Число имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Терентьева Наталья Викторовна

Конспект урока во 2 классе, развивающий умения изменять имена существительные по числам,  знакомящий со словами, не изменяемыми по числам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_r._yaz._2_kl.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов Н.В. Терентьева

Открытый урок

по русскому языку.

2 класс.

Система Л.В. Занкова.

Учебник А.В. Поляковой.

Учитель Н.В. Терентьева.

Тема: «Число имён существительных» (закрепление).

Цели:

  • развитие умения изменять имена существительные по числам;
  • знакомство со словами, не изменяемыми по числам.

Ход урока.

Организационный момент.

Минутка чистописания.

  • Отгадайте, какую букву мы будем писать сегодня?

Палочка,

Рядом две ровные дужки.

Вот и готовы … очки для лягушки.  (в)

  • Определите порядок написания букв после «в» в данном ряду:

вя вю вэ вь вы въ

  • Запишите буквы, продолжите до конца строчки, учитывая закономерность. (вщ вш вч вц …)

Словарная работа. Повторение. Тема урока.

В классе развешаны «карточки-карандаши» со словами:

ведро, метро, пень, сахар, лень, ножницы, концы, кони, очки, щипцы

  • Расположите на доске эти «слова-карандаши» в алфавитном порядке.

(ведро, кони, концы, лень, метро, ножницы, очки, пень, сахар, щипцы)

  • Как определить расположение слов, если они начинаются на одну букву?
  • Что можно сказать о записанных словах? (Это имена существительные.)
  • Что вы знаете об имени существительном? (Повторение правила.)
  • Как могут изменяться имена существительные? (По числам.)
  • Какие существительные относятся к единственному числу?  А ко множественному числу?
  • Сегодня мы продолжим работу по  теме «Число имён существительных», а к нашим «словам-карандашам» вернёмся в конце урока.

Работа по теме урока.

  1. Работа с учебником.
  • Откройте учебник на стр. 105. Прочитайте задание к упражнению 232.

    (Напиши имена сущ. во множественном числе.)

  • В первый столбик будем записывать сущ. в ед. ч., а во второй – во мн. ч.

На доску прикрепляются карточки-помогайки: ед. ч. и мн. ч..

(Часть работы выполняется по «цепочке» с комментированием, затем самостоятельно с проверкой.)

ед. ч.                                          мн. ч.

лист                                          листья

брат                                         братья

дерево                                       деревья

стул                                         стулья

крыло                                       крылья

корень                                      коренья

колос                                         колосья

звено                                         звенья

прут                                          прутья

перо                                           перья

соловей                                     соловьи

сын                                            сыновья

- Как изменяются имена сущ.? (вывод)

  • Прочитайте первое задание к упр. 231.
  • Спишите текст, подчёркивая главные члены предложения и определяя число имён сущ.. (Работа ведётся с комментированием.)
  • Найдите подлежащее в первом предложении. (Земляника.)
  • Какая это часть речи? (Существительное.)
  • В каком числе? ед. ч..)
  • Попробуйте сущ. «земляника» поставить во мн. ч. (Варианты ответов детей.)
  • Какой же вывод можно сделать? (Некоторые сущ. имеют только одно число: или ед. или мн..)
  • Что можно сказать о подлежащем в последнем предложении? (Подлежащее «они» не является сущ..)
  • На какой вопрос оно отвечает? (Что?)
  • Какой частью речи выражено? (Местоимением.)
  • Прочитайте сведения о языке на стр. 105.

  1. Физминутка.
  • Я буду называть имена существительные в ед. ч. и мн. ч.. Если произнесу сущ. в ед.ч., вы ставите руки на пояс и наклоняетесь вперёд. Если услышите сущ. во мн. ч., то руки поднимаете вверх и прогибаетесь назад.

Морковь, тополь, книги, школы, мячи, мальчик, щука.

  1. Знакомство со словами, не изменяемыми по числам.
  • Ну а теперь вернёмся к нашим «словам-карандашам».
  • Какое задание можно предложить, учитывая тему нашего урока? (Распределить сущ. в две группы по числам.)
  • Выполнить это задание нам помогут коробочки для «слов-карандашей».

ед. ч.                                             мн. ч.

  • Разложите «слова-карандаши» в коробочки, объясняя свой выбор. (Дети выполняют задание «цепочкой».)

ведро                                кони

лень                                  концы

метро                                ножницы

пень                                  очки

сахар                                 щипцы

ед. ч.                                  мн. ч.

  • А теперь сущ. ед. ч. поставьте во мн. ч. и наоборот. (Ведро – вёдра, лень - ?, метро - ?, пень – пни, сахар - ?. Кони – конь, концы – конец, ножницы - ?, очки - ?, щипцы - ?.)
  • Что заметили? (Некоторые существительные имеют только одно число: или единственное, или множественное. Они не изменяются по числам.)
  • Приведите ещё примеры таких слов. (Если дети самостоятельно не справляются с заданием, то даю «слова-карандаши», а учащиеся кладут в нужную коробку, комментируя свой выбор).

Москва                               пони

Егорьевск                           ворота

молоко                                сани

сало

мука

пшено

  • С такими словами мы ещё будем знакомиться на других уроках.

Итог урока.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Все ли существительные изменяются по числам?
  • На какой вопрос отвечают слова «я», «мы», «они»?
  • Какой частью речи они являются?

Домашнее задание.

Упр. 334.

Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Число имён существительных"во 2 классе

Презентация занимает не более 10 минут. Помогает при усвоении нового материала....

Урок русского языка "Число имён существительных" во 2 классе по системе Л.В.Занкова

Конспект урока составлен к учебнику Поляковой А.В. 2 класс по системе развивающего обучения Л.В.Занкова....

Конспект урока "Единственное и множественное число имён существительных"

Представлен конспект урока русского языка во 2 классе с использованием презентации. На уроке использованы групповые, игровые, информационные технологии. Можно наблюдать технологию уровневой дифференци...

Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные неизменяемые по числам.

Открытый  урок  по  русскому  языку  для  2  класса  по  УМК "Школа  России" . Урок  изучения  нового  материала  и  пер...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Число имён существительных. Знакомство с существительными, употребляющимися только в единственном и только во множественном числе."

Это урок постановки учебной задачи. На нём, на основе предыдущей темы ,открывается и конструируется новое открытие, которое фиксируется в модели.Ребята знакомятся с существительными , которые употребл...