БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Бирюкова Анастасия Николаевна

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне. Слова-омографы. УМК школа 2100.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnyy_urok.doc90 КБ
Office presentation icon pervichnoe_zakreplenie.ppt2.02 МБ
Office presentation icon poisk_novyh_znaniy.ppt1.21 МБ
Office presentation icon proverka_dom_rab.ppt769.5 КБ
Office presentation icon slovarnaya_rabota.ppt962 КБ
Office presentation icon chistopisanie.ppt1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

В КОРНЕ СЛОВА

Урок 123

Тема: Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне. Слова-омографы.

Цель: наблюдение над новым свойством ударения – подвижностью; развитие умения различать одинаковые в написании слова, отличающиеся местом ударения и значением.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1.  Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, учебник русского языка, рабочая тетрадь, цветные карандаши, карточки с заданиями для работы в паре, толковый словарь учителю, толковый словарь школьника.

Ход урока.

1. Организационный момент. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Зовут меня Анастасия Николаевна.

- Проверим готовность к уроку. Нам понадобится учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

- Все готовы? Тогда начнём урок.

- Посмотрите в окно и скажите, какой сегодня день?

- Какое настроение вызывает у вас такая погода?

 - А что сделать, чтобы и на душе стало также тепло и спокойно? (улыбнуться)

 - Порадуйте своей улыбкой тех, кто сейчас находится рядом с вами, улыбнитесь друг другу. У вас такие солнечные улыбки, что от них становится ещё ярче и теплее день.

- Я тоже дарю вам свою улыбку и желаю вам удачи .

2. Погружение в урок.

- На прошлом уроке вы приступили к изучению нового раздела. Давайте вспомним  как он называется? ( Буквы безударных гласных в корне слова)

- Сегодня мы с вами продолжим наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.

- Для нас урок – это работа. Любая работа имеет цель. Вы видите облака с целями урока, выберите каждый свою цель.

  • Учится красиво и правильно писать;
  • Упражняться в постановке ударения;
  • Учиться различать ударный и безударный гласные звуки;
  • Наблюдать над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне;
  • Повторить словарные слова;
  • Получить новые знания о словах;

Учитель: - В конце урока мы проверим , справились ли вы с поставленными целями . Я буду вам помогать в достижении этих целей.

Это чей пушистый луч
Так щекочет из-за туч,
Заставляя малышей
Улыбаться до ушей?
Это чья же теплота,
Чья такая доброта
Заставляет улыбаться зайца, курицу, кота?
И по какому поводу?
Идет весна по городу!

- О чём это стихотворение? (о весне)

- Это стихотворение Ю. Мориц называется  “Идет весна по городу”

- По улицам нашего города ступает осторожными шагами  Весна!

- Ребята, посмотрите,  кто нас встречает?

-  Это весеннее солнышко. Посмотрите,  как оно ярко светит, пытаясь согреть вас своими лучами, настроить вас на хорошую работу на уроке.

- Что приносит солнце людям? (Свет, тепло, радость, здоровье)

-Ой, ребята, с нашим солнышком случилась беда. Его спрятала тучка.

- Что же теперь будет? Надо что-то делать, как - то спасать солнышко?

Тучка: «Я верну вам солнышко, если вы пройдёте все мои испытания.»

- Ну что, ребята, будем спасать солнышко, не боитесь испытаний?

- Перед уроком мы с вами записали число и классную работу. Поэтому начинаем проходить испытания.

3. Чистописание

- Ребята, посмотрите на слайд, и скажите, написание каких букв мы  повторяем сегодня? (Вв Сс Нн Ее Аа)

-А сейчас сели правильно. Спинку держим ровно.

- Вспомним написание букв  Вв Сс Нн Ее Аа .

(щелчок мышкой – «шарик» показывает последовательность движений при написании буквы)

- Запишите эти буквы в тетрадь.  Следите за высотой и наклоном букв. (Дети прописывают буквы)

- Обведите лучшую букву в кружок простым карандашом.

- А кто мне скажет, какое слово можно составить из этих букв? (весна)

- Ребята, вы справились с первым испытанием. Посмотрите,  что изменилось на картинке?

- Наше солнышко показало свой первый лучик из-за тучки.

4. Словарная работа.

