Рабочая программа по русскому языку 4 класс "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

                   СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

                                                                                                                                             Стр.

 

  1. Пояснительная записка ………………………………………………………….       3
    1. Планируемые результаты изучения учебного предмета ………………….       5
    2. Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,

критерии оценивания…………………………………………………………       6

  1. Перечень учебно-методических средств обучения ………………………..        10
  2. Организация внеурочной деятельности учащихся ………………………...        11
  1. Календарно-тематический поурочный план …………………………………..         12- 35
  2. Лист корректировки рабочей программы………………………………………         36

Приложение

Контрольно-измерительные материалы по предмету …………………………        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russk_4_kl_ramzaeva.doc453.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

                                                        

                                        Рабочая программа

                                         по русскому языку

                                                4-а класс 

                                  

                                    уровень: общеобразовательный

2014 - 2015 учебный год

                   СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                                                                                                Стр.

  1. Пояснительная записка ………………………………………………………….       3
  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета ………………….       5
  2. Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,

критерии оценивания…………………………………………………………       6

  1. Перечень учебно-методических средств обучения ………………………..        10
  2. Организация внеурочной деятельности учащихся ………………………...        11
  1. Календарно-тематический поурочный план …………………………………..         12- 35
  2. Лист корректировки рабочей программы………………………………………         36

Приложение

Контрольно-измерительные материалы по предмету …………………………        

I. Пояснительная записка

        Рабочая программа по русскому языку для 4 класса а составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  2. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
  3. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
  4. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
  5. Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783) 
  6. Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый  Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
  7. Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).
  8. Учебного плана МАОУ « СОШ №107 » на 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа рассчитана на170 ч: 34 недели, из расчёта 5ч в неделю, в том числе на контрольные и проверочные работы.

      Специальные уроки по развитию связной речи включены в количество часов указанных грамматических тем.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку и авторской программой учебного курса.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (проверочные и контрольные работы) и устный опрос.

 Учебник интересен тем, что позволяет определить уровень языкового образования, умственного и речевого развития обучающихся. Материал учебника развивает умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать, вырабатывается мысленное отношение к употреблению основных единиц речи.

Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Русский язык» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Цель– конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление  обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. В программе заложен механизм усвоения системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, ознакомления  с особенностями двух форм языка устной и письменной. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений.

Задачи:

  • овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
  • усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
  • формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
  • обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
  • пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

1.1 Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Русский язык»

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила

постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Выпускник на ступени начального общего образования:

·научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

·сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

·получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.

1.2 Формы контроля и учета достижений обучающихся

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

-  диктанты

-  контрольное списывание

-  тестовые задания

- графическая работа

- изложение

- доклад

- творческая работа

 -посещение уроков по программам наблюдения

-диагностическая  контрольная работа

- диктанты

- изложение

- контроль техники чтения

-анализ динамики текущей успеваемости

- участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований

Формы контроля: контрольный срез знаний, текущие контрольные работы, итоговая контрольная работа, самостоятельная работа, проверочная работа, тест.

  1. Проверочная работа по теме: Правописание гласных и согласных в корнях слов ( См. методичку с.57.)
  2. Входная контрольная работа №1 по тексту администрации
  3. Проверочная работа по теме: Части речи
  4. Контрольная работа №2 по теме: Однородные члены предложения  

( См. методичку с.104.)

  1. Проверочная работа по теме: Склонение имён существительных в ед. ч.

( См. методичку с.133.)

  1. Контрольная работа  №3 по теме: Склонение имен существительных в ед. ч.

( См. методичку с.136.)

  1. Р.р. Контрольное изложение №1 .
  2. Проверочная работа по теме: Правописание окончаний имён существительных
  3. Контрольная работа №4 за 1 триместр
  4. Контрольное списывание №1. (См. учебник упр.250)
  5. Проверочная работа по теме: Множественное число имен существительных     (См. учебник упр.259.)
  6. Контрольная работа №5 по теме: Множественное число имен существительных ( См. методичку с.142.)
  7. Проверочная работа по теме: Правописание падежных окончаний имён прилагательных ( См. методичку с.157.)
  8. Контрольная работа  №6 по теме: Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода ( См. методичку с.178.)
  9. Проверочная работа по теме: Склонение имён прилагательных
  10. Контрольная работа №7  за 2 триместр по тексту администрации
  11. Проверочная работа по теме: Употребление местоимений в речи ( См. сборник контрольных работ.)
  12. Контрольная работа №8 по теме: Изменение глаголов по временам ( См. сборник контрольных работ.)
  13. Проверочная работа по теме: Спряжение глаголов ( См. сборник контрольных работ.)
  14. Контрольная работа №9 по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов ( См. сборник контрольных работ.)
  15. Проверочная работа  по теме Глагол ( См. методичку с.248.)
  16. Контрольное списывание №2 ( См. сборник контрольных работ.)
  17. Итоговая контрольная работа №10 по тексту администрации
  18. Р.р. Контрольное изложение №2 ( См. методичку с.247.)

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

        Ошибки:

  • нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
  • наличие ошибок на изученные правила орфографии.

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
  • отсутствие красной строки;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

                                                      Грамматическое задание

        Грамматическое задание есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

        Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - выполнено без ошибок.

"4" ("хорошо") - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

"3" ("удовлетворительно") - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

"2" ("плохо") - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Примечания:

  1. В образовательной программе "Начальная школа XXI века" после диктанта предлагается орфографическое задание. По блоку "Как устроен наш язык" проводятся контрольные работы или тесты с заданиями по теории языка.
  2. В образовательной программе "Гармония" грамматическое задание проводится после проведения диктанта, на следующем уроке русского языка.

