"Учись говорить о своей семье" - урок развития речи
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ооржак Азиана Сергеевна

Урок развития речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchis_rasskazyvat_o_svoey_seme_urok_fgos.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Ооржак Азиана Сергеевна

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 города Кызыла

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Раздел: «Я и моя семья»

Тема урока: «Учись рассказывать о своей семье»

Тип урока: Урок развития речи

Цель урока: научить детей рассказывать о своей семье

Задачи: совершенствовать навыки беглого и осознанного чтения, умения отвечать на заданные вопросы; развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление; воспитывать у детей заботливое, чуткое отношение к самым близким людям.

Планируемые достижения учащихся:

Предметные результаты:

научатся рассказывать о своей семье на русском языке; получат возможность совершенствовать навыки беглого и осознанного чтения и умения отвечать на заданные вопросы.

Метапредметные результаты:

принимать и сохранять целевые установки урока;

анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию;

взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

развить навыки сотрудничества со  сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из  спорных  ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: ИКТ, предметные картины, слова и музыка Александра Ермолова детская песня о семье «Моя семья», учебник «Русский язык» для национальных классов 2 класс автор Базыр Г.С.

Ход урока

  1. Организационный момент

1) Эмоциональный настрой на урок

Речевая разминка.  

а) дыхательная гимнастика (на дыхание):  

- Представьте, что на ладошках лежат осенние листочки. Какого они цвета?

- Подуем на них.

б) Чтение скороговорки (на дикцию):  

Шесть мышат в камышах шуршат.

 (Чтение скороговорки сначала медленно, затем быстро.)

Учитель: Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

Дети: Тепло.

  1. Актуализация знаний

Звучит музыка. Слова и музыка Александра Ермолова детская песня о семье «Моя семья».

Лежит передо мной игрушек куча,
Но всем уже давным-давно известно,
Что мне одной играть довольно скучно
И совсем-совсем неинтересно.

А вот когда со мной мои родные
И самые любимые мне люди,
Я сразу забываю про унынье.
И всегда так было, есть и будет…

Припев:
Будет день счастливый и чудесный самый,
Если рядом будут папа и мама.
Буду я весёлой, буду очень рада,
Если будут рядом сестрёнка с братом.

А ещё я буду бесконечно рада,
Если рядом дедушка и бабушка рядом.
Ну а больше всех буду рада я,
Если будет рядом вся семья,
Вся моя семья.

И надо мне признаться папе с мамой,
Что иногда бываю я, конечно,
Немного непослушной и упрямой,
Но люблю, люблю Вас бесконечно!

Меня не напугают неудачи,
Не страшен будет мне холодный ветер,
Со мной моя семья, а это значит:
Я счастливей всех на этом свете!

Учитель: Дети, о чем это песня?
Дети: О семье.

Отгадывание загадок о семье

Учитель:

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (мама)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? -

Очень модная девчонка —

Моя старшая... (сестренка)

Учитель: Догадались какая тема сегодняшнего урока? (О семье)

Учитель: Сформулируйте тему и цель урока рассмотрев 93 страницу учебника.

Дети формулируют тему и цель урока.

Беседа по теме урока

Учитель: Ребята, скажите, что такое «семья»? (Ответы детей)

Учитель: Если вам трудно ответить, то это и будет проблемой урока.

Проблема урока: Что такое семья? (Учащиеся делают предположения.)

Учитель: Как же мы узнаем что такое «семья»? (На партах у учащихся толковые словари С.И.Ожегова.)

Дети:  Узнаем, о том что такое семья, прочитав рассказ в учебнике и посмотрев значение слова «семья» в толковом словаре С. И. Ожегова.

Физминутка для глаз

Дети, чертим глазами цветок. Для этого сначала чертим круг, потом лепестки.

  1. Этап изучения новых знаний.

Дети находят значение слова «семья» в словаре и читают.

Учитель: (обобщает) Семья — это группа родственников, живущих вместе. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Работа с текстом учебника «Я и моя семья».

