Рабочая программа по литературе 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Гайнуллина Эльвира Мунировна

Готовые программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа по литературе 3 класс 454.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка.

Цели и задачи обучения литературному чтению

     Основная цель курса литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

     Задачи курса «Литературное чтение»:

  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, поисковым и просмотровым);
  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
  • расширить круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемым теме или разделу (в рубрике  «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

Специфика предмета

     Специфические особенности курса литературного чтения в 3 классе являются следующие:

  • сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями;
  • работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учётом его специфической структуры и жанровых особенностей;
  • одновременная работа над языком произведения и речью детей;
  • сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
  • использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения;
  • формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг;
  • освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Общая характеристика курса литературного чтения в 3 классе.

     Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
  • в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
  • содержание курса «литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

     Характерной чертой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» чтения произведения и работой с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

     В основу построения курса «Литературное чтение» были положены следующие принципы:

  • системности – обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитание и развития младшего школьника, а также создания литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (кружки, факультативы, библиотечные часы, а также самостоятельная работа с книгой в группе продлённого дня);
  • эстетичности – обусловливает требования к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений;
  • эмоциональности – учитывает взаимодействие литературного произведения и книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя (развитие его эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать художественный мир автора, сопереживание чувствам героев);
  • преемственность – обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.

     При конструировании курса литературного чтения с учётом принципа системности были сформированы следующие требования к его содержанию:

  • содержание представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам. Объём и содержание произведений каждого блока отобраны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся, произведения способствуют приобщению младших школьников к культурному опыту своего и других народов;
  • развитие основных видов речевой деятельности (слушание, чтение, устная и письменная литературная речь) входит содержательной линией в каждый изучаемый раздел и носит практико-ориентированный характер;
  • введение в каждый раздел и последовательное знакомство с литературоведческими понятиями на пропедевтическом уровне служит литературному развитию и формированию читательской компетентности;
  • системная работа по формированию самостоятельной читательской деятельности проходит в каждом разделе;
  • система творческих заданий, представленная в каждом блоке (разделе), позволяет учитывать уровень обученности и индивидуальные возможности учащихся;
  • умение работать с информацией (находить информацию в тексте произведения, в справочниках, энциклопедиях и доступных Интернет-ресурсах) формируется последовательно.

     Основные содержательные линии программы

     Развитие навыка чтения.

Развитие навыка чтения идёт от формирования громкоречевой формы (чтение вслух) до чтения молча. В 3 классе – наращивание скорости чтения молча и использование приёмов выразительного чтения (понимание задачи своего чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности). Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу как с теми, кто хорошо читает, так и с теми, кто отстаёт в овладении процессом чтения.

     Развитие восприятия произведения.

     Литература не может выполнять только иллюстративную роль и использоваться как наглядный пример к какому – то понятию или учебной теме. Она самоценна, и эту присущую литературе ценность читатель-ребёнок постепенно осознаёт, что положительно влияет на его духовный мир. Именно поэтому характер и полнота восприятия произведения зависит от читательского опыта, сформированности умения воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому замыслу.

     В 3 классе начинается собственно литературное чтение школьника в полном объёме. Учитель даёт установку на восприятие жанра произведения, особенности его композиции и языка. Чтение организуется по законам восприятия литературного произведения: 1 уровень – первичное восприятие, 2 уровень – полноценное восприятие на уровне понимания главной мысли.

     Знакомство с литературоведческими понятиями.

В 3 классе вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, расширяется круг детского чтения, в соответствии с этим усложняются произведения и увеличивается доля литературоведческих терминов.

     Развитие речевых умений.

     В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, наблюдать за его значением (в контексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его переносное, образное значение, а затем использовать в собственной речи слова и выражения.

     Развивается один из основных видов речевой деятельности – говорение. Практическое знакомство с диалогом и монологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диалога о прочитанном). Формулирование высказываний о своём отношении к произведению, героям и их поступкам. Обучение пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихотворных произведений и небольших отрывков из прозаических произведений.

     Развитие творческой деятельности.

     Добиться хорошего уровня литературного развития, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, только вовлекая детей в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), чтобы ребёнок мог внести элементы своего творчества, выразить своё отношение к герою (произведению), по-своему интерпретировать текст. Для этого программа предлагает использовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструировать отдельные картины сюжета, описание героев и т.п.

     Методы и приёмы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчёркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приёмы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устно речи (составление высказываний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

     Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.

Место учебного предмета в учебном плане.

     В соответствии с учебным планом на преподавание литературного чтения в 3 классе отводится 4 часа в неделю в соответствии с учебным планом. Соответственно программа рассчитана на 136 учебных часов.

     Данная рабочая программа построена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, разработана на основе авторской программы по литературному чтению (авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова), с учетом примерной учебной программы начального общего образования по литературному чтению.

     Данная рабочая программа адресована учащимся 3 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 2013-2014 учебный год.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета  «Литературное чтение».

Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся 3-х классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Результаты освоения курса «Литературное чтение».

     Личностные результаты освоения образовательной программы должны отражать:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развевающемся мире;
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

     Метапредметные результаты освоения образовательной программы должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;
  12. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

     Предметные результаты освоения образовательной программы по литературному чтению с учётом специфики содержания предметной области «Филология», должны отражать:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
  2. формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание программы.

     Виды речевой и читательской деятельности

     Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли.

     Изучение произведений одного и того же жанра или произведения одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

     Чтение. Чтение вслух и молча небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

     Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.

     Работа со структурой текста. Начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Круг чтения. 

Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.

     Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношение к Родине, друг другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.).

     Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

     Народная сказка: замедленность действия за счёт повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правдой над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.

      Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.

     Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

     Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.

     Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) – это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие фактической информации.

     Литературоведческая препедевтика.

     Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.

     Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

     Творческая деятельность учащихся.

     Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.

     Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продлённого дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): «Дорога сказок», «Город героев», «Сказочный дом» и т.д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.

     Чтение: работа с информацией.

     Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «Об авторе», «От автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.

     Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.

     Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.

Формы организации учебного процесса.

     Программа предусматривает проведение традиционных уроков, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, уроков-экскурсий, уроков по развитию связной речи учащихся, уроки-викторины, библиотечные уроки, уроки-путешествия, обобщающие уроки.

Формы контроля.

     В целях систематического контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся предлагаются:

- тестовые работы

- дидактический материал для самостоятельной работы

- карточки контроля теоретических знаний

- проверка домашнего задания (фронтальная, взаимопроверка, выборочная)

- диагностики.

Технологии, методики

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

 Межпредметные связи

  • с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
  • с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
  • с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
  • с уроками труда: переплёт книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.

2. Учебно-тематическое планирование

Количество часов:

Всего – 136 часов; в неделю – 4 часа

Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, разработано на основе авторской программы по литературному чтению (авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова), с учетом примерной учебной программы начального общего образования по литературному чтению

Учебник: Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова – М.: Вентана-Граф, 2012.

Тетрадь: Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Хрестоматия: Литературное чтение: 3 класс: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Наименование разделов  и тем

Всего часов

В том числе на:

Уроки

Проверь себя

Итоговая комплексная контрольная работа

Проверка  Тестирование

техники

чтения

Устное народное творчество

16

14

2

Басни

5

4

1

      1

Произведения А.С. Пушкина

10

8

1

                     1

Стихи русских поэтов Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков, А.А.Фет

5

4

1

Произведения Л.Н.Толстого

11

10

1

      1

Произведения Н.А.Некрасова

7

6

1

Произведения А.П.Чехова

6

5

1

Сказки зарубежных писателей

4

3

                     1

Стихи русских поэтов

7

6

1

Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка

6

5

1

Произведения А.И.Куприна

8

7

1

       1

Стихи С.А.Есенина

7

5

1

                     1

Произведения К.Г.Паустовского

12

11

1

Произведения С.Я.Маршака  

4

4

Рассказы Л.Пантелеева

5

4

1

Произведения А.П.Гайдара

6

5

1

Произведения М.М.Пришвина

6

5

1

       1

Произведения зарубежных писателей

11

8

1

1

                      1

Итого:

136

114

17

1

                      4


3. Содержание тем учебного курса (календарно-тематическое планирование)

п/п

Тема урока

Колич-во часов

Планируемые результаты

Дата

Вид контроля

Домашнее задание

план

факт

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (16 часов)

1

Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В.Даль. «Старик-годовик». Дополнительно: Загадки.

1

Знать:

– жанры произведений: загадки, пословицы, сказки;

– особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом);

– различия жанров

Уметь:

– называть произведения и выделять их особенности;

– определять тему и жанр

произведения 

– сравнивать сказки  разных народов;

– самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова;

– характеризовать особенности речи сказителя;

– использовать при чтении средства выразительности

02.09

текущий

2

Пословицы. Какие бывают пословицы. Дополнительно: Пословицы.

1

04.09

текущий

3

Дорогами сказок. Русская народная сказка. «Самое дорогое».

1

05.09

текущий

4

Русская народная сказка. «Про Ленивую и Радивую»

07.09

текущий

5

Слушание и работа с детской книгой. Сказки о животных. Дополнительно:

 «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич»

1

09.09

Работа в группах

6

Сказки с загадками. Русская народная сказка. «Дочь-семилетка». Сравнение героев. Дополнительно: башкирская народная сказка «Умная внучка».

1

Знать:

– особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом);

– различия жанров.

Уметь:

– называть произведения и выделять их особенности;

– определять тему и жанр

произведения 

– сравнивать сказки  разных народов

– использовать при чтении средства выразительности

11.09

текущий

7

Волшебные сказки. Русская народная сказка. «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках.

1

12.09

текущий

8

Волшебные сказки. Русская народная сказка. «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках.

1

14.09

Работа в парах

9

Слушание и работа с детскими книгами «Сказки народов России». Дополнительно: русская народная сказка «Елена Премудрая»,  чукотская народная сказка «Девушка и Месяц».

1

16.09

текущий

10

Скороговорки. Потешки. Какие бывают скороговорки.

1

Знать:

-малые формы фольклора: скороговорки, потешки и их особенности

18.09

текущий

11

Урок-обобщение по разделу «Устное народное творчество»

«Проверь себя»

1

Проверка навыка чтения по следующим параметрам: способ чтения, правильность, темп, понимание прочитанного

19.09

Фронтальный опрос

12

Былины. «Добрыня и Змея». Понятие о былине

1

Знать:

– жанры произведений: былина

Уметь:

– называть произведения и выделять их особенности;

– определять тему и жанр

произведения 

– сравнивать сказки (былины) разных народов;

– самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова;

– характеризовать особенности речи сказителя;

– использовать при чтении средства выразительности

21.09

текущий

  13

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

23.09

текущий

14

Былины: «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»,  «Вольга и Микула».

25.09

текущий

15

Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительно:

Былины: «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».

26.09

текущий

16

Урок-обобщение по разделу: «Былины». Мини – проект «Былинные герои». 

Проверь себя.

1

28.09

индивидуальный

БАСНИ (5 часов)

17

Эзоп.  «Лисица и виноград».

И. Крылов «Лиса и виноград». Сравнение басен Эзопа и Крылова.

