Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Толмачёва Татьяна Владимировна

К  УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 3 «Г» классе, по теме:

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Цель урока: открыть новые знания:

- имена существительные, которые отвечают на вопрос: (Кто?), обозначающие живой предмет, живых существ, умеющих самостоятельно бегать, летать, плавать, хватать пищу, наделенные душевными переживаниями, называются одушевленными; имена существительные, которые отвечают на вопрос (Что? ), обозначающие неживой предмет, неживых существ, которые не могут сами передвигаться,…, называются неодушевленными.

Задачи урока:

1. Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные.

2. Развивать орфографическую зоркость

3. Формировать обще-учебные умения: учить самостоятельно добывать знания, умение ставить и решать учебную задачу.

4. Развивать внимание, мышление, монологическую речь учащихся.

5. Совершенствовать санитарно- гигиенические навыки.

6. Воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, любовь к природе, к родному языку.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

                         Долгожданный дан звонок,

                         Начинается урок!

   - Встали! Поприветствуйте наших гостей поклоном головы! Сели! Ровно, красиво! Проверили посадку!

  1. Актуализация знаний.

    - Ребята скажите какой урок у нас с вами начелся!

   - Давайте повторим некоторые правила, которые нам будут нужны на уроке. А чтобы было интересно повторять, сыграем в игру «Или нет, или да, а не знаешь – беда….»

Ударный гласный в слове слышится ясно? (Да).

Безударный гласный может находиться в корне? (Да).

Он слышится ясно? (Нет).

Безударный гласный нужно проверять? (Да)

В слове можно определить корень? (Да).

Слова с одинаковым корнем и сходные по смыслу называются однокоренными? (Да).

Безударные гласные в однокоренных словах пишутся по-разному? (Нет).

Слова, которые отвечают на вопрос что?,- это имена прилагательные? (Нет).

Имена существительные отвечают на вопрос кто? (Да).

Обозначают признак предмета? (Нет).

Давайте поговорим об именах существительных:

Что такое имя существительное?

На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?

  1. Самоопределение к деятельности. (Работа в парах)

    - Прочитайте слова.

Собака, туман, город, соловей, рыба, пенал.

      - Эти же слова у вас записаны на индивидуальных карточка в Упр.1

     - Что общего у всех этих слов?

     - Разделите их на две группы. Допишите в каждую группу по два своих примера.

      - По какому признаку вы разделили слова?

      - Отметьте на листах достижения как вы справились с работой!

      - Как называются слова, отвечающие на вопрос кто?

      - Как называются слова отвечающие на вопрос что?

      - Сформулируйте тему урока.

  1. Работа по теме урока.

- Хорошо давайте проверим ваши предположения на стр.12 учебника

- прочитайте.

- Давайте выполним упр.15 с.12.

- Прочитайте задание. Что нам нужно сделать в задании.

- Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы.

-Как называется эта орфограмма? (Слова с непроверяемым написанием)

- Как проверить написание этих слов?  (По орфографическому славорю)

- Открываем тетради записываем число, классная работа!

- Давайте теперь выполним  письменное задание.

(2 ученика работают у доски, 1 ученик выписывает слова отвечающие на вопрос кто?, 2-ой ученик выписывает слова отвечающие на вопрос что?)

 - Назовите одушевлённые имена существительные

- Назовите неодушевлённые имена существительные

- Что обозначают одушевлённые имена существительные?

- На какой вопрос они отвечают в начальной  форме?

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

- На какой вопрос они отвечают в начальной форме?

 

- Посмотрите в учебнике на стр.12 что предлагают вспомнить нам авторы учебника?

  1. Физкультминутка.
  2.  Закрепление изученного материала.

- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется: «Добрый волшебник Имя Существительное».

 Правила игры:

Замените одну букву в слове, обозначающем неодушевленное имя существительное так, чтобы получилось одушевленное имя существительное.

Т. Е Превратите живое в неживое.

На доске столбик слов, которые отвечают на вопрос «что?»

Коса – коза

Сон – сом, сын

Оси – осы

Леса – лиса

Рот - кот

- Как вы думаете, а в жизни может ли одушевленный предмет стать неодушевленным или наоборот?

(Нет. Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что?

Одушевленность и неодушевленность - это постоянный признак имени существительного).

   - Хорошо! Отметьте на листах достижения как вы справились с работой!

Работа по учебнику. Упр.16 стр. 12

       - Прочитайте слова. Объясните лексическое значение каждого слова.

      - Назовите слова, лексическое значение которых слов вы затруднились определить. Почему?

     - Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно встретить эти слова?

     - Прочитайте информацию об этих словах. Как они называются?

     - Выполните письменное задание к упражнению.

(Взаимопроверка)

     Упражнение: Послушайте «Песню Водяного». Назовите одушевленные существительные, которые вы услышали в песне.  (водяной, подружки, пиявки, лягушки)

    - Отметьте на листах достижения как вы справились с работой!

- Хорошо а теперь проведём самостоятельную работу . Возьмите свои индивидуальные листы и найдите Упр 3.

- Что вам нужно сделать?

Подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные: 

   Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

(Взаимопроверка)

- Отметьте на свих листах достижения как вы справились с заданием!

- Следующее задание будем выполнять в группах. Послушайте задание: разделить слова на 2 группы.

-  Как вы думаете на какие две группы? (  одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)  

 1 группа: молодёжь, ребята, площадка, строители, работают, труд.

2 группа: хоккеист, группа, хороший, мальчик, спорт, тренер.

3 группа: лес, охотник, стреляет, медведь, дерево, волки, стая.

4 группа: деревня, народ, деревянный, дом, председатель, корова.

5 группа: детвора, играет, девочка, птица, метель, мальчик.

6 группа:  футболист, диван, красивый, сестра, учительница, машина.

7 группа: тракторист, охота, смотрели, спортсмены, космос, лесник.

- И так проверяем!

- Проверим какие слова были лишние, почему?

- Отметьте на листах достижения как вы справились с заданием!

  1. Рефлексия

   - Замените одним словом, запишите в тетрадь.

*Промежуток времени, равный 60 минутам (ЧАС)

* Военнослужащий, состоящий на посту, на часах (ЧАСОВОЙ)

* Лесной доктор (ДЯТЕЛ)

* Модель земного шара (ГЛОБУС)

   - Какие из этих слов отвечают на вопрос КТО? А какие на вопрос ЧТО? Почему?

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

-Что такое устаревшие слова?

- Оцените свою работу на листах достижения.

-Прочитайте группы слов. Что можете сказать про  них? (неодушевлённые имена существительные)

Из неодушевлённых существительных составьте одушевлённые слова по вариантам. Слайд № 34, 35, 36.

 

           I                                             II

охота                                     море

учение                                   школа

лес                                         машина

трактор                                  пожар

бег                                          милиция

космос                                    спорт

 

-Кто записал  все слова? Встаньте. Какое слово было трудно составить?

- Кто может назвать способ образования новых слов? (суффиксальный)

- При помощи каких суффиксов образовались слова?

-Возьмите лист достижений и оцените себя ( +  или – в задание № 3). Слай

- Следующее задание будем выполнять в группах. Послушайте задание: разделить слова на 2 группы. Как вы думаете на какие две группы? (  одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)  

      1 группа: молодёжь, ребята, площадка, строители, работают, труд.

2 группа: хоккеист, группа, хороший, мальчик, спорт, тренер.

3 группа: лес, охотник, стреляет, медведь, дерево, волки, стая.

4 группа: деревня, народ, деревянный, дом, председатель, корова.

5 группа: детвора, играет, девочка, птица, метель, мальчик.

- Проверим какие слова были лишние, почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"2 класс (система Л.В. Занкова)

урок по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" система Л.В. Занкова...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Школа России. Урок с использованием интерактивной доски....

Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Проект урока русского языка 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...

Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Презентация к уроку русского языка 3 класс "одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...