Открытый урок по русскому языку 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шевченко Любовь Атласовна

Открытый урок по русскому языку 3 класс, тема: "Наречие". УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyyurok.rar930.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                        

Предмет: русский язык

Класс: 3 «а»

Тип урока: изучение нового, урок-исследование

УМК: Школа «2100»

Технологическая карта

Тема

Наречие как часть речи

Цель

сформировать у учащихся представление о наречии.

Задачи

Образовательные:

- создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие;

- организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи;

- учить находить в тексте наречия;  ставить вопросы к наречию;

-  дать определение, что наречие - неизменяемая часть речи;

- познакомить с  ролью наречия в предложении.

 Развивающие:

- развивать умение правильно ставить вопросы к наречиям и определять, с какой частью речи они связаны;

- развивать навыки точного употребления наречий в речи;

- побуждать самостоятельную мыслительную работу ученика;

- развивать умение анализировать и классифицировать, делать     самостоятельные     выводы,  находить ошибки, анализировать их, корректировать свою работу;

- развивать внимание и память ученика;

- развивать умение слушать учителя;

- развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации успеха.

Воспитательные:

- воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка, умение работать в коллективе;

- формирование умения выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению, работая в группах и микрогруппах;

 - проявление творческого отношения к процессу обучения;

  - воспитание стремления к творчеству;

  - формирование коммуникативных компетенций.

 Здоровьесберегающие:

- учить заботиться о своём здоровье;

- беречь зрение и заботиться о позвоночнике.

Материально-техническое и методическое оснащение:

- мультимедийный проектор и экран;

- компьютер;

- презентация;

- тесты;

- дидактические материалы;

- индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями

Формируемые УУД

Личностные:

 – осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Регулятивные:

 – самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Основные понятия

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Организация пространства

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Презентация.

Слайд 2.

Прочитайте девиз.

-Сегодня на уроке за каждое правильно выполненное задание рисовать  солнышки в своей карте. За 7-6 солнышек –«5», 4-5 солнышек – «4».

Хоровое чтение

Не просто слушать, а слышать.

Не просто смотреть, а видеть.

Не просто отвечать, а мыслить.

Дружить и плодотворно работать.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Тест. –Просмотрите бегло и определите, какие знания проверяет тест.

-Поменяйтесь с соседом по парте и проверьте правильность выполнения теста по слайду 3.

-Нарисуйте солнышки, кто правильно выполнил работу.

Тест проверяет знание частей речи.

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка.

Оценка своей работы.

Тест

Учени____ 3 «а» класса ______________________________

Тест

1. Выбери имя существительное:

а) громко;

б) громкий;

в) погремушка;

г) греметь.

2. Выбери имя прилагательное

а) бегите;

б) бегом;

в) беговая;

г) побежка.

3.Выбери глагол

а) стоя;

б) стоишь;

в) стойкий;

г) стояк.

4. Выбери предлог

а) ус;

б) з;

в) вить;

г) кругом.

5.Выбери местоимение:

а) род;

б) хочу;

в) вы;

г) скоро.

6. Окончание – это

а) изменяемая часть слова;

б) неизменяемая часть слова.

7. К самостоятельным частям речи относятся:

а) предлоги, союзы, частицы;

б) существительные, прилагательные, местоимение, глагол.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-сформулировать тему и цели    урока;

-учиться сотрудничать в учебном процессе со сверстниками, -отстаивая свою точку зрения и принимая позицию других.  

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-Создать условия для формулирования темы и целей урока обучающимися.

Принятые задачи сохраняются при выполнении учебных действий и регулируют весь процесс их выполнения.

Форма работы: фронтальная

Метод: словесный (беседа)

Результат: цели и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем

Словарная работа.

Поставьте цель.

-Вставьте пропущенные буквы.

Проверьте по слайду 4.

-составьте слово из первых букв.

- Какова тема урока?

Слайд 5.

-Что такое наречие?

Мы изучали эту тему?

-Какова цель нашего урока?

Слайд 6, 7.

Цель: проверка непроверяемых написаний.

Вставляют пропущенные буквы.

Самопроверка.

-Это слово «наречие».

-Наречие – это часть речи.

-Нет.

-Цель урока: изучать наречие.

Словарь: н…род, а…..уратный, Род…на, …жевика, ч…л…век, иску…..тво, …динство.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель: изучать наречие.

.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы,

-стимулировать познавательную активность через прием создания проблемной ситуации.

Форма работы: исследование  

Метод:  проблемно-поисковый

Результат:  планирование  учебных действий по решению поставленной проблемы.

-Можно открыть учебник и прочитать правило, а можно исследовать тему, что интереснее?

Слайд 8.

-Прочитайте наречия.

Будем работать в группах.

(Класс делится на 5 групп, выбирается командир группы)

Будем исследовать тему по следующим вопросам:

1.На какие вопросы отвечает наречие?

2. С какой частью речи чаще всего связано наречие?

3.Наречие – это изменяемая или неизменяемая часть речи?

4.Каким членом предложения является наречие?

5.Наречие – это служебная или самостоятельная часть речи?

-На работу даётся 3 минуты.

-А теперь представитель группы читает вопрос, рассказывает о выполненном задании и делает вывод. Члены группы могут дополнять ответ.

За правильное выполнение задания вся группа получает солнышко.

Обобщение.

Рассказать, всё, что узнали о наречии.

Проверка.

Слайды 11 – 14.

-Физминутка.

-Интереснее исследовать тему.

(Класс делится на 5 групп, выбирается командир группы).

Каждая группа получает карточку с заданием и карту для заполнения ответов других групп.

Дети по очереди выходят к доске и отчитываются о выполненном задании.

