План-конспект урока русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

тема урока: "Орфограммы в корне слова". 2015 г. УМК "Перспективная начальная школа". Ростов-на-Дону

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока25.25 КБ
Файл презентация к уроку1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку для 4 класса

Автор учебника: Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А.

Тема: «Орфограммы в корне слова»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока:

Продолжить формировать умение  видеть орфограммы в корнях слов, подбирать проверочные слова и формы слов, доказывающих наличие орфограммы;

Развивать коммуникативные способности, умения сверять действия с результатом и исправлять ошибки; оценивать личный вклад в совместную учебную деятельность;

Прививать позитивное отношение к предмету;

Задачи:

Образовательные: путем наблюдения, сравнения ввести понятие о орфограммах в корне слова.

Развивающие: развивать речь учащихся, отрабатывать орфографический навык, развивать умение работать с различными источниками информации на уроке, совершенствовать умение наблюдать и сравнивать, учить обосновывать свой ответ, учить выделять главное, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать уважение к одноклассникам и педагогу, воспитывать культуру устной и письменной речи.

УУД, формируемые на уроке:

- личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.

- коммуникативные: высказывать свое мнение в устной форме и обосновывать его.

- познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы;

- регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность.

Оборудования и технические средства обучения: компьютер, мяч, интернет с телефона.

Наглядные пособия: карточки со словами, «Школьный словарь строения слов русского языка», «Краткий этимологический словарь русского языка»(Иванов В.В.,Шанский Н.М.)

Ключевые слова: «учитель», «орфограммы в корне слова».

Планируемые результаты: находить орфограммы в словах, определять место орфограммы в слове, подбирать разные способы проверки.

Ход урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Эмоциональный настрой

«Прозвенел звонок. Мы начинаем наш урок с того, что подарим друг другу хорошее настроение, улыбнемся друг другу»

Садимся. Руки? На месте. Ноги? На месте. Локти? У края. Спина? Прямая.

На урок нужен учебник,дневник,

тетрадь ,пенал.

Создание атмосферы дружелюбия и симпатии,условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Актуализация новых знаний

«Откроем наши тетради, запишем число и классная работа. Только вспомним о положении тетради и о посадке при письме»

Начнем урок с орфографической разминки, которая поможет узнать, что же ждёт нас сегодня на уроке.

На экране представлены слова: ущелье, мощь, праздник, побежал, пробежка, гореть, учитель. По цепочке, первый ряд прочитает по одному слову со слайда. Теперь в своих тетрадях вы пишите – слово с

- безударной гласной в корне слова проверяемой ударением;

- с непроизносимой согласной в корне слова;

- с непроизносимой согласной в корне слова;

- с парным согласным в корне слова;

 - с мягким разделительным знаком в корне слова;

Ребята, вы все слова написали? А какое слово мы не записали? А что это такое за слово – «учитель»? В нашей жизни какое оно? Сегодня вы все побываете в роли учителя. Будете оценивать не только свою деятельность, но и работу своих одноклассников.

Наша разминка была связана с темой нашего урока. В какой части слова мы находили орфограммы?

 -Что нужно знать, чтобы правильно писать? Правильно, орфограммы!

Предлагаю произнести девиз урока русского языка – «Чтобы правильно писать, орфограммы нужно знать».

Открывают тетради и пишут.

Выполняют самостоятельно задание в своих тетрадях

Ответы детей. «Учитель»

Отвечают.»Орфограммы в корне слова»

Проговаривают девиз урока русского языка.

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности(понять свои интересы,увидеть проблему,задачу,выразить ее словесно),умение работать по алгоритму.

Познавательные:

Умение сравнивать,анализировать.

Самоанализ и самооценка

Своей деятельности.

Целеполагание.Способность прогнозировать деятельность на уроке.

Открытие новых знаний

Постановка проблемного вопроса

-Прочитайте в учебнике на стр.66 вопрос Евдокии Васильевны. 

Мы попали в проблемную ситуацию. Какие цели мы ставим, чтобы решить нашу проблему?

-Могут ли родственные слова быть разных частей речи?

А чтобы верно ответить на этот вопрос, мы поработаем с упражнением № 59.

Что мы тут видим? У нас создалась проблемная ситуация. Эту проблему мы будем решать в группах.

