Запятая в предложениях с однородными членами предложения.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Комиссарова Лариса Владимировна

Программа: «Школа 2100»

Технологии: проблемно – диалоговая, здоровьесберегающая, элементы технологии развития критического мышления, ИКТ

Тип урока: урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc138 КБ
Файл prezentatsiya.rar2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Комиссарова Лариса Владимировна- учитель начальных классов МБОУ СОШ №14 Химки.

komissarova.larisa@inbox.ru

Урок русского языка в 3 классе: «Запятая в предложениях с однородными членами».

Программа: «Школа 2100»

Технологии: проблемно – диалоговая, здоровьесберегающая, элементы технологии развития критического мышления, ИКТ

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технологическая карта урока:

Тип урока

Урок открытия нового знания (проблемно – диалоговая технология)

Дидактическая цель

Создать условия для формирования умения расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения, соединенными союзами И, А, НО,

Планируемые

Результаты

Личностные УУД:

-  Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (во внешней речи и во внутреннем плане);

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с  собственной;

- иметь собственное мнение и позицию;

- строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- использовать речь для регуляции своего действия.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;  

 - учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач ;

 - устанавливать причинно-следственные связи.

Основные понятия

Однородные подлежащие, однородные сказуемые, запятая при однородных членах предложения, союз «и» при однородных членах. Термин:  однородные.

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Бунеев  Р.Н., Бунеева Е.В.,  Пронина О.В.  Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 2.

Система контроля и мониторинга качества знаний (пульты)

Карточки для групповой работы, графические модели, схемы, ребусы.

Формы работы:

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

                                               

Этап урока и его цели

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Содержание урока

Планируемые

Результаты

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Учащиеся включаются в деятельность, в режиме смены динамических поз находят необходимые буквы.

Создаёт благоприятную рабочую обстановку,  активизирует умственную деятельность, мыслительные операции.

Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

- Ребята, проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. А начнём мы наш сегодняшний урок с концентрации внимания.  (Используется приём – режим поиска:  карточки  с буквами располагаются по всему классу.)

- Покажите  букву, с которой начинается слово дождь;

- Покажите букву, которая обозначат 2 звука в начале слова, после гласной буквы, после твёрдого и мягких знаков;

- Покажите букву, которая в алфавите следует за буквой Б;

- Покажите букву, которая находится в середине слова кит.

- Покажите букву, которая обозначает звонкий мягкий согласный [зʹ] и твёрдый звонкий согласный [з].

- Какое слово получилось?

(ДЕВИЗ)

Давайте прочитаем девиз сегодняшнего урока:

Когда у нас дела все ладятся –

Класс по школе славится!

Вот с таким прекрасным настроением продолжим урок.

 Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)

Использовать речь для регуляции своего действия. (Коммуникативные УУД)

Иметь ценностное отношение к учебной деятельности на личностном значимом уровне.

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цели:

организовать актуализацию знаний;

организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с пультами.

Проговаривают ответы.

Высказывают своё предположение.

Фиксируют индивидуальное затруднение.

С помощью учителя ставят цель урока.

Организует актуализацию  знаний, необходимую и достаточную для восприятия нового материала.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Но сначала разгадайте ключевое слово нашего сегодняшнего урока:

(предложение)

Давайте с помощью кластера повторим всё, что мы знаем о предложении:

 - Итак, что такое предложение?

- Назовите предложения по цели высказывания,  по  интонации, по наличию второстепенных членов предложения.

- Чем бывают осложнены  предложения?

- Что такое однородные члены предложения?

 - А теперь возьмём пульты, выполним словарную работу. (Ребята вставляют пропущенные буквы в словах сирень, черёмуха,  апельсин,  абрикос, картина).

- Вспомните, с какими словарными словами мы работали. Дополните предложения словарными словами.

В саду расцвела _______    ____________.                   (сирень, черемуха).


На деревьях растут  _________ и ____________ .

(апельсины, абрикосы)

- Составьте схемы этих предложений.

Прочитайте грамматическую основу 1 предложения. (Расцвела сирень, черемуха
- Что увидели в этом предложении? (
однородные члены)


- Какие однородные члены предложения вы видите? (
Сирень, черемуха-

однородные подлежащие)


- Прочитайте грамматическую основу 2 предложения. (
Растут апельсины и абрикосы)
- Какие однородные члены предложения вы видите? (
Апельсины и абрикосы- однородные подлежащие)


Посмотрите внимательно на предложения:

В саду расцвела сирень черёмуха.