Знать:

– литературоведческие понятия: басня, мораль;

– о структуре басни;

– о художественных особенностях басни.

Уметь:

 – правильно называть басни из круга детского чтения;

– различать сказку и басню

– сравнивать героев басни

30.09

текущий

18

И. Крылов «Ворона и лисица». Дополнительно: Эзоп «Ворон и лисица». Сравнение басен Эзопа и Крылова.

02.10

текущий

19

Басни И.А. Крылова Дополнительно: И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и Работник»

Проверка техники чтения.

03.10

Фронтальный опрос

20

Слушание и работа с детской книгой. Басни. Дополнительно: Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая лисица», А.Измайлов. «Филин и чиж».

05.10

текущий

21

Урок-обобщение по разделу «Басни».  

Проверь себя

1

Уметь:

 – правильно называть басни из круга детского чтения;

– различать сказку и басню

– сравнивать героев басни

07.10

индивидуальный

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.С.ПУШКИНА (10 часов)

22

А. С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый…» Понятие об олицетворении, эпитете.

Проект «Сказки Пушкина»

1

Знать:

– литературоведческие понятия: стих, поэма, стихотворная строка, рифма, ритм.

Уметь:

- находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи

09.10

текущий

23

Дополнительно: А.С.Пушкин. «Бой Руслана с головой» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

Проект «Сказки Пушкина»

1

10.10

текущий

24

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение с русской народной сказкой «Царевич Нехитёр-Немудёр»

Проект «Сказки Пушкина»

1

Знать:

– литературоведческие понятия: литер. сказка

Уметь:

- выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста

17.10

текущий

25

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Характеристика героев

Проект «Сказки Пушкина»

19.10

текущий

26

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Проект «Сказки Пушкина»

21.10

текущий

27

Слушание и работа с детской книгой. К.Г. Паустовский. «Сказки А.С. Пушкина». Дополнительно: А.С.Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Проект «Сказки Пушкина»

1

Знать:

– литературоведческие понятия: литер. сказка

Уметь:

- выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста

23.10

текущий

28

Слушание и работа с детскими книгами. Сказки А.С. Пушкина. Дополнительно: Э. Бабаев. «Там лес и дол видений полны…»

Тестирование №1

Проект «Сказки Пушкина»

24.10

Работа в парах

29

Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер». Сравнение стихотворений

Проект «Сказки Пушкина»

1

Уметь:

- выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста

26.10

текущий

30

А. С. Пушкин «Няне». Творческая работа «Информация о няне А.С. Пушкина».

Проект «Сказки Пушкина»

1

Знать:

– литературоведческие понятия: стих, стихотворная строка, рифма, ритм

Уметь:

– находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи

28.10

текущий

31

Урок-обобщение по разделу «Произведения А.С.Пушкина». Проверь себя.

Проект «Сказки Пушкина»

1

Уметь:

- находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи

30.10

индивидуальный

СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ: Ф.И. ТЮТЧЕВА, А.Н. МАЙКОВА, А.А. ФЕТА (5 часов)

32

Стихи о природе. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…»

1

Знать:

- творчество Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета.

– литературоведческие понятия: стих, стихотворная строка, рифма, ритм

Уметь:

- находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи

- определять жанр произведения;

-выделять главную мысль произведения;

– находить слова, выражающие чувства и мысли поэта;

– понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);

– самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);

– выразительно читать стихотворение

31.10

текущий

33

Стихи об осенней природе. А.Н. Майков «Осень».

 

2/11

текущий

34

Стихи А.А. Фета. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт глаза прищуря…»

6/11

текущий

35

Слушание и работа с книгами. Стихи русских поэтов. Рубрика «Книжная полка». Дополнительно: И.А. Бунин «Листопад»

Знать: все литературоведческие понятия.

Уметь: определять жанр произведения;

-выделять главную мысль произведения;

– находить слова, выражающие чувства и мысли поэта;

– понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);

– самостоятельно

7.11

текущий

36

Урок-обобщение по разделу «Стихи русских поэтов:

 Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета». Проверь себя

1

Уметь:

- находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи

09.11

Работа в группах

«ПРОИЗВЕДЕНИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО» (11 часов)

37

Жанры произведений Л.Н. Толстого. Л. Н. Толстой. Сказка «Два брата», басня «Белка и Волк». Сравнение сказки и басни

1

Знать:

- наизусть стихи русских поэтов

Уметь:

- определять жанр произведения;

-выделять главную мысль произведения

11.11

текущий

38

Жанры произведений Л.Н. Толстого. Дополнительно: Л.Н. Толстой «Ореховая ветка»

Проверка техники чтения.

13.11

текущий

39

Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительно: «Работник Емельян и пустой барабан».

14.11

текущий

40

Слушание и работа с книгой. Сказки Л.Н. Толстого.

1

Знать:

- творчество Л.Н. Толстого;

– имя, отчество и фамилию поэта;

– произведения Л.Н. Толстого (в рамках программы);

– понятие лирический герой сказочный и реальный.

Уметь:

– находить справку о поэте в книгах-справочниках;

– самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения

16.11

текущий

41

Научно-популярные и художественные рассказы. Л. Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы». Проект «Наши друзья – животные»

18.11

текущий

42

Научно-популярные и художественные рассказы Л. Н. Толстого. Дополнительно: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

20.11

взаимоконтроль

43

 Художественные рассказы Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой «Прыжок»

21.11

текущий

44

Разножанровые произведения. Л.Н. Толстой «Прыжок»

27.11

текущий

45

Былины Л.Н.Толстого. Л. Н. Толстой «Как боролся русский богатырь».