                                                  Словарный диктант

        Примерное количество слов для словарных диктантов:

4 класс - 12-15 слов.

        Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - без ошибок.

"4" ("хорошо") - 1 ошибка.

"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки.

"2" ("плохо") - 4 и более ошибок.

                                               Контрольное списывание

        Контрольное списывание - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.

                Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - работа выполнена без ошибок;

"4" ("хорошо") - 1-2 исправления или 1 ошибка;

"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки;

"2" ("плохо") - 4 ошибки и более.

                                                          Изложение

        Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

        Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.

        При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

        Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

        Ошибки:

  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие красной строки;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.

                           Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).

"4" ("хорошо") - содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

"3" ("удовлетворительно") - допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

"2" ("плохо") - допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

                                                            Сочинение

"5" ("отлично") - логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.

"4" ("хорошо") - последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

"3" ("удовлетворительно") - имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

        Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.


1.3 Перечень учебно – методических средств обучения

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

  1. Рамзаева Т.Г. Книга для учителя «Русский язык» 4 класс. – М.: Дрофа, 2011. – 256 с.
  2. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы / Уроки русского языка в 4 классе. – М.: ЗАО «Премьера», ООО «Издательство АСТ», 2011.
  3. Узорова О.В. Практическое пособие по развитию речи / О.В. Узорова, Е.А.Нефедова. – М: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2011.
  4. Узорова О.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 1-4 кл. / О.В. Узорова, Е.А.Нефедова. – М: ООО «Издательство АСТ», ООО Издательство «Премьера», 2011.

Учебно-методическое обеспечение для учащихся:

  1. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. – «Баласс», 2011 г.

1.4 Организация внеурочной деятельности учащихся

№ п/п

Содержание работы

Кол-во ч.

Сроки

1

"В музее слов" (беседы о происхождении слов)

2

сентябрь

2

Выставка лучших тетрадей

1

сентябрь

3

"Молчаливые буквы" (беседа о функциях букв Ъ и Ь)

2

октябрь

4

Выставка лучших тетрадей

1

октябрь

5

"Можно ли усвоить правописание всех слов?" (беседа об орфографическом словаре)

2

ноябрь

6

Выставка лучших тетрадей

1

ноябрь

7

"Все растет из корня" (беседа об однокоренных, или родственных, словах)

2

декабрь

8

Выставка лучших тетрадей

1

декабрь

9

Конкурс ребусов и шарад

4

январь

10

Выставка рисунков  «Что портит нашу речь?»

2

январь

11

Проект «А я узнал, что…»

4

февраль

12

Выставка лучших тетрадей

1

февраль

13

Грамматические бои

2

март

14

Проект «Школьный словарик»

3

март

15

Газета по русскому языку на тему: «Фразеологизмы»

2

апрель

16

Выставка лучших тетрадей

1

май

17

Интеллектуальный марафон по русскому языку: «В стране выученных правил»

3

май

Итого: 34 часа

           


II. Календарно-тематический план по русскому языку 170 часов (4 а класс)

№ п\п

Дата

Тема урока

Оборудование

Виды деятельности обучающихся

Формы контроля

(к разделу)

Требования к уровню подготовки обучающихся по  ФГОСУ (УУД)

(к разделу)

  1. Повторение – 21 ч.

1.1

(1)

03.09

Слово, предложение, текст

учебник

тетрадь

Различают гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные согласные звуки.

Характеризуют особенности гласных и согласных звуков. Определяют звук по его

характеристике.

Соотносят звук и его качественную характеристику.

Оценивают правильность характеристики звука, находят ошибки в характеристике звуков. Группируют слова с общим корнем, с одинаковыми приставками и суффиксами.

Контролируют правильность объединения слов в группу (исключая синонимы и омонимичные морфемы слов). Анализируют заданную схему состава слова и подбирают к ней слова.

Анализируют текст

с точки зрения наличия родственных слов, слов с

заданными приставками, суффиксами.

Объясняют значение слов с опорой на состав его основы. Определяют состав слова, приводя доказательства наличия или отсутствия той или иной морфемы.

Определяют в корне слова наличие изученных орфограмм (безударные гласные, глухие, звонкие, непроизносимые и двойные согласные, разделительные ь и ъ, слитное написание приставок.)

Объясняют и доказывают написание слов.

 Группируют слова по типу орфограмм.

Моделируют в ходе коллективной работы алгоритм применения орфографических правил.

Объясняют написание слов

в ходе предварительного анализа текста диктанта.

Оценивают собственный диктант.

 Анализируют допущенные ошибки.

 Пишут зрительно-слуховые

диктанты.

Определяют грамматические характеристики частей речи, формы словоизменения существительных, прилагательных, глаголов.

Анализируют, сравнивают и сопоставляют грамматические признаки различных частей речи.

Осваивают алгоритм распознавания частей речи

(Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Какие имеет постоянные свойства? Как изменяется?

Каким членом предложения чаще всего бывает?).

Находят орфограммы на безударные падежные

окончания имен прилагательных и безударные родовые окончания глагола и объясняют их написание.

Классифицируют предложения по цели высказывания.

Находят в тексте и распознают повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

 Различают распространенные и

нераспространенные предложения.

Анализируют деформированные предложения и тексты.

 Выбирают знак для постановки в конце предложения.

Составляют схемы предложений.

Выделяют грамматическую основу и второстепенные члены предложения (дополнение, определение,

обстоятельство). Устанавливают связь слов в предложении.

 Составляют предложения из данных слов на определенную тему, по схеме.

 Определяют тему текста. Объясняют заголовок. Различают тексты разных типов (описание, повествование, рассуждение).

Анализируют и сопоставляют содержание текстов. Воспроизводят текст.

 Составляют текст по картинке и по опорным словам.

