Конспект урока в 1 классе "Буква т,звук {т}
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Тихова Марина Александровна

Скелет проведения урока в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл буква т29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе. «Звуки [т],  [т']. Буквы Т, т.»

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе

Автор: Тихова Марина Александровна учитель начальных классов МБОУ «Копановская ООШ» Мо «Енотаевский район» Астраханской области

УМК «Школа России»

Урок обучения грамоте в 1 классе.

Тема:

Звуки [т],  [т']. Буквы Т, т.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Тип урока:

Урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала и его осмысления.

Форма урока:

Урок – путешествие.

Цель:

Познакомить  с новыми звуками [т],  [т'] и буквами Т, т.

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить с новыми звуками[т],  [т'] и буквами Т, т.

2. Обучить правильному произношению звуков [т], [т’].

3. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой .

Воспитательные:

1.Воспитывать коммуникативные качества учащихся.

2.Формировать потребности и способности к сотрудничеству при работе в парах.

Развивающие:

1.Развивать познавательный интерес, устойчивое внимание и память.

2. Развивать интерес к самостоятельной деятельности, с целью поиска нужной информации.

3. Развивать умение высказывать своё предположение на основе изучаемого материала.

Формируемые на уроке УУД:

Познавательные:

1.Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

2.Формирование умения извлекать информацию из схемы, ленты букв.

3.Формирование умения находить значение новых слов с помощью различных источников информации.

4.Формирование умения делать выводы на основе анализа объекта.

5.Формирование умения извлекать из разных источников нужную информацию.

6.Формирование умения ориентироваться в тексте.

7.Формирование умения делать выводы.

Регулятивные:

1.Формирование умения самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке.

2.Формирование умения высказывать свои предположения на основе изученного материала.

3.Формирование умения осуществлять самоконтроль.

4.Осуществлять самоконтроль.

5.Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

6.Формирование умения высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.

7. Формирование умения осуществлять самооценку.

Личностные:

1.Формировать умение определять общие для всех правила поведения на уроке.

2.Формирование умения определять общие правила поведения.

3.Формирование адекватной самооценки на основе критериев успешности.

4.Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

1.Формирование умения работать в парах.

2.Формирование умение слушать, слышать и понимать собеседника.

3.Формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.

4.Формирование умения  получать нужную информацию через общение с близкими людьми.

Этапы урока

Время, мин

Методы и приёмы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Приме

чания

Орг. момент

 3

Игра

Коллективная

Приветствует учащихся.

Выполняет движения вместе с детьми.

Приветствуют учителя.

Хором читают стихотворение с движениями:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Вы всё можете и у вас сегодня всё получится, потому что…

Глазки смотрят и всё видят.

Ушки слушают и всё слышат.

Сначала думаю. Потом говорю.

Помню, что в классе я не один.

Актуализация знаний

Целеполагание.

5

Диалог

Фронтальная

Ведёт диалог с уч-ся:

-Чем бы вы хотели заняться на этом уроке?

- Для чего вам это нужно?

- С какой буквой познакомились на прошлом уроке?

-Какие звуки обозначаются этой буквой?

Обращает внимание на «Уголок вопросов»:

- Вчера мы поставили в «уголок вопросов» карточку Д/  Т

Посмотрите на неё внимательно. Подумайте, что будем изучать на этом уроке? Чему будем учиться?

Ведут диалог с учителем.

Высказывают свои предположения.

- Д

- [д], [д']

Высказывают свои предположения.

Открытие новых знаний.

8

Работа с учебником

Анализ

Синтез

Анализ самопроверка

Анализ

Наблюдение

Наблюдение  анализ

Классификация

Обобщение

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Коллективная

Фронтальная

Работа в парах

Фронтальная

Ведёт диалог с учащимися.

-Для того, чтобы узнать это, мы отправимся в путешествие. Чтобы узнать на чём, откройте «Буквари» на стр. 63 по закладке.

-Какой транспорт вы видите внизу страницы? 

- На чём можем поехать?

Сколько машин нам понадобится, если в 1 машину может сесть 4 человека?

-Отправляемся в путь. А чтобы нам было не скучно ехать, составим схему слова «такси» в парах.

- Проверим.

Включает образец на слайде.

- Поднимите 2 руки те, у кого задание выполнено верно.

- Дорога дальняя. Определим сколько слогов в слове «такси».

- Который слог ударный?

- Назовите первый звук.

- Т…Т…Т… Кажется, наша машина сломалась! Надо помочь водителю починить её.

-Мотор издаёт один и тот же звук [Т].

- Произнесите его по очереди в парах. Внимательно наблюдайте за произношением. Договоритесь кто будет первым.

-Что можете рассказать про этот звук? Какой он, гласный или согласный? Почему так решили?

- Как ещё можете доказать, что он согласный?

- Что ещё можно сказать  об этом звуке, глядя на ленту букв?

Произнесите мягкий звук.

- Сделайте вывод о том, какими звуками обозначается буква Т.

Переключает слайд.

Открывают «Буквари» по закладке.

Ведут диалог с учителем.

- Наземный

- На такси. (Трамвая и троллейбуса в нашем селе нет).

Считают.

Работают в парах.

Составляют схему слова из цветных квадратов. 1 ученик у доски.

Проверяют по образцу.

Ученик у доски оценивает свою работу.

Произносят слово по слогам с хлопками и показывают нужное количество пальчиков.

Произносят звук [Т] по очереди.

Договариваются кто будет первым.

 Произносят звук в парах.

Наблюдают за произношением.

Делают вывод о данном звуке.

Смотрят на ленту букв.

Определяют, что данный звук глухой, он бывает твёрдым или мягким.

Произносят мягкий звук.

Делают вывод, что буква Т обозначает мягкий и твёрдый звуки [Т'] и [Т].

На экране – образец схемы

На экране буквы Тт

Физ. минутка

3

Игра

Говорение

Обобщение

Индивидуальная

Коллективная

- Встаньте и покажите при помощи рук букву, которую видели на остановке.

- Как она называется?

 - Произнесите звуки, которые она обозначает.

- Едем на такси по классу искать предметы, в названиях которых есть наши новые звуки.

Напоминает правила движения:

- Едем молча, не нарушая правила дорожного движения, не сталкиваясь друг с другом.

-Какие слова нашли?

-В каком месте в них находятся новые звуки?

-Попробуйте сделать вывод.

Показывают букву Т при помощи рук стоя.

- ТЭ

Произносят звуки.

Ходят по классу, изображая езду на машине. Ищут предметы, в названиях которых есть новые звуки.

Называют найденные слова.

Формулируют вывод: Звуки [Т'] и [Т] могут находиться в начале, в середине и в конце слова.

Закрепление новых знаний.

10

Демонстрация

Работа с учебником

Синтез

Проведение аналогии

Анализ и обобщение

Частично-поисковый

Самоанализ

Коллективная

Индивидуальнаяи коллективная

Групповая и коллективная

Групповая и коллективная

Групповая и коллективная

Фронтальная

- Пока у нас остановка, почитаем. Как вы думаете, с чего легче начать: со слов, со слогов или предложений?

- Конечно, со слогов. Прочитаем их с разной интонацией.

Переключает слайд.

ТА – радостно

ТЭ – удивлённо

ТЫ – грустно

ТИ – таинственно

ТО – испуганно

 ТУ – торжественно

 - Молодцы! Можно перейти к чтению слов. Откройте по закладке «Буквари» на стр.63

-Прочитайте 1 столбик.

Контролирует чтение детей.

-Как эти слова назвать одним словом.

- Прочитайте 2 столбик.

Контролирует чтение детей.

- Придумайте ещё одно слово, которое подошло бы во 2 столбик.

- Прочитайте 3 столбик.

Контролирует чтение детей.

-Какое слово лишнее? Почему?

- Прочитайте 4 столбик.

Контролирует чтение детей.

- Кто такой РАДИСТ?

- Как можно узнать значение этого слова?

Переключает слайд.

- Чем можем воспользоваться в данный момент?

- Как найти в словаре?

Подводит итог чтения:

- Поднимите руку те, кому было легко читать слова.

- А кому сложно?

- Это нормально, потому что мы ещё только учимся.

- Думают и высказывают предположения.

Читают слоги с разной интонацией хором со слайда.

Открывают по закладке «Буквари».

Читают 3 ученика вслух по 1 слову. Остальные следят.

Отвечают:

- Животные.

Читают хором вслух дети с 1 ряда.

Остальные следят и контролируют.

Думают и отвечают.

Читают хором вслух дети с 2 ряда. Остальные следят и контролируют.

Анализируют и делают вывод:

-Лишнее слово КОРАБЛИ, т. к.это водный транспорт.

Читают хором вслух дети с 3 ряда. Остальные следят и контролируют.

- Высказывают предположения.

Отвечают:

-Словарём.

- Открыть словарь на букву «Р».

Ищут в словаре значение слова РАДИСТ.

Рассматривают фото радиста на слайде и слушают звуки рации.

Анализируют свою деятельность

Поднимают руки.

На экране слева столбиком расположены несколько букв Т, справагласные. По щелчку мыши они соединяются в слоги.

На экране фото радиста, слышен звук рации.

Физ. минутка

3

Игра

Рассматривание

Коллективная

Даёт указания.

- Встаньте. Поедем на такси дальше.

- Едем по ровной дороге.

- Едем по ухабам.

- Посмотрите в левое окно, в правое.

- Посмотрите вперёд . Что там вдали?

Загадывает загадку.

- Распрекрасный дворец по морю плывёт. Белеет в волнах гигант… (теплоход)

Переключает слайд.

Встают возле своих мест.

Изображают езду на машине.

Прыгают.

Поворачиваются влево, вправо.

Прикладывают руку ко лбу, наклоняются вперёд.

Отгадывают загадку.

Смотрят на экран.

На экране изображение теплохода.

Работа с текстом

8

Слушание

Работа с учебником

Беседа

Анализ

Работа с учебником

Беседа

Частично-поисковый

Демонстрация

Беседа

Работа с учебником

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Говорит:

-Предлагаю дальше отправится на теплоходе.

-Присаживайтесь, занимайте свои места.

- С нами в плавание отправится ещё кто-то. Если хотите узнать кто, то прочитайте самостоятельно первое предложение текста в «Букваре».

- Если будет трудно, попросите помощи у соседа.

Задаёт вопросы.

- Кто же ещё отправился в путешествие? -Про кого из них написано с заглавной буквы? Почему?

-Кто из них везёт с собой нашу новую букву? В каком слове она есть?

-Прочитайте текст целиком. Потом проверим, кто был самым внимательным.

Задаёт вопросы.

- Куда пришли туристы?

- Что такое ПОРТ?

-  Кого ждали корабли?

- Куда пошли мама, папа и Антон?

Что такое ПАЛУБА?

- Как узнать значение этого слова, чтобы не повторять работу со словарём и учитывая, что у нас нет интернета?

- Предлагаю спросить у наших гостей. Сделайте это вежливо и культурно.

Переключает слайд.

Посмотрите какой бывает палуба.

Ведёт диалог с учащимися.

- Кто в тексте был на палубе?

- Кто из них готовит еду на судне?

- Найдите в тексте слова с нашей новой буквой.

- Сколько слов нашли? Прочитайте их.

- Что в тексте пожелали туристам?

Слушают учителя.

Садятся на свои места.

Самостоятельно читают текст в «Букваре».

Находят ответы  в тексте. Отвечают на вопросы учителя.

- Мама, папа, Антон.

- Мама – первое слово в предложении.

Антон – имя.

- Антон.

1 хорошо читающий ученик читает текст, а остальные следят и контролируют.

Отвечают на вопросы учителя.

- В порт.

- Место стоянки кораблей.

- Пассажиров.

- Они пошли на палубу.

Думают. Высказывают предположения.

1 ученик вежливо узнаёт у гостей значение слова ПАЛУБА.

Рассматривают фотографию палубы на слайде.

Ведут диалог с учителем. Ищут в тексте ответы на вопросы.

- Матросы.

- Кок.

Ищут слова в тексте.

Отвечают на вопрос.

Читают слова.

Отвечают на вопрос:

-Счастливого пути!

На экране фото палубы.

Итог урока и рефлексия.

5

Говорение и слушание

Анализ и обобщение

Самооценка

Слушание

Коллективная

Фронтальная

Индивидуальная

Говорит:

- Туристы уплывают дальше, а мы сходим на берег.

- Наше путешествие подошло к концу. На следующем уроке мы совершим новое путешествие и начнём его с  пословицы.

- Кто хочет заранее с ней познакомиться, тот может найти её в нашем «уголке вопросов» или в «Букваре» на стр. 63, прочитать и обсудить её значение с родителями.

- Кто сейчас догадался, что должно  быть написано на карточке, которую поставили в начале урока  в «уголке вопросов»?

- Во время путешествия мы выяснили какие звуки она обозначает.

- Почему в паре с буквой Д буква Т стоит внизу?

- Как можно назвать эти звуки?

- Оцените свою работу на уроке.

-Покажите квадратик определённого цвета:

Зелёный – Я всё понял.

Синий – Я понял, но были затруднения.

Красный – Я не понял.

Оценивает работу детей на уроке:

- Сегодня на уроке меня порадовали…., потому что….

Слушают учителя.

Высказывают свои предположения.

Отвечают на вопросы.

- Она обозначает глухой звук.

-Парные согласные.

Оценивают свою работу на уроке по заранее согласованным критериям.

Выбирают и показывают квадратики нужного цвета.

Слушают учителя.

На экране квадраты с разъяснением: зелёный-мне всё понятно и интересно;синий- мне интересно и понятно, но были трудности; красный – я ничего не понял.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в букварный период Звук [а]. Буквы «А, а»

Конспект урока в букварный период Звук [а]. Буквы «А, а»   Тема нашего урока? («Звук [а], буквы А, а») - Что мы будем делать на уроке? (узнавать новое про звук [а], узнаем, какой буквой об...

Конспект урока по обучению грамоте "Звук ш, буквы Ш ш"

Тема:  Звук ш, буквы Ш  ш. Закрепление пройденных букв. Цель: Повторение и закрепление ранее изученных букв. Задачи: 1.Продолжать учить читать  свободно и находить слова с сочетанием ...

Конспект урока по рус.языку. Звуки, обозначаемые буквами и, г, п. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква

Тип урока:Урок открытия новых знаний.Цель:- Познакомить со звуками [и, г, п] и обозначающими их буквами;-Учить давать характеристику звуков;УУД:Личностные:1.Формировать положительный эмоциональный нас...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках  ...

Конспект урока русского языка «Гласные звуки. Какие звуки называются гласными» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о гласных звуках и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее представление о гласных звуках;- знать правильн...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки." 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в корне беглым; формирование умения выделять корни в словах с таким че...