Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Сочинение-миниатюра "Весенняя сказка"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сидорова Альбина Сергеевна

Урок развития речи. Учащиеся под руководством учителя строят на уроке проект сочинения. Экскурсия в парк, выставка рисунков детей о весне, стихи и музыкальные произведения о весне  - всё это способствует эмоциональной подготовке учащихся к написанию сочинения-миниатюры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vesennyaya_skazka.docx47.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  к уроку

развития речи в 3 классе по теме:

 Сочинение-миниатюра «Весенняя сказка»

(УМК «Перспектива»)

Тип урока: урок развития речи

Разработала: Сидорова Альбина Сергеевна,   учитель начальных классов  МБОУ «СОШ №2» г. Нижнекамска

                               

               

             

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

Тема урока

Сочинение-миниатюра «Весенняя сказка»

Тип урока

Урок развития речи

Цель

Формировать умение составлять текст-описание с использованием различных средств художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение).

Планируемый

    результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой;
  • продолжить формирование умения воплощать музыкальное содержание в слове и находить адекватные ему изобразительно-выразительные средства языка;
  • расширить словарный запас учащихся;
  • учить видеть красоту речи, развивать наблюдательность;
  • конкретизировать знания детей о явлениях природы, характерных признаках весны.

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;
  • способность к самооценке на основе критерия;
  • успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: 

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение;
  • планировать учебное сотрудничество.

Познавательные:

  • освоение умения составлять текст-описание;

  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;
  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их;
  • высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.

Основные понятия

Межпредметные связи

Русский язык –развитие речи – литературное чтение - окружающий мир – музыка - изо

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 2

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Картины русских художников о весне».

Аудиозапись  «Голоса птиц».

Выставка  рисунков учащихся  «Весна идёт!»  по материалам экскурсии.

Карточки со словами (словарный диктант).

Карточки с этапами плана.

Карточки со словами «весенний», «весеннее», «весенняя», «весенние».

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

                Формируемые

универсальные учебные действия

I. Самоопределение к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Готовятся к работе.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

(Слайд 1 ) Урок развития речи

 -Сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости. А гостям всегда рады. Постараемся, чтобы гостям не было скучно.

Дети рассаживаются.

- Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия. А тему урока вы скоро узнаете.

Запись даты в тетради.

II. Актуализация знаний  и выявление индивидуальных затруднений

Цель: повторение изученного материала и материала, необходимого для написания сочинения; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки .

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

  1. Минутка чистописания

-Запишите буквы с образца на нижнюю строку:

с л к а е з о к г а и

  1. Словарная работа

- Запишите слова под диктовку:  со…нце,    пр…талины, сне…,  н…беса, луж….

Учитель диктует слово, дети самостоятельно записывают его в тетрадь. Учитель прикрепляет к доске карточку с данным слово, учащиеся сравнивают своё написание слова. Один учащийся объясняет орфограммы в слове. Аналогичная работа проводится с остальными словами.

(Слайд 2 ) Солнце, проталины, снег, небеса, лужи.

III. Постановка учебной задачи

Цель: создание речевой ситуации; проговаривание цели урока.

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели.

  1. - Вычеркните буквы-«опасные места» из слов  в строке чистописания.

с л к а е з о к г а и

- Какое слово у вас получилось? (Сказка)

-А это значит, что сегодня мы с вами будем писать сказку. О чём? А вот о чём.

                                     Она приходит с ласкою

                                     И со своею сказкою.

                                     Волшебной палочкой взмахнёт -

                          В лесу подснежник расцветёт.          

-О  чём же  будет наша сказка? (О весне).

-Какие ощущения связаны у вас со словом «весна»? ( Тепло, радость)

  1. – Подберите родственные слова к слову «весна». (Весенний, веснушки, веснянка.)
  2. – Образуйте от слова «весна» прилагательное мужского рода. (Весенний).

- Женского рода? (Весенняя).

- Среднего рода? (Весеннее)

- Прилагательное множественного числа? (Весенние).

  1. –Подберите существительные к данным прилагательным. Запишите их.

Дети записывают: Весенний день. Весеннее солнце. Весенняя песня. Весенние дни.

IV.  Эмоциональная подготвка к написанию сочинения.

Цель: упорядочение материала

Организует деятельность по подготовке учащихся к восприятию материала.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

1. Вступительное слово о весне.

- С приходом весны пробуждается природа от долгого зимнего сна,  происходит обновление души. Попытаемся в нашем классе создать радостное весеннее настроение. Давайте эпиграфом нашего урока прекрасные строчки из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева.     Прочитайте!

