Урок русского языка в 3 классе по теме "Безударные гласные в корне слова".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка в третьем классе по теме "Безударные гласные в корне слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Программа: «Школа 2100», (учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной)

Тип урока: открытие нового знания.

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.

Цель урока: Развитие орфографического умения написания слов с двумя безударными гласными в корне слова.

Задачи урока:

 - сформировать способность к написанию проверяемых безударных гласных в корнях слов;

 -актуализировать способность учащихся к выработке  способа проверки  двух безударных гласных в корнях слов;

- развивать самостоятельность мышления, внимание, орфографическую зоркость, речь.

Оборудование:

у учащихся: учебник, тетрадь.

у учителя:

- карточки с шагами алгоритма написания безударных гласных в корне, с заданием для самостоятельной работы, для рефлексии

Ход урока.

  1. Мотивация

- Начинаем наш урок русского языка.  Я хочу начать сегодняшний урок с высказываний Льва Николаевича Толстого:

Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как. 
- Как вы понимаете значение этого высказывания?

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш русский язык.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Какой большой раздел русского языка мы изучаем? (Слово) 

 

- Слово – великое оружие жизни.        В. О. Ключевский

- Как вы понимаете значение этого высказывания?

- Что мы уже знаем о слове?  

- Какие орфограммы  вы знаете? (Орфограммы гласных и орфограммы согласных букв)

- Назовите орфограммы гласных. (Гласные после шипящих и безударные гласные в корнях слов)

-Вы, наверное, догадались, что речь сегодня пойдет об орфограммах.

- Как же мы будем «открывать» новое?

( Мы должны сами понять, что мы еще не знаем,  самим постараться «открыть» новое)

А с чего начнем? (С повторения)

- Определите  и докажите гласную в слабой позиции в словах:

Зима,  снежинка, холод, метель,  далекий, тяжелый.

- Какие же гласные в слабой позиции всегда нужно проверять?  Запишите эти буквы.

- В какой части слова были эти гласные? (В корне)

- Давайте составим алгоритм доказательства безударной гласной в корне слова, расставьте части алгоритма в нужном порядке.

1. Поставить ударение в слове.

2. Выделить корень.

3. Найти безударную гласную в корне слова.

4. Подобрать однокоренное слово, где гласная в корне станет ударной.

- Какое время года  сейчас?

-  Прочитайте отрывок из стихотворения А. Блока.

 Ветхая избушка
Вся в
снегу стоит.
Бабушка-
старушка
Из окна
глядит.

-Выпишите выделенные слова, выделите корень. Найдите ударный слог в словах.

- Какая  орфограмма встретилась в этих словах? В какой части слова?

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Как вы понимаете значение слова ветхая?

- Подберите,  слова-признаки к слову избушка по схеме: прил.+ сущ.

- Деревянная избушка.

- Запишите это словосочетание. Выделите корень в прилагательном холодная.

3. Выявление места и причины затруднения

- Почему же это слово вы написали по-разному?  (Не знаем способа проверки таких слов)

- В какой части слова вы встретились  с затруднением в написании? (В корне слова)

- Какая это орфограмма?

-Почему  ошиблись в написании этого слова? (Гласные находятся в слабой позиции)

- А сколько в этом слове безударных гласных?

- Попробуйте сформулировать цель  урока.  (Найти способ проверки 2-х  безударных гласных в корнях слов)

- Какова  тема урока? (Правописание двух безударных гласных в корнях слов).

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Сделайте звуковой анализ слова деревянная  и запишите слово с пропуском орфограмм слабых позиций гласных.

[д’ир’ив’анай’а]

Д_р_вянная – дерево, деревья.

- Как же нужно поступать, чтобы доказать, какие буквы надо написать в словах, в которых две безударные гласные?

- Попробуйте, работая в парах,  выстроить алгоритм своих действий в нужной последовательности.

- Сравните ваш алгоритм с алгоритмом на доске.

1. Поставить ударение.

2. Выделить корень.

3. Найти первую безударную гласную в корне.

4. Найти однокоренное слово, в котором эта гласная будет ударная.

5. Найти вторую безударную гласную в корне.

6. Найти однокоренное слово, в котором эта гласная будет ударная.

Что нового в построенном вами алгоритме?

5.  Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи

- Перед вами слова, вам нужно записать их в два столбика, а по какому основанию, вам помогут догадаться эти схемы:

Земля, золотой, зелёный, страна, сторона, писать, сторожить.

- Какие слова нужно поместить в1-ый столбик? Почему?

Учащиеся  доказывают правописание гласных в словах второго столбика, выделяют орфограммы.

- Как же проверить две безударные гласные в корне слова?

6.  Самостоятельная работа с проверкой.

Записать слова с безударной гласной в корне слова с проверкой:

В…сёлый, д…л…ко, ст…б…лёк, м…л…дой, к…л…сок, тр…п…тать.

7.  Включение в систему знаний и повторение

- Ребята, а где вам могут пригодиться новые знания?

- Придумайте предложение, используя слова самостоятельной работы.

( Молодой стебелёк трепетал на ветру)

- Разберем это предложение по членам предложения.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока?

-А что оказалось для вас сюрпризом? ( В некоторых словах бывает по 2 безударных гласных и их нужно доказывать)

- Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения

Д/З: найти 5 слов с двумя безударными гласными в корне в художественном тексте

                                                                         

 Приложение 1

 (а) Алгоритм написания безударной гласной в корне слова:

1. Прочитай слово.

2. Поставь ударение.

3. Выдели корень.

4. Определи место безударного гласного в корне.

5. Подбери проверочное слово.

6. Вставь букву.

7. Обозначь орфограмму.

(б) Алгоритм написания двух безударных гласных в корне слова:

1. Прочитай слово.

2. Поставь ударение.

3. Выдели корень.

4. Определи место безударного гласного в корне.

5. Подбери проверочные слова (Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов).

6. Вставь буквы.

7. Обозначь орфограмму.

                                                                                                                  Приложение 2

(а) Задание «Дополни сам»

1. Поставь ударение.

2. Подбери 2-е проверочное слово.

3. Выдели корень.

4. Вставь пропущенные буквы.

5. Выдели орфограмму.

Тр . п . тали – трепет, _______________

В. ч . реет –вечерний, _______________

З . л . нели – зелень, ________________

Г . л . ва – головка, _________________

(б) Оцените свою работу на уроке.

* Я могу пользоваться новым способом проверки безударных гласных  в корне и могу объяснить одноклассникам

 

* Я понял, как можно пользоваться новым способом,  но не уверен, что объясню другому.

* Я не совсем понял, как доказывать правописание  безударных гласных в корнях слов.