Глагол- самая живая часть речи.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Каштанова Ольга Викторовна

Тип урока- ознакомление с новым материалом.

Основная цель- открытие новых знаний в написании глаголов и знакомство с видами глаголов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык.

4 класс

Глагол- самая живая часть речи.

Тип урока- ознакомление с новым материалом.

Основная цель- открытие новых знаний в написании глаголов и знакомство с видами глаголов.

                                                                                     

Учитель начальных классов

МКОУ СОШ №1 р.п Мулловка

1 категории

Каштанова Ольга Виктровна

2013 год.

Глагол – самая живая часть речи.

1 этап.

Орг. Момент.

-Добрый день!- тебе сказали.

-Добрый день!-ответил ты.

Нас две ниточки связали

Доброты и теплоты.

- О чем это четверостишие?  ( доброте и теплоте)

Вспомните, какие  действия совершили, чтобы появилась доброта и теплота?

(сказали, ответил, связали)

- Какая часть речи обозначает  действие?

Я предлагаю вам сегодня поговорить о глаголе как о самой живой части речи.

Все ли вы знаете о глаголе?

Какую бы задачу вы поставили для себя на уроке чтобы овладеть знаниями ?

(учиться, все замечать, мыслить, рассуждать…)

Вы определили для себя не просто задачу, а ряд действий, которые должны совершить.

2 этап. Что я знаю! Я не знаю! Я узнаю!  (РАБОТА В ПАРАХ)

1) Допиши предложения.

Глагол – это часть -___________, которая обозначает________________________________ и отвечает на вопросы________________________________________________________________ .

Неопределенная форма глагола (инфинитив)  отвечает на вопросы__________________________

______________________. Глагол в неопределенной форме  не имеет ни_____________________ ,

ни____________________.

Проверим!

2) Работая группой (4 человека) прдолжим проверку своих знаний! (Я знаю! Я не знаю! Я узнаю!)

Из данных словосочетаний выпишите словосочетания с глаголом в неопределенной форме.

Ловишь мышь, запечь корж, срезаешь камыш, оказываешь помощь, беречь вещь, высечь надпись, хочешь лечь, получать выигрыш.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРОВЕРИМ!

Что объединяет эти глаголы? Что привлекло ваше внимание?  А можно ли выделить или назвать лишним один из глаголов? Какой? А почему? ЧТО ЖЕ ТАКОЕ   ЧЬ  В ГЛАГОЛЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЫ ? Что  нужно  сделать  для того чтобы  ответить на этот вопрос?  (разобрать по составу)

Посмотри на все глаголы .

А КАКОЙ ЕЩЕ ВЫВОД О НАПИСАНИИ ГЛАГОЛОВ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ?

(У глаголов после шипящих всегда пишется Ь знак)

3. Физминутка.

Хорошо гулять в лесу!

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она.

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул.

Хорошо гулять в лесу!

Будем мышцы укреплять,

Раз, два, три, четыре, пять.

КАКИЕ глаголы вы услышали? (гулять, тянется, укреплять, раскинул)

Распределите глаголы на две группы:

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Как вы думаете, на какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида?

На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида?

На какое действие указывает совершенный вид? (действие уже сделано).

На какое действие указывает несовершенный вид? (действие не закончено).

4 Итоговый тест.

5.Д/з

6.Рефлексия.

Итог. Выберите к каждому вопросу ответ.

1. На уроке я работал

Активно/ пассивно

2. Своей работой на уроке я

Доволен/ недоволен

3. Урок для меня показался

Коротким/ длинным

4. За урок я

Не устал/ устал

5. Мое настроение

Улучшилось/ ухудшилось

6. Материал урока мне был

Понятен/ непонятен

7. Домашнее задание мне кажется

Интересным/ неинтересным

Вариант 1.

1. Каким членом предложения чаще бывает глагол?

А. подлежащим

Б. сказуемым.

В. Второстепенным членом

2.Если глагол отвечает на вопрос что делает?,то он стоит…

А. в наст.вр.

Б.в прош.вр.

В.в буд.вр.

3.Если глагол отвечает на вопрос что делать?, то он стоит…

А. в наст.вр.

Б. в прош.вр.

В. В неопр.ф.

4.Можно ли определить число глагола, стоящего в неопределенной форме?

А. нет. Неопределенная форма не указывает на число глагола.

Б. да.Это зависит от вопроса, на который отвечает глагол.

5.Заполни пропуск в предложении.

Изменение глаголов…по лицам и числам называется спряжением.

А.наст. и прош.вр.

Б.наст. и буд. вр.

В.буд.и прош. вр

6.В какой из строчек все глаголы стоят в форме 3-го л. ед.ч. наст.вр.

А.Печет, берет, задумает.

Б.рубит, сверкает,читает.

В.дает,берешь, живут.

7.В какой из строчек во всех глаголах пропущен Ь?

А.Срываеш…, думаеш…, прокормиш…

Б. терпиш…, кричиш…, видят…

В.пишеш…, построиш…, ходят…

8. В каком из предложений в окончании глагола пропущена гласная Е?

А. Без узды коня не удерж…шь.

Б. Верт…т языком,как корова хвостом.

В. Без ножа хлеба не отреж…шь.

9.В какой из строчек есть глагол 2-го спряжения?

А. сеять, колоть, отыскать.

Б. лаять, полоть, поливать.

В. думать, молоть, держать.

                                                      Вариант 2

1. В словарях все глаголы приводятся…

А.в форме 1-го л.ед.ч. наст.вр.

Б. в неопр.ф.

В. в форме 3-го л. ед.ч. наст.вр.

2. Если глагол отвечает на вопрос что сделает?, то он стоит…

А.в наст.вр.

Б.в прош.вр.

В.в буд.вр.

3. Можно ли определить время глагола, стоящего в неопределенной форме?

А.да. Это зависит от вопроса, на который отвечает глагол.

Б.нет. неопределённая форма не указывает на время глагола.

4. Если глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос что сделать?, то на какой вопрос он будет отвечать в буд.вр.?

А.что будет делать?

Б.что сделает?

В.что делать?

5. Какая из этих частей речи не употребляется с предлогом?

А.глагол.

Б.местоимение.

В. существительное.

6. В какой из сторочек все глаголы стоят в форме 2-го л. ед.ч. наст.вр.

А.рисуешь, пишешь, веришь.

Б.носишь, дремлешь, замолчишь.

В.сеешь, думает, кричите.

7. Какие глаголы изменяются по родам?

А.глаголы в прош.вр.

Б.глаголы в неопр.ф.

В.глаголы в форме ед.ч. прош.вр.

8. В каком из предложений в окончании глагола пропущена гласная И?

А. Ветер кручины не разве…т.

Б.И журавль тепла ищ…т.

В. Глядеть глядим, а видеть ничего не вид…м.

9. В какой из строчек есть глагол 2-го спряжения?

А. защищать, краснеть, смотреть.

Б.веять, тянуть, бегать.

В.спускать, терзать, получать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Понятие о глаголе как о части речи"2 кл.,преззентация

Предлагается презентация к уроку....

Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»

·         Цель: раз­витие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.Задачи:  ·...

«Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Цели и задачи урока, развернутый конспект урока по теме, презентация...

Урок русского языка 2 кл. «Глагол. Признаки отличия глаголов от других частей речи».

Урок русского языка во 2 классе по теме: « Глагол.  Признаки отличия глаголов от других частей речи». Тип урока: комбинированный.Методы работы: словесные (рассказ, беседа), ...

Как отличить глагол от других частей речи? («Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?»)

Технологическая карта урока русского языка "Как отличить глагол от других частей речи?"...

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи»....