Озаглавливают собственный текст.

Анализируют и корректируют

созданный текст, оценивают его, находят в нем ошибки.

Формы контроля:

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

-  диктант

-  обучающее изложение

Предметные универсальные учебные действия

уметь:

грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

подбирать однокоренные слова разных частей речи;

распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

изменять имена существительные по числам;

склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;

распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

интонационно правильно произносить предложения;

писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;

определять тему и основную мысль текста;

делить текст на части, соблюдать красную строку;

устанавливать связь между частями текста;

устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;

писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

составлять устный ответ-рассуждение.

Личностные универсальные учебные действия

·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

·принимать и сохранять учебную задачу;

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные универсальные учебные действия

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

 ·строить сообщения в устной и письменной форме;

·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

Коммуникативные универсальные учебные действия

·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,

строить монологическое высказывание

·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

1.2

(2)

04.09

Виды предложений по цели высказывания.

учебник

тетрадь

1.3

(3)

05.09

Виды предложений по интонации

Знаки препинания в предложении

учебник

тетрадь

памятка

1.4

(4)

06.09

Главные и второстепенные члены предложения

Проверочная работа по теме:

Главные и второстепенные члены предложения

Памятка

учебник

тетрадь

1.5

(5)

07.09

Связь слов  в предложении.

Словосочетания

учебник

тетрадь

1.6

(6)

10.09

Текст. Виды текстов.

учебник

тетрадь

опорная схема

1.7

(7)

11.09

Звуки и буквы. Алфавит. Слог. Ударение в словах

учебник

тетрадь

1.8

(8)

12.09

Проверочная работа по теме:

Звуки и буквы.

Опорная схема

1.9

(9)

13.09

Состав слова.

Алгоритм разбора слова

1.10

(10)

14.09

Правописание гласных и согласных в корнях слов

учебник

тетрадь

памятка

1.11

(11)

17.09

Проверочная работа по теме: Правописание гласных и согласных в корнях слов

Карточка с заданием

1.12

(12)

18.09

Упражнение в написании слов с непроизносимыми и двойными согласными.

Памятка

учебник

тетрадь

1.13

(13)

19.09

Р. р. Обучающее изложение по коллективно составленному плану. Огонь.

Памятка

учебник

тетрадь

1.14

(14)

20.09.

Работа над ошибками. Приставки и предлоги

памятка

1.15

(15)

21.09

Разделительные Ъ и Ь

карточки

1.16

(16)

24.09

Части речи (сопоставление).           Род имени существительного

Памятка

учебник

тетрадь

1.17

(17)

25.09

Входная контрольная работа №1 по тексту администрации

Контрольные тетради

1.18

(18)

26.09

Работа над ошибками. Склонение имен существительных

памятка

1.19

(19)

27.09

Имя прилагательное. Род имени прилагательного

Памятка

учебник

тетрадь

1.20

(20)

28.09

Глагол. Повторение

Опорная схема

1.21

(21)

1.10

Р.р.Обучающее изложение по слуховому восприятию

Купание медвежат.

 Памятка

учебник

тетрадь          

  1. Однородные члены предложения – 10 ч.

2.1

(22)

2.10

Работа над ошибками.

Однородные члены предложения

учебник

тетрадь

Наблюдают за употреблением и связью однородных членов в предложении. Классифицируют

члены предложения с точки зрения выполняемой

функции (главные и второстепенные члены предложения). Анализируют предложение и текст с точки

зрения наличия в них однородных членов.

 Распознают предложения с однородными членами в тексте.

Соблюдают интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами.

Расставляют знаки препинания в предложениях с однородными членами. Составляют предложения с

однородными членами, в том числе по схеме.

Передают содержание текста с однородными членами

предложения по вопросам, по опорным словам.

Анализируют и корректируют созданный текст.

Оценивают текст, находят в нем ошибки

Определяют тему и основную мысль текста. Передают содержание текста, опираясь на его тему и основную мысль. Озаглавливают текст, опираясь на тему и основную мысль.

Определяют наличие изученных орфограмм в тексте, объясняют написание

слов.

Составляют тексты, исходя из темы и опираясь на основную мысль. Составляют план текста,

опираясь на тему и основную мысль текста.

Пишут зрительно-слуховые диктанты

Формы контроля:

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

-  диктант

-  обучающее изложение

Предметные универсальные учебные действия

уметь:

производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

пользоваться в речи предложениями с однородными членами;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с необходимыми знаками препинания между однородными членами.

Личностные универсальные учебные действия

·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. ·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Регулятивные универсальные учебные действия

·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

·оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные универсальные учебные действия

определять в каких источниках можно найти необходимую информацию;

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·строить сообщения в устной и письменной форме;

·ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·формулировать собственное мнение и позицию;

·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

2.2

(23)

3.10

Однородные члены предложения

учебник

тетрадь

2.3

(24)

4.10

Проверочная работа по теме: Части речи

 Запятая между однородными членами

карточки

2.4

(25)

5.10

Работа над ошибками

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными без союзов или союзом и

Памятка

учебник

тетрадь

2.5

(26)

8.10

Предложения с однородными членами, соединёнными союзами а, но.

учебник

тетрадь

2.6

(27)

9.10

Контрольная работа №2 по теме: Однородные члены предложения

учебник

тетрадь

2.7

(28)

10.10

Работа над ошибками. Упражнение в составлении предложений с однородными членами.

Памятка

презентация

2.8

(29)

11.10

Текст. Тема,  основная мысль и план текста

учебник

тетрадь

2.9

(30)

2.10

(31)

12.10

15.10

Р.р. Обучающее изложение по зрительному восприятию

Медаль за отвагу.

Работа над ошибками

Текст. Тема, основная мысль текста.