28.11

текущий

46

Слушание и работа с книгой. Книги Л.Н.Толстого. Рубрика «Книжная полка». Дополнительно: А.Сергеенко «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах»

1

Уметь:

- понимать содержания литературного произведения;

- определять главную мысль

30.11

текущий

47

Урок-обобщение по разделу «Произведения Л.Н. Толстого». Проверь себя

1

Уметь:

- понимать содержания литературного произведения;

- определять главную мысль.

2/12

Индивидуальн.

«ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.А. НЕКРАСОВА» (7 часов)

48

Стихотворения о детях. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок).

1

Знать:

- творчество Н.А. Некрасова;

– имя, отчество и фамилию поэта;

– произведения Н.А. Некрасова (в рамках программы);

– понятие лирический герой сказочный и реальный.

Уметь:

– находить справку о поэте в книгах-справочниках;

– самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения

4.12

текущий

49

Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок» (отрывок), К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок»

5.12

текущий

50

Стихи о детях. Слушание и работа с книгой. Дополнительно: Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (в сокращении)  

7.12

текущий

51

Стихи о природе. Н.А. Некрасов «Славная осень…». Дополнительно: Н.А. Некрасов «Зеленый Шум». К.И Чуковский. «Зеленый Шум»

1

Знать:

– произведения Н.А. Некрасова (в рамках программы);

– понятие лирический герой сказочный и реальный.

Уметь:

– находить справку о поэте в книгах-справочниках; самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения.

9.12

текущий

52

Стихи о природе. Н.А. Некрасов «Мороз- воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») Создание словесного образа Воеводы.

1

11.12

текущий

53

Слушание и работа с книгой. К.И. Чуковский «О стихах Н.А. Некрасова». Дополнительно: Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы).

1

12.12

текущий

54

Урок-обобщение по разделу «Произведения Н.А. Некрасова». Рубрика «Книжная полка». Проверь себя

Уметь:

– читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию

14.12

Работа в парах

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.П. ЧЕХОВА (6 часов)

55

Повести и рассказы. А. П. Чехов «Степь» (отрывок). Дополнительно: И.С. Тургенев «Лес и степь».

 Знать:

– имя, отчество и фамилию писателя;

– произведения А. П. Чехова (в рамках программы).

Уметь:

– сравнивать и различать рассказ-описание и рассказ-повествование;

– участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному;

– читать выразительно подготовленное произведение или эпизод

Уметь:

– находить в тексте описания портрета героя, интерьера, пейзажа;

– понимать главную мысль произведения объяснять заглавия (заглавие-жанр, заглавие-имя героя, заглавие-главная мысль)

16.12

текущий

56

Повести и рассказы. Дополнительно:  А.П. Чехов «Белолобый»

18.12

текущий

57

Произведения о детях. А.П. Чехов «Ванька»

19.12

текущий

58

А.П. Чехов «Ванька»

21.12

текущий

59

Слушание и работа с книгой. Книги о животных. Дополнительно: Л. Андреев «Кусака»

23.12

текущий

60

Очерки и воспоминания об А.П. Чехове. Н.Шер «О рассказах А.П. Чехова».

Проверь себя

25.12

взаимоконтроль

СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ (4 часов)

61

Ш. Перро «Подарки Феи». Сравнение отечественных и зарубежных сказок.

Тестирование №2

1

Уметь:

– передавать краткое содержание изученного произведения и пересказывать текст, сохраняя его художественные особенности

Уметь:

- выявлять особенности сказок;

- выразительно читать по ролям

Уметь:

– передавать сюжет сказки, находить его части;

– сравнивать сказки народов мира

26.12

Работа в парах

62

Сказки Ц. Топелиуса. «Солнечный луч в ноябре». Дополнительно: Ц. Топелиус «Зимняя сказка»

1

28.12

текущий

63

Слушание и работа с книгой. Сказки зарубежных писателей. Дополнительно: Х.-К. Андерсен «Снеговик», Братья Гримм «Умная дочь крестьянская

1

30.12

текущий

64

Урок – утренник «В мире сказок».

Уметь:

– передавать сюжет сказки, находить его части;

– сравнивать сказки народов мира.

текущий

СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ (7 часов)

65

Стихи о Родине. И.С. Никитин «Русь»

1

Знать:

– имена русских поэтов и их произведения; – понятия: тон, темп, ритм стихотворения.

Уметь:

– выделять языковые средства художественной выразительности;

– понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора);

– передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение

09.01

текущий

66

Стихи о природе. И.С. Никитин «Утро»

11.01

Фронтальный опрос

67

Стихи о детях и для детей. И.З. Суриков «Детство»

1

13.01

текущий

68

Слушание и работа с детскими книгами. Стихи русских поэтов. Дополнительно: И.С. Никитин «Помню я: бывало, няня…»

1

Знать:

– имена русских поэтов и их произведения; – понятия: тон, темп, ритм стихотворения.

Уметь:

– выделять языковые средства художественной выразительности;

– понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора);

– передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение

15.01

текущий

69

Стихи о Родине. С.Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день» Пейзаж в стихотворении.

