Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Ремизова Ольга Сергеевна

Данная программа содействует сохранению единого образовательного  пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, реализации образовательной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_3_klass.docx51.21 КБ
Microsoft Office document icon ktp_russkiy_.doc296.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. Статус документа

Настоящая рабочая  программа составлена на основе:

  • Федерального  закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • .Федеральный государственного образовательного стандарта начального  общего образования  (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального государственных стандарта начального общего образования» от о 22.09.2011 №2357
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня  учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию  образовательных программ начального общего, основного  общего, среднего общего образования.
  •  «Санитарно-эпидемиологические  требования к условиям  и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденный Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10

Данная программа содействует сохранению единого образовательного  пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, реализации образовательной программы, целей  и задач МБОУ «Цнинская  СОШ №2».

Реализуется  программа  посредством УМК «Школа России»  - издательство «Просвещение» 2014 г.

Курс обеспечен следующей литературой:

  1. Канакина В.П. Русский язык: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.  
  2. Канакина В.П.. Рабочая тетрадь по русскому языку  для 3 класса. – М.: Просвещение, 2013        
  3. Контрольные работы по русскому языку. 3 класс: к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс»/О.Н. Крылова – 2-ое изд., перераб. и  доп. – М.: издательство «Экзамен», 2014.

  1. Роль и место предмета в учебном плане

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Программа реализуется в полном объеме  в  соответствии с программой Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной из расчета  5 часов в неделю, 170 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий.  

  1. Общая характеристика учебного предмета

        Учебный предмет русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово», вокруг которых группируются факты, понятия и явления языка, подлежащие изучению в 1—4 классах. Распределение учебного материала соответствует схеме «речь — текст — предложение — слово».    

Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений:

1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).

     Данное направление связано с развитием дара слова, формированием умения выражать свои мысли в устной и письменной форме.Осознавание детьми изучаемых единиц языка и синтаксиса речи, специальных речевых умений заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи, позволит младшим школьникам правильно воспринимать, анализировать свою и чужую речь, а также создавать собственное речевое высказывание.

2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.

        Программа и учебники построены так, чтобы дать детям основы знаний о языке (о тексте как единице языка и речи, типах текста,  предложении, типах предложений по цели высказывания и интонационной оформленности, главных и второстепенных членах предложения, об обращении, о простых и сложных предложениях, о словосочетании, слове и его составе, частях речи, слоге, звуке, ударении, ударных и безударных гласных, твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих согласных звуках). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, связи и отношения.

         На основе ознакомления с принципами письма и системой правил правописания происходит формирование грамотного письма, орфографическая и пунктуационная подготовка школьников. В начальных классах должна действовать установка на безошибочное письмо, которая может быть реализована, если все обучение орфографии и пунктуации будет носить предупредительный характер.

3.Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.

        Условием реализации этого направления может стать содержание языкового материала учебника и рабочей тетради. Оно создаст хорошую языковую базу для организации работы на уроке, позволит учителю использовать его для решения определенных учебно-познавательных задач, будет способствовать воспитанию чувства уважения к русскому языку, способности понимать, чувствовать его богатство и емкость, красоту и выразительность. Методический аппарат учебника, рабочей тетради, методического пособия позволит поддержать у младших школьников устойчивый познавательный интерес к изучению родного языка.

        Основная часть уроков по русскому языку должна посвящена упражнениям различных видов и форм: это упражнения, обеспечивающие совершенствование чтения, говорения, правильное произношение слов, слогов и звуков, грамматический разбор слов, словосочетаний и предложений, использование таблиц, схем, алгоритмических предписаний, моделей и графиков, рисунков, материалов форзацев учебника.

Существенное значение придается развитию связной речи учащихся в ее устной и письменной форме. На минутках чистописания закрепляется навык правильного начертания букв в словах, проводятся упражнения в развитии ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорости письма, упражнения по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

  1. Цели и задачи программы

  1. Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  2. Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач.