учебник

тетрадь

учебник

тетрадь

3. Имя существительное – 37 ч.

3.1

(32)

16.10

Склонение имен существительных

Опорная схема

Наблюдают за особенностями падежей. Определяют падеж имени существительного, пользуясь вопросами и предлогами, систематизированными в

таблице.

Сопоставляют и сравнивают синтаксическую роль имен существительных в именительном

и косвенных падежах. Склоняют имена существительные. Знакомятся с несклоняемыми именами

существительными. Определяют связь слов в предложении для распознавания падежей имен существительных. Наблюдают за употреблением имен существительных в косвенных падежах. Знакомятся

со значениями косвенных падежей и их синтаксической ролью. Учатся осознанно употреблять их в

речи.

Отгадывают загадки, записывают их и отгадки к ним.

Пишут зрительно-слуховые диктанты.

Определяют в тексте изученные орфограммы.

Составляют повествовательный текст по иллюстрации, плану и опорным словам

Классифицируют слова — имена существительные

по принадлежности к роду, к склонению.

Анализируют имена существительные по грамматическим

признакам: род, число, падеж в тексте (предложении). Изменяют имена существительные по падежам и числам при создании собственных текстов(предложений). Определяют синтаксическую

функцию имен существительных в начальной форме (именительный падеж) и имен существительных

в форме косвенных падежей (главные и второстепенные члены предложения). Соотносят слово и набор его грамматических характеристик, выбирают

из ряда имен существительных слово с заданными

грамматическими характеристиками. Определяют

наличие орфограмм в тексте: безударных падежных окончаний имен существительных, безударных гласных в корне слова.

Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают знак в конце предложения.

Оценивают собственный диктант, анализируют допущенные ошибки. Анализируют повествовательный текст: выделяют в нем структурные части,

делят текст на части, передают содержание текста

по плану и по заголовку. Анализируют и корректируют созданный текст.

Оценивают текст, находят в нем ошибки.

Формы контроля:

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

-  диктант

-  обучающее изложение

-контрольное изложение

-контрольное списывание

Предметные универсальные учебные действия

уметь:

склонять имена существительные в единственном и во множественном числе;

определять падеж имени существительного;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой безударные падежные окончания имен существительных;

правильно потреблять в речи предлоги с именами существительными в разных падежах;

производить разбор слова как части речи: начальная форма,  род, склонение, падеж, число имени существительного, его роль в предложении.

Личностные универсальные учебные действия

·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

самоанализ и самоконтроль результата, ·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Регулятивные универсальные учебные действия

·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·различать способ и результат действия.

Познавательные универсальные учебные действия

·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

·устанавливать аналогии;

·владеть рядом общих приёмов решения  поставленных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

·задавать вопросы;

·контролировать действия партнёра;

·использовать речь для регуляции своего действия;

·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

3.2

(33)

17.10

Несклоняемые имена существительные

3.3

(34)

18.10

Именительный падеж имен существительных

таблица

3.4

(35)

19.10

Родительный падеж имен существительных

таблица

3.5

(36)

22.10

Дательный падеж имен существительных

таблица

3.6

(37)

23.10

Контрольный срез знаний по теме: Виды грамматических разборов

3.7

(38)

24.10

Винительный падеж имен существительных

таблица

3.8

(39)

25.10

Творительный падеж имен существительных

Карточки

3.9

(40)

26.10

Проверочная работа по теме: Склонение имён существительных

Учебник

Тетрадь

тест

3.10

(41)

7.11

Работа над ошибками

Повторение сведений о падежах имён существительных.

памятка

3.11

(42)

8.11

Контрольная работа  №3 по теме: Склонение имен существительных

3.12

(43)

9.11

Работа над ошибками

Обобщение знаний о падежах имен существительных

Памятка

Опорная схема

3.13

(44)

12.11

 Р.р. Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану.

Гнёздышко.

 

Учебник

Тетрадь

памятка

3.14

(45)

13.11

Три типа склонения имен существительных в единственном числе.

Учебник

тетрадь

3.15

(46)

14.11

Упражнение в определении склонений имён существительных.

Учебник

тетрадь

3.16

(47)

15.11

Упражнение в распознавании типа склонения имён существительных, употреблённых в косвенных падежах.

Учебник

Тетрадь

Опорная схема

3.17

(48)

16.11

Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе.

Учебник

тетрадь

3.18

(49)

19.11

Проверка безударных окончаний имён существительных

Учебник

тетрадь

3.19

(50)

20.11

Контрольная работа по русскому языку №4 за 1 триместр

3.20

(51)

21.11

Работа над ошибками.

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.

Учебник

тетрадь

3.21

(52)

22.11

Р.р. Контрольное изложение №1 повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Белый гусь.

памятка

3.22

(53)

23.11

Работа над ошибками. Упражнение в правописании существительных в родительном падеже

Учебник

тетрадь

3.23

(54)

26.11

Правописание окончаний имён существительных 1-го и 3-го склонения в дательном падеже.

Учебник

тетрадь

3.24

(55)

27.11

Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах

Учебник

тетрадь

3.25

(56)

28.11

Сравнение окончаний в родительном и дательном падежах

карточки

3.26

(57)

29.11

Родительный и винительный падежи имён существительных.

Памятка

3.27

(58)

30.11

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже

3.28

(59)

3.12

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже

Учебник

тетрадь

3.29

(60)

4.12

Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном  падежах

Учебник

тетрадь

3.30

(61)

5.12

Р.р Обучающее изложение

повествовательного текста, воспринятого на слух. Торопливый ножик.

Учебник

тетрадь

3.31

(62)

6.12

Работа над ошибками. Упражнение в написании окончаний им. сущ-х.