1

16.01

текущий

70

Слушание и работа с детскими книгами. Стихи о Родине и родной природе. Дополнительно: Ф.Н. Глинка «Москва»

1

Уметь:

– понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора);

– передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение

18.01

текущий

71

Урок-обобщение по разделу «Стихи русских поэтов». Проверь себя

1

20.01

Индивид.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Д.Н. МАМИНА-СИБЯРЯКА (6часов)

72

Рассказы о животных. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Проект «Наши друзья – животные»

1

Знать:

– фамилию, имя, отчество, литературный псевдоним автора

Уметь:

– работать с сюжетом и планом;

– пересказывать по плану подробно и кратко;

– рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных  особенностей текста;

–выделять главную мысль рассказа;

-читать вслух и про себя быстро и правильно ( не менее 60-70 слов в минуту)

22.01

текущий

73

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Проект «Наши друзья – животные»

23.01

Фронт.опрос

74

Слушание и работа с детскими книгами. Рассказы о животных. Дополнительно: В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип»

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех» (сказка)

Проект «Наши друзья – животные»

25.01

текущий

75

27.01

текущий

76

Слушание и работа с детскими книгами. Произведения о животных. Дополнительно: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Постойко»

Проект «Наши друзья – животные»

Уметь:

– работать с сюжетом и планом;

– пересказывать по плану подробно и кратко;

– рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных  особенностей текста;

–выделять главную мысль рассказа.

29.01

текущий

77

Обобщение по разделу «Рассказы Д. Мамина-Сибиряка»

Проверь себя

Уметь:

– пересказывать по плану подробно и кратко;

-читать вслух и про себя быстро и правильно

30.01

Работа в парах

«ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.И. КУПРИНА» (8 часов)

78

Произведения о людях. А.Куприн «Синяя звезда»

Проверка техники чтения.

Знать:

– произведения

А. И. Куприна разных жанров (в рамках программы).

Уметь:

– различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы;

– делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану;

– выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи;

– самостоятельно

работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль);

– выразительно читать (в лицах), передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам

1.01

Индивид.

79

А.Куприн «Синяя звезда»

03.02

текущий

80

А.Куприн «Синяя звезда». Работа по плану.

05.02

текущий

81

А.Куприн «Синяя звезда». Сравнение рассказа с легендами.

06.02

текущий

82

Рассказы о животных. А. Куприн «Барбос и Жулька»

Проект «Наши друзья – животные»

08.02

текущий

83

А. Куприн «Барбос и Жулька»

Проект «Наши друзья – животные»

10.02

Фронт.

84

Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных. Рубрика «Книжная полка». Дополнительно: А.Куприн. «Собачье счастье»

Уметь:

– различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы;

– делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану;

– выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи;

12.02

текущий

85

Урок-обобщение «Произведения А.И. Куприна»

Проверь себя

Уметь:

– делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану;

– выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи;

13.02

текущий

СТИХИ С.А. ЕСЕНИНА (7 часов)

86

Стихи о Родине. С. Есенин «Я покинул родимый дом…» (отрывки)

Знать:

– произведения С.А. Есенина разных жанров (в рамках программы).

Уметь:

– различать основные жанры произведений и их темы;

– делить текст на смысловые части и составлять план, учить отрывки наизусть;

– выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи;

– самостоятельно работать с текстами произведений.

15.02

текущий

87

Стихи о природе. С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»

17.02

текущий

 88

Стихи о природе. С. Есенин. «Берёза». Дополнительно: Стихи С. Есенина о берёзе (отрывки)

19.02

текущий

89

Стихотворения для детей. С. Есенин. «Бабушкины сказки»

26.02

текущий

90

С.Есенин  «Бабушкины сказки»

Тестирование №3

27.02

индивидю

91

Слушание и работа с детскими книгами. Родные поэты. Книги со стихотворениями русских поэтов. Дополнительно: С. Есенин «Сыплет черёмуха снегом…»

И.С. Тургенев «Деревня»

1.03

текущий

92

Урок-обобщение по разделу «Стихи С.А Есенина»

Проверь себя

3/03

Работа в парах

ПРОИЗВЕДЕНИЯ К.Г. ПАУСТОВСКОГО (12 часов)

93

Произведения для детей. К. Паустовский «Стальное колечко»

Знать:

– произведения

К. Г. Паустовского

разных жанров

Уметь:

– различать художественные и научно-познавательные рассказы;

– различать рассказ-повествование,

рассказ-описание,

юмористический рассказ;

5..03

текущий

94

К. Паустовский «Стальное колечко»

Знать:

– произведения

К. Г. Паустовского

разных жанров

Уметь:

– различать художественные и научно-познавательные рассказы;

– различать рассказ-повествование,

рассказ-описание,

юмористический рассказ;

– работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания);

– самостоятельно работать с текстом: прочитать, разделить на смысловые части, составить план;

– пересказывать по

плану (подробно и кратко);

– понимать главную мысль и содержание произведения;

– выражать свою точку зрения о произведении, о героях и поступках;

– работа с книгой (в том числе и со справочной книгой)

6.03

текущий

95

К. Паустовский «Стальное колечко». Пересказ по плану.

10.03

текущий

96

К. Паустовский «Стальное колечко». Дополнительно: К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

12.03

текущий

97

К. Паустовский «Кот-ворюга»

Проект «Наши друзья – животные»

13.03

текущий

98

К. Паустовский «Кот-ворюга» Творческая работа: рассказ от имени кота «Моя кошачья жизнь».

Проект «Наши друзья – животные»

15.03

текущий

99

Рассказы о животных. Дополнительно: К. Паустовский «Заячьи Лапы»

Проект «Наши друзья – животные»

17.03

текущий

100

Рассказы К.Г. Паустовского. К. Паустовский «Какие бывают дожди?»

19.03

текущий

101

Рассказы К.Г. Паустовского. Рубрика «Книжная полка»

20.03

текущий

102

Слушание и работа с детскими книгами. Рассказы о животных. Дополнительно: И.С. Тургенев. «Воробей»

Проект «Наши друзья – животные»

Знать:

– произведения

К. Г. Паустовского

разных жанров

Уметь:

– различать художественные и научно-познавательные рассказы;

– различать рассказ-повествование,

рассказ-описание,

юмористический рассказ;

– работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания)

22.03

Работа в парах

103

Урок-обобщение по разделу «Произведения К.Г.Паустовского».

