МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Рябкова Татьяна Викторовна

План-конспект урока по теме "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _posle_shipyashchih.docx37.52 КБ

Предварительный просмотр:

МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Педагогическая
цель

Создать условия для умений правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Владеют первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; опознают и анализируют основные единицы языка, грамматические категории языка, употребляют языковые единицы адекватно ситуации речевого общения

Личностные
результаты

Обладают целостным, социально ориентированным взглядом на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – извлекают информацию из учебного текста; логические – анализируют,
классифицируют слова, осуществляют сравнение.

Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его
действий

Основное содержание темы, понятия
и термины

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Род имен существительных. Орфограмма. Антоним. Орфограмма «Употребление ь на конце имен существительных»

Образовательные
ресурсы

Учебник, с. 31–32.  Презентация

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

А почему он важный –

Скажет каждый!

– Проверим готовность
к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют
наличие индивидуальных учебных принад-лежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

Наблюдение

II. Чистописание

Индивидуальная. Практический. Письмо, загадка

- Послушайте стихотворение. (Прочитать, выделяя голосом шипящие звуки).

Тетрадь наклонно положу.
Ру
чку правильно держу.
За посадкою сле
жу.
С
чистотою я дружу, 
На "отли
чно" напишу.

- Кто внимательно слушал, тот сможет ответить на вопрос: «Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?»(Шипящие согласные звуки.)

- Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их.([ч'] [щ'] [ш] [ж].

- Охарактеризуйте эти звуки.

Выполняют письмо
по образцу

ж ш щ ч

чш жш шч щж

Вырабатывают калли-графический почерк

Письмо

III. Актуализация знаний 1.Орфографическая минутка

Индивидуальная. Практический.
Словарный
диктант

Предлагает записать
слова под диктовку и подчеркнуть изученные орфограммы:
 сердце, солнце, салазки, морковка, медведь, лестница, указка, вестник, улыбка, праздник, заморозки, лошадка

Пишут слова под дик-товку, подчеркивают
изученные орфограммы

Осуществляют контроль, самоконтроль
для установления правильности выполнения заданий

Словарный диктант

2. Запись пословиц

Коллективная, фронтальная.
Словесный,
практический.

Слайд .

- Прочитайте пословицы.

Ученье - луч света, а неученье - тьма.

Хорошую речь хорошо и слушать. 

- Объясните смысл пословиц. Что общего в этих пословицах?

(Об учебе.В обеих встречаются шипящие, слова с мягким знаком).

Ученики объясняют смысл пословиц, орфограммы и записывают одну из них (по выбору)   в тетрадь.

- А что это за буква "ь знак"?

- Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет).

- Зачем же она тогда нужна в русском языке?

- Сейчас мы повторим, для чего нужен ь знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нём что-то новое.

- Давайте определим роль мягкого знака в словах: 

ученье, неученье(разделяет согласный и гласный);

тьма, слушать (смягчает согласный);

Обобщение: ь знак может выполнять в словах 2 работы:

- указывать на мягкость предыдущего согласного;

- разделять согласный и гласный

Ученики объясняют смысл пословиц, орфограммы и записывают одну из них (по выбору)   в тетрадь.

Осуществляют контроль, самоконтроль
для установления правильности выполнения заданий

Наблюдение

3. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

Коллективная, фронтальная.
Словесный,
практический.

- В какую группу вы запишите слова речь? Почему?

- Для чего в нем пишется ь знак?

- На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный).

- Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком?

- Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч']? (Нет).

- Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.

- Это какая-то новая работа ь знака.

Слайд  «Функции мягкого знака»

Вывод:ь знак в этом слове не указывает на мягкость, [ч'] и без него мягкий.

Наблюдение над словом.

4. Постановка проблемы учащимися.

Коллективная, фронтальная.

- Какая возникла проблема?

(Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на  мягкий шипящий в ед. ч. пишется ь знак).

- Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч)

- Что вы можете сказать о написании этого слова? Может допущена ошибка?

 IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

- Давайте сформулируем цель нашего урока?

Слайд.

Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется, познакомиться с новой ролью мягкого знака.

Читают, предлагают
формулировки учебной задачи урока

Принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем

Наблюдение

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Открытие детьми нового знания.Работа в группах.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный

- Каждый из вас получил карточку с заданием. Перед вами группа слов. Мы должны провести небольшое исследование. Девочки и мальчики будут выполнять разные задания, опираясь на данный алгоритм.

