Определение имени прилагательного.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Арзамасцева Елена Михайловна

Урок русского языка в 3 классе (УМК "Школа 2100")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_uroka_.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка «Определение имени прилагательного»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Картины и музыка о весне.

Читает стихотворение А.К. Толстого.

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет.

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

- Сегодня такой чудесный день и так и хочется сказать вам доброе здравствуйте и услышать в ответ от вас теплое …

- Меня зовут Арзамасцева Елена Михайловна. Шепните мне навстречу каждый своё имя.

- Ребята, а к какому времени года относятся и те картины, которые вы видели и та музыка, которую вы слышали?

- Устав от долгой и холодной зимы, мы с нетерпением ждем наступления теплой, солнечной и такой долгожданной весны. Так хочется вдохнуть весенний аромат, понежится на теплом солнышке, когда вокруг поют птицы, все цветет и пахнет.

-Ребята, давайте поговорим о весне.

- Скажите, а весна какая?

- Ребята, а какой у вас сейчас урок? А что вы обычно делаете на уроке русского языка?

Подготовка к работе.

 Включение в деловой ритм.

Личностные УУД:

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2.Актуализация знаний.

Разминка для рук.

-Давайте подготовим наши руки  к письму?

Наши пальцы сжались тесно, что такое? Интересно?!

В руки солнышко возьмём,

А потом их развернём.

1, 2, 3, 4, 5 – будем с лёгкостью писать.

Откройте тетрадь.  Запишите дату 4 февраля и традиционно – классная работа.

Минута чистописания.

- Ребята, посмотрите, какая-то ажурная надпись. А что за слово скрылось здесь?

весн@

- В чем закономерность надписи? Что вы заметили?

- Какие буквы обведены?

- Посмотрите как пишется это слово. Записываем буквы, а гласные как-бы прячем.

- Возьмите ручки, сядьте правильно, напишите это слово в тетради до конца строки.

Комментируют запись числа.

Проговаривают и подчеркивают орфограммы.

Познавательные УУД:

развиваем умения извлекать информацию из схем, символов, знаков.

Регулятивные УУД:

развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с ранее изученным материалом.

3.Постановка учебной проблемы.

- Ребята, чтобы узнать о чём пойдёт речь сегодня на уроке отгадайте загадку:

… горошки, на … ножке.

- Поднимите руку те, кто понял эту загадку.

- Почему, вы, её не поняли?

- Послушайте еще раз.

Белые горошки, на зелёной ножке.

- Что это?

- Какие слова помогли отгадать загадку?

- Почему эти слова помогли отгадать загадку?

-А какая часть речи указывает на признаки?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Сегодня на уроке мы будем работать не только в тетрадях, но и в рабочих картах. Откройте карты и запишите в схему тему урока.

- Как называются слова, которые присоединяются, прилагаются к имени существительному?

- Попробуйте предположить, что означает название части речи –«прилагательное».

 Найдите в рабочих картах, что означает название данной части речи.

Возникает проблемная ситуация

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

4.Построение проекта выхода из затруднения. Планирование деятельности.

Заполните  данную схему.

- Тогда мы преступаем к работе над  темой урока.

- Что бы вам хотелось узнать на уроке?

- Знаете ли вы на какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Что обозначает?

- Давайте составим план урока.

План:

-  познакомиться с новой частью речи;
-  узнать:
-  как изменяется имя прилагательное,
-  что обозначает,
-  на какие вопросы отвечает,
-  с какой часть речи связано.

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

5.Открытие новых знаний.

Фронтальная работа.

- Прочитайте слова (у каждого ряда свой столбик)

Яркое                     звонкий                    сочная

Лучистое               быстрый                   зелёная

Ласковое               весенний                  молодая

- Можно ли определить о каких предметах идёт речь?

- Как вы догадались?

- На что указывают эти слова?

- Что обозначает имя прилагательное?

ВЫВОД: Прилагательные обозначают признак предмета.

- Что общего у слов каждого столбика?

- Какой частью речи являются  слова: солнце, ручей, трава?

- С какой частью речи связано имя прилагательное?

- Почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи?

- Какой вывод можем сделать?

ВЫВОД: Имя прилагательное связано с именем существительным.

Дифференцированная работа  в группах.

- Ребята, я предлагаю вам объединиться в группы. Подойдите к средним партам вашего ряда. (у каждого ряда своё слово)

- Подберите  как можно больше слов, обозначающих признаки  предметов, указанных на жёлтых карточках (ландыш, роза, солнце).

- После окончания работы вам необходимо выбрать в каждой группе по одному отвечающему, остальные садятся на свои места.