памятка

3.32

(63)

7.12

Множественное число имен существительных

Учебник

тетрадь

3.33

(64)

10.12

Именительный и винительный падежи имён существительных во множественном числе

Учебник

тетрадь

3.34

(65)

11.12

Родительный падеж имён существительных во множественном числе

Учебник

тетрадь

3.35

(66)

12.12

Контрольное списывание №1.

карточки

3.36

(67)

13.12

Работа над ошибками.

Упражнение в написании окончаний им. сущ-х во множ-м числе.

Памятка

учебник

тетрадь

3.37

(68)

14.12

Контрольная работа №5 по теме: Множественное число имен существительных

4. Имя прилагательное – 33 ч.

4.1

(69)

17.12

Работа над ошибками.

Общее понятие о имени прилагательном

памятка

Наблюдают за ролью прилагательных в речи.

Подбирают максимальное количество имен прилагательных к заданному имени существительному,

в том числе и близкие по смыслу.

Соотносят форму

имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».

Определяют род, число и падеж имени прилагательного

Распознают падежи имен прилагательных в тексте, предложении, словосочетании на основе определения рода и падежа имен существительных.

Склоняют имена прилагательные, используя таблицу в учебнике. Анализируют деформированный

текст: определяют границы предложений, выбирают знак в конце предложения. Определяют в тексте

(предложении) наличие орфограмм на безударные

гласные в падежных окончаниях имен прилагательных. Анализируют текст с точки зрения наличия в нем имен прилагательных, имеющих орфограммы с безударными гласными в окончаниях.

Оценивают собственный диктант, анализируют допущенные ошибки. Пишут зрительно-слуховые

диктанты.

Анализируют тексты, выделяя в них

структурные части. Определяют тему текста. Правильно употребляют имена прилагательные в

текстах.

Соотносят заголовок с темой и основной

мыслью текста.

Передают содержание текста по вопросам. Кратко передают содержание по предварительно составленному плану. Составляют повествовательный текст с элементами описания, озаглавливают его. Создают текст-описание картины,

корректируют созданный текст, исправляют в нем

ошибки.

Формы контроля:

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

-  диктант

-  обучающее изложение

-контрольное изложение

Предметные универсальные учебные действия

уметь:

склонять имя прилагательное в единственном и множественном числе;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммой падежные окончания имен прилагательных, безударные личные окончания;

производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, падеж, число имени прилагательного, его роль в предложении.

Личностные универсальные учебные действия

·развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

·основы здоровьесберегающего поведения;

·чувство прекрасного и эстетические чувства

Регулятивные универсальные учебные действия

·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

 использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Познавательные универсальные учебные действия

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации;

·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы;

·строить сообщения в устной и письменной форме;

отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·формулировать собственное мнение и позицию;

·договариваться и приходить к общему решению

4.2

(70)

18.12

Правописание родовых окончаний имен прилагательных

Памятка

учебник

тетрадь

4.3

(71)

19.12

Склонение имен прилагательных

Памятка

учебник

тетрадь

4.4

(72)

20.12

Распознавание падежей имён прилагательных

Опорная схема

4.5

(73)

21.12

Р/р. Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану.

Чудесное спасение.

Памятка

учебник

тетрадь

4.6

(74)

24.12

Работа над ошибками. Распознавание падежей имён прилагательных.

Памятка

учебник

тетрадь

4.7

(75)

25.12

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода

Опорная схема

4.8

(76)

26.12

Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода.

Опорная схема

4.9

(77)

27.12

Р.р. Обучающее изложение по коллективно составленному плану. Спасённый сад.

Памятка

учебник

тетрадь

4.10

(78)

28.12

Работа над ошибками. Закрепление знаний о предложении, о частях речи.

учебник

тетрадь

4.11

(79)

11.01

Родительный падеж  имен прилагательных мужского и среднего рода

учебник

тетрадь

4.12

(80)

14.01

Правописание падежных окончаний прил-х мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах.

учебник

тетрадь

4.13

(81)

15.01

Проверочная работа по теме: Правописание падежных окончаний имён прилагательных Творительный и предложный падежи прил-х мужского и среднего рода.

карточки

4.14

(82)

16.01

Работа над ошибками Правописание окончаний прил-х мужского и среднего рода в родительном и предложном падежах.

4.15

(83)

17.01

Р.р. Обучающее изложение текста-описания. Зеленушка.

Памятка

учебник

тетрадь

4.16

(84)

18.01

Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных

памятка

4.17

(85)

21.01

Контрольная работа  №6 по теме: Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

тетрадь

4.18

(86)

22.01

Работа над ошибками.

Склонение имен прилагательных женского рода

учебник

тетрадь

4.19

(87)

23.01

Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода

Опорная схема

4.20

(88)

24.01

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода

Памятка

учебник

тетрадь

4.21

(89)

25.01

Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

Памятка

учебник

тетрадь

4.22

(90)

28.01

Сравнение безударных окончаний имён

прилагательных мужского и женского рода

презентация

4.23

(91)

29.01

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода

Памятка

учебник

тетрадь

4.24

(92)

30.01

Р.р. Сжатое обучающее  изложение по готовому плану. Муравей и голубка.

Памятка

учебник

тетрадь

4.25

(93)

31.01

Работа над ошибками. Проверочная работа:«Падежные окончания имен прилагательных в единственном числе»

Карточки

4.26

(94)

1.02

Обобщение знаний о склонении имён прилагательных в ед-м числе

Опорная схема

4.27

(95)

4.02

Склонение имен прилагательных во множественном числе

Памятка

учебник

тетрадь

4.28

(96)

5.02

Именительный и винительный падежи множ-го числа им-н прилагательных

Памятка

учебник

тетрадь

4.29

(97)

 6.02

Проверочная работа по теме: Склонение имён прилагательных Родительный и предложный падежи множ-го числа имён

прилагательных

Памятка

учебник

тетрадь

4.30

(98)

7.02

Дательный и творительный падежи множ-го числа имён прилагательных

Памятка

учебник

тетрадь

4.31

(99)

8.02

Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном

4.32

(100)

11.02

Р.р. Обучающее изложение самостоятельно подготовленного текста. Ёлки в блокадном Ленинграде.

