Конспект урока по развитию речи в 4 классе "Осень за окном".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Карпенко Ирина Юрьевна

Данный урок разработан для учащихся 4-го класса. Может быть использован в системе уроков по различным учебным программам.

Представляет собой основу, которая может быть дополнена различными творческими находками конкретного учителя.

Использование на уроке ИКТ позволяет создать нужный эмоциональный настрой. Визуальный и музыкальный материал позволяют повысить мотивацию учеников к собственному творчеству.

Тема занятия: "Написание зарисовки "Осень за окном"

 

Цели и задачи:

 

1. Учить детей видеть необычное в обычном.

2. Показать красоту и живость русского языка.

3. Развивать грамотную, выразительную, эмоциональную речь.

4. Обогащать словарный запас учащихся.

5. Развивать основные виды речевой деятельности: говорение, письмо, слушание, чтение.

6. Воспитывать уважительное отношение к своей работе.

 

Оборудование:

 

1. Интерактивное оборудование.

2. Рисунки детей.

Раздаточный материал - кленовые листья (из бумаги, с разлиновкой для письма), карты настроений, карточки с текстами и словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi.docx46.56 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

по развитию речи в 4 классе

"Осень за окном"

Карпенко Ирина Юрьевна

учитель начальных классов

г.Санкт-Петербург

Урок развития речи в 4 классе

"Осень за окном"

       Данное занятие планомерно вписывается в систему уроков развития речи. Возможно проведение данного вида урока в классах, работающих по различным программам обучения.

     

Тема занятия: "Написание зарисовки "Осень за окном"

Цели и задачи:

1. Учить детей видеть необычное в обычном.

2. Показать красоту и живость русского языка.

3. Развивать грамотную, выразительную, эмоциональную речь.

4. Обогащать словарный запас учащихся.

5. Развивать основные виды речевой деятельности: говорение, письмо, слушание, чтение.

6. Воспитывать уважительное отношение к своей работе.

Оборудование:

1. Интерактивное оборудование.

2. Рисунки детей.

Раздаточный материал - кленовые листья (из бумаги, с разлиновкой для письма), карты настроений, карточки с текстами и словами.

Ход урока

1. Вступительная беседа.

(Тихо играет мелодия. Чайковский "Времена года. Октябрь")

          - Осень... Как же я люблю это время года! Только осенью радость и грусть бродят рядом. Только осенью можно заметить оставшиеся следы лета, почувствовать обжигающий взгляд осени, заметить промелькнувшую тень зимы. Осень - это шелест и шёпот, шум и тишина. Это десятки красок и сотни оттенков.

У каждого из нас своя осень. Кто-то грустит, глядя на хмурый дождик за окном; кто-то радуется падающим листьям, порывам ветра. Ваши рисунки на выставке подтверждают, что осень и сама непостоянна. То окутает ледяным туманом, то согреет лучами сентябрьского солнца, то накроет проливным дождём.

Закройте глаза. Представьте, что вы идёте по осеннему парку. Под ногами шуршат, перекатываются, потрескивают листья. Что за запах у осеннего костра! Хочется бежать к этому костру, подкидывая охапки золотых листьев. Ощутите запах уходящих тёплых дней... Произнесите слово "осень" с тем чувством, которое родилось у вас сейчас в душе.

(Дети произносят по очереди слово "осень", пробуя передать свои ощущения интонационно)

2. Просмотр и обсуждение фильма.

         - Когда в душе рождаются новые чувства, когда хочется поделиться ими с другими людьми, то человек начинает... (писать стихи, рисовать, фотографировать, петь...). Да, человек начинает творить, создавать. Ему хочется поделиться своими эмоциями, передать другому человеку свои ощущения от увиденной красоты. Творец создаёт своё произведение, вкладывая в него свою душу, свои мысли. С помощью чего художник может передать свои чувства? А музыкант?

- Можно ли музыканта назвать художником?

- Да, музыкант тоже художник. Он рисует звуками, мелодией. Давайте посмотрим, какой увидели осень музыканты и художники. Как они сумели передать нам своё осеннее настроение.

(Просмотр слайд-шоу из картин художников об осени. Музыкальное сопровождение - Шопен "Мелодия осени")

- О чём вам думалось во время просмотра? Что вы себе представляли? Какой предстала осень перед вами?