Задачи:

  1. Развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  2. Создать условия для освоения первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  3. Формировать  умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  4. Воспитывать позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Задачи обучения школьников родному языку определяются той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека. Языковое образование и речевое развитие учащихся – это широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе. Основная задача обучения родному языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

  1. Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты:

  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
  • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
  • ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
  • развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
  • осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
  • осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном,    словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей;
  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

коммуникативные УУД:

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения;

предметные результаты:

  • осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
  • понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
  • овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  • овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

  1. Учебно-тематический план

Название раздела

Общее количество часов

Из них

теорет

контроль

практ.

1

Язык и речь

2

2

2

Текст, предложение, словосочетание

14

11

1

2

3

Слово в языке и речи

19

16

1

2

4

Состав слова

16

13

1

2

5

Правописание частей слова

29

25

2

2

6

Части речи

76

69

3

4

7

Повторение

14

12

1

1

Итого

170

148

9

13

  1. Тематическое планирование

Название раздела

Содержание раздела

Характеристика

деятельности учащихся

1

Язык и речь

Знакомство с учебником «Русский язык». Виды речи и их назначение.

Различать язык и речь; анализировать высказывания о русском языке; развивать устную речь.

2

Текст, предложение, словосочетание

Текст. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом. Предложение. Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Предложения по цели высказывания и по интонации  

Знаки препинания в конце предложений. Предложения с обращением.  Состав предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень.

Различать текст и предложения; отличать предложения от группы слов; выделять части текста;  различать типы текстов; классифицировать предложения по цели высказывания; обосновывать выбор знаков препинания в конце предложений; различать простые и сложные предложения; выделять в предложении словосочетания; уметь редактировать текст; уметь определять тип текста; уметь распознавать предложения и группы слов;

определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения; различать понятия «члены предложения» и «части речи»; находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме; разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

3

Слово в языке и речи

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

 Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Перенос слов. Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану

 Проект «Рассказ о слове».

Находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач;

характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов.

4

Состав слова

Корень слова. Однокоренные слова.Чередование согласных в корне. Сложные слова. Формы слова. Окончание.Нулевое окончание. Слова, которые не имеют окончания.Приставка.Суффикс.

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе». Основа слова.Проект «Семья слов».

Развитие речи: Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

Владеть опознавательными признаками однокоренных слов; различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы; находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс; выделять нулевое окончание; подбирать слова с заданной морфемой;

образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

5

Правописание частей слова

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ. Развитие речи. Составление текста репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка».

Применять ранее изученные правила правописания, а также:

непроизносимые согласные;

разделительный твёрдый знак (ъ);

непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

— подбирать примеры с определённой орфограммой;

— обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

— проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

6

Части речи

Части речи (общее представление).

Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Значение и употребление имен существительных в речи. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Проект «Тайна имени». Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях. Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Развитие речи: Подробное изложение повествовательного текста-образца. Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы).Проект «Зимняя страничка».

 Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении.Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Текст-описание. Развитие речи: Составление текста-описания в научном стиле Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными.Развитие речи.  Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».Проект «Имена прилагательные в загадках».

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица единственного числа по родам. Развитие речи. Составление письма.

 Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глагольные вопросы что делать?  что сделать? Развитие речи.

Распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

распознавать имена существительные;

находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж);

 изменять имена существительные по числам и падежам.

Распознавать имена прилагательные;

 определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного;

находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж);

изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

Распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов.

Распознавать глаголы;

 определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление),

 различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?;

определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);

устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не; раздельное написание частицы не с глаголами;

узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы

7

Повторение

Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Правописание слов с изученными орфограммами. Письмо текста под диктовку. Разбор предложения по членам предложения.Правописание имен собственных.Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

  1. Материально – техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебник

Русский языкКанакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.  3 класс.

Рабочие тетради

Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс.

 Методическое пособие

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс.

К

        

Печатные пособия

Справочные пособия:  детские энциклопедии, справочники, словари.

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащего в стандарте начального образования по русскому языку.

Репродукции картин.

