Местоимение как часть речи. Методическая разработка.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Кулакова Анастасия Дмитриевна

Знакомство с новой темой "Местоимение как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 47 ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА

___________________________________________________________________________

197136, Санкт-Петербург,  ул. Плуталова, д.24;   тел./факс 498-17-59,  тел./факс 232-85-81      

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОК – Русский язык

3 класс

Образовательные технологии: технология оценивания образовательных достижений, технология продуктивного чтения,  проблемный диалог, здоровьесберегающие технологии

Тема:  «Местоимение как часть речи».

                                  Составила: учитель начальных классов

                                              Кулакова Анастасия Дмитриевна

                                       ГБОУ № 47 им. Д. С. Лихачева

Санкт - Петербург

2014/15 учебный год

 МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.

Цель урока: развитие умений определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных.

Результаты:

Личностные  результаты – осознавать роль языка  и речи в жизни людей;  высказывать свое отношение; формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные результаты:

- регулятивные УУД:  определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;  учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- познавательные УУД: ориентироваться в учебном материале; выявлять сущность, особенности объектов; обобщать и классифицировать по признакам; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

- коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной и письменной речи; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре.

Предметные результаты – отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; знать признаки местоимения как части речи;  уметь находить местоимения в тексте.

Этапы урока

Ход урока

Деятельность детей

Ι. Орг. момент

Подготовка учеников к работе

II. Формулирование проблемы.

Проблемный диалог   (проблемная ситуация)

- Я бы хотела начать урок не совсем обычно. Я прочитаю вам историю, которая произошла с одним человеком.

«Понимаешь, такой случай. Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка он за мной увязался. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел: там слишком крутая для него гранитная лестница, и к тому же это – учреждение. Должно быть, им вход туда воспрещен. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберег смешного маленького друга. Правда, глупо?» «Не знаю, – ответил я, – больше грустно...»

После чтения текста выполняют задания «по шагам».

- О ком или о чем рассказывал герой рассказа?

- Можно ли ответить однозначно?

- Почему?

- Какими словами называет автор своего преследователя?

- Давайте запишем эти слова.

Запись слов в тетрадь.

III. Постановка темы и цели урока

 

– Сформулируйте основной вопрос урока. (Как называются выписанные слова, кого они называют, заменяют в тексте, как сделать текст понятным?)

- Откройте учебник на стр.61 и прочитайте тему урока. Исходя из темы – озвучим цель (чего мы должны достичь в конце урока).

Продуктивное чтение темы текста.

IV. Открытие новых знаний.

- Упр. 290. Работа по колонкам: каждая колонка получает по два предложения для работы.

– Почему вам легко было справиться с этим заданием?

– Как называются слова, которые были вашими помощниками? (Имена существительные.)

– А без этих существительных-подсказок можно будет что-то понять? (Нет.)

– Вспомните текст, который мы прочитали в начале урока.

– Для чего были нужны слова, которые вы вставляли вместо точек?

(Они заменяли эти существительные.)

 - А может быть  не надо заменять имена существительные, может можно использовать только имена существительные?

- Я вам дам подсказку. Молодой журналист издательства написал статью. Редактор  дает задание исправить текст. Прочитайте и скажите, почему редактор остался недоволен статьей? (слайд №1)

- Как исправить текст, чтобы избежать повтора?

(Слайд №2)

- Отредактируйте данный текст, заменив существительное «сова», словами другой части речи. Запишите эти слова  в тетрадь.

(Слайд №3)

- Т.е. необходимо использовать местоимения для того, чтобы избежать повторения слов в тексте. Местоимения делают речь богаче, ярче.

- Какая замечательная часть речи, и заменяет имя существительное и  речь делает ярче. Так может мы все имена существительные заменим?

- А давайте попробуем. Проведем эксперимент.

Я вам прочитаю несколько отрывков из стихотворений.

И вот он начал

Свой рассказ:

— Они ползут,

А он им — раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей — раз!

Она им — раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Заодно...

Сказали мне, что с нею вы

При них на берегу его ловили.

Но, увы, я плавать не могу.

Мы вам ее, она нам их,

Вы им, обратно нам.

Он с нею, к нам опять

А мы с ним – к ней от вас.

И мне известно, что оно,

Любить и вас и нас должно.

- Все понятно?

- Т.е. много местоимений не очень хорошо?

-Необходимо грамотно подходить к выбору каждого слова.

