План-конспект урока русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Акмалова Гульфия Раисовна

План- конспект дан в помощь учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkii_iazyk_urok_formirovaniia_novogho_poniatiia.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык,  урок - формирования  нового понятия

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Класс:  2

Цели урока:

Образовательная: способность совершению умения учащихся классифицировать имена существительные на одушевленные и неодушевленные

•  Развивающая: развивать каллиграфические навыки, прививать основы орфографической грамотности, умение выслушивать мнение товарищей, активизировать словарный запас

Воспитательная: способствовать воспитанию ответственного отношения к учению

Планируемые результаты:

•Учащиеся научатся находить имена существительные в тексте;

• Использовать специальную терминологию при определении  части речи;

• Классифицировать имена существительные  одушевленные и неодушевленные;

• Делать звуко-бувенный разбор слова, соотносить произношение и написание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок!

Начинается урок!

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять

Ответы полные давать

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «5».

Создадим друг другу хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам. (слайд 1)

  1. Словарная  работа

Здесь для вас загадки есть

Не могли бы вы прочесть.

1.Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос.  (Морковь)   (слайд 2-3)

2. Сам он круглый, а не мяч,

                                                        Рта не видно, а кусач,

 Голой рукой не возьмёшь,

                         А зовется это…      (Ёж)    (слайды 4-5)

3. Кто на свете всех полезней,

Кто спасёт от всех болезней,

Кто обидит нас без рук?

Маленький, коварный … (лук)  (слайды 6-7)

4. Рыжая с пушистым хвостом,

                                        Живёт в лесу под кустом.    (лисица)  (слайды 8-9)

5. Что за скрип, что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …    (капуста)          (слайды 10-11)

6. Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

                                       А в рыжей шубе летом.  (белка)        (слайды 12-13)

7. Желта, а не масло,

Кругла, а не Луна,

С хвостом, а не мышь.  (репа)        (слайды 14-15)

8. Кто один имеет рог?

                                                  Отгадайте!..      (носорог)         ( слайды 16-17)

  1. Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело, ребята:

Ну, рассыпчата, вкусна!»    (картофель)       (слайды 18-19)

  1. Немытое в рот ни за что не возьмёт.

                                             И ты будь таким как чистюля…         (енот)    (слайды 20-21)

       

  1. Повторение об имени существительном.

Слова появляются на доске (приложение 1) (карточки) (слайды  22-23)

Учитель: К какой части речи относятся эти слова?

Ученики:  Это имена существительные.

Учитель: Правильно, это имена существительные.

Что обозначают имена существительные?

Ученики: Предметы.

 Учитель: На какие вопросы они отвечают?

Ученики: Кто? , Что?                                                           

        

  1. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Ребята, посмотрите , пожалуйста, на доску. По какому признаку можно сгруппировать эти слова?

 Обсудите этот вопрос в парах.

Обсуждение.

Я считаю, что существительные можно сгруппировать следующим образом  в первый столбик существительные, отвечающие на вопрос кто? , а во второй столбик существительные, отвечающие на вопрос что?

Правило посадки (слайд 17)

Я тетрадочку открою

И как надо положу

Я, друзья мои, не скрою,

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.

Учитель: Ребята, какие существительные вы отнесли в первый столбик? Почему?

Ученики: Эти существительные  отвечают на вопрос: кто?

Какие существительные отвечают на вопрос кто?

- существительные, которые обозначают названия людей, животных, у них есть душа, их иначе можно назвать одушевленными.

Учитель: А какие существительные вы отнесли ко второму столбику? Почему?

Ученики: Эти существительные отвечают на вопрос что?

Какие существительные отвечают на вопрос что?

- все остальные имена существительные, которые обозначают предметы  у которых нет души.

Сделаем вывод: Одушевленные имена существительные обозначают  людей, животных,  отвечают на вопрос кто? , а все остальные существительные – неодушевленные, отвечают  на вопрос что?,  (слайд 24)

                                   Сформулируем тему нашего урока

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные» (слайд 25)

Проверим и закрепим  полученные знания по учебнику (слайд 26)

Откройте учебник «Русский язык» на странице 48, прочитайте правило.

Откройте учебник «Русский язык» на странице 50, прочитайте правило.

Закрепление полученных знаний.

Запишите эти существительные. Но прежде вспомним о правиле  посадки во время письма.

Я тетрадочку открою

И как надо положу

Я, друзья мои, не скрою,

Сяду прямо не согнусь

За работу я возьмусь.

(Алия и Зарина спишите, пожалуйста по два столбика, а Булат и Айдар  по одному столбику)

Учитель: Найдите среди слов – отгадок словарные слова. (Слайд 27)

Ученики: Морковь, капуста, картофель, лисица.

Учитель: Почему вы так решили?

Ученики: Нельзя проверить безударные гласные, нужно их запомнить.

  1. Каллиграфическая минутка. (слайд 27)

Учитель: Какие буквы надо запомнить в данных словах?

Ученики: о, а, и.

Учитель: Запишете эти буквы меняя их местами. Сколько сочетаний вы смогли придумать?

Ученики: аои, аио, оиа, оаи, иоа, иао.

  1. Работа со словарями.

Учитель: Как можно проверить написание  этих слова?

Ученики: Слова можно проверить по орфографическому словарю.

(Словарик в конце учебника – стр. 134-135)

Дети проверяют по словарику.