Проверь себя

24.03

Индивидю

104

Урок-утренник. «Моя любимая книга»

Уметь:

– работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания)

26.03

текущий

ПРОИЗВЕДЕНИЯ С.Я. МАРШАКА (4 часа)

105

Стихи о Родине и о родной природе. С.Я. Маршак «Урок родного языка»

Уметь:

- творчески проявлять себя

Знать:

– и называть произведения С. Я. Маршака.

Уметь:

– понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);

– самостоятельно

готовить стихотворение для выразительного чтения

27.03

текущий

106

С.Я. Маршак «Ландыш»

29.03

текущий

107

Слушание и работа с книгами. Пьесы-сказки С.Я. Маршака. Дополнительно: С.Я. Маршак «Кошкин дом»

31.03

текущий

108

Урок-обобщение по разделу «Произведения и книги С.Я. Маршака»; В. Субботин «С Маршаком»

02.04

текущий

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Л. ПАНТЕЛЕЕВА (5 часов)

109

Художественные рассказы. Л.Пантелеев «Честное слово»

Знать:

– рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы);

– понятия: автор-рассказчик, автор-герой произведения, фантастический рассказ, исторический рассказ.

Уметь:

– различать исторические и

 фантастические рассказы;

– выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко;

- рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям

произведения;

– определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения;

– читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно;

– составлять отзыв о прочитанном Знать:

– рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы);

– понятия: автор-рассказчик, автор-герой произведения, фантастический рассказ, исторический рассказ.

Уметь:

– различать исторические и фантастические рассказы;

– выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко;

- рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения;

– определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения;

03.04

текущий

110

Художественные рассказы. Дополнительно: В.Осеева «Бабка»

05.04

текущий

111

Исторические рассказы. Л. Пантелеев «Камилл и учитель»

14.04

текущий

112

Л. Пантелеев «Камилл и учитель»

16.04

текущий

113

Слушание и работа с детской книгой. «Рассказы о детях и для детей». Дополнительно: Л. Пантелеев «Новенькая», «Фенька». Проверь себя

17.04

Работа в парах

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.П. ГАЙДАРА (6 часов)

114

Произведения для детей. А.П.

 Гайдар «Горячий камень»

Знать:

– произведения

А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения.

Уметь:

– работать с сюжетом и планом;

– определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и его героям;

– рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения;

– читать выразительно подготовленный текст

19.04

текущий

115

Повесть о детях. А.Гайдар «Тимур и его команда»

 (отдельные главы)

21.04

текущий

116

А.Гайдар «Тимур и его команда»

 (отдельные главы)

23.04

Фронт.опрос

117

С.Михалков «Аркадий Гайдар», К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Дополнительно: С.В. Михалков. «Ошибка»

24.04

текущий

118

Слушание и работа с книгами. Книги о детях и для детей. Рубрика «Книжная полка». Дополнительно: В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре»

26.04

текущий

119

Обобщение: «Произведения о детях и для детей».

Проверь себя.

28.04

Индивид.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ М.М. ПРИШВИНА (6 часов)

120

Разножанровые произведения М.М. Пришвина «Моя Родина» (очерк)

Знать:

– произведения М.М. Пришвина, вошедшие в круг детского чтения.

Уметь:

– находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя

Уметь:

- определять жанр произведения;

- находить в тексте описание

30.04

текущий

121

Дополнительно: М. Пришвин «Двойной след».

Проверка техники чтения.

3.05

Текущий

индивид

122

Рассказы о животных. М.М. Пришвин «Выскочка»

Проект «Наши друзья – животные»

Знать:

– произведения М.М. Пришвина, вошедшие в круг детского чтения.

Уметь:

– находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя

Уметь:

- определять жанр произведения;

- находить в тексте описание

5.05

текущий

123

Рассказы о природе.

М.М. Пришвин «Жаркий час».

7/05

текущий

124

В.Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине»

8/05

текущий

125

Обобщение по разделу «Произведения М.М. Пришвина». Проверь себя.

10.05

Работа в группах

«ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ» (11 часов)

126

Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый волк» (в сокращении) Проект «Наши друзья – животные»

Знать:

– произведения зарубежных писателей (Дж. Лондона,

Э. Сетона-Томпсона, Дж. Чиарди).

Уметь:

– называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения;

– сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей;

– работать с текстом произведения

12.05

текущий

127

Дж. Лондон «Бурый волк» (продолжение) Проект «Наши друзья – животные»

14.05

текущий

128

Дж. Лондон «Бурый волк» (продолжение)

15.05

текущий

129

Итоговая комплексная контрольная работа

17.05

текущий

130

Рассказы о животных. Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении)

Проект «Наши друзья – животные»

19.05

текущий

131

Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (продолжение)

Проект «Наши друзья – животные»

21.05

текущий

132

Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (продолжение)

Проект «Наши друзья – животные»

22.05

текущий

133

Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных. Рубрика «Книжная полка». Написание отзыва о прочитанной книге.

Проект «Наши друзья – животные». Тестирование №4

Уметь:

- воспроизвести полученные знания

24.05

Индивид.

134

Слушание и работа с детскими книгами.  «Книги зарубежных писателей». Дополнительно: Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн»

26.05

текущий

135

Обобщение по разделу: «Произведения зарубежных писателей». Проверь себя.

28.05

29/05

Фронт.опрос

136

Библиотечный урок: «Летнее чтение»

31.05

текущий


4. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению

 в 3 классе.

     К концу обучения в 3 классе ученик достигнет следующих результатов.

     Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».