(Слайд 3)

А.Н. Плещеев

ВЕСНА

Уж тает снег, бегут ручьи,

 В окно повеяло весною…

 Засвищут скоро соловьи,

 И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

 Теплей и ярче солнце стало,

 Пора метелей злых и бурь

 Опять надолго миновала.

 -  Не правда ли, чудесные строки, хочется ещё и ещё раз их перечитывать. Да, красота весны вдохновила многих поэтов! Как много прекрасных стихов посвящено весне!

2. Просмотр  презентации «Весна в творчестве русских художников».

    - Удивительное время года – весна! Она не оставляет никого равнодушным. Чтобы описать красоту весенней природы, композиторы находят чарующие звуки в музыке. Предлагаю вам послушать «Весенний вальс» Шопена.

Просмотр презентации.

- И на полотнах живописцев изображены картины родной природы, весенние пейзажи.

-Какое настроение вызвали у вас музыка и эти картины?

- Почему весной особенно хочется радоваться? 

- Мы тоже сегодня постараемся описать красоту весенней природы. Для этого нужно вспомнить приметы весны.

3. Выставка рисунков «Весна идёт!»

- Весна пришла в наши  края  полноправной  хозяйкой. Накануне мы побывали на прогулке, наблюдали за природой и убедились в этом.  

Учитель обращается к выставке рисунков «Весна идёт!».

-Посмотрите, какой у нас получился весенний пейзаж! Ваши наблюдения помогут сегодня вам в работе. Что происходит в природе весной?        

Дети:   - Снег тает, птицы прилетают, бегут ручьи, капель звенит, в природе всё оживает,  рождается заново.

Учитель: -Если снег повсюду тает,

 День становится длинней,

 Если все зазеленело

 И в полях звенит ручей,

 Если солнце ярче светит,

 Если птицам не до сна,

 Если стал теплее ветер,

 Значит, к нам пришла весна.

V. Построение проекта сочинения

Организует деятельность учащихся по составлению плана сочинения.

Составляют план достижения цели и определяют средства .

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

-Итак, мы напишем с вами сказку. У каждого будет своя, особенная сказка. А когда ваши сказки будут готовы мы объединим их и у нас получится книга «Весенние сказки».

На доске вывешиваются картинки «Птицы»,  «Солнце», «Ручейки», «Подснежники».

-Расставьте эти картинки  в правильной последовательности. С чего начинается весна?( Светит ярче солнце.)

- В каком месяце мы особенно это замечаем? (В марте).

 - Да, действительно, солнца становится так много, что белый снег и яркое солнце слепит глаза и мы жмурим их. Это Весна света.

Рядом с картинкой на доске появляется запись – Весна света.

-Светит ярко солнце. Что происходит дальше? (Тает снег.)

-Наступает время Весны воды. Что происходит в природе? (Вскрываются реки ото льда, бегут ручьи.)

Рядом с картинкой на доске появляется запись – Весна воды.

 - Мы рассказали об изменениях в неживой природе. А что же происходит с живой природой? (Прилетают птицы.)

.

 - Будучи на экскурсии, мы отметили, что на улице стало очень весело. От чего? (Птицы поют)

- Значит, пришло время Весны звуков.

Рядом с картинкой на доске появляется запись – Весна звуков.

- Какие ещё изменения в живой природе ждут нас впереди? (Появятся подснежники.Распустятся листья.)

.

 - А это значит, что придёт время для Весны зелени.

Рядом с картинкой на доске появляется запись – Весна зелени.

-Итак, мы решили написать весеннюю сказку. Подходит такой план для написания сказки? (Нет начала, конца,сказочного момента).

-Давайте исправим наш план.

1. Вступление.

2. Основная часть.

      а) Весна света.

     б) Весна воды.

     в) Весна звуков.

     г) Весна зелени.

3. Заключение.

Физминутка.

 - Я буду называть вам предложения и словосочетания. Если они относятся к весне – встаём на носочки, если нет – приседаем. 

Появились почки на деревьях.                                            

Медведь спит в берлоге.

Белка делает запасы.

Тает снег.

Морозно.

Идёт ледоход.

Опадают листья.

Метут метели.

Ярче светит солнце.

Журчат ручьи.

Солнце светит, но не греет.

Набухание почек.

Оттаивание почвы.

Птицы улетают в тёплые края.

Появление насекомых.

В природе начинается цветение растений.

- Продолжим работу. Мы составили план. Чего не хватает? (Нет названия.)

