Главные вкладки

    Открытый урок во 4 классе "Обобщение знаний о падежах имен существительных"
    план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

    Разработка открытого урока в 4 классе с презентацией "Обобщение знаний  о падежах имен существительных"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 4_kl._urok.doc63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по русскому языку в 4-м классе "Обобщение знаний о падежах"

    Цели:

    1. Обобщить знания о падежах имён существительных;
    2. Совершенствование умений определять падеж имён существительных по вопросам, предлогам;
    3. Умение различать падежи по их признакам;
    4. Роль существительных в предложении;
    5. Развитие творческой деятельности.

    Оборудование и реквизиты:

    • Компьютер;
    • Презентация;
    • Экран;
    • Карточки с названием падежей;
    • Индивидуальные задания;

    Ход урока

    1. Организационный момент (Слайд 1)

    Ну, ребята, чур, молчок.
    Начинается урок. 
    Тихо сели – раз, два, три…
    А урок наш, сейчас
    Науке посвящается,
    Что грамматикой у нас 
    С любовью называется.

    - Открыли свои тетрадочки,
    Записали число, классная работа.

    2. Каллиграфическая минутка

    - Сегодня, ребята, на каллиграфической минутке, мы будем писать букву Е е, так как она будет нам встречаться, практически во всех соединениях. В этой цепочке заглавная Е, строчная е чередуются с одной линией с петлёй вверху, затем с двумя линиями, затем стремя такими линиями.

    - Запишите цепочку в предложенной последовательности.

    - Запись словарных слов под диктовку с комментированием.

    - Фонетический анализ слов.

    3. Постановка целей и задач урока

    - Сегодня на уроке мы подводим итог первоначальному знакомству с одним из понятий русского языка – склонением.
    - Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока: (Слайд 2) 

    - Воскликнул Именительный:
    «Мой именинник, тот,
    Который изумительно
    Науку познаёт!»

    - Того, - сказал Родительный:
    «Я отрицаю, кто
    Не может без родителей
    Надеть себе пальто».

    - Тому, - ответил Дательный,-
    Плохое имя дам,
    Кто не любит старательно 
    Уроки делать сам.

    - Того, - сказал Винительный, -
    Я буду обвинять,
    Кто книжку вразумительно
    Не может прочитать.

    - С тем, - заявил Творительный,
    Я только лишь в ладу,
    Кто очень уважительно 
    Относится к труду.

    - О том, - сказал Предложный,-
    Я предложу рассказ,
    Кто в жизни делать может
    Полезное для нас.

    - Так, какая же тема нашего урока? (Слайд 3)

    Д. «Обобщение знаний о падежах»

    - Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах. Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок? (Слайд 4)

    • Повторить названия падежей, повторить вопросы каждого падежа;
    • Совершенствовать навык определения падежей имён существительных;
    • Повторить окончания имён существительных в данном падеже;
    • Совершенствовать навыки в определении падежей имён существительных;
    • Развивать навыки грамотного письма.

    4. Теоретическая работа

     - На первом этапе урока проверяю ваши теоретические знания. Внимательно слушайте вопросы и…, затем отвечайте.
    - Сегодня на уроке ваша задача – повторить ещё раз всё, что вам известно о склонении.        
    (Слайд 5)
    - Итак, что же такое склонение?

    Д. - Изменение окончаний имён существительных по падежам называется склонением. [1]

    - Сколько склонений в русском языке? (Слайд 6)

    Д. - В русском языке 3 склонения. (Слайд 7), 1-е- имена существительные ж.р., и существительные м.р. с окончаниями – а-, -я-,  (Например: дядя, грамматика);     
    2-е -  имена существительные м.р. с нулевым окончанием и имена существительные с.р.  
    (Например: урок, утро); 3-е - имена существительные ж. р. с нулевым окончанием (Например: местность)

    Сколько падежей в русском языке? (Слайд 8)

    Д. – У слова есть шесть падежей,
    Шесть верных маленьких пажей,
    Они проходят чередой,
    За слово в бой готов любой!
    Вверяют окончаниям,
    Судьбу и жизнь свою!
    И про своё призвание
    На ушко им поют. [2]

    - Давайте назовём их с вопросами и со словами - помощниками.(Хором)
    (щелчки после каждой строчки)

     Именительный (есть) кто? что?
      Родительный 
    (нет) кого? чего?
      Дательный 
    (дам) кому? чему?
      Винительный 
    (вижу) кого? что?
      Творительный 
    (доволен) кем? чем?