памятка

4.33

(101)

12.02

Работа над ошибками

Понятие о местоимении

5.Местоимение – 9 ч.

5.1

(102)

13.02

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица

Памятка

учебник

тетрадь

Знакомятся с ролью местоимений в речи. Наблюдают за личными местоимениями. Определяют наличие в тексте местоимений. Распознают местоимения в тексте.

Заменяют повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Определяют в тексте наличие орфограмм на правописание местоимений с предлогами.

Передают содержание повествовательного текста

с опорой на ключевые слова, соблюдая его композицию. Редактируют тексты, заменяя имена существительные местоимениями, анализируют и оценивают созданный текст. Наблюдают за композицией

повествовательного текста (завязка, кульминация — момент наивысшего напряжения, развязка).

Пишут изложение повествовательного текста

Формы контроля:

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

-  сочинение

Предметные универсальные учебные действия

уметь:

находить местоимения в предложениях;

склонять местоимения в единственном и во множественном числе;

определять падеж местоимения;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой раздельное написание предлогов с местоимениями;

правильно потреблять в речи местоимения в разных падежах;

использовать личные местоимения как средства связи предложений в тексте.

Личностные универсальные учебные действия

ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

·широкая мотивационная основа учебной деятельности

·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные универсальные учебные действия

·принимать и сохранять учебную задачу;

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные универсальные учебные действия

·строить сообщения в устной и письменной форме;

·ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

·формулировать собственное мнение и позицию;

·контролировать действия партнёра;

·использовать речь для регуляции своего действия;

5.2

(103)

14.02

Правописание местоимений с предлогами

Памятка

учебник

тетрадь

5.3

(104)

15.02

Раздельное написание предлогов с местоимениями

Памятка

учебник

тетрадь

5.4

(105)

18.02

Упражнение в раздельном написании местоимений с предлогами.

Памятка

учебник

тетрадь

5.5

(106)

19.02

Контрольная работа №7 за 2 триместр

Памятка

учебник

тетрадь

5.6

(107)

20.02

Работа над ошибками. Правописание местоимений с предлогами.

учебник

тетрадь

5.7

(108)

21.02

Р.Р.Сочинение по картине И.И. Шишкина

 Утро в сосновом лесу

Памятка

учебник

тетрадь

5.8

(109)

22.02

Работа над ошибками.

Упражнение в раздельном написании местоимений с предлогами.

памятка

5.9

(110)

25.02

Проверочная работа по теме: Употребление местоимений в речи

 Закрепление пройденного

Карточки с заданием

6.Глагол – 41 ч.

6.1

(111)

26.02

Работа над ошибками.

Общее понятие о глаголе

Таблица

Памятка

учебник

тетрадь

Распознают глагол среди других частей речи, отличают глагол от именных частей речи, прямое и переносное значение глаголов, различают глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

 Соотносят начальную форму и временные формы глаголов, ставят

вопросы к неопределенной форме глагола (ч т о д е_

л а т ь? ч т о с д е л а т ь?), дифференцируя их по

видам глагола

 Распознают временные формы глаголов, распознают лицо глагола; осознанно употребляют глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах, изменяя глаголы по временам

и числам, изменяя глаголы по лицам в настоящем

времени, по родам в прошедшем времени.

Составляют план составляемого текста, пишут изложение

по диафильму с использованием плана и опорных слов, определение темы и структуры повествовательного текста с элементами описания, исправляют ошибки и недочеты собственного текста

Наблюдают за спряжением глаголов в форме настоящего времени.

 Спрягают глаголы в форме настоящего и будущего времени.

Распознают спряжение

глагола по суффиксу неопределенной формы. Группируют найденные в тексте глаголы, записывая их

в нужную колонку таблицы (I и II спряжение глаголов).

Моделируют (создают, конструируют) в процессе коллективной работы алгоритм определения

спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Составляют собственные считалки с глаголами-исключениями.

Оценивают собственный диктант,

анализируют допущенные ошибки.

Определяют в тексте наличие слов с орфограммами

на безударные гласные в личных окончаниях и в

суффиксах прошедшего времени глаголов.

Применяют алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Овладевают

навыком правописания безударных гласных в личных окончаниях глагола. Пишут зрительно-слуховые диктанты.

Анализируют тексты диктантов, находят и исправляют ошибки. Определяют тему и

основную мысль текста. Озаглавливают текст. Составляют план текста. Различают типы текстов

(описание, рассуждение, повествование, смешанные тексты: повествовательный с элементами описания, повествовательный с элементами рассуждения). Передают содержание текста по памяти, по опорным словам, по плану. Составляют текст-описание пейзажной картины.

 Составляют по пословице текст-рассуждение, самостоятельно передают.

Формы контроля:

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

-  диктант

-  обучающее изложение

Предметные универсальные учебные действия

уметь:

отличать неопределенную форму глагола от временных форм;

спрягать глаголы;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммами родовые окончания глагола, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

производить разбор слова как части речи: начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола, его роль в предложении.