Чтобы решить проблему, я предлагаю вам повернуться лицом к лицу и вместе сделать задания.

Каждая группа будет работать с группой родственных слов. По цепочке читаем слова. Первая группа работает по схеме с первой группой родственных слов. Вторая группа работает со второй группой родственных слов. И т.д. 5 групп. Вы совещаетесь и советуетесь. Представитель группы, выходит к доске и как учитель, доказывает, могут ли родственные слова быть разных частей речи. Схема и ответ. И так каждая группа. Если представитель что-то подзабыл, группа помогает и дополняет, за правильный ответ группа получает фишки. 1-я,2-я,3-я,4-я,5-я группы.

Задаю вопросы.(Что такое корень, что такое им.сущ,им.прил,глагол?)

-В какой части слова мы искали орфограммы?

Исследовав это упражнение, теперь мы можем ответить на вопрос Евдокии Васильевны?

Прочитаем еще раз ее вопрос.

-Какой мы можем сделать вывод? Могут ли родственные слова быть разных частей речи?

Один ученик читает вопрос.Остальные следят в учебник.

Участие в диалоге.

Устанавливают цели урока,которые помогут ответить на проблемный вопрос.

Читают задание в учебнике.

Класс делится на 5 групп.Каждая группа работает со своей группой родственных слов.

Представитель группы у доски рисует схему группы родственных слов и отвечает на вопросы в задании.

Ученик еще раз читает проблемный вопрос Евдокии Васильевны.

Отвечают участники групп и получают баллы за правильные ответы.

Работа с информацией учебника.

Умение работать с учебником

Уметь работать в группах.

Уметь использовать полученные знания

Оценка деятельности одноклассника

Целеполагание.Способность прогнозировать деятельность на уроке.

Оценка деятельности на уроке

Физкультминутка

Сделаем физминутку и совместим ее с темой нашего урока. Я кидаю мяч, кто поймает, говорит мне проверочное слово, которое называю я. ветер, ветерок, ветрило, ветрище;вода, глаз, гора, горе, гусь, двор, дождь, дом, ёж, звезда, зверь, звон, зима, класс.

-А теперь, «Мы проверили осанку и свели лопатки.Мы походим на носочках,а потом на пятках.Мы походим как лисята и как медвежата.Мы поскочим как зайчата…»

Ловят мяч и называют проверочное слово.Сидя с места.

Выполняют упражнения.

Первичное закрепление

-Ваши знания пригодятся вам в игре, которую я приготовила для вас. Игра называется – «Здесь ошибки отыщите, в чем причина их скажите»

Каждая группа получает карточку с отрывком из стихотворения. Вы должны отыскать ошибки, исправить их и рассказать, какую орфограмму вам надо было вспомнить. Вам дается на это две минуты. И один ученик от группы(другой), будет в роли учителя, подходит к нашему аппарату и исправляет ошибки, комментирует.

1.«Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите?» (безударная гласная, непроверяемая ударением в корне слова) Как называется орфограмма?

Ай, бай, бай,
Ты, сабачка, не лай.
Ты, карова, не мычи,
Ты, питух, не кричи.

2.Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите? (парные звонкие и глухие согласные в корне слова)

Код ловил мышей и крыз,
Кролик лист капустный грыс.

3.Здесь ошибки отыщите, в чем причина их, скажите? (безударная гласная, проверяемая ударением)

Я в тетрадь слава писала,
Удореньем провиряла.

4. Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите? (парные звонкие и глухие согласные в корне слова)Деревянная дорога, 
Вверх идёт она отлого, 
Что ни шах — То оврах.

5. Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите? (непроизносимые согласные в корне слова)День рожденья - день чудестный,
Радосный, веселый.
Мы желаем на "отлично"
Всем учиться в школе!

- Подведем итог. Кто мне скажет – что нужно знать, чтобы правильно писать? Верно. Орфограммы! Повторим девиз нашего урока. Чтобы правильно писать, орфограммы нужно знать.

- А теперь поработаем с тестами. Такой вид работы вам уже знаком.

Я раздаю каждому ученику тесты. На выполнение задания вам дается минута. В тесте 8 заданий. Но мы не просто выполняем тест, вы каждый, как учитель оцените свою работу. Внизу у вас есть критерии для самостоятельной проверки. А я  проверю ваши тесты, и поставлю вам отметки за то, как вы оценили себя.

