Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Демина Светлана Михайловна

Урок русского языка 3 класс

Тема:  Определение склонения существительного, стоящего в косвенном падеже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

       Урок русского языка 3 класс

Тема:  Определение склонения существительного, стоящего в косвенном падеже.

Цели урока: 
Обучающая
1.Совершенствовать навыки определения склонения имён существительных в начальной форме.
2.Научить определять склонение существительного, стоящего в косвенном падеже.


Развивающая
1.Учить ставить задачу урока самими учащимися, выводить правило.
2.Формировать самооценку и самоконтроль.
3.Развивать внимание, память, логическое мышление.
4.Развивать речь учащихся.

Воспитывающая
1.Воспитывать аккуратность, прилежность.
2.Прививать любовь к русскому языку.


Тип урока:

Урок изучения нового материала

Методы проведения урока:
Побуждающий диалог, выдвижение гипотезы, исследование

Формы работы:

Общеклассная, самостоятельная, индивидуальная.

Оборудование:
доска, карточки с текстами, карточки – памятки, карточки – алгоритмы, учебник, тетрадь.

  1. Мотивация.

В мире много интересного

Нам порою неизвестного

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья за дело!

Я желаю вам сегодня успешной работы на уроке.

  1. Минутка красивого письма

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Индивидуальный показ (в тетради)

_________________________________________________________

Число и вид работы (6 февраля   Классная работа)

3.  Актуализация опорных знаний  

- Слушаем внимательно предложение и записываем слово на заданную орфограмму.

1 орфогр.: Непроизносимый согласный в корне слова.
Над полями и лесами светит яркое со
лнце.

2 орфогр.: Парный согласный в середине слова.
От теплых лучей ожила первая тра
вка.

3 орфогр.: Парный согласный в конце слова
Потемнел крепкий ле
д на реках и озерах.

4 орфогр.: Ь - Показатель мягкости.
Как хороша весенняя капел
ь!

5 орфогр.: Двойная согласная в корне слова.
Гру
ппа ребят отправилась в лес.

6 орфогр.: Гласные после шипящих.
С наступлением весны
жизнь в лесу пробуждается.


(Дети слушают предложения  (читаю каждое предложение 2 раза) и пишут в тетради слова в строчку, через запятую.  Карандашом подчеркивают заданную орфограмму).  
- Проверяем.
На доске появляется запись:
 
Со
лнце, травка, лёд, капель, группа, жизнь.
-У кого так, поставили на полях
( 1+)

 -Что общего у этих слов?
(Это всё существительные в ед. числе, И.п., они в н.ф., каждое слово начинается с согласной)
-Все верно! Какое задание к этим слова я могу вам дать?
(Разделить на группы, найти лишнее слово, определить склонение.)
-Да, нужно определить склонение у данных существительных.
- Сколько склонений в русском языке ?  (3 )
- Как определяем склонение у существительных в н.ф. ?
На доске посмотреть запись :


Склонения  имени существительного  

род

      окончание

      склонение


     -Определите склонение.

-У кого так, поставили на полях (2 +)
- Вы научились определять склонения у существительных в начальной форме.  
3. Постановка учебной задачи
-Определим задачу на данный урок.

-
Возьмите карточку №1 (работа парах)
-Прочитайте отрывок стихотворения С.Есенина сначала про себя, чтобы выразительно прочитать вслух и сказать о чем оно.

Заколдован
невидимкой 
Дремлет
лес под сказку сна, 
Словно белою
косынкой 
Подвязалася
сосна.


-О чем это стихотворение?
(О зимнем  лесе.)  
-Какие литературные приемы использовал С.Есенин в своем стихотворении, чтобы оно стало красивым?
(Олицетворение: дремлет, подвязалася;

 Сравнение : словно белою косынкой)
- Найдите имена существительные в данном стихотворении и подчеркните
- Сколько имен сущ. нашли ? (6)

- У кого так, поставили на полях
- Определите падеж данных существительных.


Определения падежа:
1. Найти слово, от которого зависит данное сущ.
2. Поставить от него вопрос.

-У кого так, поставили на полях
(3 +)

-Что еще можем определить у данных существительных?
(-Склонение)
-У каких сущ. вы легко определите склонение?
(лес, сосна)
-Почему?
(Они в Н.ф., и мы знаем алгоритм)
-Почему у остальных сущ. труднее определить склонение?
(Они не в Н.ф.)
-Как еще можно сказать?
(Они в косвенных падежах)

-Итак! Задача данного урока?

- Мы должны научиться определять склонение существительного, которое стоит в косвенном падеже.
На доске под знаком ! написано:
Тема урока: Определение склонения имени существительного, стоящего в косвенном падеже
-Вернемся к стихотворению чуть позже.

Физкультминутка (1 мин) 

4 . «Открытие» детьми нового знания

   -Как же нам поступить, чтобы определить склонение у сущ., которое стоит в косвенном падеже?
– Мы можем их поставить в начальную форму)

Проведем исследование и проверим версию.

- Возьмите
карточку №2    (Такой же текст на доске)
           

        Мальчик  повесил кормушку (__________) в саду (_____________).  К кормушке (____________)  прилетела синица.  Красногрудый снегирь сидит на  рябине (____________) и  клюёт  сладкую ягоду (______________).                 

- Прочитайте предложения про себя.
- Вслух.
- Можно ли прочитанное назвать текстом?
- Докажите. (Все предложения связаны по смыслу, можно дать заголовок «Кормушка»)
-Что объединяет этих птиц?

А каких еще птиц можно встретить зимой? 

- Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее голод или холод?

- Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птица едва успевает утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабленные птицы легко замерзают. Из десяти, может быть, одна – две доживают до весны. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

- Как можно помочь птицам зимой?

(Сделать кормушки, не забывать насыпать птицам корм)
-Итак! Какую версию проверяем? (Показывают на доску, где стоит ! и карточка : сущ. в косвенном падеже)
(чтобы определить склонение сущ. в косвенном падеже, надо поставить его в н.ф.)

Четыре ученика по очереди работают у доски с комментированием.
( В скобках, где необходимо, пишут сущ. в Н.Ф. и определяют склонение)
-Делаем вывод. 
На доске появляется алгоритм:
Сущ. в косв. падеже - Н.ф.(И.п., ед. ч.) - род, окончание- склонение

- В учебнике на стр. 19 тоже есть вывод
Прочитаем сравним.

5. Первичное закрепление .

 Самостоятельная работа с проверкой в классе (7 мин)
-Вернемся к стихотворению.
-Списать его в
тетрадь.
-Определить склонение сущ., стоящего в косвенном падеже.
-Проверяем по цепочке.
(Образец ответа : подвязалася (чем?)косынкой – ставлю в Н.ф. (что?)
косынка –сущ. ж.р. (она, моя), окончание –а, значит, 1 склонение)
-У кого так, поставили на полях
(4 +)
6. Срезовая работа ( 5 мин ).
   -Запишите существительные в три столбика по склонениям.
   На доске:
в избе, за домом, о маме, тенью, книгу, у озера, на площади, на пне, под скатертью .

1 скл.               2 скл.              3 скл.
в избе               за домом       тенью
о маме             у озера           на площади
книгу               на пне            под скатертью
-У кого так, поставили на полях
(5 +)
7. Итог (2 мин)
-Какую задачу ставили на уроке ?
(– Как определить склонение сущ., стоящего в косвенном падеже.)
Достигли ли поставленной цели?
-Д.з. – 1.  С.    , упр.

  1. Творческое д/з

Предлагаю провести исследовательскую работу со  словом «кормушка».
-Урок окончен. Спасибо за работу!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...