Д

П

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия

П

Технические средства обучения

Интерактивная доска

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер с принтером, сканером.
Мультимедийный проектор.

Д

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

.

Канакина В.П. и др. Русский язык 1 класс. Электронное приложение.

К

Игры

Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования  и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного мате риала.

Подставка для книг, держатели для схем и таблиц.

К

Д

Д

Д



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка, 3 класс УМК «Школа России»

№ п/п

Тема урока,

тип урока

Колич

час

Материал

учебника

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Дата

прим

Предметные

Личностные  

Метапредметные (УУД)

по

плану

факт.

Язык и речь (2ч)

1

Наша речь. Виды речи.

(УЗЗВ )

1

С.5-7, Упр.1-4

Познакомить с новым учебником и правилами работы по нему.

Воспроизвести представление о речи и ее значении в жизни человека; развивать умение передавать содержание рисунка

   Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

  

Регулятивные  УУД

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем,  формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные УУД использовать общие приемы решения задач

Коммуникативные УУД задавать вопросы.

уметь просить о  помощи, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

01.09

2

Наш язык.

(УЗЗВ)

1

С.8-10

Упр.5-10

 Различает язык и речь. Объясняет, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывает о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.

 Оценивать  поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения.

02.09

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

3

Текст.

Типы текстов.

(УИПЗ)

1

С.11-13

Упр.11-12

Уточнить представление о тексте и его признаках, воспроизвести знания о теме, главной мысли, заголовке, частях текста

Делать выводы о значении речи в жизни человека

  

03.09

4

 Текст.

Типы текстов

(УЗЗВ)

1

С.13-14

Упр.13-16

Воспроизвести представления учащихся о  типах текстов и их распознавания

 Осознание  восприятия человека человеком (в частности, осознание себя и окружающих) в процессе вербального и невербального общения.

04.09

5

 Предложение

(УИПЗ)

1

С.15-16

Упр.17-19

Воспроизвести знания о предложении, правильно оформлять предложение на письме,  находить главные члены предложения

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

07.09

6

Виды предложений по цели высказывания (УИПЗ)

1

С.17-20

Упр.20-26

Познакомить с особенностями предложений, разных по цели высказывания;

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

 

Регулятивные УУД:

формировать учебную задачу, применять установленные правила

определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

составлять план действий при отработке способа,

сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки.
Познавательные УУД:

выполнять анализ,устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

выстраивать логическую цепь рассуждений, 

использовать общие приемы решения задач и применять полученные умения и навыки, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные УУД

уметь просить о  помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

08.09

7

Виды предложений по  интонации

(УИПЗ)

1

С.20-23

Упр.27-33

Познакомить с особенностями предложений, разных по цели высказывания;

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

09.09

8

 Входной контрольный диктант. 

(УПОКЗ)

1

Формировать умение составлять описательный текст по репродукции картины

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

10.09

9

Работа над ошибками. Предложения с обращением. (УИПЗ)

1

С.24-26

Упр.34-36

Дать учащимся представление  о словах- обращениях, научить ставить знаки препинания, составление предложений и текстов по рисунку

Осознание роли языка и речи в жизни человека

11.09

10

Р.Р. Обучающее изложение. 

(УКИЗ)

1

С.26-30

Упр.37-41

 

14.09

11

Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. (УИПЗ)

1

С.26-30

Упр.42-47

Развивать умение определять главные и второстепенные члены предложений

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

15.09

12

 Простое и сложное предложение.

(УИПЗ)

1

С.31-32

Упр.48-51

Повторить признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения.

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

16.09

13

Простое и сложное предложение. Словарный диктант.

(УЗЗВ)

1

С.33-34

Упр.52-56

Научить составлять из слов предложение, находить главное по смыслу слово в предложении.

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

17.09

14

Р.Р. Сочинение по  картине В.Д.Поленова «Золотая осень»

1

С.37, упр.63

«Картинная галерея»

 

Составление текста по репродукции картины.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

18.09

15

Работа над ошибками. Словосочетание.

 (УЗЗВ)

1

С.35-37 Упр. 57-62

Формировать умение устанавливать связь слов с словосочетании, находить главное и зависимое слово

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

21.09

16

Контрольный диктант   по теме «Текст. Предложение» (УПОКЗ)

1

Проверить умение писать слова с орфограммами, оформлять работу.

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

22.09

                                                                                           

                                                                      Слово в языке и речи (19ч)

17

Работа над ошибками.

 Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова. (УИПЗ)

1

С.39-41

Упр.64-66

Познакомить с понятием

« лексическое значение слова».

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

 Познавательные УУД формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;

проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;

строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

строить логическую цепь рассуждений

Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

23.09

18

Синонимы и антонимы. (УИПЗ)

1

С.42-44

Упр.68-74

Познакомить с термином «синонимы», «антонимы»,  развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

24.09

19

Омонимы.

(УИПЗ)

1

С.45-46

Упр.75-78

Познакомить с термином «синонимы»;  развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

25.09

20

Слово и словосочетание.

(УИПЗ)

1

С.47-48

Упр.79-82

Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова при помощи вопроса.

 

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

28.09

21

Фразеологизмы

(УИПЗ)

1

С.49-51

Упр.83-87

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания.

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

29.09

22

 Обучающее изложение

1

С.52

Упр.88

Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.

Нравственно-этическая ориентация.

30.09

23

Работа над ошибками. Части речи.

( КУ)

1

С.53-54

Упр.89-92

Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Род и число имён существительных.

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

01.10

24

Имя существительное.

(УИПЗ)

1

С.55-56

Упр.93-97

Определять род и число имён существительных и прилагательных. Изменять форму числа имён существительных и прилагательных, классифицировать по роду.

02.10

25

Имя прилагательное

(УИПЗ)

1

С.57

Упр.98-99

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Коммуникативные УУД

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

05.10

26

Глагол

(УИПЗ)

1

С.58-59

Упр.100-102

Распознавать род, число и форму глаголов.

12.10

27

 Сочинение по  картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

1

«Картинная галерея»

Сочинение по репродукции картины

13.10

28

Работа над ошибками.  Что такое имя числительное?  

(УИПЗ)

1

С.59-60

Упр.103-106

Находить имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов-имён числительных.

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

14.10

29

Однокоренные слова. Словарный диктант.

(КУ)

1

С.61-62

Упр.107-111

Однокоренные слова. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне, с разделительным Ь.

Нравственно-этическая ориентация.

15.10

30

 Звуки и буквы. Гласные звуки.

1

С.63-64

Упр.112-116

Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи; различать произношение и написание слов.

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

16.10

31

Звуки и буквы. Согласные звуки.

1

С.65-67

Упр.117-121

19.10

32

Звонкие и глухие звуки. Разделительный мягкий знак. (УИПЗ)

1

С.68-70

Упр.125-129

Уметь правильно обозначать на письме парные по глухости-звонкости согласные звуки в конце слова и перед согласными.

20.10

33

Обучающее изложение.

1

С.70

Упр.129

Излагать письменно содержание повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

21.10

34

Проект «Рассказ о слове»

1

С.72

Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Нравственно-этическая ориентация.

22.10

35

Контрольный диктант по теме

«Слово в языке и речи»

(УПОКЗ)

1

Проверить умения учащихся писать и оформлять предложения, правильно писать слова со знакомыми орфограммами.

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

23.10

Состав слова (16ч)

36

Работа над ошибками.  Что такое корень слова?

(КУ)

1

С.73-75

Упр.130-132

Проанализировать ошибки, допущенные в диктанте; выполнить работу над ошибками; развивать письменную речь учащихся. Умение точно отвечать на вопросы.

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

Познавательные УУД Устанавливать причинно-следственные связи.

Анализировать допущенные ошибки.

Проводить сравнение и классификацию по  заданным критериям.

Наблюдать за формами одного и того же слова.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Группировать слова по заданному признаку.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Строить высказывания в устной и письменной форме. Обозначать графически части слова.

Регулятивные УУД

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу  его реализации, так и в конце действия.

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Коммуникативные УУД

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Приводить доказательства правильности разбора.

26.10

37

 Как найти в слове корень?

Словарный диктант.

(УКИЗ)

1

С.75-77

Упр.133-137

Однокоренные слова. Корень слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Правописание частей слова (слова с безударными гласными, с парными по звонкости-глухости согласными, с непроизносимыми согласными в корне, с удвоенными согласными).

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Нравственно-этическая ориентация.

27.10

38

Сложные слова.

(УИПЗ)

1

С.77-78

Упр.138-141

28.10

39

40

 Что такое окончание?

Как найти в слове окончание?

(УИПЗ)

2

С.79-81

Упр.142-146

С.81-83

Упр.147-152

29.10

30.10

41

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

(УИПЗ)

1

С.84-86

Упр.153-156

 Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

02.11

42

Значения приставок.

1

С.86-88

Упр.157-163

03.11

43

Что такое суффикс? Как найти в слове  суффикс?

1

С.89-90

Упр. 164-166

04.11

44

 Значения суффиксов.

(УИПЗ)

1

С.91-93 упр.168-174

Уменьшительно-ласкательное и увеличительное  значение суффиксов.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

05.11

45

Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»

1

С.94

Упр. 175-177

безошибочное написание сочинения, умение работать со словарем

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

06.11

46

Основа слова. Разбор слов по составу.

(УКИЗ)

1

С.95-96

Упр.178—182

Выделять в словах основу слова.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

09.11

47

Обобщение знаний о составе слова.  

(УКИЗ)

1

С.97-98

Упр.183-188

10.11

48

Контрольный диктант  по теме «Состав слова»

(УПОКЗ)

1

Повторить усвоение изученных тем.

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

11.11

49

Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова.

1

С.100

Дать общее представление о том, что орфограммы могут быть в любой части слова

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Нравственно-этическая ориентация.

12.11

50

Проект «Семья слов»

1

С.101

Уметь  работать с различными источниками, составлять презентацию и донести её до слушателя.

13.11

51

Обучающее изложение.

1

С.99

Упр.191

Грамотно составлять предложения и правильно оформлять их на письме.

23.11

Правописание частей слова (29ч)

52

Работа над ошибками.      В каких значимых частях слова есть орфограммы?

(УКИЗ)

1

С.102-103

Упр.192-103

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Регулятивные УУД

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные УУД

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Владеть общим приемом решения задач.

Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне.

 Проверять письменную работу по алгоритму.

Коммуникативные УУД

Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Контролировать действия партнера;

Использовать речь для регуляции своего действия.

Умение аргументировать свой ответ.

24.11

53

54

55

Правописание слов с безударными  гласными в корне

(УКИЗ)

3

С104-110

Упр.194-207

25.11

26.11

27.11

56

57

58

59

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

(УКИЗ )

4

С.111-116

Упр.208-222

Сопоставить правила правописания слов с непроизносимыми согласными и парными по глухости-звонкости согласными

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

30.11

01.12

02.12

03.12

60

Обучающее изложение.

(УКИЗ)

1

Учить определять тему текста, пересказывать содержание текста с опорой на вопросы плана; формировать умение устанавливать связь между предложениями;

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

04.12

61

Работа над ошибками. Правописание  слов с непроизносимыми согласными в корне. (УИПЗ)

1

С.117-118

Упр.223-226

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

07.12

08.12

09.12

62

63

Правописание  слов с непроизносимыми согласными в корне. (УИПЗ)

2

С.119-121

Упр.227-232

64

Сочинение  по  картине В.Васнецова «Снегурочка»

1

С.123

Упр.238

 Составление текста  по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка».

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

10.12

65

Работа над ошибками. Правописание  слов с удвоенными согласными.

(УКИЗ )

1

С.121-122

Упр.233-235

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Нравственно-этическая ориентация.

11.12

66

Правописание  слов с удвоенными согласными

(УКИЗ )

1

С.122-123

Упр.236-237

14.12

67

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» 

(УПОКЗ)

1

С.123-124

Повторить усвоение изученных тем.

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

15.12

68

69

70

71

Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. (УКИЗ )

4

С.124-131

Упр.239-256

Приставки и предлоги. Правописание приставок и предлогов.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

16.12

17.12

18.12

21.12

72-73

Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант.

(УИПЗ)

2

С.131-134

Упр.

257-263

22.12
23.12

74

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

 (УИПЗ)

1

С.134-135

Упр.264-267

Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Правила правописания.

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

24.12

75

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

1

С.140

Упр.277-278

25.12

 

76

 Контрольный диктант по теме «Правописание частей слов»

(УПОКЗ)

1

С.136-137

Упр.268-272

28.12

 

77

78

Работа над ошибками.

Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Контрольное списывание

(УКИЗ )

2

С.138-140

Упр.273-278

 

29.12

30.12

 

79

Обучающее изложение

1

С.141 Упр.279СМ

Повторить усвоение изученных тем.

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

31 .12

 

80

Работа над ошибками.

Проект «Составляем орфографический словарь»  (КУ)

1

с.142

Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Работать с орфографическим словарём.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

 11.01

 

Части речи (76ч)

81

Общее представление о частях речи. (УИПЗ)

1

С.3-6

Упр.1-5

Значение и употребление имён существительных в речи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

12.01

 

Имя существительное (31ч)

82

83

Имя существительное и его роль в речи.

 (УИПЗ)

2

С.8-11

Упр.8-14

Распознавать имена существительные среди других частей речи, определять лексическое значение имён существительных.

Находить устаревшие слова-имена существительные

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу).

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Регулятивные УУД

  • Учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • Выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме;
  • Контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

Познавательные УУД

Проводить сравнение и классификацию по  заданным критериям.

Устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;

Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Различать слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы.

Формировать сознательное отношение к качеству своей речи, контроля за ней;

  • Понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

Комммуникативные УУД

  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

13.01

14.01

 

84

85

Одушевленные и неодушевленные имена существительные (УИПЗ)

2

С.12-14

Упр15-20

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

15.01

18.01

86

Изложение по самостоятельно составленному плану

1

С.14-15

Упр.21

Определять порядок действий при организации самостоятельной работы по алгоритму при подготовке к изложению, последовательно выполнять эти действия при работе над изложением.

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

19.01

87

Работа над ошибками.

Собственные и нарицательные имена существительные. (УИПЗ)

1

С.15-17

Упр.22-26

Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что; учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать неодушевлённые имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

20.01

88

Проект «Тайна имени»

1

С.18-19

Формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных;

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

21.01

89

90

Число имён существительных.

(УИПЗ)

2

С.20-24

Упр. 28-38

Дать понятие об изменении имён существительных по числам; учить определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа;

Дать понятие об изменении имён существительных по родам, Писать  имена существительные с мягким знаком после шипящих на конце слов.

развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма.

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

22.01

25.01

91

92

Род имен существительных  

Род имён существительных. Словарный диктант.

2

С.25-27

Упр39-44

С.28-30

Упр.45-50

Нравственно-этическая ориентация.

26.01

27.01

93

94

Мягкий   знак на конце имён существительных после шипящих

2

С.31-35

Упр.51-63

Нравственно-этическая ориентация.

28.01

29.01

95

Контрольный диктант по теме  «Имя существительное».

(УПОКЗ)

 

1

Проверить  усвоение изученных тем. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

01.02

96

Работа над ошибками.

(КУ)

1

С.31-35

Упр.51-63

02.02

97

 Склонение имен существительных (УИПЗ)

1

С.36

Упр.64

Склонение имён существительных

Начальная форма имени существительного. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве.

Морфологический разбор имени существительного

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

03.02

98

99

 Падеж имён существительных

(УИПЗ)

2

С.37-41

Упр.65-72

Нравственно-этическая ориентация.

04.02

05.02

100

Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

1

С.41 Упр.73

Составление текста  по репродукции картины.

