическое

122

Изменение глагола по числам

Умение классифицировать и исправлять ошибки .

Изменение глагола по числам.

практическое

123

Изменение глагола по числам

Изменение глагола по числам.

практическое

124

Правописание частицы не с глаголами

Формирование навыка раздельного написания частицы не с глаголами.

теоретическое

125

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»

Глагол: значение и употребление. Изменение глагола по числам.

практическое

126

Р.р.  Восстановление деформированных предложений и текста

Определять правильный порядок предложений, составлять текст.

практическое

127

Ч Роль глаголов в тексте-повествовнии то такое текст-повествование?

Знакомство с понятием «текст – повествование», с его признаками.

теоретическое

128

Р.р. Составление текста –повествования на предложенную тему

Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте

практическое

129

Проверочная работа по теме «Глагол"

Составлять текст –повествования , находить нужную информацию

  практическое

Имя прилагательное – 13 часов

130

131

 Имя прилагательное как часть речи

Имя прилагательное: значение и употребление

теоретическое

132

133

Связь имени прилагательного с именем существительным.

Имя прилагательное: значение и употребление Согласование с именем существительным.

теоретическое

134

135

Прилагательные, близкие и противоположные по значению

Имя прилагательное: значение и употребление.

практическое

136

Употребление имён прилагательных в единственном числе

Имя прилагательное: значение и употребление. Согласование с именем существительным. Изменение имени прилагательного по числам.

практическое

137

Изменение имён прилагательных по числам

Имя прилагательное: значение и употребление. Согласование с именем существительным. Изменение имени прилагательного по числам.

практическое

138

 Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Распознавать в тексте имена прилагательные, определять число имен прилагательных, уметь согласовывать с именами существителтными.

практическое

139

Проверочная работа по теме: «Имя прилагательное»

Оценить свои достижения при выполнении заданий по теме «Имя прилагательное»

контроль

140

Что такое текст – описание?

Знакомство с понятием «текст – описание», с его признаками.

теоретическое

141

Роль имени прилагательного в тексте-описании

Наблюдать за ролью имени прилагательного в тексте –описании.

практическое

142

Р. р. Составление текста-описания  натюрморта Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

Распознавать текст-описание. Наблюдать за ролью имени прилагательного в тексте –описании.

практическое

143

144

Что такое местоимение?

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов в предложении. Различать местоимения и имена существительные.

теоретическое

145

Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.

практическое

146

Р.р. Составление  по рисункам текста- диалога.

1

Составлять по рисункам текст диалог

практическое

147

Р.Р. Текст - рассуждение.

Работа с текстом.

 

1

Знакомство с понятием «текст – рассуждение», с его признаками.

Работать с текстом, определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте, записывать текст по частям.

теоретическое

148

Проверочная работа по  теме «Местоимение»

1

Оценить свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронным носителям

контроль

149

Роль предлога в речи.

1

Предлоги. Их роль в речи. Связь слов в предложении. Употребление пробела между словами

практическое

150

Правописание предлогов с именами существительными

Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами

практическое

151

Р.р.. Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст.

Восстановление деформированного текста

практическое

152

Проверочная работа по теме «Предлоги»

Предлоги. Их роль в речи. Связь слов в предложении

практическое

153

Проект «В словари за частями речи»

Находить полезную информацию в словарях.

практическое

154

Контрольная диктант по теме «Части речи»

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

контроль

Повторение (16 ч.)

155

Предложение. Знаки препинания в конце предложения

Различение слова, словосочетания и предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений.

практическое

156

Текст – описание

Создание текстов разного типа: повествование, описание, рассуждение.

практическое

157

Текст – повествование

практическое

158

Текст – рассуждение

практическое

159

Главные члены предложения. Установление связи слов в предложении

Различение слова, словосочетания и предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений.

практическое

160

Главные члены предложения. Установление связи слов в  практическое предложении

практическое

161

Части речи

Части речи, их признаки, роль в речи.

практическое

162

Р. р. Сочинение по рисунку (упр. 227)

Отличие письменной речи от устной. Определение темы текста и главной мысли.

практическое

163

Роль частей речи в нашей речи

практическое

164

Звуки и буквы. Алфавит

Звуко-буквенный разбор слов.

практическое

165

Повторение знаний об изученных правилах правописания

Правописание слов с безударной гласной в корне слова. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

практическое

166

Проверочный диктант по теме «Повторение изученного во 2 классе»

1

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

практическое

167

Слово и его лексическое значение

1

Анализ допущенных ошибок.

Лексическое значение слова.

практическое

168

Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы

1

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Антонимы и синонимы.

практическое

169

Однокоренные слова

Выделение значимых частей слова (корень, окончание). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений.

практическое

170

 Обобщение знаний об изученных правилах правописания

Обобщение знаний, полученных в процессе изучения отдельных тем, установление связи между ними.

Итого 170 часов из них:

контрольные диктанты – 2                                

проверочные диктанты – 6

проверочные работы – 6

контрольное списывание – 1

изложения – 3

сочинения – 5

проектов – 3.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Список литературы

  1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык: учебник для 2 класса начальной школы – М. : Просвещение, 2012.
  2. В.П.Канакина. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 1-2 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.П.Канакина, Г.С. Щёголева. – М.: Просвещение,2014.
  3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 2 класс /Сост.В.А.Синякова.- М.: ВАКО,2014.
  4. Л.Т.Федорова. Проверочные и контрольные диктанты. Все виды изложений. Для 1-4 классов. – М.: ООО «Стандарт», 2014.
  5. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 2 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / И.А.Бубнова, Ю. И. Архипова, Н.И.Роговцева. – М.; СПб.: Просвещение, 2014.
  6. Т.Н. Ситникова «Поурочные разработки по русскому языку» к УМК В.П. Канакиной. М:  «Вако», 2013

Электронные учебные пособия:

  1. Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 2 класс (диск CD-ROM).
  2. Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  3. Сайт издательства «Просвещение» - www.prosv.ru 
  4. Интернет – ресурсы УМК «Школа России» - http://school-russia.prosv.ru/.

Технические средства:

  1. Классная доска
  2. Персональный компьютер
  3. Интерактивная доска

Лист фиксирования изменений и дополнений в основной общеобразовательной программе

Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа ( дата, № приказа)

Подпись лица, внесшего запись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....