«Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Русский язык 3 класс УМК «Школа России» .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 3 класс УМК «Школа России»

Тема: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

 учитель начальных классов

Евсейко Елена Ивановна

МБОУ «Нижнеомская СШ № 2»

с. Нижняя Омка

2016г.

Предмет: Русский язык 3 класс

Тема: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

Тип урока «Открытия» нового знания с применением ИКТ

Планируемые результаты (предметные):

- Выявить грамматическую функцию мягкого знака, как показателя женского рода имен существительных путем исследовательской работы обучающихся;

- Совершенствовать умение распознавать существительные по родам.

Личностные УУД:

- Формировать умение адекватно оценивать свою работу;

- Воспитывать у обучающихся толерантное отношение друг к другу уважение к мнению других.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные:

- Развивать внимание, мышление, зрительную память обучающихся;

Коммуникативные:

- Формировать умения работать в парах, группах;

- Развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

Регулятивные:

- Учить обучающихся контролировать свою речь при выражении свое точки зрения по заданной тематике;

- Формировать умение выполнять свои действия по образцу.

Ход урока.

I. Орг момент.

1. - Урок русского языка. Я рада видеть ваши улыбки. Надеюсь, что этот урок нам всем принесет радость общения друг с другом.   

2. Подготовка мелких мышц пальцев и кистей рук.

 - Приступим к работе.

- Чтоб красиво нам писать, нужно пальчики размять.

1 упр.- « ладошка, кулачок, ребро»

2 упр.- « пальчики здороваются»

3 упр.- « растереть кисти рук и встряхнуть»

 - Теперь ваши пальчики и руки будут хорошими помощниками.

II. Минутка чистописания. Слайд №2.

Откройте тетради, запишите число, классная работа (один ученик комментирует).

  1. -Запишите со слайда предложенные буквы и буквосочетания. Когда закончите выполнение задания, поставьте руку на локоток. К доске пойдет Бородина Таня.
  2. Самопроверка. (оценивание)

-Подчеркните одну букву и одно буквосочетание самое красивое и правильное на ваш взгляд.

  1. Взаимопроверка. (оценивание)

-Поменяйтесь тетрадочками и обведите зеленой пастой самое правильное и красивое написание одной буквы и одного буквосочетания у товарища.

(А Лера проверит работу Тани у доски).

- А у кого совпало ваше оценивание и оценивание товарища, поднимите руку.

III. Актуализация знаний. Слайд №3.

-Прочитайте слова, записанные на слайде.

К какой части речи они относятся? (существительные)

На какие звуки они заканчиваются? (на шипящие)

Можете ли вы сейчас объяснить, почему в первом столбике в словах, заканчивающихся на шипящие, мягкий знак я не написала, а во втором столбике в словах, оканчивающихся на шипящие, мягкий знак присутствует?

IV. Целеполагание. Слайд №4.

-Попробуйте сформулировать тему урока.

Какую цель поставим перед собой на уроке?

Запишите в тетради тему урока.

V. Изучение нового материала в группах. 

А добывать знания на уроке по этой теме вы будете, работая в группах. Для этого я приготовила вопросы для исследования. Задания для групп одинаковые, а слова для исследования разные. На работу отводим 5 минут. Следите за временем. Ответив на вопросы, подготовьте одного выступающего от каждой группы. Приступайте к работе. Желаю удачи.

VI. Озвучивание результатов работы каждой группы. Слайд №5.

- К какому выводу вы пришли?

Работа с учебником.

Откройте учебник на странице 31. Сравните свои выводы с информацией в учебнике. (читает вслух один ученик)

Верны ли ваши утверждения?

Согласны ли вы, что это правило можно представить схематически в виде алгоритма вот так? Слайд №6.

А можете ли вы теперь объяснить правописание мягкого знака в словах предложенных ранее? Слайд №7.

Чтобы усвоить это правило я предлагаю вам четверостишье для быстрого запоминания. Слайд №8.

VIII. Физкультурная минутка

IX. Самостоятельная работа.

А) с взаимопроверкой по эталону.

А теперь на практических упражнениях закрепим полученные знания. Слайд №9.

Замените каждое слово синонимом с шипящим звуком на конце. Укажите род существительного. Объясните написание слов.

  1. Доктор –
  2. Не правда –
  3. Друг –
  4. Родник –
  5. Сила –
  6. Безветрие  -

- Поменяйтесь тетрадями.

Предложите, как будем оценивать вашу работу? (за каждое правильное подобранное слово 1 балл и за правильное указание рода существительного тоже 1 балл. Итого за эту работу вы можете получить 12 баллов.)

Алгоритм выполнения представлен на слайде. Слайд №10.

(Обратная связь)

Поднимите руку, кто набрал 11-12 баллов. Молодцы! (12б. – 100%, 11б. – 92%)

Кто набрал 9-10 баллов? Хорошо. (9б. – 75%, 10б. – 83%)

А кто набрал от 6 до 8 баллов? Ребята нам с вами предстоит еще поработать.

Б) самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму.

Чтобы закрепить правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных выполните задания по карточке. Слайд №11. 

На карточке записаны предложения.

  1. Вставьте пропущенные буквы, где нужно.
  2. Укажите род существительных, оканчивающихся на шипящую.
  3.  Подчеркните орфограмму.

В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч… . На нем был плащ… . В руках он держал меч…  Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал мяч… . Стояла тиш…

Самопроверка по алгоритму. (оценивание) Слайд 12.

Максимально за эту работу вы можете получить 11 баллов: за правильную вставленную орфограмму и указание рода.

Поднимите руку кто набрал 11 баллов.

X. Итог.

- Ребята, над какой темой мы работали на уроке?

Какую цель ставили?

Достигли мы цели урока?

А как достигли?

За урок, ребята, я посчитала, за выполненные задания можно было набрать 23 балла. Посчитайте сколько у вас баллов? Поднимите руку, кто набрал 23 балла.

Ребята, а какую еще роль играет мягкий знак в словах русского языка? Приведите примеры.

XI. Рефлексия. Слайд №13.

Закончите предложение:

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Самым интересным было…
  • Что получилось у меня?
  • Что не получилось? Почему?

XII. Домашнее задание. Слайд №14.

Предлагаю выполнить домашнее задание по выбору. Кто уверен в своих знаниях, выполняет задание на стр. 32 упр. 53, а кому нужно потренироваться, выполняет упр. 52 на стр. 31.

Урок окончен.

Приложение № 1

Вопросы для исследования:

- К какой части речи относятся слова?

- Подчеркните шипящие буквы на конце слов.

- Определите род существительных.

- Разделите слова на два столбика.

- Сделайте вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.

обруч            вещь         меч         дичь

Вопросы для исследования:

- К какой части речи относятся слова?

- Подчеркните шипящие буквы на конце слов.

- Определите род существительных.

- Разделите слова на два столбика.

- Сделайте вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.

малыш       сушь       чиж       ночь

Вопросы для исследования:

- К какой части речи относятся слова?

- Подчеркните шипящие буквы на конце слов.

- Определите род существительных.

- Разделите слова на два столбика.

- Сделайте вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.

луч       рожь       калач       мелочь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников. ...

МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

План-конспект урока по теме "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих....

Презентация на тему: "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" - 2 класс

Цели деятельности учителя: сформировать  представление о правописании мягкого знака на конце имен существительных  после шипящих.Планируемые результаты...

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...