- А теперь поднимают руки те, кто оценил себя на 10 баллов(отметка 5), кто оценил себя на 8 баллов(отметка 4), и те, кто выполнил работу на 6 баллов(отметка 3).

Сравниваем по образцу. Сверяем свои работы по слайдам.(слайды на электронной доске с правильными ответами теста

Выполняют задание в группах

Представитель группы подходит к ноутбуку(на слайде стихотворение группы.В стихотворении допущены ошибки по орфограммам.)Ученик исправляет ошибку и называет орфограмму.За правильный ответ группа получает баллы-фишки.

Ответы учеников

Произносят девиз урока

Получают листы с тестами.Подписывают свой листочек,выполняют Выполняют задания.

Сверяют ответы со слайдами.Ставят себе отметки на листочках с тестами и сдают их учителю.

Умение использовать полученные знания на практике

     

Умение работать в группах

Оценка деятельности одноклассников

Уметь использовать знания при выполнении практических заданий.

Оценка собственной деятельности

Умение сравнивать и анализировать

Рефлексия

Скажите, пожалуйста, мы достигли целей нашего урока? А какими способами мы достигли нашей цели?

Вам понравилось быть в роли учителя? Вам понравился урок? В вашей жизни пригодятся знания которые мы получили на уроке? А как  именно? Кто доволен своей работой? Поднимите руки.

К сожалению наш урок подходит к концу. Я благодарю вас всех за активную работу. Возможно, после этого урока, побывав в роли учителя, у кого-то еще появилось желание стать учителем…Появилось?

Домашнее задание № 62-63 в учебнике

Отвечают на вопросы.Оценивают свою деятельность на уроке.

Записывают домашнее задание

Зафиксированное учебное действие,оценка собственной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Русский язык Орфограммы в корне слова

Слайд 3

учитель, ущелье, мощь, праздник, побежал, пробежка, гореть

Слайд 4

Цели урока Находить орфограммы в словах Определять место орфограммы в слове Подбирать разные способы проверки

Слайд 8

Ай, бай, бай, Ты, сабачка , не лай. Ты, карова , не мычи, Ты, питух, не кричи.

Слайд 9

Код ловил мышей и крыз , Кролик лист капустный грыс .

Слайд 10

Я в тетрадь слава писала, Удореньем проверяла.

Слайд 11

Деревянная дорога, Вверх идёт она отлого, Что ни шах — То оврах .

Слайд 12

1. Отметь однокоренные слова прудик ; запруда ; запрудить ; прутик; пруд .

Слайд 13

2. Отметь слова с проверяемой безударной гласной в корне слова заяц; летать; лесной; багаж; звезда.

Слайд 14

3. Отметь слово с ошибкой берега; наваднение ; дожди; морской; катить.

Слайд 15

4. Отметь слова, в которых пишется буква Д мё д торт крот мост огоро д

Слайд 16

5. Отметь слова, в которых пропущена буква О садовник; подарить; д о ждливый; тр о пинка; страна.

Слайд 17

6. Отметь все проверочные слова к слову морской моряк; море; приморье; морс; морячок.

Слайд 18

7. Отметь все проверочные слова к слову завязка* вязка; связывать связка завязочки вязать

Слайд 19

8. Отметь синоним к слову друг противник; ученик; сосед; приятель ; товарищ.

Слайд 20

9. Отметь антоним к слову огромный громадный; горный; маленький; высокий; большой.

Слайд 21

Самостоятельное оценивание по баллам: - Работа выполнена без ошибок – 9 баллов; - Работы выполнена с 1-2 ошибками – 7 баллов; - Работа выполнена с 3-4 ошибками – 5 баллов;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....

План-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме:

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непрои...

План-конспект к уроку английского языка для 2-го класса "Family"

План-конспект урока английского языка к учебнику "Spotlight" для 2-го классаТема: "Family"...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе: Проверка безударных гласных в корне слова.

Цель  урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне....

План-конспект открытого урока английского языка в 3 классе по учебнику Spotlight-3 Тема урока – «A Fun Day».

План-конспект открытого урока английского языкав 3 классе по учебнику Spotlight-3 Тема урока – «A Fun Day»....