Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему:
    Определение имени прилагательного.

    Арзамасцева Елена Михайловна

    Урок русского языка в 3 классе (УМК "Школа 2100")

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл karta_uroka_.docx30.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока русского языка «Определение имени прилагательного»

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Универсальные учебные действия

    1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

    Картины и музыка о весне.

    Читает стихотворение А.К. Толстого.

    Вот уж снег последний в поле тает,

    Теплый пар восходит от земли,

    И кувшинчик синий расцветает,

    И зовут друг друга журавли.

    Юный лес, в зеленый дым одетый,

    Теплых гроз нетерпеливо ждет.

    Все весны дыханием согрето,

    Все кругом и любит и поет.

    - Сегодня такой чудесный день и так и хочется сказать вам доброе здравствуйте и услышать в ответ от вас теплое …

    - Меня зовут Арзамасцева Елена Михайловна. Шепните мне навстречу каждый своё имя.

    - Ребята, а к какому времени года относятся и те картины, которые вы видели и та музыка, которую вы слышали?

    - Устав от долгой и холодной зимы, мы с нетерпением ждем наступления теплой, солнечной и такой долгожданной весны. Так хочется вдохнуть весенний аромат, понежится на теплом солнышке, когда вокруг поют птицы, все цветет и пахнет.

    -Ребята, давайте поговорим о весне.

    - Скажите, а весна какая?

    - Ребята, а какой у вас сейчас урок? А что вы обычно делаете на уроке русского языка?

    Подготовка к работе.

     Включение в деловой ритм.

    Личностные УУД:

    формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    2.Актуализация знаний.

    Разминка для рук.

    -Давайте подготовим наши руки  к письму?

    Наши пальцы сжались тесно, что такое? Интересно?!

    В руки солнышко возьмём,

    А потом их развернём.

    1, 2, 3, 4, 5 – будем с лёгкостью писать.

    Откройте тетрадь.  Запишите дату 4 февраля и традиционно – классная работа.

    Минута чистописания.

    - Ребята, посмотрите, какая-то ажурная надпись. А что за слово скрылось здесь?

    весн@

    - В чем закономерность надписи? Что вы заметили?

    - Какие буквы обведены?

    - Посмотрите как пишется это слово. Записываем буквы, а гласные как-бы прячем.

    - Возьмите ручки, сядьте правильно, напишите это слово в тетради до конца строки.

    Комментируют запись числа.

    Проговаривают и подчеркивают орфограммы.

    Познавательные УУД:

    развиваем умения извлекать информацию из схем, символов, знаков.

    Регулятивные УУД:

    развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с ранее изученным материалом.

    3.Постановка учебной проблемы.

    - Ребята, чтобы узнать о чём пойдёт речь сегодня на уроке отгадайте загадку:

    … горошки, на … ножке.

    - Поднимите руку те, кто понял эту загадку.

    - Почему, вы, её не поняли?

    - Послушайте еще раз.

    Белые горошки, на зелёной ножке.

    - Что это?

    - Какие слова помогли отгадать загадку?

    - Почему эти слова помогли отгадать загадку?

    -А какая часть речи указывает на признаки?

    - Как вы думаете, какова тема нашего урока?

    - Сегодня на уроке мы будем работать не только в тетрадях, но и в рабочих картах. Откройте карты и запишите в схему тему урока.

    - Как называются слова, которые присоединяются, прилагаются к имени существительному?

    - Попробуйте предположить, что означает название части речи –«прилагательное».

     Найдите в рабочих картах, что означает название данной части речи.

    Возникает проблемная ситуация

    Действия постановки и решения проблем:

    - формулирование проблемы;

    Регулятивные УУД:

    Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

    4.Построение проекта выхода из затруднения. Планирование деятельности.

    Заполните  данную схему.

    - Тогда мы преступаем к работе над  темой урока.

    - Что бы вам хотелось узнать на уроке?

    - Знаете ли вы на какие вопросы отвечает имя прилагательное?

    - Что обозначает?

    - Давайте составим план урока.

    План:

    -  познакомиться с новой частью речи;
    -  узнать:
    -  как изменяется имя прилагательное,
    -  что обозначает,
    -  на какие вопросы отвечает,
    -  с какой часть речи связано.

    Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

    5.Открытие новых знаний.

    Фронтальная работа.

    - Прочитайте слова (у каждого ряда свой столбик)

    Яркое                     звонкий                    сочная

    Лучистое               быстрый                   зелёная

    Ласковое               весенний                  молодая

    - Можно ли определить о каких предметах идёт речь?

    - Как вы догадались?

    - На что указывают эти слова?

    - Что обозначает имя прилагательное?

    ВЫВОД: Прилагательные обозначают признак предмета.

    - Что общего у слов каждого столбика?

    - Какой частью речи являются  слова: солнце, ручей, трава?

    - С какой частью речи связано имя прилагательное?

    - Почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи?

    - Какой вывод можем сделать?

    ВЫВОД: Имя прилагательное связано с именем существительным.

    Дифференцированная работа  в группах.

    - Ребята, я предлагаю вам объединиться в группы. Подойдите к средним партам вашего ряда. (у каждого ряда своё слово)

    - Подберите  как можно больше слов, обозначающих признаки  предметов, указанных на жёлтых карточках (ландыш, роза, солнце).