- Перед вами звуковая запись слов:

исна],[горат],[нарот],[улица],[марос]

- Сделайте буквенные записи.

- Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.

– Каким общим свойством можно объединить эту группу слов? (в каждом слове есть безударная гласная)

– Какое слово лишнее?  (Лишнее слово весна, т.к. безударную гласную в корне можно проверить  - вёсны, а в остальных – непроверяемая гласная).

-Ребята, а какая орфограмма ещё есть в словах город, народ, мороз?(парная согласная)

Проверка по эталону!

Город, народ, весна, улица, мороз.

- Поднимите руки те, кто не сделал не одной ошибки.

- Остальные ребята, запомните правильное написание этих слов. Я думаю, в следующий раз вы не допустите в них ошибок.

- Молодцы, ребята. Мы прошли второе испытание к спасению солнышка. Что изменилось на картинке?

- Наше солнышко показало второй лучик.

5. Проверка домашнего задания:

- Мы поиграем в игру «Верно ли, что…».

- Встали возле парт.

- Я буду читать предложения, а вы если верно - хлопаете в ладоши, если нет – топаете.

– В русском языке ударение всегда падает на первый слог. (Топают)

– Сколько в слове звуков, столько и слогов. (топают)

– Ударный слог в слове может быть только один. (Хлопают)

– Ударными бывают гласные и согласные звуки. (Топают)

– Ударными бывают только гласные звуки. (Хлопают)

– Слова могут состоять из одного, двух и более слогов. (Хлопают)

- В слове столько слогов, сколько  гласных звуков. (Хлопают)

- Молодцы, ребята. Вы хорошо подготовили домашнее задание. Мы прошли третье  испытание к спасению солнышка.

- Что ещё изменилось на картинке?

- Наше солнышко показало ещё один лучик из-за тучки.

6. Поиск новых знаний.

– Прочитайте слова про себя.

Опасаться,  острый,  мука, бояться, тупой, мука.

– Перед вами карточка с таблицей.

Синонимы

Антонимы

- Найдите среди этих слов слова-синонимы и запишите их в первую графу таблицы.

- Какие слова вы записали?  (опасаться – бояться)

- Докажите, что эти слова синонимы. (Различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение- «испытывать боязнь, страх»)

– Найдите среди этих слов слова – антонимы  и запишите их во вторую графу таблицы.

- Какие слова вы записали? (острый- тупой)

- Докажите, что эти слова антонимы. (Различные по звучанию и написанию,  имеющие противоположное  лексическое значение - «тупой- т.е недостаточно отточенный, чтобы хорошо резать или колоть; острый- т.е хорошо отточенный»)

– У нас остались два слова… (мука)

- Можем ли мы их отнести к синонимам или антонимам? (Нет)

- Вот ребята, нашей целью будет выяснить, что это за слова, как называется группа таких слов.

- Запишите эти слова в третью графу.

- Как вы думаете, это одно слово или разные?

- Поставьте ударение в этих словах так, чтобы слова были разными.

– Что интересного замечаете  в  этих словах? Как они пишутся?

-  Одинаково ли звучат?

- А какое имеют лексическое значение?

 (Они одинаково пишутся, но совершенно разные по лексическому значению и произношению: "мука" - продукт и "мука" – страдание, мучение).

- Это новая группа слов называется омографы.

- Давайте выясним, что такое омографы?»

 - Где мы можем узнать значение этого слова? (В толковом словаре)

- Вы видите выписку из толкового словаря. Прочитаем её.

Омографы (от двух греческих слов: омо – одинаковый и графо – пишу, т.е слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное произношение и значение).

- Молодцы, ребята. Вы прошли ещё одно испытание к спасению солнышка. – Какие  изменения вы видите на картинке?

- Наше солнышко показало ещё один лучик из-за тучки.

7. Первичное закрепление полученных знаний:

- В следующем испытании необходимо применить полученные знания о словах- омографах. Это последнее испытание и  самое сложное.

Задание 1: - Работа  в парах по карточкам. Карточки на парте. Прочитайте стихотворение, найдите слова – омографы, подчеркните их . Поставьте  в них ударение.

    Белки прыгают по веткам,
   Принесли орешки деткам!

    Взбей яичные белки,
   И печенье испеки.