Учитель: Какое из этих четырех слов лишнее?

Ученики: Лисица.(слайд 28)

Учитель: Почему?

Ученики: Лисица – это животное. Слово лисица обозначает одушевленный предмет, отвечает на вопрос  кто?, а остальные слова  – обозначают названия  овощей. Это  неодушевленные предметы, отвечают на вопрос что?

- А что вы знаете ещё про лисицу?

- Где живет лисица?

 Чем питается? Какие повадки у лисы?

 Как называют в народе лисицу?

В каких произведениях можно встретить лисицу? Какой обычно изображают лисицу в сказках?

Где можно узнать значение слова лисица?

-В толковом словаре.

Учитель: Найдите толкование этого слова лисица в толковом словаре.

Дети ищут толкование слова лисица в толковом словаре.

  1. Звуко-буквенный анализ слова «лисица».

Памятка 1

«Как провести звуко-буквенный анализ слова»

Стр.130-131

Лисица -6 букв, 6 звуков, 3 слога.

  1. Развитие речи.

Составьте предложение со словом лисица. Лучшее предложение запишем на доске.

Ученики: Рыжая лисица  живет в лесу.                                            

Найдем основу предложения. Подчеркнем подлежащее и сказуемое.

Еще раз повторим, какие  существительные одушевленные, а какие неодушевленные.

  1.  Упражнение на развитие мелкой моторики рук. (Приложение 2)

Раскрасьте на картинках  (по вариантам)  одушевленные, неодушевленные предметы.

Дети раскрашивают под музыку Петра Ильича Чайковского «Времена года. Зима.Январь».

  1.  Физминутка. (слайд 29)

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнись веселей!

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули

Отдохнули ?

Отдохнули!

  1.  Работа по  учебнику.(слайд 30)

Откройте учебник на странице 49, упражнение 82.

Подберите к каждой группе одушевленные имена существительные.

Iвариант: люди…

II вариант: птицы…

 Взаимопроверка.

  1.  Игра: (слайд 31)

«Найди лишнее»

  1. Пальто, ножницы, бабочка.

  1. Собака, автобус, яблоко.

  1. Ножницы, кошка, корова.

14.  Итог урока:

- На какие две группы делятся имена существительные?

- Вспомните правило.

- Приведите примеры.

Тест. (Слайд 32-34)     (Приложение 3)

  1. Имя существительное – это…

а) Самостоятельная часть речи.

б) Служебная часть речи.

  1. Имена существительные обозначают…

а) признак предмета.

б) действие предмета

в) предмет.

  1. Имена существительные отвечают на вопросы

а) Кто? Какой?

в) Что? Что делает?

с) Кто? Что?

  1. Укажите имена существительные

а) Мороз, далеко, холодильник

в) Яблоки, сапоги, глаза

с) Мама, папа, смотрит

  1. Выдели строчку имен собственных

а) Антон, Кошка, Мама

в) Дедушка, Карина, Иван

с) Коля, Вероника, Алина

Итог:

  Дополни правило: (Слайд 35)

• Имя существительное обозначает…

•Имя существительное отвечает на вопрос … и …

• Одушевленные имена отвечают на вопрос …

• Неодушевленные имена  существительные отвечают на вопрос …

Оцените свою работу на уроке самостоятельно (слайд 36)

• У кого преобладают жёлтые и зелёные цвета?

- Молодцы, вы уверены и успешны в своих действиях?

• У кого преобладает  красный цвет?

Почему была тревожность? Что сами себе посоветуете?

- Довольны своей работой?

  1.  Домашнее задание: (Слайд 37)

Выберите домашнее задание

  1. Подобрать пять слов, отвечающих на вопрос кто?, и пять слов, отвечающих на вопрос что?

  1. Составить цепочку из словарных слов, отвечающих на вопросы, кто?

  1.  Методическая литература:
  1. Учебник для 2 класса по русскому языку в двух частях, автор Канакина В.П., Москва «Просвещение»,2012 г.
  2. Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса в двух   частях, автор Канакина В.П., Москва «Просвещение»,2013 г.
  3. Контрольно измерительные материалы. Русский язык. 2 класс / Сост. В.А. Синякова. – 4 –е перераб. –ВАКО, 2013. – 80 стр.

                         

Ф.И.ученика___________________________________________________

2 класс

Тест «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

  1. Имена существительные обозначают…

а) признак предмета.

б) действие предмета

в) предмет.

  1. Имена существительные отвечают на вопросы

а) Кто? Какой?

б) Что? Что делает?

в) Кто? Что?

  1. Укажите имена существительные

а) мороз

б) мягкий

в) смотрит

  1. Вопрос КТО? можно задать к слову

а) заря

б) Зорька

в) гроза

  1.  Вопрос ЧТО? можно задать к слову

                      а) леший

                       б) капкан

                       в) великан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....

План-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме:

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непрои...

План-конспект к уроку английского языка для 2-го класса "Family"

План-конспект урока английского языка к учебнику "Spotlight" для 2-го классаТема: "Family"...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе: Проверка безударных гласных в корне слова.

Цель  урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне....

План-конспект открытого урока английского языка в 3 классе по учебнику Spotlight-3 Тема урока – «A Fun Day».

План-конспект открытого урока английского языкав 3 классе по учебнику Spotlight-3 Тема урока – «A Fun Day»....