1. Работа над произношением.

2. Семья, сестра, брат,

3. Словарная работа.

Семья - өг-буле.

4. Чтение учащимися вслух.

5. Чтение учащимися по цепочке.

6. Анализ текста.

- О чем говорится в тексте? О ком рассказывает Чингис? Где работает папа Чингиса? Где работает мама Чингиса? Ещё кто есть у Чингиса? Чем занимается брат? Кем работает сестра? Ещё кто есть у Чингиса?

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем

Учитель: Где может жить семья?

Дети: В квартире или в своем доме.

Учитель: Дом... Это слово знакомо всем с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни.

IV. Первичное закрепление

Учитель: Теперь послушайте одну легенду.  (ученик читает легенду)

Учитель: В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.

Учитель: Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ.

 (На листе было написано слово «понимание»)

Учитель: Мама, папа, бабушка и дедушка – это самые близкие ваши родные. А каких еще родственников можете назвать?

Дети: Сестры, братья, дяди, тети…

Учитель: В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. Выполним несколько упражнений – игр.

V.Физминутка

Кто живёт у нас в квартире

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

          Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

VI. Вторичное закрепление

Игра « Кто кому кто?»

 - Алдынай, ты кто для мамы? (дочь)
– Алдын-Херел, кто называет тебя сыном? (папа)
– Ай-Хаан, ты кто для бабушки? (внук)
– Ариятна, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
– Анита, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)
– Даяна, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)

Дети дают полный ответ.

Учитель: В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. Вместе ели и пили, только не тужили.

4. Упражнение «Продолжи предложение»

Учитель: Если б сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то, чтобы вы могли им сказать ( помогут нам в этом предложения, но они не закончены).

Ваша задача: прочитать и закончить предложение.

-Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
-Я люблю, когда бабушка…
-Мои мама и папа для меня самые…
-Я люблю своих родителей за то, что…
-Я доверяю своим родителям…
-Я люблю своего дедушку за то, что…
-Я хочу своим родителям пожелать…
-Свою семью я считаю…
-Моя мамочка для меня самая…

Дети читают и заканчивают предложения своими словами.

  1. Рефлексия.

Учитель. Каждый человек должен гордиться своей семьёй. И Вы, ребята, учитесь гордиться своими родственниками. В народе говорят: "Вся семья вместе, так и душа на месте".

  • Что же такое семья?
  • А вы любите свою семью?
  • Что нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и счастливо?

Учитель: За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок? (Ответы детей)

Кто думает, что урок прошел плодотворно, нарисуйте на полях маленький цветок зеленого цвета.  А кому было трудно на уроке нарисует маленький цветок красного цвета.

VII. Домашнее задание

Пересказ рассказа на страница 93.

Выставление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Учимся писать письмо"

Данный урок расчитан на учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. В игровой форме ребята  знакомятся с основными частями письма, их оформлением, учатся правильно писать письма друг другу....

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Учимся говорить со своими детьми!

Важные слова, которые должны использовать в своей речи родители,чтобы избежать конфликтных ситуаций....

Русский язык 3 класс Урок развития речи. Учимся писать письма. ФГОС

Русский язык 3 класс. Урок развития речи "Учимся писать письма. Фразеологизмы". В разработке представлены конспект урока, презентация в формате PowerPoint. Урок разработан в соответствии с требованиям...

Учитесь говорить со своими детьми

Статья для родителей и учителей...

Урок развития речи Тема: «Азбука общения. Как правильно говорить по телефону»

Конспект занятия по  развитию речи на уроке русского языка в 3 классе, где дети на практике научатся правилам этикета. Дети,разыгрывая сценки, вспомнив произведение К.И.Чуковского "Телефон&q...


 

Комментарии

Шурова Елена Анатольевна

Азиана Сергеевна! Я скачала и с удовольствием буду применять. Очень интересный материал. Буду ждать еще интересных материалов. Спасибо! До свидания.