Урок русского языка , 2 класс. «Правописание безударных гласных в корне слова.»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Елена Ивановна Попова

Урок русского языка , 2 класс.

«Правописание безударных гласных в корне слова.»

Цель урока: способствовать развитию умения различать в корне  слова безударный гласный звук, требующий проверки; развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать правильность написания проверяемого; учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.

Задачи:

 образовательные

- закреплять умения «видеть» орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;

- уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;

развивающие

- развивать орфографическую зоркость; развивать логическое мышление; самоконтроль, взаимопроверку, самооценку учащихся;

воспитательные

- воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять; подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова; обосновывать правильность написания слов с безударным гласным звуком.

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:

Регулятивные УУД:

·        принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

·        осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

·        оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

·        осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);

·        ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

·        устанавливать алгоритм проверки обозначения буквой безударного гласного звука;

Коммуникативные УУД:

·        слушать собеседника и понимать речь других;

·        работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

·        строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формирование личностных результатов:

·        понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

 

·        быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogoo_yazyka.docx917.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка , 2 класс.

«Правописание безударных гласных в корне слова.»

Цель урока: способствовать развитию умения различать в корне  слова безударный гласный звук, требующий проверки; развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать правильность написания проверяемого; учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.

Задачи:

 образовательные

- закреплять умения «видеть» орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;

- уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;

развивающие

- развивать орфографическую зоркость; развивать логическое мышление; самоконтроль, взаимопроверку, самооценку учащихся;

воспитательные

- воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять; подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова; обосновывать правильность написания слов с безударным гласным звуком.

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • устанавливать алгоритм проверки обозначения буквой безударного гласного звука;

Коммуникативные УУД:

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формирование личностных результатов:

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

                      Ход урока

  1. Организационный момент

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая.

Слушай, не перебивая.

Говори ты чётко, внятно,  

Чтобы всем было понятно.  

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтоб на урок всем нам

Захотелось вновь прийти

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая.

Слушай, не перебивая.

Говори ты чётко, внятно,  

Чтобы всем было понятно.  

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтоб на урок всем нам

Захотелось вновь прийти

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши не отставая.

Слушай не перебивая.

Говори ты чётко, внятно.

Чтобы всем было понятно.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести.

Чтоб урок всем нам

Успех смог   принести!

ll. Мотивационный этап

- Ребята, из страны Русского языка пришло тревожное сообщение. Попробуйте, его прочитать.  (На доске запись: Б..да, п..м..гите, безударные гласные в корне сб..жали.)

- Что случилось в стране Русского языка?

- Предлагаю, отправиться в путешествие и вернуть сбежавшие буквы в корни слов. Кто согласен поднимите руку.

-- Какие знания и умения нам потребуются, чтобы правильно вставить безударные гласные в корни слов?

lll. Постановка целей урока. Сообщение темы урока.

Цель этапа: воспитание интереса к учению, изучению родного языка, родного края.

-- Кто догадался о теме нашего урока.

-- Какие умения будем развивать?

        – А сегодня у нас не прост0, урок, а урок – путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники. Нам с вами предстоит долгий путь. Посмотрите на карту страны Русского языка, на ней план нашего путешествия. Что нам встретиться на пути. (Дети читают:

lV. Минутка чистописания

-- Вот мы у горы Чистописания. Узнаем, какое задание нас здесь ждёт.

(Ученик достаёт из конверта задание, читает классу: "Пропишите строчные гласные, написание которых в слабой позиции надо проверять.")

-- Какие буквы надо прописать?

( Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять.

Вы запомните, друзья,

Буквы  А,  О,  Е,  И,  Я.) а о и е я

                                               

  Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

-- Пропишите строчку букв, чередуя их.

Взаимопроверка.

-- В листах самооценки отметьте, как вы справились с первым заданием.

V. Работа по теме урока.

1. Словарная работа.

-- Узнаем, какое задание на озере Словарных слов.

 ( Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, написание которой нужно запомнить:

 1) названия  трёх осенних месяцев;

2) название слов, которые произносятся по разному, но близкие по значению;

3) название слов, противоположных по значению.  