3. Написание синквейнов.

            - Сегодня мы тоже станем художниками. Мы будем рисовать словами. Это бывает сделать сложнее, чем красками. Только неравнодушный человек сможет подобрать нужные краски-слова, увидеть в знакомых вещах что-то необычное.

- Что такое осень на ваш взгляд? (время года, пора...)

- Какое это время года по настроению?

- Представьте, что осень - это живое существо. С кем её можно сравнить? ( с лисой, с рыжеволосой девушкой...)

- Что же делает эта девушка  в сентябре, октябре? (бросает листья, кружится с ветром, плачет...)

Посмотрите, какими красками заиграла ваша картина! Попробуйте "раскрасить" предложения: "Идёт дождь. Дует ветер. Падают листья". "Оживите" картину. (Небо плачет дождём. Хулиганит проказник-ветер. ...)

- Давайте создадим синквейны. Они помогут нам сегодня в создании зарисовок. Постараемся подобрать выразительные, образные слова. Перенесёмся мысленно в осенний парк. Работать сегодня будем на осенних листочках, которые прилетели к нам во время листопада. Не забывайте о том, что любая письменная работа - это показатель вашего отношения к языку. Работайте аккуратно, уважая свой труд.

ПРИМЕРЫ ДЕТСКИХ РАБОТ

1. Осень.

2. Холодящая, ослепительная,

3. Гуляет, пугает, гудит.

4. Осень приходит каждый год.

5. Листопад.

1. Осень.

2. Золотая, неуловимая.

3. Оплакивает, шепчет, грустит.

4. Только осенью пишутся стихи.

5. Мысли.

Чтение 2-3  работ.

- Какие из услышанных слов вам захотелось  записать на свой листочек? Почему?

4. Поэтическая минутка.

              - Об осени писали многие поэты. Как они выразили свои чувства, передали настроение осени? Прочитайте произведения и выберите то стихотворение, которое наиболее близко к вашим ощущениям. Пользуясь словарём настроений, попробуйте определить, с каким чувством надо читать это произведение.

(На партах листы со стихотворениями русских поэтов об осени  -К.Бальмонта, А.Пушкина, Ф.Тютчева)

Словарь настроений. Например:

       Выразительное чтение (2-3 ученика).

- Почему ты выбрал такую интонацию?

5. Создание зарисовок.

            - А теперь возьмём в руки "краски и кисти". Создадим свои картины-зарисовки. Зарисовка - это только набросок. Художник подбирает цвета на палитре, обдумывает каждый мазок. Используйте палитру и вы. Творите.

(На партах листы-"палитры", на которых даны эпитеты к словам. Небо - холодное, тяжёлое, мокрое... Солнце  - ускользающее, осеннее, засыпающее, тёплое... И т.д.)

Самостоятельная работа детей.

- Теперь украсим класс вашими листьями. Пусть этот хоровод продолжает дарить нам  тепло осенних дней.

- Я желаю вам научиться ценить то, что окружает нас каждый день - солнце и небо, ветер и тучи, берёзы и травы, ясное летнее утро или тёмный осенний вечер. Учитесь слышать природу, чувствовать её. Тогда она ответит вам благодарностью и откроет множество тайн. Спасибо за творчество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по развитию речи в 1 классе

Тема: "Зимняя одежда"Цель: Активизировать и расширять словарь учащихся по теме одежда. Формировать умение работать по инструкциям "маленького учителя"....

План-конспект урока по развитию речи "Виды транспорта" во 2 классе

Урок по теме: "Виды транспорта"Цель: Систематизировать знания детей о транспорте....

Конспект урока по развитию речи на тему: «Учимся составлять текст-описание» 1 класс

В данном материале представлен конспект урока по обучению тексту-описанию. Условно обучение описанию можно разделить на 2 периода. Первый - это до введения понятия "имя прилагательное". Второй - это п...

Конспект урока по развитию речи "КОТ В САПОГАХ"

Обучение сжатому изложению по коллективно составленному плану....

Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.

Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...

Конспект урока по развитию речи (на уроке литературного чтения)

Тема урока: Учимся составлять рекомендации к чтению (Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»).Класс: 4...