Личностны универсальные учебные действия

анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

·ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·осуществлять синтез как составление целого из частей;

·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач

·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·формулировать собственное мнение и позицию;

·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

·задавать вопросы;

6.2

(112)

27.02

Изменение глаголов по временам

Таблица

Памятка

учебник

тетрадь

6.3

(113)

28.02

Изменение глаголов прошедшего времени

Памятка

учебник

тетрадь

6.4

(114)

01.03

Неопределенная форма глагола

Памятка

учебник

тетрадь

6.5

(115)

04.03

Неопределенная форма – начальная форма.

Памятка

учебник

тетрадь

6.6

(116)

05.03

Контрольная работа №8 по теме: Изменение глаголов по временам

6.7

(117)

06.03

Работа над ошибками.

Неопределенная форма – начальная форма.

Памятка

учебник

тетрадь

6.8

(118)

07.03

Р.р.Подробное обучающее изложение текста –описания.

Морж.

Памятка

учебник

тетрадь

6.9

(119)

11.03

Работа над ошибками. Изменение глаголов по лицам

Памятка

учебник

тетрадь

6.10

(120)

12.03

Спряжение глаголов

Памятка

учебник

тетрадь

6.11

(121)

13.03

2-е лицо глаголов единственного числа

Памятка

учебник

тетрадь

6.12

(122)

14.03

Употребление Ь в глаголах 2-го лица единственного числа

Памятка

учебник

тетрадь

6.13

(123)

15.03

1 и 2 спряжение глаголов

учебник

тетрадь

6.14

(124)

18.03

Окончания глаголов

1 и 2 спряжения

учебник

тетрадь

6.15

(125)

19.03

Контрольный срез знаний по теме: «Словарные слова»

Будущее время

глаголов.

учебник

тетрадь

6.16

(126)

20.03

Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени

учебник

тетрадь

6.17

(127)

21.03

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Опорная схема

6.18

(128)

22.03

Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме

учебник

тетрадь

6.19

(129)

01.04

Правописание безударных личных окончаний глаголов

учебник

тетрадь

6.20

(130)

02.04

Правописание безударных личных окончаний глаголов

учебник

тетрадь

6.21

(131)

03.04

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени

учебник

тетрадь

6.22

(132)

04.04

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени

учебник

тетрадь

6.23

(133)

05.04

Глаголы-исключения

Опорная схема

6.24

(134)

08.04

Проверочная работа по теме: Спряжение глаголов Правописание глаголов-исключений

учебник

тетрадь

6.25

(135)

09.04

Р.р. Сочинение  с элементами описания по картине К. Юона Конец зимы. Полдень

учебник

тетрадь

6.26

(136)

10.04

Работа над ошибками Правописание глаголов-исключений

учебник

тетрадь

6.27

(137)

11.04

Контрольная работа №9 по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов

6.28

(138)

12.04

Работа над ошибками  Правописание глаголов-исключений

учебник

тетрадь

6.29

(139)

15.04

Обобщение знаний о глаголе

таблица

6.30

(140)

16.04

Правописание глаголов в прошедшем времени

учебник

тетрадь

6.31

(141)

17.04

Определение рода у глаголов в прошедшем времени.

учебник

тетрадь

6.32

(142)

18.04

Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени

учебник

тетрадь

6.33

(143)

19.04

Р/р. Обучающее изложение  повествовательного текста. Редкая гостья.

учебник

тетрадь

6.34

(144)

22.04

Работа над ошибками Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени

учебник

тетрадь

6.35

(145)

23.04

Изменение глаголов по временам

учебник

тетрадь

6.36

(146)

24.04

Упражнение в образовании временных форм глагола

учебник

тетрадь

6.37

(147)

25.04

Р.р. Контрольное изложение №2.На разливе.

учебник

тетрадь

6.38

(148)

6.39

(149)

26.04

29.04

Работа над ошибками  Упражнение в образовании временных форм глагола

Обобщение знаний о глаголе

учебник

тетрадь

карточки с заданием

6.40

(150)

30.04

Проверочная работа по теме Глагол

6.41

(151)

02.05

Работа над ошибками Обобщение знаний о глаголе

учебник

тетрадь

7.Повторение – 20ч.

7.1

(152)

03.05

Обобщение знаний о предложении

учебник

тетрадь

Анализируют деформированный текст: определяют границы предложений, выбирают знак в конце

предложения.

Находят в тексте предложения с однородными членами, соотносят предложение со схемой предложения.

 Определяют в тексте наличие орфограмм на безударные гласные в разных частях слова (в корне суффиксе,приставке, окончании).

Распознают приставки и

предлоги, анализируют текст с точки зрения наличия в нем орфограмм. Контролируют правильность

записи текста.

Находят неправильно записанные

слова и исправляют ошибки.

 Объясняют написание слов в ходе предварительного анализа текста

диктанта.

Сопоставляют части речи по существенным признакам. Распознают части речи в тексте,правильно их употребляют в речи. Распознают типы склонения имен существительных. Склоняют имена существительные. Подбирают имена прилагательные к именам существительным.

Определяют род, число и падеж имен прилагательных в словосочетании «имя существительное + имя прилагательное».

Склоняют имена прилагательные,

употребляют имена прилагательные в тексте в

нужной форме.

Отличают местоимения от имен существительных. Определяют в тексте формы времени, лица, числа и рода (в прошедшем времени)

глаголов.

Спрягают глаголы, различают I и II спряжение глаголов.

 Изменяют глаголы прошедшего

времени по родам. Подбирают заголовок к тексту.

Передают по памяти содержание описательного

текста.

Составляют текст-описание по картинке

с опорой на план и ключевые слова.

Анализируют

и корректируют созданный текст, оценивают

текст.

Находят в нем смысловые ошибки.