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

08.02

101

Именительный падеж

(УИПЗ)

1

С.42-43

Упр73-76

Склонение имён существительных

Начальная форма имени существительного. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

09.02

102

Родительный падеж

(УИПЗ)

1

С.43-45

Упр. 77-81

Нравственно-этическая ориентация.

10.02

103

Дательный  падеж

(УИПЗ)

1

С.46-47

Упр.82-85

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

11.02

104

Винительный падеж

(УИПЗ)

1

С.48-52

Упр.86-92

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

12.02

105

Творительный падеж

(УИПЗ)

1

С.52-53

Упр.94-96

15.02

106

Предложный падеж

Словарный диктант.

(КУ)

1

С.54-55

Упр.97-100

16.02

107

Обучающее изложение.

(КУ)

1

С.56

Упр.101

Формировать умения составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащихся; развивать орфографическую зоркость

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

17.02

108

Работа над ошибками.

Падежи.

(КУ)

1

С.57-59

Упр.102-107

Склонение имён существительных

Начальная форма имени существительного. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Морфологический разбор имени существительного

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

18.02

109

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

1

С.62 Упр.108

Составление текста  по репродукции картины.

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

19.02

110

Работа над ошибками..  Обобщение знаний.

1

С.62

Умение находить и исправлять синтаксические и орфографические ошибки.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

29.02

111

Контрольный диктант по теме  «Имя существительное. Падежи»

 (УПОКЗ)

1

Повторить усвоение изученных тем.

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

01.03

112

Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка» (КУ)

1

С.60-61

Уметь  работать с различными источниками, составлять презентацию и донести её до слушателя.

02.03

Имя прилагательное(18ч)

113

114

 Значение и употребление имён прилагательных в речи  (УИПЗ) 

2

С.63-67

Упр. 109-117

 Дать понятие об изменении имён прилагательных по числам; учить определять число имён прилагательных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа;

Дать понятие об изменении имён прилагательных по родам.

Развивать наблюдательность, речь;  

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

03.03

04.03

115

Роль имен прилагательных в тексте (УИПЗ)

1

С.68

Упр.118-120

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

07.03

116

Текст – описание.

(КУ)

1

С.69

Упр. 121

Составлять текст – описание.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные УУД

  • Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • Контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • Оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

Познавательные УУД

  • Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • Самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе   необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

09.03

117

Р.Р.Сочинение по  картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

1

С.70

Упр. 122-123

Составление текста  по репродукции картины.

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

10.03

118

119

120

Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по родам

(УИПЗ)

3

С.72-77

Упр. 124-134

Дать понятие об изменении имён прилагательных по числам; учить определять число имён прилагательных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа;

Дать понятие об изменении имён прилагательных по родам.

Развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма.

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

11.03

14.03

15.03

121

122

Число  имен прилагательных. (УКИЗ)

2

С.78-81

Упр.135-142

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

16.03

17.03

123

124

125

Изменение имён прилагательных по падежам

 (УКИЗ)

3

С.82-87

Упр. 143-153

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

18.03

21.03

22.03

126

Р.Р. Сочинение по картине    В. А. Серова «Девочка с персиками»

1

С.88

Упр.154-155

Составление текста  по репродукции картины.

Нравственно-этическая ориентация.

23.03

127

Работа над ошибками. Обобщение знаний. (УКИЗ)

1

С. 89

24.03

128

Контрольный диктант по теме  «Имя прилагательное»

(УПОКЗ)

1

Повторить усвоение изученных тем. Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

25.03

129

Работа над ошибками. Закрепление знаний.

    1

С.89

28.03

130

Наши проекты «Имена прилагательные в загадках»

1

С.90

Уметь  работать с различными источниками, составлять презентацию и донести её до слушателя.

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

29.03

Местоимение (5ч)

131

Личные местоимения.  Роль местоимений в речи.