     Ученик научится:

- осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора;

- понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;

- читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 60-75 слов в минуту);

- читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя и самостоятельно;

- читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

- читать наизусть заранее подготовленные произведения;

- пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;

- практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;

- отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

- правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;

- понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

- пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различая краткий и подробный пересказ;

- классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;

- различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.

     Ученик получит возможность научиться:

- понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать своё мнение о произведении;

- понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторской позицией;

- работать с книгами разного типа (книгами-произведениями, книгами-сборниками), находить нужный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автора, словарь);

- уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме, жанру или авторской принадлежности.

     Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

     Ученик научится:

- различать стихотворный и прозаический тексты, называть стихотворные и прозаические жанры;

- определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 2-3 существенных признака;

- подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;

- находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;

- находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).

     Ученик может научиться:

- подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;

- употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений;

- находить и читать диалоги и монологи героев.

     Раздел «Творческая деятельность»

     Ученик научится:

- понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль и читать реплики героев в соответствии с образом, созданным автором произведения;

- инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

- моделировать «живые картины» к изученным произведениям;

- создавать истории с героями произведений на основе интерпретации художественного произведения.

     Ученик получит возможность научиться:

- иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

- выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные – герои литературных произведений»;

- творчески пересказывать произведение от лица героя;

- создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).

     Раздел «Чтение: работа с информацией»

     Ученик научится:

- определять и формировать главную мысль текста;

- находить в тексте произведения информацию о героях произведений, в структурных элементах книги – сведения об авторе, жанре;

- работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;

- делить текст на составные части, составлять план текста;

- понимать информацию, представленную разными способами: в таблицах, схемах, моделях; дополнять, исправлять, уточнять её;

- сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.

     Ученик может научиться:

- самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

- находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги;

-целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в тексте научно-популярных произведений и справочниках;

- сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.

5. Система оценки достижений учащихся.

Тесты (вид проверочных и контрольных работ)

Тесты как форма проверки и контроля требуют от учащихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных. Каждый тест состоит из заданий разной сложности: около 60 % заданий доступны большинству учащихся класса (первый уровень подготовки), 20 % заданий повышенной сложности доступны учащимся второго уровня подготовки и 20 % заданий - учащимся третьего уровня подготовки. Таким образом, дифференциация при составлении теста позволяет выполнить задания каждому ребенку на уровне его возможностей. Каждый вариант состоит из 10 заданий. Из предложенных вариантов ответов нужно выбрать верный и отметить его косым крестиком (х). На проведение теста отводится один урок. Задание считается выполненным, если ученик отметил правильный ответ. Выполненное задание оценивается 1 баллом, невыполненное - 0 баллов.

Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более шести баллов, работа считается выполненной):

«5» - ученик набрал 9-10 баллов;

 «4» - ученик набрал 7-8 баллов;

«3» - ученик набрал 5-6 баллов;

«2» - ученик набрал менее 5 баллов.

Литературные диктанты

Литературные диктанты - это форма проверки литературной эрудиции. Последняя предполагает знание заголовков изученных произведений, литературоведческих понятий, сведений об авторах и словаря авторов, используемого в произведениях. Диктанты позволяют также проверить и повысить грамотность учащихся. Условно диктанты можно разбить на три вида: лексические, информационные, литературоведческие.

Лексические диктанты предлагают слова и выражения из словарей, которые сопровождают тексты произведения в учебниках; литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия, а информационные — имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений.

Вводятся литературные диктанты со 2 класса, время их проведения определяет учитель. Количество слов в 3 классе — 10-12. Проверка диктантов проводится учащимися самостоятельно, с использованием учебника и учебной хрестоматии.

Учащиеся проверяют и оценивают свою работу, например так: «У меня всё верно», «У меня одна ошибка, но я её нашёл» и т. д. Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки:

«5» — если в работе нет ошибок;

«4» — если в работе одна ошибка;

«3» — если в работе две ошибки;

«2» — если в работе более двух ошибок.

Диагностические задания

Эта форма проверки позволяет выявить не только уровень усвоения учебного материала, но и сформированности учебной и читательской деятельности (умение учащихся самостоятельно находить способ решения учебной задачи, составлять алгоритмы учебных действий, осуществлять самоконтроль и самооценку и т. д.).

Результаты диагностических заданий не оцениваются отметкой. К каждому заданию даны 3-5 ответов, среди которых один верный. Работа включает набор заданий, устанавливающих сформированность основных элементов умственной деятельности, которые условно обозначим словами: осведомленность, аналогия классификация, обобщение.

Задания на классификацию и обобщение показывают уровень логических связей на отработанном материале (часть - целое, противоположность, функциональные связи, вид - род, причина - следствие).

Для 3 класса даются по два теста на каждый год (первое полугодие - 10 заданий, второе полугодие -15 заданий).

Диагностические задания выполняются каждым учеником на бланках-карточках и оцениваются в баллах:

0 баллов - задание не выполнено;

1 балл - выполнена часть задания или допущены ошибки;

2 балла - задание выполнено верно.

Результаты диагностических работ позволяют определить уровни учебной подготовки каждого ученика (а также группы и класса):

высокий - ученик по большинству заданий получает 2 балла;

средний - ученик по большинству заданий получает 1 балл;

низкий - ученик по большинству заданий получает 0 баллов.

Анализируя выполнение диагностических заданий, учитель может увидеть соотношение между предметными знаниями и уровнем сформированности компонентов учебной и читательской деятельности, внести коррективы в организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Оценка навыков чтения (темп, чтения способ, правильность, понимание)

3 класс

Отметка «5» - ученик читает целыми словами, со скоростью 60 и более слов в минуту вслух и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.