Формы контроля:

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

-  диктант

-  обучающее изложение

-контрольное изложение

-контрольное списывание

Личностные универсальные учебные действия

·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Регулятивные универсальные учебные действия

·принимать и сохранять учебную задачу;

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·различать способ и результат действия;

·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия

·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·формулировать собственное мнение и позицию;

·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·строить понятные для партнёра высказывания

·контролировать действия партнёра;

·использовать речь для регуляции своего действия;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

7.2

(153)

06.05

Обобщение знаний о предложении

учебник

тетрадь

7.3

(154)

07.05

Состав слова. Упражнение в написании корней слов

учебник

тетрадь

7.4

(155)

08.05

Правописание безударных гласных в корне, приставке и суффиксе.

учебник

тетрадь

7.5

(156)

10.05

Р/р. Сочинение по картине И.И. Левитана.Весна. Большая вода

учебник

тетрадь

7.6

(157)

13.05

Работа над ошибками.

Текст и предложение как единицы речи

учебник

тетрадь

7.7

(158)

14.05

Итоговая контрольная работа №10

Памятка

Опорная схема

7.8

(159)

15.05

Работа над ошибками    Текст и предложение как единицы речи

учебник

тетрадь

7.9

(160)

16.05

Контрольное списывание №2

учебник

тетрадь

7.10

(161)

17.05

Работа над ошибками

Имя существительное

учебник

тетрадь

тест

7.11

(162)

20.05

Имя существительное

учебник

тетрадь

7.12

(163)

21.05

Р/р. Обучающее изложение самостоятельно подготовленного текста. Хлебные деревья.

учебник

тетрадь

7.13

(164)

22.05

Работа над ошибками

Имя прилагательное

Памятка

учебник

тетрадь

тест

7.14

(165)

23.05

Местоимение

учебник

тетрадь

7.15

(166)

24.05

Изменение глагола по числам.

учебник

тетрадь

7.16

(167)

27.05

Время глагола

учебник

тетрадь

7.17

(168)

28.05

Род глагола

учебник

тетрадь

7.18

(169)

7.19

(170)

29.05

30.05

Правописание личных окончаний глагола

Правописание личных окончаний глагола

учебник

тетрадь

7.20

(171)

31.05

Правописание личных окончаний глагола

Итого

171 ч.


 

 Приложение

Контрольно – измерительные материалы по предмету

  1. Проверочная работа по теме: Правописание гласных и согласных в корнях слов ( См. методичку с.57.)
  2. Входная контрольная работа №1 по тексту администрации
  3. Проверочная работа по теме: Части речи
  4. Контрольная работа №2 по теме: Однородные члены предложения  

( См. методичку с.104.)

  1. Проверочная работа по теме: Склонение имён существительных в ед. ч.

( См. методичку с.133.)

  1. Контрольная работа  №3 по теме: Склонение имен существительных в ед. ч.

( См. методичку с.136.)

  1. Проверочная работа по теме: Правописание окончаний имён существительных
  2. Контрольная работа №4 по теме: Правописание окончаний существительных
  3. Контрольное списывание №1. (См. учебник упр.250)
  4. Проверочная работа по теме: Множественное число имен существительных     (См. учебник упр.259.)
  5. Контрольная работа №5 по теме: Множественное число имен существительных ( См. методичку с.142.)
  6. Проверочная работа по теме: Правописание падежных окончаний имён прилагательных ( См. методичку с.157.)
  7. Контрольная работа  №6 по теме: Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода ( См. методичку с.178.)
  8. Проверочная работа по теме: Склонение имён прилагательных
  9. Контрольная работа  за 2 триместр по тексту администрации
  10. Проверочная работа по теме: Употребление местоимений в речи ( См. сборник контрольных работ.)
  11. Контрольная работа №7 по теме: Изменение глаголов по временам ( См. сборник контрольных работ.)
  12. Проверочная работа по теме: Спряжение глаголов ( См. сборник контрольных работ.)
  13. Контрольная работа №8 по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов ( См. сборник контрольных работ.)
  14. Контрольная работа №9 по теме Глагол ( См. методичку с.248.)
  15. Контрольное списывание №2 ( См. сборник контрольных работ.)
  16. Итоговая контрольная работа №10 по тексту Управления образования
  17. Р.р. Контрольное изложение ( См. методичку с.247.)

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

        Ошибки:

  • нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
  • наличие ошибок на изученные правила орфографии.

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
  • отсутствие красной строки;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

                                                      Грамматическое задание

        Грамматическое задание есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

        Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - выполнено без ошибок.

"4" ("хорошо") - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

"3" ("удовлетворительно") - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

"2" ("плохо") - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Примечания:

  1. В образовательной программе "Начальная школа XXI века" после диктанта предлагается орфографическое задание. По блоку "Как устроен наш язык" проводятся контрольные работы или тесты с заданиями по теории языка.
  2. В образовательной программе "Гармония" грамматическое задание проводится после проведения диктанта, на следующем уроке русского языка.

                                                  Словарный диктант

        Примерное количество слов для словарных диктантов:

4 класс - 12-15 слов.

        Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - без ошибок.

"4" ("хорошо") - 1 ошибка.

"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки.

"2" ("плохо") - 4 и более ошибок.

                                               Контрольное списывание

        Контрольное списывание - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.

                Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - работа выполнена без ошибок;

"4" ("хорошо") - 1-2 исправления или 1 ошибка;

"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки;

"2" ("плохо") - 4 ошибки и более.

                                                          Изложение

        Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

        Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.

        При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

        Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

        Ошибки:

  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие красной строки;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.

                           Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).

"4" ("хорошо") - содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

"3" ("удовлетворительно") - допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

"2" ("плохо") - допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

                                                            Сочинение

"5" ("отлично") - логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.

"4" ("хорошо") - последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

"3" ("удовлетворительно") - имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

        Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....


 

Комментарии

В помощь молодым специалистам