      Предложный (думаю) о ком? о чём?

    (Дети по очереди рассказывают стихотворение о падежах) (Слайд 9) [3]

    1.   Я – именительный падеж,
    И нет на мне чужих одежд.
    Меня легко все узнают
    И в подлежащие зовут.
    Предлогов с детства не люблю,
    С собою рядом не терплю.
    Мои вопросы – кто? и что?
    Ни с чем не спутает никто. (Слайд 10)

    2.   А я – падеж родительный
    Характер мой – общительный.
    Кого? Чего? – и вот он я!
    Предлоги часто мне друзья:
    И с, и до, и у, и из – 
    До неба вверх и с неба вниз.
    Похож я на винительный
    Бываю иногда, 
    Но в тексте различите вы
    Два падежа всегда.

    3.    Я называюсь дательным,
    Работаю старательно.
    Кому отдать? К чему призвать?
    Лишь только я могу сказать.
    С предлогом к и по дружу,
    Но и один гулять хожу. (Слайд 11)

    4. А я – винительный падеж 
    И я во всём виню невежд.
    Зато отличников люблю,
    Для них «пятёрки» я ловлю.
    Кого позвать? Во что играть,
    Готов ребятам подсказать.
    Не прочь с предлогами дружить,
    Но и без них могу прожить.

    5.   А я – творительный падеж,
    Исполнен всяческих надежд.
    Творите! – Чем?
    Творите! – С кем?
    Я подскажу вам – нет проблем!
    Предлогам перед, под и над
    В любой момент я очень рад. (Слайд 12)

    6.   А я –падеж предложный.
    Со мною случай сложный.
    Мне без предлогов свет не мил.
    О ком? О чём я говорил?
    Ах да, нужны предлоги!
    Без них мне нет дороги.
    Пусть будет о, и в, и при – 
    Ты их случайно не сотри:
    Тогда смогу я рассказать,
    О чём мечтать и в чём гулять?

    4.   Закрепление пройденного материала

    - От теории переходим к практике. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложняться от этапа к этапу. Работая, будьте внимательны. Чтобы проверить, готовы ли вы к работе, предлагаю устную разминку. Я буду читать стихотворение «Приключение зелёного листа», а вам нужно определить падеж слова – лист. Ответ показывайте с помощью карточек с падежами. Итак, начали… (Слайд 13)

    Как-то раз с большого клёна 
    Оторвался лист зелёный
    И пустился вместе с ветром
    Путешествовать по свету.
    Закружилась голова у зелёного листа.
    Ветер нёс его и нёс,
    Бросил только на мосту.
    В тот же миг весёлый пёс
    Шмыг к – зелёному листу!
    Лапой – хвать зелёный лист…
    Дескать, поиграем.

    Ветер вновь с листом зелёным… 
    Закружил над старым клёном,
    Но шалун уже устал
    И ко мне в тетрадь упал.
    Я пишу в саду под клёном 
    Стих о том листе зелёном. [4]

    - Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу. Усложним её.

    5. Работа по картине (Слайд 14)

    - Что можете сказать о лесе? О снеге? О воздухе? О погоде? 
    - Просклоняйте слова 
    День, погода.

    6. Составление рассказа по картинке (Слайд 15)

    - Ребята, вам даны опорные слова.

    • Морозное утро
    • Тёплый, солнечный день
    • Звенящая тишина
    • Сверкает иней

    - Составьте небольшой рассказ. Озаглавьте текст.

    Примерный текст:

         Морозное утро
    Сегодня морозное утро. Стоит тёплый и солнечный день. Мы идём по лесной тропинке. В звенящей тишине сверкает иней.

    7. Запись предложений с комментированием (Слайд16)

    - Запишем предложения с комментированием. Разберём последнее предложение по членам, определим части речи с указанием падежей имён существительных, определением склонений, времени глагола. Нарисуем схему последнего предложения.

    8. Самостоятельная работа по вариантам (на карточках) (Слайд 17)

    Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:

    I вариант

    II вариант

    • Бр…дил по л…су,
    • ч…десная п…года,
    • прячутся под б…рёзами,
    • всп…минали о лете.
    • Прол…тала над лесом,
    • был на …кскурсии,
    • вырастают из гр…бницы,
    • шли по тр…пинке.

    9. Самопроверка (Работа в парах) (Слайд 18)

    - А теперь, проверьте.

    I вариант

    II вариант

    • Бродил по лесу, (Д.п.)
    • чудесная погода, (И.п.)
    • прячутся под берёзами, (Т.п.)
    • вспоминали о лете. (П.п.)
    • Пролетала над лесом, (Т.п.)
    • был на экскурсии,(П.п.)
    • вырастают из грибницы, (Р.п.)
    • шли по тропинке. (Д.п.)

    10. Задание – тест на определение падежной формы существительных (Слайд 19)

    - Ребята, запишите в тетради в строчку числа от 1 до 10. Я буду диктовать словосочетания, которые показаны на экране, а вы под соответствующим номером укажите падеж одной буквой.

    1. Заблудился в лесу;
    2. Перепрыгнул через лужу;
    3. Вышел из ворот;
    4. Побежал по коридору;
    5. Беспокоились о сыне;
    6. Стучали в дверь;
    7. Разрезал ножницами;
    8. Подарила бабушке;
    9. Стучал молотком;
    10. Отвечать у доски.

    11. Самопроверка (Слайд 20)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    П

    В

    Р

    Д

    П

    В

    Т

    Д

    Т

    Р

    12. Работа по таблице (Слайд 21)

    - Давайте вспомним ещё один момент, который мы с вами не оговаривали особо. Мы знаем, что в русском языке есть шесть падежей, знаем, на какие вопросы отвечают имена существительные в каждом падеже. А теперь, ответьте, мне, пожалуйста: в каких падежах существительные могут употребляться с предлогами?

    Д. Во всех, кроме именительного.

    - В каком падеже существительные никогда не употребляются без предлогов.

    Д. В предложном.

    - А что можно сказать о существительных в родительном, дательном, винительном и творительном падежах?

    Д. Они могут употребляться и без предлогов.

    - Можете ли вы назвать предлоги, которые употребляются только в каком – то одном падеже?

    Д. По таблице.

    13. Итог урока (Слайд 22)

    - Подведём итог урока.
    - В чём заключалась цель нашего урока?
    - Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.
    - Чью работу на уроке хотите отметить?

    14. Домашнее задание (Слайд  23)

    - Закрепить знания о предлогах и окончаниях падежей. С. 94, упр. 206 (Слайд 24)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний о падежах имен существительных."

    Цели:• Образовательные: обобщить знания о падежах имен существительных;совершенствовать умение определять падеж по вопросам, предлогам, роль существительного в предложении;• Развивающие: развива...

    Обобщение знаний о падежах имен существительных. 4 класс

    Урок посвящен 300-летию города Ораниенбаум. Цели и задачи урока:  Закрепить знания о падежах. Отрабатывать умения определять падеж имен существительных. Познакомить детей с историей города Ораниенбау...

    Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Обобщение знаний о падежах имен существительных».

    Урок русского языка в 3 классе на тему «Обобщение знаний о падежах имен существительных» построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком общеметодологической н...

    Урок русского языка 3 класс "Закрепление знаний о падежах имен существительных"

    Данный урок входит в раздел, изучающий имя существительное как часть речи. Цель данного урока: закрепление понятия "изменение по падежам " (склонение)....

    Технологическая карта урока "Обобщение знаний о падежах имен существительных"

    Педагогическая цель урока: способствовать развитию умений сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы; работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного»; распознавать...