- Какова же работа ь знака в этих словах?(Грамматическая, он указывает на род).

Слайд .

Есть ь знак после шипящего - ж. р.

Нет ь знака после шипящего - м. р.

Каждая группа выполняет задание в тетрадях.  Делаем вывод.

Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма.

Делают вывод

Наблюдение

2. Работа с учебником с. 31(правило).

Фронтальная, индивидуальная. Словесный

- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Что об этом говорит наш учебник?

Читают правило, делают вывод.

3.  Составление алгоритма действий

Фронтальная, индивидуальная. Словесный

-Что нужно знать, чтобы правильно определить, нужно ли писать ь после шипящих на конце имён существительных?

4.  Употребление ь 
на конце имен существительных
Загадки

Коллективная, фронтальная.
Словесный,
практический. Упражнение,
работа с прави-лом и таблицей

Организует работу
с упражнением, правилом
и
 схемой

1. Гляжу я в окошко –

Ходит чёрная кошка,

Всех усыпляет,

Тишину приглашает.    (ночь)

2. Маленький шарик

Под лавкой шарит.(мышь)

3. Стоит изба из кирпича, 
То холодна, то горяча.  (печь)

4. Маленькое, сдобное, 
Колесо съедобное.
Я один тебя не съем, 
Разделю ребятам всем.  (калач)


5. Сидит дитя на дороге, сидит и говорит:

- У меня есть отец и мать, а я им не сын.

(дочь)

Выполняют упражнение, изучают правило, работают со схемой

Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; овладевают навыками смысло-вого чтения; делают
выводы; осуществляют классификацию

Упражнение, правило

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Проводит физкульт-
минутку

Физминутка

Потрудились – отдохнуть нужно без сомненья

Дружно быстренько встаём – выполним движенья.

-Ребята, я буду называть имена сущ. женского и мужского рода с шипящим на конце. Если это имя сущ. женского рода - приседают девочки, а если мужского рода - приседают мальчики.

Шалаш, мышь, меч, плащ, вещь, тишь, ёж, печь, грач, рожь, нож, товарищ, ложь.

Выполняют движения
по тексту под руковод-ством учителя

Имя существительное –
Очень удивительное: 

Мягкий знак когда писать

Вы должны мне подсказать!

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

VI. Закрепление знаний и способов действий.

 1. Поиск ошибок

Фронтальная, индивидуальная. Словесный,

практический. Упражнение

Предлагает самостоятель-но выполнить упражнение, организует коллективную проверку

Сейчас в парах вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы проверили, как научились писать слова с новой орфограммой. Вам надо найти ошибки, допущенные в словах.

плащь

помощ

лещ

лучь

мячь

грачь

мыш

ёрш

ночь

гаражь

стрижь

чижь

исправляют ошибки

Указывают род имен
существительных

Строят логические рассуждения, устанавливают причинно-следст-венные связи; обосно-

вывают выбор написания ь; комментируют орфограммы

Упражнение

2. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Парная.

Практический. Упражнение

Организует работу
с упражнением

– Найдите и запишите слова с шипящими буквами на конце имен существительных.

I  вариант – записывает слова без ь.

II  вариант – записывает слова с ь.

Шалаш.., багаж.., тиш.., товарищ.., вещ.., сторож.., еж.., глуш.., реч.., душ..

Выполняют упраж-
нение

Анализируют, сравнивают, определяют критерий объединения слов

Упражнение

3. Тест

Практический.

Самостоятельная работа.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Закончите предложения:

Урок помог мне…

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

- Вы хорошо сегодня поработали, оцените свою работу, продолжив предложения

-я научился…..

- я узнал…..

-мне было интересно ….

- у меня вызвало затруднение …..

- хочу сказать спасибо……

Заканчивают предло-
жения в зависимости
от своего состояния,
впечатления от урока

Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция

Домашнее задание: упр. 55

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Дает комментарий
к домашнему заданию

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего
развития

Упражнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников. ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих....

«Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

Русский язык 3 класс УМК «Школа России» ....

Презентация на тему: "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" - 2 класс

Цели деятельности учителя: сформировать  представление о правописании мягкого знака на конце имен существительных  после шипящих.Планируемые результаты...

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...