Все остальные внимательно слушают, исправляют ошибки., заполняют таблицы.

Несколько учеников из разных групп говорят вывод.

Дети выполняют упражнения для глаз, шеи, рук, позвоночника и т. д

Что должен узнать?

Что узнал?

  1. На какие вопросы отвечают наречия?

  1. С какой частью речи связано наречие?

  1. Каким членом предложения являются наречия?

  1. Наречие – это самостоятельная или служебная часть речи?

  1. Наречие – это изменяемая или неизменяемая часть речи?

Карточка 1

Поставь вопросы к наречиям и сделай вывод, на какие вопросы отвечают наречия?

( ______________?) далеко

( ______________ ?) завтра

( _______________? ) вдаль

( _______________? ) быстро

( _____________ ?) поневоле

( _____________?) специально

Вывод: Наречия отвечают на вопросы  __________ , ___________ , ______________ ,___________ , ______________ .

Карточка 2     

Поставьте вопросы к наречиям. Установите графическую связь слов.

Увидел (    ________ ?) вверху.

Встретил ( ________? ) сегодня.

Шёл ( ________ ?) вперёд.

Слушать ( ________ ?) молча.

Сделать  ( _________ ) поневоле.

Говорить ( _________? ) нарочно .

Вывод: Наречия  связаны с ___________________________

__________________________________________________________

Карточка 3   

Найди в предложениях главные и второстепенные члены предложения. Укажи части речи, установи связь слов в предложении. Сделай вывод, каким членом предложения является наречие.

Щедро разлилась полая вода.

Всюду появились голубые озёра.

Вывод: Наречия в предложении являются ____________________

___________________________________ .

Карточка 4 

Ответь на вопросы и сделай вывод, наречие - это самостоятельная или служебная часть речи?

  1. Можно ли поставить вопрос к наречию?______
  2. Может ли наречие существовать как самостоятельное слово?____

Вывод:

Наречие – это _________________________ часть речи.

__________________________________________________________

Карточка 5. 

Изменяй наречия в сочетаниях с глаголами и сделай вывод, наречие – это изменяемая часть речи или неизменяемая.

радостно                                                      везде

Возвещал  ______________            Слышу ______________

Возвещала ______________           Слышишь _____________

Возвещало ______________            Слышит ______________

Возвещали _______________           Слышат ______________

Вывод: Наречие – это ____________________  часть речи.

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания о наречии.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

научиться применять полученные знания на практическом уровне с учетом своих возможностей.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-развивать умение логически строить цепь собственных суждений;

-формировать умение взаимодействовать  по ходу выполнения задания;

-работать над развитием навыка практического применения знаний;

-развивать  умение  слушать собеседника в ходе совместной работы.

Форма работы: самостоятельная, с последующей проверкой

Метод: практический, игровой

Результат: Выработка умений оперировать полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи

1.Перед вами карточки разного цвета.

На жёлтой карточке лёгкое задание,

На зелёной карточке – среднего уровня, а на красной – сложное задание.

Вы будете работать в группах. Выберите карточку. На выполнение даётся 2 минуты.

Проверка фронтальная.

Нарисуйте солнышки за правильное выполнение задание.

Дети выбирают карточку и работают в парах.

Проверяют работу и рисуют солнышки.

Жёлтая карточка (низкий уровень) 

Подчеркните наречия.

Быстро, светло, весло, гладко, кресло, смело, ловко, ведро, сладко, славно, медленно, мелко, бревно, заметно, звено, ребро, редко, робко, снова, слегка, снега.

Зелёная карточка (средний уровень).

Подчеркните словосочетания глагол + наречие.

Звонкий голос, пел звонко, ярко светит, яркая зелень, увеличил вдвое, сердитый голос, сердито посмотрел, далёкий путь, убежал далеко, плыли медленно, медленный вальс.

Красная карточка (высокий уровень).

Замените фразеологизмы наречиями.

Сломя голову - ___________________ .

Рукой подать - ____________________ .

Хоть глаз выколи - _________________ .

Чуть свет - ________________________ .

Из рук вон - _______________________ .

.

2.Игра «Светофор»

Если вы согласны с высказыванием, то поднимите жёлтый цвет «светофора», если не согласны – красный.

-У кого все ответы правильные, нарисуйте солнышко.

Дети показывают то красный цвет светофора, то жёлтый.

1.Наречие – это самостоятельная часть речи?

2.Наречие – это изменяемая часть слова?

3.Наречие отвечает на вопросы где, куда? когда, откуда? как? зачем?

4.Наречие чаще всего поясняет имя прилагательное

.

VIII. Рефлексия

Цель.

. 

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

оценить значимость учебных действий для самого себя.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-формировать осознанность и критичность учебных действий;

-осознание того что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

-развивать способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям

Форма работы: фронтальная

Результат: осознание обучающимися значимости учебных действий.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

Понять цели, содержание и способы выполнения домашнего задания;

записать домашнее задание

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Метод: словесный .

Форма работы: фронтальная.

Результат: применение обучающимися полученных знаний на практическом уровне.

-Вернёмся к девизу урока.

Оцените свою работу: вы слушали и слышали?

Вы смотрели и видели?

Вы отвечали и мыслили?

Вы дружно и плодотворно работали?

-Найдите наречие в девизе.

-Выскажите своё мнения об уроке, используя начала предложений

Слайд 16

Дети называют наречия.

Не просто слушать, а слышать.

Не просто смотреть, а видеть.

Не просто отвечать, а мыслить.

Дружить и плодотворно работать.

Сегодня на уроке …

Я понял, что …

Себя я могу похвалить …

Эти знания мне пригодятся …

IX. Д/з.

Нет, в связи с праздником 1 Мая.

Слайды 17-18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....