- Проверяем! (дети читают стихотворения, слова-омографы)

- Прочитайте стихотворение.

- Назовите слова омографы.

- Объясните лексическое значение слов: белка и белок.

                   Белка- лесной зверек-грызун с пушистым хвостом.

                   Белок-  прозрачная часть яйца, белеющая при варке. 

– Что же помогло нам различить значения этих слов? (Ударение)

– Кто заметил, что произошло с ударением? (Оно переместилось, перешло на другой слог.)

 Учитель: Вы наблюдали за новым свойством русского ударения – подвижностью.

- Ребята, докажите, что эти слова - омографы. (Эти слова пишутся одинаково, но имеют разное произношение и значение)

- Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданием. Я уверенна, что вы справитесь и со следующим заданием.

Задание 2: - Работа по учебнику. Откройте учебник на стр.138, найдите упр.216.

- Запишите 1-ое слово из упражнения. Поставьте в нём ударение.

- Проверим, какое слово у вас получились? А у кого получилось другое слово?

- Объясните лексическое значение слова кружки( сосуд для питья в виде стакана с ручкой) , кружок ( геометрическая фигура или объединение людей для совместных занятий чем-нибудь, например танцевальный кружок, кружок рисования) .

- Что помогло  нам различить эти слова? (Ударение)

-Какое свойство ударения мы здесь наблюдаем? (Подвижность)

- Как называются такие слова?(Омографы)

- Выберите каждый себе задание с этим словом:

Слайд:         - составьте и запишите с записанным вами словом предложение;

        -  составьте и запишите предложения со словами омографами;

-   составьте и запишите предложения со словами омографами и   подчеркните безударные гласные.

- Как вы выполнили это задание, проверит ваш учитель.

- Ребята, посмотрите на картинку, что изменилось на картинке?

- Солнышко показало  последний лучик, а злая тучка улетела. Значит,  мы справились с последним испытанием.

8. Итог урока.

Солнышко читают дети: «Спасибо, ребята, что освободили меня. Теперь я опять могу приносить своё тепло и радость людям. Согревать природу своими лучами, чтобы она могла пробудиться от зимнего сна»

- Посмотрите, какая у нас получилась весенняя картина. Что помогло нам создать её? (Наши знания)

 - А сейчас давайте подведем итоги пройденных испытаний.

- С какой новой группой слов вы познакомились? (словами-омографами)

- Что особенного у этих слов? (пишутся одинаково, отличаются ударением, имеют разное значение)

- Какое  свойство ударения вы наблюдали в этих словах? (Подвижность)

9. Домашнее задание: Дидактические материалы, с.94, упр.215.- составить и записать по два предложения со словами омографами.

10. Рефлексия:

- Наш урок заканчивается.

- Пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получилось на уроке, достиг ли он поставленных целей в начале урока.

- У вас на партах лежат оценочные листы. Покажите в них ваше настроение:

Если ты доволен собой, у тебя всё получилось, то рисуй        улыбающееся солнышко.

     Если тебе на уроке было сложно, то рисуй грустное солнышко. Не переживай,  в следующий раз будет лучше.

Дети рисуют настроение, в этот момент звучит песня А.Островского «Пусть всегда будет солнце»

- (Иду между рядов) Я вижу, все довольны своей работой.

- Ребята, мне очень понравилось работать с вами. Вы были очень активными и внимательными. Молодцы!

- Я  хочу закончить наш урок следующими словами, пусть они станут вашим девизом:                            Пусть каждый день и каждый час

                                     Вам новое добудут.

                                     Пусть будет добрым ум у вас

                                     И сердце добрым будет!                                          - Спасибо за урок.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Стр. 138. Упражнение 216.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синонимы Антонимы Омографы , , , , , .

Слайд 2

Что такое омографы ?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверка домашнего задания

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Проверка по эталону:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Упражнения в написании слов с буквой безударного гласного в корне слова»

Урок по теме: "Упражнения в написании слов с буквой безударного гласного в корне слова" проведён во втором классе ОС "Школа 2100" Конспект урока построен в соответствии с требованиями стандарта второг...

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема «Системно-деятельностный подход на уроке Русского языка «Орфография. Буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Школа 2100», 3 класс)

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позво...

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...