На деревьях растут апельсины и абрикосы.

-Что интересного вы заметили?

(Нет постановки запятой в первом предложении)

 -Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке? На доске появляется  тема урока :

Запятая в предложениях с однородными членами предложения.

Фиксирование  повторяемых понятий и правил в виде схемы.

(Познавательное УУД)

Ребята работают с пультами - контролируют и оценивают свои действия. (Регулятивные УУД)

Сформулировать цель и тему урока. (Регулятивные УУД)

 Строят высказывания, аргументировано доказывают свою точку зрения. (Коммуникативные УУД)

III. Открытие нового знания.

Цель:  включить учащихся в деятельность, направленную на решение поставленной учебной задачи.

С помощью учителя  и графических подсказок объясняют постановку знаков препинания, объясняют их роль в письменной речи.

Создаёт условия для поиска решения учебной задачи.

Сегодня мы увидим, кто из вас был самым внимательным на уроках русского языка. На доске вы видите мои подсказки. Кто попробует выступить в роли учителя и объяснить все эти схемы?

 

Беседа о роли знаков препинания.

1. – Для чего нужны знаки препинания в письменной речи? Ответить на этот вопрос поможет текст в серой рамке на с. 162.

Чтение текста вслух.

– А почему эти знаки так называются – знаки препинания? Подберите однокоренные слова (запинаться, запинка). Это своеобразные остановки, паузы в речи. Есть такое шутливое выражение «Вот тут – то и запятая". В нём слово запятая означает затруднение, препятствие. Это не случайно: слова запятая, запинка, запинаться, препятствие – исторически однокоренные.

Очень важно правильно расставлять запятые в предложении. Так девочка, получив телеграмму, так и не поняла идти ей в поход или нет. Давайте, попробуем разобраться.

 (Работа со слайдом презентации, на котором  набран текст телеграммы: Быть дома нельзя идти в поход.)

Учащиеся ориентируются  в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Учащиеся участвуют в диалоге;  учатся сотрудничать в совместном решении проблемы, оформляют свои мысли в устной и письменной речи (Коммуникативные УУД)

Принимают и сохраняют учебную задачу и активно включаются в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем. (Регулятивные УУД)

IV. Первичное закрепление.

Цель:

Организовать выполнение учащимися упражнений  на новое знание.

Выполняют задания, выполняют самопроверку, называют причины затруднений, исправляют ошибки.

Организует поиск соответствий предложений   со схемами.

Создаёт условия для закрепления  нового материала.

1.Выполнение упражнения № 429

- Внимательно прочитайте задание. Давайте проверим, как вы поняли выполнение задания.

Расскажите, что нужно сделать в этом упражнении? (Ответы детей)

- Прочитайте предложения.

- Рассмотрите 1 схему. Какие члены предложения являются однородными и как они соединяются?

- Найдите предложение, в котором есть однородные подлежащие, соединёнными союзом «и» (3 предложение)

- Рассмотрите 2 схему. Какие члены предложения являются однородными и как они соединяются?

- Найдите предложение, в котором есть однородные сказуемые, соединёнными союзом «и» (1 предложение).

- Рассмотрите 3 схему. Какие члены предложения являются однородными и как они разделяются?

- Найдите предложение с однородными сказуемыми, разделёнными запятой. (2 предложение).

Ребята записывают предложения, выделяя грамматическую основу.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного, принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи,  умение корректировать выполнение задания. (Регулятивные УУД)

Ясно формулируют свои затруднения , возникшие при выполнения задания.

(Коммуникативные УУД)

Учащиеся находят однородные члены предложения, объясняют расстановку знаков препинания. (Познавательные УУД).

V. Систематизация и повторение.

Цель:

закрепить полученные на уроке знания.

Выполняют задания под руководством учителя.

Работают в группах, находят лишнее слово.

Подбирают ассоциации к слову.

Закрепляют умения разбирать предложения, подбирать однокоренные слова, объяснять расстановку знаков препинания.

Создаёт ситуацию для закрепления нового материала и повторения ранее изученного, организует творческую деятельность, побуждает к размышлению

А теперь поработаем в  группах. Каждая группа должна среди предложенных слов найти лишнее слово:

1группа. Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие, подлежащее.

2группа. Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие, сказуемое.

3 группа. Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие, дополнение.

4 группа. Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие, определение.

5 группа. Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие, обстоятельство.

На доске появляется запись:

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

Определение

Обстоятельство

- Почему вы выбрали именно эти слова? Потому что это члены предложения, а другие слова – части речи.