(у детей одинаковый набор слов. При проверке 1 ряд –прикрепляет слова на доску, 2 ряд записывает, 3 ряд-зачитывает)

- У меня есть ещё слово (дети).

- Какой вопрос можем задать к слову дети?

- Дети какие?

- На какой вопрос отвечают слова каждой группы?

- Какой вывод можем сделать? (отмечаем в схеме  вопросы)

ВЫВОД: Имена прилагательные отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)

Больше спать не захотел (наклоны вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (руки вверх, встать на носочки)

Наблюдение над изменением имени прилагательного

- Я думаю, что если имена прилагательные связаны с именами существительными, то и признаки у них будут такие же. А вы как думаете?

- Давайте проверим.

Работа в парах 

(задание дано в рабочих картах)

 - Обсудите в парах задание. Определите род имён существительных. Допишите окончания.

день   весенн…

погода   весенн…

настроение   весенн…

- Одинаковые ли получились окончания?

- Почему?

- Какой вывод можно сделать?

ВЫВОД: изменяются по родам.

РАБОТА В КАРТЕ

Измените словосочетания  так, чтобы они обозначали большее количество предметов.

зелёное яблоко -

первый подснежник –

тёплая весна -

Давайте проверим выполненную работу.

Какой можно сделать вывод?

ВЫВОД: Имена прилагательные изменяются по числам.

Познавательные УУД:

Логические универсальные действия

- анализ  объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований  и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

Коммуникативные УУД:

развиваем умение работать в группах.

Коммуникативные УУД:

развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других.

6.Развитие применения умений.

Обобщите все, что мы сегодня узнали.

-Давайте проверим наши выводы по учебнику с.69

Самостоятельно формулируют правило.

Сравнивают свои открытия с правилом в учебнике.

Регулятивные УУД:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата).

7. Закрепление способа действий.

Работа в тетради по учебнику.

- На странице 76 найдите 307-ое упражнение. Прочитай… первую часть задания. Найдите и выпишите имена прилагательные, которые отвечают на вопрос какой?

-Посмотрите на слайд, проверьте свою работу, если допустили ошибки, исправьте.

Работа с деформированным текстом.

- С каждого ряда мне нужно по одному человеку.

(Настя, Люба, Данила)

(Выполняют задание:

Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова.

Наступила______________весна. Светит ____________,

______________солнце. По дороге бежит ____________,

________________ручеёк. На деревьях распускаются __________листочки. Расцветают _______________ подснежники.

На берёзке … у дорожки

Распустились … сёрежки -

Клейкие, …, душистые…

Их согрело солнышко ….

Имена прилагательные нужны, чтобы рассказать

Об удивительном и разном,

О красивом и прекрасном.

Выполняют упражнение письменно в тетради, трое отдельно.

Познавательные УУД:

развиваем умения применять полученную информацию, анализировать. делать выводы, выявлять сущность, особенности объектов.

8.Рефлексия деятельности.

Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте прилагательными.

-Урок для вас был каким?

- А задания ?

- Работа?

-Настроение?

Оценивание.

- Вы хорошо работали на уроке, молодцы.

ВЫСТАВИТЬ ОТМЕТКИ

- А сейчас я предлагаю вам оценить себя. У вас на столах лежат цветы.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.

Регулятивные УУД:

развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Саморегуляция.

9.Альтернативное домашнее задание с комментированием.

Дома по выбору:

Упражнение 1 или 2 на странице 98-99.

Выучить определение стр. 77.

Записывают задания в дневник.

Личностные УУД:

исходя из социальных и личностных ценностей, делать свой личностный моральный выбор.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 кл по теме "Определение имени прилагательного"

Предлагаемый педагогическому сообществу урок стоит первым в изучении темы «Имя прилагательное» в 3 классе. Он выстроен в русле проблемного изложения материала и отвечает всем требованиям современного ...

Технологическая карта урока "Определение имени прилагательного"

Технологическая карта урока по русскому языку для 3 класса с учетом ФГОС.УМК «школа 2100» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В....

Конспект урока и презентация по теме "Определение имени прилагательного".

Урок по программе "Школа 2100" по русскому языку 3 классТема: Определение имени прилагательногоТип урока: урок постановки учебной задачи.Форма – урока: Урок – исследование.Виды деятельности: фронтальн...

Урок русского языка 3 класс Определение имени прилагательного

Урок русского языка в 3 классе "Определение имени прилагательного"  ОС "Школа 2100". с использованием проблемно-диалогической технологии....

Конспект по русскому языку " Определение имени прилагательного"

Предназначен для учителей начальных классов...

Урк русского языка. Определение имени прилагательного.

Урок русскогот языка. Определение имени прилагательного....