( Текст о местоимении)

Мир местоимений широк и разнообразен. Без них нет языков. В своей речи мы постоянно пользуемся ими, поэтому не случайно, что местоимения занимают 3 место по частоте употребления после существительных и глаголов. Хотя количество местоимений мало, но высока частота их употребления в нашей устной и письменной речи. С первых дней появления речи у детей на 30 слов приходится 14 местоимений.

- Мы много уже узнали о местоимении.

- Сформулируйте вывод.

- Давайте сравним с авторским выводом. (стр.62,63)

– Местоимение – это самостоятельная или служебная часть речи?

– В чём особенность этой части речи?

– Какие части речи заменяют местоимения?

– Что значит «не называют, а указывают»? (Если нет существительных, мы не можем понять, что именно называется, но знаем, что речь идёт о человеке или предмете.)

– Назовите ещё раз личные местоимения.

– Сколько их? (8.)

-Упр. 292. Выполняется по вопросам в задании.

(Тот, кто начинает разговор, называет себя я. Это первое лицо, которое участвует в диалоге. На второго участника (второе лицо) диалога указывает местоимение ты. Эти двое говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге (т.е. о третьих лицах): Маша – она, Саша – он.

Работа со схемой (с. 64).

– Рассмотрите силуэты человечков. Что они иллюстрируют? (Кто участники диалога.)

– Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица.

– Сделайте вывод.

(слайд №4)

– Почему местоимения я, ты, он, мы и т.д. называют личными?

(Они указывают на лицо или лица.)

– Сколько местоимений 3-го л. ед.ч.? (3.)

– Как вы думаете, с чем это связано? (С родом.)

– Назовите местоимение 3-го л. ед.ч. ж.р. Какое у него окончание? (-а.)

– А какое окончание у местоимений оно, он? (-о и нулевое.) Какая ещё информация о местоимениях содержится в тексте в рамке?

(В предложениях местоимения изменяются.)

– Как это проверить? Вспомните, на какие вопросы отвечают местоимения? (Задать вопросы.)

Меня, мне – это новые местоимения или формы? (Это формы, так как так изменяется местоимение я: задаём вопросы кто? кого? кому?)

– Попробуйте назвать формы местоимения ты. (Тебя, о тебе.)

Ответы на вопросы после вывода.

Ученики читают предложения в упражнении,  подставляют необходимые местоимения и записывают в тетрадь.

Учащиеся записывают подобранные слова в тетради.

(Продуктивное чтение)

1. Чтение определения про себя.

2. Беседа на выявление понимания.

Ученики наблюдают, какие местоимения указывают на участников диалога.

Запись таблицы в тетрадь

V. Развитие умений.

-Упр. 293 – развивается умение подбирать имена существительные, которые могут заменять личные местоимения 3-го л. ед.ч.

-Упр. 294 – развивается умение отличать местоимения от других слов, а также местоимения единственного и множественного числа.

Выполняется самостоятельно. Проверка коллективная.

Сначала ученики называют лишнее слово и объясняют, почему оно лишнее. Потом записывают местоимения и указывают род и число.

Запись:

1) Я (1 л., ед.ч.), ты (2 л., ед.ч.), он (3 л., ед.ч.).

2) Мы (1 л., мн.ч.), вы (2 л., мн.ч.), они (3 л., мн.ч.).

3) Он (3 л., ед.ч.), она (3 л., ед.ч.), оно (3 л., ед.ч.).

4) Ока, окно, око.

VI. Проверка

Тестовая работа

VII. Итог урока.

Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк:

1-я строка — название синквейна,

2-я строка — два прилагательных,

3-я строка — три глагола,

4-я строка — фраза на тему синквейна,

5-я строка — существительное.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Проговорите ключевые слова урока. (Местоимения, личные местоимения, 1-е, 2-е, 3-е лицо.)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личные местоимения. Разбор местоимения как часть речи. 2013-2014 уч. год

На данном уроке закрепляется понятие о местоимении, о роли местоимений в речи. Учащиеся знакомятся с алгоритмом разбора местоимения как часть речи. Разные виды заданий, работа в парах, группах воспиты...

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Разработка урока по русскому языку "Местоимение как часть речи"

Разработка по русскому языку  в 4 классе  "Местоимение как часть речи"(учебник: В.П. Канакина  и  В. Г. Горецкий). Урок разработан в соответствии ФГОС НОО. Данный материал мож...

Местоимение как часть речи. Личные местоимения.

Конспект урока "Местоимение как часть речи. Личные местоимения", 3 класс...

Методическая разработка урока по Русскому языку Тема: «Местоимение как часть речи»

Разработка урока по ФГОС с использованием иновациооных технологий....