Коллективная проверка.

-- Оцените свою работу.

2. Распознавание однокоренных и проверочных слов.

-- Перед нами река Родственных слов. Какое задание нас ждёт. (Учащиеся получают карточки с заданием:

Зачеркните лишнее слово. Вставьте пропущенные буквы, выделите корень и подчеркните проверочное слово.)

КАРТОЧКА  № 1

  • Вставить пропущенные орфограммы.
  • Выделить корень.
  • Подчеркнуть  проверочные слова.

Гл…за,  гл…зок,  гл…зной,   г…лосок,  гл…зки.

  • Найди лишнее слово. Докажи.

 

КАРТОЧКА  № 2

  • Вставить пропущенные орфограммы.
  • Выделить корень.
  • Подчеркнуть  проверочные слова.

Л…ст,  л…стик,  л…стопад,  дер…во,  л…сток.

  • Найди лишнее слово. Докажи.

КАРТОЧКА  № 3

  • Вставить пропущенные орфограммы.
  • Выделить корень.
  • Подчеркнуть  проверочные слова.

Л…сок,  л…сник,  л…сной,  л…с,  б..рёза.

  • Найди лишнее слово. Докажи.

   -- Расскажите, как справились с заданием. (Каждая пара читает родственные слова, называет букву, которую вставили и проверочное слово.)

-- Какой способ проверки безударных гласных здесь применили? (Подобрали родственное слово.)

Самооценка.

3. Упражнение в подборе проверочных слов.

-- Узнаем задание в лесу Безударных гласных. (Под картинками с лесными жителями запишите их названия и проверочные слова. Выделите корень, поставьте ударение.)

Индивидуальная работа. Самопроверка по образцу. Самооценка.

Vll. Закрепление.

-- Перед нами болото Тишины. Узнаем, какое задание нас здесь ждёт.

Игра «Молчанка» 

Работа с сигнальными карточками (а, о, и, е) .

- Я читаю слова, а вы поднимаете соответствующую карточку, проверочное  слово называете устно.

К…рмушка (корм),  м…слёнка ( масло),  см…льчак (смелый),  ч…рвивый(червь),  п…лезный ( польза),  в…здушный ( воздух),   д…чурка ( дочь),  т…шина ( тишь),  с…сновый ( сосны),  д…тишки ( дети).

Работа в группах (карточки)

- Прочитайте предложения. Сформулируйте задание.

За лесом журчала рика. На паляне росли цветы. На небе свитили звезды.

-Коллективная проверка. В каких словах вы увидели «опасные места»?

Проверим себя.  

За лесом журчала река. На поляне росли цветы. На небе светили звезды.

- Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.

Vlll. Рефлексия. Упражнение 153 (с. 99)

-- Сейчас узнаем, какое задание нам приготовила поэтическая тропа. Но сначала вспомним, что пишут поэты? (Стихи.)

Ученик читает задание: Выполните упражнение 153 на странице 99.

Самостоятельная работа. Коллективная проверка.

-- Оцените свою работу.

lX. Подведение итогов

«Дима написал своему другу Коле записку

«Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт.

Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

- Почему так получилось? 

- Какое правило не знал автор записки?

- Как правильно записать это слово?

Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? 

Правописание безударной гласной в корне слова.

- Какую цель мы поставили перед собой?

Учиться писать слова с безударной гласной в корне слова.

         - Итак, какой вывод надо сделать, чтобы правильно обозначить безударный гласный в корне.

-Какие гласные в корне слова надо проверять?

      (О, А, И, Е, Я)

      -Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?

(-Изменить форму слова: трава-травы;

-подобрать однокоренное слово: садовник-сад)

-- Ребята, новое сообщение из страны Русского языка.

Учитель читает:

Спасибо за помощь. Все гласные вернулись на свои места.

-- Молодцы, справились со всеми заданиями. Поднимите руки, кому понравилось  наше путешествие.

-- Какие знания и умения нам пригодились в пути?

-- Чему мы учились?