    - После окончания работы вам необходимо выбрать в каждой группе по одному отвечающему, остальные садятся на свои места.

    (у детей одинаковый набор слов. При проверке 1 ряд –прикрепляет слова на доску, 2 ряд записывает, 3 ряд-зачитывает)

    - У меня есть ещё слово (дети).

    - Какой вопрос можем задать к слову дети?

    - Дети какие?

    - На какой вопрос отвечают слова каждой группы?

    - Какой вывод можем сделать? (отмечаем в схеме  вопросы)

    ВЫВОД: Имена прилагательные отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

    Физминутка

    Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)

    Больше спать не захотел (наклоны вперёд, назад)

    Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

    Взвился вверх и полетел (руки вверх, встать на носочки)

    Наблюдение над изменением имени прилагательного

    - Я думаю, что если имена прилагательные связаны с именами существительными, то и признаки у них будут такие же. А вы как думаете?

    - Давайте проверим.

    Работа в парах 

    (задание дано в рабочих картах)

     - Обсудите в парах задание. Определите род имён существительных. Допишите окончания.

    день   весенн…

    погода   весенн…

    настроение   весенн…

    - Одинаковые ли получились окончания?

    - Почему?

    - Какой вывод можно сделать?

    ВЫВОД: изменяются по родам.

    РАБОТА В КАРТЕ

    Измените словосочетания  так, чтобы они обозначали большее количество предметов.

    зелёное яблоко -

    первый подснежник –

    тёплая весна -

    Давайте проверим выполненную работу.

    Какой можно сделать вывод?

    ВЫВОД: Имена прилагательные изменяются по числам.

    Познавательные УУД:

    Логические универсальные действия

    - анализ  объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

    - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

    - выбор оснований  и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

    - подведение под понятие, выведение следствий;

    -установление причинно-следственных связей;

    - построение логической цепи рассуждений;

    - доказательство;

    Коммуникативные УУД:

    развиваем умение работать в группах.

    Коммуникативные УУД:

    развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других.

    6.Развитие применения умений.

    Обобщите все, что мы сегодня узнали.

    -Давайте проверим наши выводы по учебнику с.69

    Самостоятельно формулируют правило.

    Сравнивают свои открытия с правилом в учебнике.

    Регулятивные УУД:

    Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

    Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата).

    7. Закрепление способа действий.

    Работа в тетради по учебнику.

    - На странице 76 найдите 307-ое упражнение. Прочитай… первую часть задания. Найдите и выпишите имена прилагательные, которые отвечают на вопрос какой?

    -Посмотрите на слайд, проверьте свою работу, если допустили ошибки, исправьте.

    Работа с деформированным текстом.

    - С каждого ряда мне нужно по одному человеку.

    (Настя, Люба, Данила)

    (Выполняют задание:

    Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова.

    Наступила______________весна. Светит ____________,

    ______________солнце. По дороге бежит ____________,

    ________________ручеёк. На деревьях распускаются __________листочки. Расцветают _______________ подснежники.

    На берёзке … у дорожки

    Распустились … сёрежки -

    Клейкие, …, душистые…

    Их согрело солнышко ….

    Имена прилагательные нужны, чтобы рассказать

    Об удивительном и разном,

    О красивом и прекрасном.

    Выполняют упражнение письменно в тетради, трое отдельно.

    Познавательные УУД:

    развиваем умения применять полученную информацию, анализировать. делать выводы, выявлять сущность, особенности объектов.

    8.Рефлексия деятельности.

    Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте прилагательными.

    -Урок для вас был каким?

    - А задания ?

    - Работа?

    -Настроение?

    Оценивание.

    - Вы хорошо работали на уроке, молодцы.

    ВЫСТАВИТЬ ОТМЕТКИ

    - А сейчас я предлагаю вам оценить себя. У вас на столах лежат цветы.

    Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.

    Регулятивные УУД:

    развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

    Саморегуляция.

    9.Альтернативное домашнее задание с комментированием.

    Дома по выбору:

    Упражнение 1 или 2 на странице 98-99.

    Выучить определение стр. 77.

    Записывают задания в дневник.

    Личностные УУД:

    исходя из социальных и личностных ценностей, делать свой личностный моральный выбор.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 3 кл по теме "Определение имени прилагательного"

    Предлагаемый педагогическому сообществу урок стоит первым в изучении темы «Имя прилагательное» в 3 классе. Он выстроен в русле проблемного изложения материала и отвечает всем требованиям современного ...

    Технологическая карта урока "Определение имени прилагательного"

    Технологическая карта урока по русскому языку для 3 класса с учетом ФГОС.УМК «школа 2100» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В....

    Конспект урока и презентация по теме "Определение имени прилагательного".

    Урок по программе "Школа 2100" по русскому языку 3 классТема: Определение имени прилагательногоТип урока: урок постановки учебной задачи.Форма – урока: Урок – исследование.Виды деятельности: фронтальн...

    Урок русского языка 3 класс Определение имени прилагательного

    Урок русского языка в 3 классе "Определение имени прилагательного"  ОС "Школа 2100". с использованием проблемно-диалогической технологии....

    Конспект по русскому языку " Определение имени прилагательного"

    Предназначен для учителей начальных классов...

    Урк русского языка. Определение имени прилагательного.

    Урок русскогот языка. Определение имени прилагательного....