«Вспоминаем части речи. Связь слов в предложении».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шендель Анастасия Владимировна

Закрепление темы «Вспоминаем части речи. Связь слов в предложении».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Вспоминаем части речи. Связь слов в предложении».

Цель урока:  создание условий для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка.

Предметные задачи урока: дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов;  ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.

Метапредметные задачи урока: 

Познавательные УУД: способствовать умению строить речевые высказывания в соответствии с планом; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).

Регулятивные УУД: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи, стимулировать исследовательскую деятельность.

Коммуникативные УУД: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однозначные и многозначные слова.

Оборудование: учебник русского языка 2 класс, рабочие тетради, учебные принадлежности, презентация, толковые словари, карточки для проектной деятельности.


Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орг.момент

1  мин

Здравствуйте, ребята. Присаживается первый ряд, второй и третий. Проверьте готовность к уроку, вам понадобится учебник русского языка, учебные принадлежности, рабочие тетради, дневник.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

II.Языковая разминка

7 мин

Запись предложения под диктовку.

Записать и подчеркнуть орфограммы, сделать синтаксический разбор предложения.

«Синичка оставила свой крохотный след на снежной скатерти».

III.Постановка темы и цели урока

9 мин

На доске – 3 столбика слов. Вставить пропущенные буквы. Объяснить орфограмму.

1 столбик:   л… сица, на поверхност…,   листопа…                                            

 2 столбик:   по.. явились,  уме..т,  п..летел,  

3 столбик:    б… льшой,  глубок…е,  ле..кий                          

Каждая группа работает со своим столбиком.

- С какой целью мы выполняли это задание

- Что вы можете сказать, глядя на эти слова?

- Как их можно назвать одним словом?

- Вы  догадались, какова  тема нашего урока?

- Верно, и сегодня на уроке мы обобщим знания по теме «Части речи». Обобщим знания о предложении.

IV.Работа по теме урока

27 мин

1. Повторение об имени существительном.

 -Давно живу я в мире этом,

 Даю название предметам.

Я - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня образуются другие части речи. Первобытный человек, познавая природу, давал название предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи. Ребята, помогите мне, расскажите, почему я такая важная часть речи.

- Правильно – имя существительное – самая представительная часть речи, самая существенная. Она появилась в речи, по мнению ученых,  в числе самых первых слов. И  это понятно, ведь человек с рождения смотрит на мир и хочет назвать всё то, что его окружает.

2.Повторение об имени прилагательном.

 Определяю я предметы

Они со мной всегда предметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Родился я  с очень покладистым характером. Мне было страшно и грустно. И я подружился с другой частью речи. Вместе – дружба, вместе – служба.

Название мое в переводе с греческого означает «эпитет», а с латинского - «прибавление», «приложение».  Что я за часть речи?

- Как определить род, число, падеж у прилагательного?

- Для чего служат прилагательные?

 -Имя существительное. Отвечает на вопросы: Кто? Что? и вопросы косвенных падежей. Имеет постоянные признаки: одушевленность, неодушевленность, род, склонение, изменяется по числам и падежам.

-Им. Прилагательное

-По имени существительному

-Украшают нашу речь, точнее описывают предмет

- Какие типы текстов вы знаете?

- В каких текстах больше всего прилагательных и почему?

  1. Повторение о глаголе.

 Что без меня предметы?  Лишь названья. А  я приду – все в действие приведу:

        Блестит река, пестрят луга

       И процветает Забайкалье!

Я – настоящий богатырь среди частей речи. Никакая часть речи не имеет столько форм. Я – хороший работник, всегда при деле, всегда с кем-то связан.  Дружу с другими частями  речи. По частоте употребления я занимаю второе место. Что  я за часть речи?

 -Назовите, по каким признакам определяется спряжение глаголов?

-Какие глаголы-исключения знаете?  

(Iспр- ат,ят; IIспр.- ут,ют)

Работа в учебнике.

1 упр, стр 6.

-На какую тему подобраны эти словесные зарисовки?

-В форме какого времени употреблены глаголы?

-Какой из отрывков представляет собой простое предложение? Почему?

описание и повествование

-Глагол

-По окончанию, исключения

-2 на ить: брить, стелить,

-4 на ать: гнать, дышать, держать, слышать;

-7 на еть: смотреть,обидеть, вертеть, терпеть, ненавидеть, видеть, зависеть.

-тема зимы

-В форме настоящего и будущего времени.

-«Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, полная счастья, с горы ледяной!

Запишите его, указывая члены предложения и части речи, которыми они выражены, и выделите орфограммы.

Упр.2,стр 7.

-Прочитайте некоторые народные предметы января. Какие из них для тебя новы?

-Как построены эти предложения? Где необходимо сделать паузу при чтении?

-Запишите приметы, вставляя гласные в окончания глаголов. Как необходимо при этом рассуждать?

Упр. 6, стр. 9.

Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом?

Последних двух предложений сделать разбор. Составить схему.

VI.Итог урока

1 мин

-Как звучала тема нашего урока?

-О чем мы говорили?

-Какие задания вам было выполнить сложно, какие легко?

Д/з- стр 8, упр4

Урок окончен, до свидание

Прощаются с учителем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в I классе на тему: "Связь слов в предложении. Главные члены предложения."

Данный материал можно использовать для проведения одного из уроков русского языка в 1 классе....

Повторение частей речи. Разборы слов и предложений.

Программа "Школа-2100".На уроке используются технологии: взаимного диалога;исследования;использование ИКТ;оценивания....

Связь слов в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.

1.Переводить информацию из одной формы в другую (схемы), упорядочивать её (строить алгоритмы рассуждений).            2.Дальнейшее обогащение сло...

Интерактивный тренажёр по развитию речи "Связь слов в предложении" 2 класс

Интерактивный тренажёр по развитию речи по теме "Связь слов в предложении"  можно использовать в 1-2 классах....

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по программе В. В. Воронковой. Тема: «Установление связи слов в предложении.»

Тема урока: «Установление связи слов в предложении.»Цели:·        Обобщение и закрепление знаний учащихся о предложении;·        Ф...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении»

Конспект урока по русскому языку по теме «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении» + презентация...

Предложение как единица речи. Границы предложения. Связь слов в предложении.

Научить различать предложение, от набора слов, показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений....