Урок по русскому языку в 1 классе.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Тема урока: "Правописание гласных и согласных после шипящих". УМК "Школа России". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku_v_1_klasse.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе ГБОУ СОШ пос. Октябрьский г.о.Похвистнево Самарская область

Учитель: Амплетова Тамара Геннадьевна

Класс:1

УМК: «Школа России»

Использую учебник: « Русский язык. 1 класс».

Авторы: В.П. Канакина,  В.Г.Горецкий

Тип урока: урок практикум

Технология:  компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания.

Тема: Правописание гласных  и согласных после шипящих.

Цель: рефлексия достигнутого результата умений  правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн,чт,щн, нщ.

1. Совместная деятельность. Ребята, мы с Вами заканчиваем изучение темы «Правописание гласных  и согласных после шипящих». Задача  для каждого из Вас:   убедиться, насколько хорошо Вы владеете изученным материалом. Для этого я предлагаю Вам  поработать с  заданиями, при выполнении которых используются знания по изучаемой теме.

Начнем работать все вместе. Вы выполняете предлагаемые задания и объясняете способ получения ответа. Затем  вы будете работать самостоятельно, в конце урока мы проверим, насколько Вы справились с заданием и каждый сможет оценить уровень владения материалом и степень готовности  к итоговой работе по данной теме.

Итак, все внимание на доску.

- Вставьте пропущенные буквы и обоснуйте свой ответ.

(Предложения написаны на доске . Все три предложения записаны сразу на доску друг под другом, а букву, которую вставляют дети записываю я сама.

  - Какую букву можно вставить вместо точек и докажите в правильность выбранного вами ответа.

1.Мама купила для М…ши  пуш…стую ж…вую  м…шку.

Учащиеся. В слове  Миши вставляю букву И , потому что звук [м,] согласный мягкий, а после мягкого согласного звука, звук [и] обозначается буквой И

В слове  пушистую вставляю букву И , потому что звук [ш]  всегда согласный твёрдый, но в буквосочетаниях ШИ пишется буква И.

В слове  живую вставляю букву И , потому что звук [Ж] всегда согласный твёрдый, но в буквосочетаниях ШИ пишется буква И.

В слове  мЫшку вставляю букву Ы , потому что звук [м] согласный твёрдый, а после твёрдого согласного звука , звук [ы] обозначается буквой Ы.

2.Бабушка угощ…ет внуч…т пр…ником.

Учащиеся. В слове  угощает вставляю букву А , потому что звук [щ,] всегда согласный мягкий, но в буквосочетаниях щА пишется буква А.

В слове  внучат вставляю букву А , потому что звук [ч ,] всегда согласный мягкий, но в буквосочетаниях ЧА пишется буква А.

В слове  пряником  вставляю букву Я , потому что звук Звук [р,] согласный мягкий, а после мягкого согласного звука, звук [а] обозначается буквой Я.

3.Ч…десный денёк. Кс…ша бежит в рощ… .

Учащиеся. В слове    чУдесный  вставляю букву У , потому что звук [ч ,] всегда согласный мягкий, но в буквосочетаниях ЧУ пишется буква У.

В слове  КсЮша вставляю букву Ю , потому что звук [с,] согласный мягкий, а после мягкого согласного звука, звук [у] обозначается буквой Ю.

В слове  рощУ вставляю букву У , потому что. Звук [щ,] всегда согласный мягкий, но в буквосочетаниях ЩУ пишется буква У.

№2. А) Все слова на карточках вперемешку развешаны на доске.  

 – По каким  трём правилам можно сгруппировать данные слова?

1 группа

Почта, лисичка, каменщик, птичник, помощница.

Учащиеся.В первой группе записаны слова с   буквосочетаниями  чк, чн,чт,щн, нщ, которые пишутся без  Ь.

2 группа

 мальчик, письмо, яблонька, строительство, кисель.

Учащиеся.Во второй группе записаны слова с   Ь показателем мягкости согласного.

3 группа

ручьи, перья, семья, листья, стулья.

Учащиеся.В третьей  группе записаны слова с  разделительным  Ь.

  Б) – Разделите слова на пары по смысловым ассоциациям. Например: яблочко –кисель

(Ответ. Почта-письмо, каменщик-строительство, птичник - перья, помощница-семья)

2. Коллективная деятельность.

   Ребята, сейчас вы будете выполнять задания самостоятельно, рассуждая аналогично. При этом можно совещаться с соседом по парте, если что-то непонятно.  Правило работы: как только вы выполняете задание, сначала сверяете друг с другом, затем показываете выполнение задания учителю. Только после этого приступаете к выполнению следующего.

№1.Найди и подчеркни слова с  изученной орфограммой (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт,щн).

   Мы в чаще. Сияет солнечный лучик. Вот и её жители. Трещат дрозды. Кричат иволги. Здесь живут ежи и рыжие белки. А вон ручные белочки скачут через душистые ландыши.

№ 2. Найди и исправь ошибки.

Жизнь, жыраф, щука, щявель, машына, чюдеса, чужой, тащу, тюлень, крыша, пружына, ночьной, мальчик, тучька, почьта., птичка, сказочный, стаканчик, печька, мощьный, хищник.

№ 3. (С) Вставь пропущенные буквы.

    У нас в ч__лане ж__вёт пуш__стый кот. Он ч__сами леж__т  на дощ__той крыше. Я угощ__ кота ж__рной щ__кой. Ч__десная ж__знь у кота!

№ 4*..(В)

Вставь пропущенные буквы. Составь и запиши повествовательное предложение по схеме.

Пуш__стый, Миш__, кот, у, ж__л, Рыж__к.

I____    I____   ____   ____   ____  I____.

№ 5. (С) Измени данные слова по образцу. Запиши.

   Строка-строчка

    Река -   _____________

   Щука - ______________

   Туча - _______________

   Рука -    _____________

№ 6 *.(С)

Выполни арифметические действия с буквами. Запиши полученное слово.

ШИПЫ- ПЫ + ПОЛ – Л + ВЕНОК – ЕНОК + НИК    (шиповник)

3. Подведение итогов. За 2-3 минуты до конца урока, учитель подводит итоги. Например, так: сколько заданий сделали? Какие задания вызвали затруднения? Далее дать свою качественную оценку работе. Дома повторить правила правописания гласных и согласных после шипящих и  завершить задания тем, кто не успел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...