-Запишите название «Весенняя сказка» в тетрадь.

-Какой тип речи будем использовать? Почему? (Описание. Будем описывать приход весны)

-В какой части будем использовать глаголы будущего времени? (Весна зелени. Это время ещё не наступило.)

VI. Реализация построенного проекта

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Работают в соответствии с составленным  планом. Отбор языкового материала.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

1. Работа над первой частью — вступление.

 а) – Итак,  мы начинаем писать сказку о весне.  Предлагаю начать вот с такого предложения.

Первый весенний Лучик разбудил Весну.

 - Обратите внимание как написаны слова Лучик, Весна?

 - Как называется такой приём в литературе? (Олицетворение)

-Какие ещё слова подойдут для описания Лучика? (Весёлый, радостный, тёплый, горячий, яркий).

  - Запишите это предложение.

  - О чём можно написать дальше? (О весенних изменениях).

б) Прочитайте слова  на доске.

Идёт, шагает, бредёт, шествует, плетётся.

 - Что общего в этих словах? (Это глаголы, обозначают действие предмета. Это глаголы-синонимы.)

 - Кто может выполнять эти действия? (Человек, животные, неодушевлённые предметы.)

- Сгруппируйте. Объясните принцип группировки.

-Какие глаголы можно употребить, говоря о Весне? (Идёт, шагает, шествует.)

- Какие глаголы не подойдут к образу весны? Почему? (Бредёт, плетётся. Весна — это молодая девушка.)

-Объясните значение слова «шествует». (Торжественно идти.)

- Действие завершилось или и сейчас продолжается? ( Продолжается и сейчас).

- В каком времени употребим глаголы? (В настоящем)

- Можно ли эти предложения использовать во 2 предложении? (Да. Называется предмет описания)

 - Являются ли предложением слова «Идёт весна»?

- Нравится вам это предложение? (Нет, оно невыразительное).

-Что нужно сделать, чтобы оно стало красивым, поэтичным? (Украсить эпитетами)

 - Какая весна?Подберите эпитеты.(Весна-Красна, красавица- Весна, чудесная.)

- Запишите своё предложение в тетрадь. ( Идёт по земле Красавица-Весна).

2. Работа над частью «Весна света»

- Переходим к работе над второй частью.

а) Беседа о содержании.

      - Как называется вторая часть? (Основная часть)

       - О чём нужно рассказать в этой части? (О признаках весны)

       - Сразу ли весна становится хозяйкой? (Нет)

      - С чего начинается приход весны? (Стало много солнца.)

      -Правильно, поэтому в основной части нашего сочинения нужно обязательно написать о весеннем солнышке.

     - Весна света  - это первая победа Весны .

б) Чтение отрывков из произведений русских писателей.

- Давайте обратимся к отрывкам из произведений русских писателей.  (У каждого ученика  карточки с текстами отрывков из произведений русских писателей о весне).

 - Прочитайте.  (Отдельные учащиеся читают текст вслух, остальные следят за чтением.)

 - Подчеркните слова, которые помогают ярко представить весеннее солнце.

  •  «С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Воздух так ясен и прозрачен. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями». А. П. Чехов.

  •  «Прибавились значительно дни. Ярче и приятнее стали солнечные лучи и сильно пригревают в полдень. Потемнела полосами белая пелена снега и почернели дороги.»  С. Т. Аксаков.

  • «На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами». А.Н. Толстой 
  • «Наступила радостная весна. Солнце согрело землю. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. По дорожкам и тропинкам побежали весёлые ручейки. Ожила земля.»  И. С. Соколов-Микитов

- Посмотрите, ребята, как точно и очень красиво  написали о весне русские писатели-классики.

в)  Составление предложений о Весне света.

- Составьте своё предложение о солнце, постарайтесь использовать образные выражения. Запишите его в свою тетрадь.

3. Работа над частью «Весна воды»

-Ещё не закончилась Весна света, а уже готовится следующее наступление на зиму. Вспомните, какие изменения в природе происходили далее? (Под действием солнечных лучей снег потемнел, стал рыхлым, осел, пропитался водой. Побежали звонкие ручьи. Появились первые проталины)

  - Составьте и запишите в тетрадь предложение о снеге.

  - О каком явлении ещё можно написать в «Весне воды»? (О ледоходе).

- Как образовано слово «ледоход»? Как называются такие слова? (Сложные слова).

 - Если слово «ледоход» будет играть роль подлежащего в вашем предложении, то какие глаголы вы употребите на роль сказуемого? (Начался, прошёл, идёт).