А теперь отгадайте загадку:

Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня …
Весна

Появляется изображение весны.

- Сегодня весна – это слово магнит. Какие слова притягиваются к этому слову? Ребята подбирают ассоциации к этому слову.

А сейчас закройте глазки и послушайте звуки весны…

(Звучит фонограмма  - голоса птиц)

После прослушивания таких прекрасных звуков мальчик составил такое предложение :

Поют птицы.

- Что вы можете сказать об этом предложении? (Нераспространенное)

- Давайте сделаем его красивее – дополним второстепенными членами предложения.

Ребята записывают получившееся предложение, выполняют синтаксический разбор.

- А теперь запишем следующие предложения, заменяя выделенные слова однородными членами предложения.

Ребята посадили в саду

В школьном дворе росли

Летом так чудесно поют

Учащиеся принимают участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания.

Выполняют работу в соответствии с заданным планом.

(Регулятивные УУД)

Работают в группах – формулируют собственное мнение, учитывают мнения  других. (Коммуникативные УУД)

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель:

развивать умения у учащихся соотносить цель и результат.

Делают выводы о результатах своей работы и всего класса.

Учитель проверяет уровень усвоения учебного материала.

Подведём итог нашего урока.

- Когда ставится запятая в предложениях с однородными членами?

- Когда запятая не ставится?

-Вместе с нами на уроке присутствовал ученик Петя Ошибкин. Задайте ему, пожалуйста, вопросы, – на которые он сможет ответить однозначно (да или нет).

Оцените свою работу в тетрадях с помощью оценочной линеечки:

C:\Users\PC\Desktop\Снимок.JPG

- Поставьте крестик сверху, если вы считаете, что работа выполнена аккуратно, и вы сегодня справились с учебными задачами на уроке.

- Если вы считаете, что вы сегодня недостаточно поняли новый материал, то поставьте крестик внизу.

- А я соберу тетрадки поставлю свои крестики. Помните, я очень ценю честность  и умение себя оценивать на уроке.

- Я благодарю вас за прекрасную работу на уроке. Послушайте информацию о домашнем задании.

Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.

(Коммуникативные УУД)

Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач. Быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению. (Личностные УУД.)

VII. Информация о домашнем задании.

Объясняет домашнее задание.

- Сегодня ваше домашнее задание будет творческим –  придумать сказку об однородных членах предложениях. А сейчас  сказку вам расскажет Иванова Маша. (Приложение 1)

Приложение 1. «Сказка об однородных членах предложения».

     В некотором царстве, в некотором государстве жили-были два брата-близнеца. Они были очень похожи и всегда в один голос отвечали на вопросы, которые им задавали. Все было хорошо, но они постоянно ссорились и всегда гуляли, отделившись друг от друга вредной запятой.

          Вот как-то собрались союзы А, НО, И и решили помирить братьев. Но как ни старались сделать это союзы А и НО, ничего у них не вышло. И лишь милому и доброму союзу И это удалось. Братья улыбнулись друг другу, выгнали противную запятую и взялись за руки.

       С тех пор, когда близнецы гуляют с союзом И, они никогда не ссорятся и не разделяются запятой. Но стоит союзу И отлучиться, как запятая тут же возвращается. Даже союзы А и Но не в силах ее прогнать. Вот так и живут до сих пор братья…



Подписи к слайдам:

,
,
,
,
,
а
но
и
,
Поют птицы.
Наш девиз:
Когда у нас дела все ладятся –
Класс по школе славится!
Запятая
в предложениях
с однородными членами
предложения.
Тема урока :
Урок
русского языка
в 3 классе:
«Запятая в предложениях с однородными членами».
УМК «Школа 2100»
Комиссарова Лариса Владимировна
учитель начальных классов МБОУ СОШ №14 Химки.

В саду расцвела сирень и черёмуха
На деревьях растут апельсины абрикосы .
Быть дома, нельзя идти в поход!
Быть дома нельзя, идти в поход!
В саду расцвела ___________ и __________
.
На деревьях растут _________ __________ .
Быть дома нельзя идти в поход.
Предложение
«Вот тут – то и запятая!»
Слова -
запятая, запинка , препинание препятствие
– исторически однокоренные.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".

Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Конспект урока русского языка в 4 классе. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами....

Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления.

Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления....

Технологическая карта урока по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными интонацией перечисления" (УМК "Школа России", 4 класс")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений об однородных членах предложения и знаках препинания в предложениях с однородными членамиЗадачи...