-- Посмотрите на свои листы самооценки. Какие задания вызвали у вас затруднения?

Ребята. Один мудрец сказал такие очень мудрые слова. Давайте их прочитаем.

«Кто ищет трудность, находит мудрость».

– А теперь, дети, скажите, как вы понимаете смысл этого высказывания.

(Ответы детей).

– Так, как вы думаете, надо ли бояться трудностей?

Дети: Нет, надо учиться их преодолевать.

        – Пусть опыт, приобретенный на уроке, подарит вам мудрость. 

X. Домашнее задание. Упражнение 154 (с. 100)  Записать ещё два слова, которые проверяются так же.

Ребята. Один мудрец сказал такие очень мудрые слова. Давайте их прочитаем.

«Кто ищет трудность, находит мудрость».

– А теперь, дети, скажите, как вы понимаете смысл этого высказывания.

(Ответы детей).

– Так, как вы думаете, надо ли бояться трудностей?

Дети: Нет, надо учиться их преодолевать.

        – Пусть опыт, приобретенный на уроке, подарит вам мудрость. 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

За лесом журчала рика.

        

 На паляне росли цветы.

На небе свитили звезды.

«Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

«Кто ищет трудность, находит мудрость».

https://image.freepik.com/free-vector/no-translate-detected_33070-3327.jpg   https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1321/00082970-8618b58d/hello_html_m781dd3c2.png

https://fc.vseosvita.ua/000jtx-bac1/002.jpg https://domovoyj.ru/wp-content/uploads/2017/12/7-5.jpg

http://bazi-oksana.ru/wp-content/uploads/2017/06/koza1.jpg          http://www.clipartbest.com/cliparts/xTg/ea8/xTgea8bTA.jpeg

https://st.depositphotos.com/2197626/4127/v/950/depositphotos_41278343-stock-illustration-extinguished-candle.jpg http://www.fotosnova.ru/gallery/art/pic/pavelmoscow_DSC00966.JPG

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0534/000d4ba3-e956b2fa/img3.jpg

озеро Словарных слов

река

Родственных

слов

гора

Чистописания

болото Тишины

лес Безударных гласных

Поэтическая тропа

а

о

е

и

я

а

о

е

и

я

а

о

е

и

я

а

о

е

и

я

а

о

е

и

я

а

о

е

и

я

а

о

е

и

я

а

о

е

и

я

а

о

е

и

я

а

о

е

и

я

а

о

е

и

я

а

о

е

и

я

а

о

е

и

я

а

о

е

и

я

КАРТОЧКА  № 1

  • Вставить пропущенные орфограммы.
  • Выделить корень.
  • Подчеркнуть  проверочные слова.

Гл…за,  гл…зок,  гл…зной,   г…лосок,  гл…зки.

  • Найди лишнее слово. Докажи.

 

КАРТОЧКА  № 2

  • Вставить пропущенные орфограммы.
  • Выделить корень.
  • Подчеркнуть  проверочные слова.

Л…ст,  л…стик,  л…стопад,  дер…во,  л…сток.

  • Найди лишнее слово. Докажи.

КАРТОЧКА  № 3

  • Вставить пропущенные орфограммы.
  • Выделить корень.
  • Подчеркнуть  проверочные слова.

Л…сок,  л…сник,  л…сной,  л…с,  б..рёза.

  • Найди лишнее слово. Докажи.

КАРТОЧКА  № 1

  • Вставить пропущенные орфограммы.
  • Выделить корень.
  • Подчеркнуть  проверочные слова.

Гл…за,  гл…зок,  гл…зной,   г…лосок,  гл…зки.

  • Найди лишнее слово. Докажи.

 

КАРТОЧКА  № 2

  • Вставить пропущенные орфограммы.
  • Выделить корень.
  • Подчеркнуть  проверочные слова.

Л…ст,  л…стик,  л…стопад,  дер…во,  л…сток.

  • Найди лишнее слово. Докажи.

КАРТОЧКА  № 3

  • Вставить пропущенные орфограммы.
  • Выделить корень.
  • Подчеркнуть  проверочные слова.

Л…сок,  л…сник,  л…сной,  л…с,  б..рёза.

  • Найди лишнее слово. Докажи.

КАРТОЧКА  № 1

  • Вставить пропущенные орфограммы.
  • Выделить корень.
  • Подчеркнуть  проверочные слова.

Гл…за,  гл…зок,  гл…зной,   г…лосок,  гл…зки.

  • Найди лишнее слово. Докажи.

 

КАРТОЧКА  № 2

  • Вставить пропущенные орфограммы.
  • Выделить корень.
  • Подчеркнуть  проверочные слова.

Л…ст,  л…стик,  л…стопад,  дер…во,  л…сток.

  • Найди лишнее слово. Докажи.

КАРТОЧКА  № 3

  • Вставить пропущенные орфограммы.
  • Выделить корень.
  • Подчеркнуть  проверочные слова.

Л…сок,  л…сник,  л…сной,  л…с,  б..рёза.

  • Найди лишнее слово. Докажи.

КАРТОЧКА  № 1

  • Вставить пропущенные орфограммы.
  • Выделить корень.
  • Подчеркнуть  проверочные слова.

Гл…за,  гл…зок,  гл…зной,   г…лосок,  гл…зки.

  • Найди лишнее слово. Докажи.

 

КАРТОЧКА  № 2

  • Вставить пропущенные орфограммы.
  • Выделить корень.
  • Подчеркнуть  проверочные слова.

Л…ст,  л…стик,  л…стопад,  дер…во,  л…сток.

  • Найди лишнее слово. Докажи.

КАРТОЧКА  № 3

  • Вставить пропущенные орфограммы.
  • Выделить корень.
  • Подчеркнуть  проверочные слова.

Л…сок,  л…сник,  л…сной,  л…с,  б..рёза.

  • Найди лишнее слово. Докажи.

Б..да, п..м..гите, безударные гласные в корне сб..жали.)

Лист самооценки

       

Деятельность

Я доволен своей работой.

              https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463013.png

          желтый

Я старался, но не всё получилось.

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463014.png

             зеленый

Я недоволен своей работой.

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463015.png

                 красный

-

 

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463016.png

 

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463016.png

 

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463016.png

       

Деятельность

Я доволен своей работой.

              https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463013.png

          желтый

Я старался, но не всё получилось.

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463014.png

             зеленый

Я недоволен своей работой.

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463015.png

                 красный

-

 

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463016.png

 

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463016.png

 

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463016.png

                                       

       

Деятельность

Я доволен своей работой.

              https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463013.png

          желтый

Я старался, но не всё получилось.

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463014.png

             зеленый

Я недоволен своей работой.

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463015.png

                 красный

-

 

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463016.png

 

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463016.png

 

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463016.png

                                       

       

Деятельность

Я доволен своей работой.

              https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463013.png

          желтый

Я старался, но не всё получилось.

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463014.png

             зеленый

Я недоволен своей работой.

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463015.png

                 красный

-

 

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463016.png

 

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463016.png

 

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463016.png

       

Деятельность

Я доволен своей работой.

              https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463013.png

          желтый

Я старался, но не всё получилось.

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463014.png

             зеленый

Я недоволен своей работой.

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463015.png

                 красный

-

 

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463016.png

 

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463016.png

 

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463016.png

                                       

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2классе "Безударная гласная в корне слова"

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа-2100". Тема: "Безударная гласная в корне слова"...

Самоанализ к уроку русского языка по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра. Программа 2100, 2 класс. ФГОС

Самоанализ к уроку по русскому языку по теме:"Безударная гласная в корне слова". Программа 2100, 2 класс. ФГОС....

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" 2 класс

Данная технологическая карта была составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО 2 поколения по учебнику "Русский язык" 2 класс Л.М. Зелениной. Здесь прописаны формируемые УУД на каждом этап...

Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова" 3 класс.

Урок составлен с учетом новых ФГОС. Урок-закрепление....

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема «Системно-деятельностный подход на уроке Русского языка «Орфография. Буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Школа 2100», 3 класс)

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позво...

Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова", 2 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова", 2 класс...