Звук ж, буква Жж.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Решанова Татьяна Николаевна

Урок обучения грамоте в 1 классе по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1 классе  по программе «Школа России».

Составила: Решанова Т.Н. учитель МОУ «ООШ №7», город Чусовой, Пермский край.

Тема: Звук [ж], буквы Жж.

Цель:      познакомить с новыми буквами и звуком, который они обозначают;

                 уметь читать слоги и слова с этими буквами;

Оборудование: печатные буквы, слоговая таблица, записи на доске, божьи коровки, картина дерева.

Ход урока:

  1. Орг.момент.

Прозвенел звонок у нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Сели ровно, спинки прямо.

Вижу, класс наш, хоть куда.

  1. Актуализация изученных знаний.

1)Чтение букв звуками.

А О У Я Ы  

- Какая буква лишняя? (я)

-Что знаете о букве я?

Н М П Б В

- Какая буква лишняя? (п)

- Почему?

П Р Г Д Т С Ч

- Какая буква лишняя? (ч)

- Почему? Какое правило знаете с это буквой?

К Т И Е Ь З

- Какая буква лишняя? Буква ь не имеет звука и служит для обозначения мягкости согласных.

2) Чтение слогов.

Таблица со слогами на доске.

ша

шо

шу

ши

ше

3) Чтение слогов. Игра «Доскажи словечко.»

Ша-ша-ша  -  мама моет (малыша)

Шу-шу-шу  -  я письмо тебе (пишу)

Аш- аш-аш – у Ирины (карандаш)

-Какой звук повторяется чаще. Охарактеризуйте его. (твёрдый, глухой согласный звук)

4) Упражнение в развитие орфографической зоркости.

Под полом, под полом

Шевелит своим хвостом.

В щели глядится,

Вылезти боится. (мышь – мыши)

Я бываю разная:

Чёрная и красная,

Грузовая, легковая –

Кто же я такая? (машина)

Плосконькая  досочка,  

По краям обшивочка,

А в середине дырочка,

Всё услышу. (ухо - уши)

- Учитель вывешивает слова МЫШИ, МАШИНА, УШИ.

- Чем похожи все эти слова? (слова со слогом ши).

- Кто повторит правило?

Разминка для глаз.

  1. Изучение нового материала.

  1. Выделение нового звука, его характеристика.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

- Какой звук чаще других повторяется в этом стихотворении? (ж)

- Какой он, гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?

- О ком это стихотворение? (жук)

- Давайте составим схему этого слова.

- В каком месте слова находится звук [ж]?

 2) Знакомство с новой буквой.

- Кто покажет букву, которая обозначает это звук?

- Звук [ж] обозначается на письме буквой ж.

Показ буквы ж.

- На кого похожа эта буква? (на жука)

- Почему две буквы ж.

- Для чего нужна заглавная буква?

  1. Построение буквы ж на листочках. 

Построение буквы из листочка бумаги способом вырывания кусочков.

Стихотворение про букву ж.

Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся –

(туловище влево, вправо)

Больше спать не захотел.

(Туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и улетел.

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

(Покружиться.)

  1. Упражнения в чтении с новым звуком, буквой.

  1. Слоговое чтение со звуком [ж].

жа    жо    жи     жу    же         

- Что заметили при чтении? (Звук [ж] произносится всегда твёрдо.)

                  2)  Чтение слогов, текстов.

                Для нечитающих  детей.

жало                       лужок                   Жанна

ужалила                 жалко                   Алик

  Вот лужок. Там жуки и осы. Жуки: Ж-ж-ж! У осы жало. Оса ужалила Жанну. Алику жалко Жанну.

 - Что общего в произношении этих звуков? (оба твёрдые)

 - Чем отличаются? (Один звук звонкий, другой -  глухой.)

Вывод: звук [ж] всегда твёрдый, звонкий.

 Для читающих детей.

 Жук упал                ждёт он              кто ему поможет                         и встать не может

  1. Итог.

Хорошо читающий ребёнок читает отрывок из сказки «Дюймовочка».(встеча с жуком).

- Из какой сказки строчки?

- Мы сейчас попробуем наше дерево населить жучками.

- Как называются жучки, которые лежат у вас на партах? (божьи коровки)

- Послушайте слово БОЖЬИ, что услышали? В каком месте слова стоит этот звук?

- Нарисуйте такое количество точек на спинке у жуков, как вы оцениваете свою работу на уроке:

5 – отлично

4 – хорошо

3 – могу лучше

2 – я не понравился себе на уроке.

Использованные материалы.

  1. Учебник «Русская Азбука», Москва, «Просвещение», 2010 г.
  2. Поурочные планы «Обучение грамоте (чтение)», 1 класс, Волгоград, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...