(УКИЗ)

1

С.92-93

Упр.156-157

Познакомить с местоимением, определить роль местоимений в речи.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

30.03

132

 Изменение личных местоимений по родам

(УКИЗ)

1

С.93-94

Упр.158-160

Уметь определять лицо и число личных местоимений.

31.03

133

Изменение местоимений по родам.

(УКИЗ)

1

С.95-96

Упр. 161-164

Уметь изменять местоимения по родам.

01.04

134

Местоимение. Словарный диктант.

(КУ)

1

С.96-97

Упр. 165-168

04.04

135

Р.Р. Изложение по самостоятельно составленному плану

1

С.97

Упр.166

Формировать умения составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащихся;

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

05.04

Глагол (21ч)

136

137

138

 Работа над ошибками. Значение и употребление глаголов в речи

(УКИЗ)

3

С.99-105

Упр.169-180

Дать понятие об изменении  глаголов по числам; учить определять число глаголов, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; уметь  изменять глаголы по временам.

Развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма.

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

  • Регулятивные УУД
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • Познавательные УУД Понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
  • Коммуникативные УУД
  • Строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
  • Применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

06.04

07.04

08.04

139

140

Неопределенная форма глагола. (УИПЗ)

2

С.106-108

Упр.181-188

18.04

19.04

141

142

 Число глаголов (УИПЗ)

2

С.109-111

Упр. 189-194

20.04

21.04

143

144

Времена глагола.  Изменение глаголов по временам.

 (УКИЗ)

2

С.111-116

Упр.195-204

22.04

25.04

145

146

Изменение глаголов по временам.

(УКИЗ)

2

С.116-120

Упр.205-212

26.04

27.04

147

Р.Р. Изложение.

1

С.120

Упр.213

Составление текста. Уметь излагать свои мысли на письме.

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

28.04

148

149

Работа над ошибками.

Род глаголов в прошедшем времени.

2

С.121-124

Упр.214-222

Уметь определять род глаголов в прошедшем  времени. Записывать частицу не с глаголами.

29.04

02.05

150

151

Правописание частицы не с глаголами 

(УИПЗ)

2

С.124-127

Упр.223-234

03.05

04.05

152

153

 

Обобщение знаний.

(УОСЗ)

 

2

С.129-130

Обобщить и закрепить ранее полученные знания.

05.05

06.05

154

Контрольный диктант  по теме «Глагол» (УПОКЗ)

1

Повторить усвоение изученных тем.

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

09.05

155

Работа над ошибками.

1

10.05

156

Обобщение знаний

(ОУСЗ)

1

11.05

Повторение (14ч)

157

158

Части речи

(КУ)

2

С.131-135

Упр.237-250

Повторить и закрепить знания о частях речи, уметь в тексте найти имя существительное, глагол, прилагательное, числительное, уметь правильно задать вопрос, Определять род, число, падеж частей речи. Правильно записывать слова с предлогами и приставками. Определять и записывать грамотно  слова с орфограммами.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

  • Регулятивные УУД
  • Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
  • Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.  
  •  Познавательные УУД
  • осуществлять синтез как составление целого из их частей;
  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
  • Коммуникативные УУД
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения

12.05

13.05

159

Р.Р. Изложение

1

С.136

Упр.251

16.05

 160

Работа над ошибками. Обобщение  изученного о слове и предложении

(ОУСЗ)

1

С.136-158

17.05

161

Правописание окончаний имён прилагательных  (ОУСЗ)

1

С.136-158

18.05

162

 Правописание предлогов и приставок.

(ОУСЗ)

1

С.136-158

19.05

163

Правописание безударных гласных

(ОУСЗ)

1

С.136-158

20.05

164

Правописание значимых частей слова

(ОУСЗ)

1

С.136-158

23.05

165

Итоговый контрольный диктант

(УПОКЗ)

1

С.136-158

Повторить усвоение изученных тем.

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

24.05

166

Работа над ошибками. Однокоренные слова (КУ).

1

С.136-158

Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

25.05

167

168

169

170

Обобщение знаний.

КВН «Знатоки русского языка»

4

26.05

27.05

30.05

31.05

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....