 - Запишите предложение о ледоходе в тетрадь.

- Мы увидели вторую победу Весны - наступила Весна воды .

4. Работа над частью «Весна звуков

а) Прослушивание аудиозаписи «Весенние голоса птиц»

- А знаете ли вы, какой голос у Весны? (Птичьи голоса).

-Давайте послушаем.

Прослушивание аудиозаписи «Весенние голоса птиц»

- Любое явление природы имеет свою музыку. Надо только прислушаться. В тёплые весенние дни мы можем услышать и треск льда на реке, и звон капели, и журчание ручейков, можем услышать, как шелестит ветер в мокрых ветках, и , конечно же, радостные голоса птиц.

 б)Чтение учителем отрывка из произведения.

 - Послушайте, как  красиво о весне звуков написал  писатель Виталий Бианки.

“…Прилетела красавица весна на лебединых крыльях, - и вот стало шумно в лесу! Снег рушится, бегут- журчат ручьи, льдинки в них позванивают, в ветвях ветер насвистывает. И птицы, птицы щебечут, поют- заливаются, ни днём, ни ночью покоя не знают!…”

в) Составление и запись предложения о Весне звуков.

 - Запишите предложение, где вы расскажете как мы слышим весну звуков.

г)Работа в парах.

  - Многие из вас написали это предложение о птицах. И говоря о весне, мы просто обязаны сказать о птице, которая самая первая возвращается из тёплых краёв. Кто это? (Грач).

 - Народ давно подметил: увидел грача – весну встречай. Как же радостно становится на душе, когда впервые после зимы увидишь этих птиц, важно расхаживающих по земле. Давайте запишем предложение о грачах.

 - Прочитайте слова. Составьте из данных слов предложение.

старой  гнёзда на грачи  чёрные берёзе строят

 - Запишите предложение в тетрадь.

5. Работа над частью «Весна зелени»

а) Беседа о первоцветах.

- Последняя победа солнца - наступление Весны зелени.

- Что сразу представили? (Подснежники).

-Первые весенние цветы так и называются – первоцветы. Они появляются после холодной зимы, когда ещё даже не везде растаял снег. Ну, а самый храбрый из первоцветов - подснежник. Поэт Виталий Иванов посвятил ему стихи.

 Цветок весны, идущий к нам по снегу,

 Простой цветок, но сколько он несёт

 Добра, и радости, и счастья человеку!

б)Составление и запись предложения о Весне зелени.

-  Прочитайте:  Встречает весну.

-Что прочитали? (Словосочетание.)

-Назовите главное и зависимое слово. (Главное слово «встречает») 

- Кто может встречать весну? (Подснежник)

- Составьте предложение с данным словосочетанием. (Подснежник встречает весну.)

 - Дополните предложение второстепенными членами предложения. (Радостно встречает весну храбрый подснежник)

-Запишите своё предложение в тетрадь.

в)Заключение

 - Вот и закончилась основная часть. Мы проследили последовательность изменения природы Весной и сумели красиво об этом написать. О чём можно написать в заключении? (Выразить своё личное отношение к весне, свои чувства).

 - Напишите об этом одним предложением.

VII. Самостоятельная проверка  

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

 - Теперь предлагаю вам проверить свою работу.

VIII. Рефлексия деятельности

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

  1. Заслушивание готовых «Весенних сказок».

 - Вот какие замечательные сказки у нас получились! На первый взгляд может показаться, что мы просто описали весну, ведь в наших сказках нет ни волшебных предметов, ни чудесных превращений. Но  разве не чудо – наблюдать каждый год это прекрасное время года? Разве не сказка то, что нас сейчас окружает в природе?

2. Подведение итога урока.

 - Наш урок закончился. Кому удалось сегодня найти для себя какие-то новые весенние приметы, на которые он раньше не обращал внимания?

 - Мы сегодня услышали совсем немного стихов и музыкальных произведений о весне, увидели картины о весне, и, может быть, у кого-то состоялась встреча с любимым произведением. А у кого-то, возможно, появилось желание выучить новое стихотворение о весне, прочитать рассказ, увидеть картину, послушать музыкальное произведение.

 3. Домашнее задание

 - Свою сказку, ребята, вы дома запишете на строках  под своим рисунком (с выставки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока русского языка «Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока «Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формировать представление об истории русского языка, о происхожде...

Технологическая карта урока русского языка в 3В классе. Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» УМК Школа России Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Тип урока: Открытие нового знанияЦель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной)....

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...