Отметка «4» - ученик читает текст вслух целыми словами; со скоростью не меньше 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту.

Отметка « 3» - ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтения молча не меньше 60 слов в минуту.

Отметка «2» - ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».

Оценка выразительности чтения

Выразительность чтения во всех классах проверяется по подготовленному тексту. Контроль может быть текущим (при проверке домашнего задания), периодическим (проверка при изучении отдельных произведений овладения интонационным рисунком, темпом, логическим ударением, паузами). Итоговый контроль следует проводить 1-2 раза в год как конкурс выразительного чтения подготовленного произведения по тексту или наизусть. Форма конкурса способствует формированию самооценки у каждого учащегося, отработке навыка выразительности чтения (в сравнении с чтением одноклассников). Текст подбирается эмоционально ярко окрашенный, но небольшой по объему (1/2 страницы). Это может быть абзац или отрывок из произведения.

Отметка «5» — ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает свое отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствуют содержанию произведения.

Отметка «4» — ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен,

Отметка «3» — ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

Отметка «2» - ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «3».

Оценка умений работать с книгой

Обучение младших школьников работе с детской книгой является важным элементом программы по литературному чтению

В нашем курсе постоянно идет обучение детей работе с книгой и формирование у них основ читательской самостоятельности. В соответствии с требованиями программы разработаны проверочные и контрольные работы, определяющие умения работать с книгой. Задания по работе с книгой входят в текущие и итоговые контрольные работы, предлагаемые для проверки уровня начитанности, знания изученных произведений и читательских умений. По результатам текущих и итоговых работ учитель может, выявив сформированность читательской самостоятельности и читательских умений, скорректировать работу с детской книгой так, чтобы повысить уровень подготовки начинающего читателя.

Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения

Выявление уровня начитанности чрезвычайно важно в ходе изучения отдельных блоков (разделов) и всего курса для осуществления преемственности, системности и перспективности в литературном образовании и развитии учащихся.

Цель текущих и итоговых работ данного типа — проверить знание учащимися произведений из обязательного круга чтения, выявить глубину усвоения изученных произведений, знание литературоведческих понятий, вошедших в программу курса. Работы носят комплексный характер и соответствуют требованиям программы на каждом этапе обучения. Содержание работ: вопросы открытого характера, выявляющие знания о произведении, героях, событиях, жанре и теме.

Для индивидуализации проверки и оценки текущие и контрольные работы даны в трех вариантах, различаются тремя уровнями сложности. Первый вариант заданий соответствует обязательному минимуму содержания программы и, следовательно, первому уровню подготовки. Второй и третий варианты включают задания повышенной сложности и соответствуют второму и третьему уровням подготовки.

Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценивать по сумме верных ответов:

«5» - если все задания выполнены верно;

«4» - если выполнено не менее 3/4 всех заданий;

 «3» - если выполнено не менее 1/2 всех заданий;

«2» - если выполнено менее 1/2 всех заданий.

Каждый вариант контрольной работы состоит из основных заданий и дополнительных (обозначены *). Дополнительные задания выполняются по желанию и оцениваются отдельной отметкой. Исправления и оформление работы не учитываются при выставлении отметки за знания.

Итоговая комплексная контрольная работа

     Умения, проверяемые в основной части работы, оцениваются 1 баллом. В дополнительной части большинство проверяемых умений также оценивается 1 баллом, за исключением заданий 7 (текстовая задача) и 10 (свободное высказывание) оценивается в 2 балла. Результаты фиксируются в оценочном листе.

     Оценку общей успешности выполнения работы целесообразно вести на основе суммарных баллов, полученных за основную и дополнительную части. В этом случае результаты выполнения работы могут интерпретироваться с позиции достижения/ недостижения базового и повышенных уровней подготовки, базового и повышенного уровней освоения курсов математики, русского языка, чтения.

     Показателем успешности выполнения основной части (достижения базового уровня подготовки) является получение ребёнком 5 или 6 баллов.

     О достижении повышенных уровней подготовки можно судить по совокупности результатов, полученных за основную и дополнительную части работы.

     Если ребёнок получает за дополнительную часть 5 и более баллов, а за основную часть 7 и более баллов, можно считать, что он достиг как базового, так и повышенного уровня подготовки.

6. Перечень учебно-методического обеспечения

 Методические и учебные пособия.

 - Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009г)

- Примерная программа начального общего образования по литературному чтению для общеобразовательных учреждений

- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – М.: Вентана-Граф, 2012

- Литературное чтение: 3 класс: Методическое пособие. /Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011

- Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012

- Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2013

- Литературное чтение: 3 класс: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Дидактический материал

- Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2ч. / Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011.

- Проверочные тестовые работы: чтение, математика, русский язык: 3 класс. /Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова и др. – М.: Вентана-Граф, 2013.

- Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе. /В.Г. Горецкий, Л.И. Тикунова. – М.: Дрофа, 2009



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе .Р.Н.Бунеев.2 класс.

Программа содержит разделы:пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты освоения учебной программы,...

рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова)

рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова) с ОУД...

рабочая программа для 3 класса по татарской литературе

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного федерального стандарта....

Рабочая программа по литературе 2 класс.

Рабочая программа составлена к УМК "Школа России" Климанова, Горецкий (4 часа в неделю)...

Рабочая программа по литературе Республики Коми в 3 классе

Рабочая программа содержит пояснительную записку, КТП....

Рабочая программа по литературе 1 класс "Школа России" 2012 год.

Материал включает пояснительную записку и тематическое планирование. Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"....

Рабочая программа по литературе 1-4 классы по программе ПЕрспектива

Рабочая программа разработана на курс начальной школы по программе Перспектива...