Открытый урок русского языка по теме: "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Открытый урок русского языка в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

русского языка

по теме: «Наречие (общее представление). Значение и употребление в речи» с использованием ИКТ, проблемного обучения, здоровьесберегающей технологии  Н.К. Смирнова

В.Ф. Базарного

Дата проведения    26.10.2015 г.

Класс 4 «Б»        

Учитель    Наймит Л.Н.

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с наречием как частью речи и для организации исследовательской деятельности учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи; развивать умение находить наречия в тексте;

совершенствовать умения задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются; создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие; научить объяснять способы образования наречий от имен прилагательных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с грамматическими признаками наречия как части речи; научатся называть имена прилагательные, от которых образовались наречия; выделять суффикс  в наречиях; находить наречия в тексте; задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются; выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие; употреблять наречия в письменной и устной речи; подбирать антонимы и синонимы к данным наречиям; выполнять морфологический разбор слова; классифицировать слова на группы по грамматическим признакам

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению

Личностные
результаты

Осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т. д.; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

– Готовы к работе? Молодцы. Я думаю, что у нас

с вами всё получится.

– Откройте тетради, положите их правильно, запишите сегодняшнее число и «классная работа». Какая орфограмма встретилась в написании числа?

Сообщают о готовности к уроку. Определение самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

Слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи

II. Актуализация знаний, необходимых

для изучения

и понимания нового материала.

Проверка домашнего задания. 

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Прочитайте задание 114. Укажите над каждым словом часть речи.

– Подчеркните основу предложения. Выпишите словосочетания, ставя вопрос от главного слова

к зависимому.

– Прочитайте наречия в упражнении 127.

– Какие из данных наречий отвечают на вопрос «когда?» («где?», «куда?», «откуда?»).

– Назовите наречия, которые указывают на время действия; на место действия.

– Запишите наречия в том порядке, в каком вы распределяли их по вопросам.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Указывают части речи.

Сегодня (нареч.) вдруг (нареч.) исчезло (гл.) лето 

(сущ.).

Исчезло (когда?) сегодня, исчезло (как?) вдруг.

Записывают наречия по вопросам.

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой

Когда?

Где?

Куда?

Откуда?

Сегодня,

утром, рано, летом, сейчас, вчера, теперь

Здесь, вдалеке, везде, тут, вверху, повсюду, там, вблизи

Направо, вниз,

домой,

налево

Сверху,

сзади,

издалека

установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Отгадайте загадку и скажите, какую букву мы будем писать:

Неваляшке Насте

Не страшны напасти,

Слезы лить не станет –

Упадет, так встанет,

И предпочитает всем

Букву алфавита … («н»).

– Дайте характеристику звуку, который обозначен буквой «н» в слове «неваляшка».

– Дайте характеристику звуку, который обозначен буквой «н» в слове «Настя».

– Продолжите закономерность букв.

– На следующей строке запишите слова «неваляшка», «Настя», подчеркните орфограммы.

– Сколько орфограмм встретилось в этих словах? Назовите их.

Выполняют чистописание. Записывают буквы, слова. Подчеркивают орфограммы.

Н н Н н н Н н н н

Настя неваляшка 

– Согласный, звонкий непарный, мягкий парный.

– Согласный, звонкий непарный, твердый парный.

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

(См. РМ, Приложение 1.)

– Подберите однокоренные слова, синонимы к словам «здесь» «скоро», «теперь»

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

С

З

К

Д

О

Т

Е

П

Е

Р

Ь

С

О

Ь

Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

Беседа «Части речи»

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Дайте характеристику по грамматическим признакам всем изученным частям речи.

– Какие части речи вы знаете? (Самостоятельные

и служебные.)

– Назовите все самостоятельные части речи и дайте им характеристику.

– Назовите все служебные части речи. Что вы о них

знаете?

– Прочитайте тему урока. (См. РМ, Приложение 2.)

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым

материалом.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 128).

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 129).

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте. Назовите автора этих строк.

(А. С. Пушкин.)

– Найдите в предложении наречия. На какой вопрос отвечает каждое из них? 

– Прочитайте. Найдите в предложениях наречия.

– Какие из них отвечают на вопрос «где?». (Вверху, впереди, позади, справа, слева.)

– Какие из них отвечают на вопрос «как?». (Робко, вокруг.)

– Какие из них отвечают на вопрос «когда?». (Вчера, завтра, сначала, потом.)

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Выписывают наречия с вопросом.

(Когда?) днем, (когда?) ночью, (как?) кругом, (куда?) направо, (куда?) налево.

Выполняют упражнение

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

– Спишите первое предложение. Над словами укажите части речи. Выпишите из других предложений наречия.

Списывают первое предложение. Над словами указывают части речи.

На (предлог) синем (прил.) небе (сущ.) робко (нареч.)

выступают (глаг.) первые (прил.) звездочки (сущ.).

Выписывают из других предложений наречия.

Вверху, впереди, позади, справа, слева, робко, вокруг, вчера, завтра, сначала, потом.

Работа в группах

Физкультминутка

Сказка даст нам отдохнуть,

Отдохнем – и снова в путь!

Рукодельницы слова:

– Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять

Повторите-ка опять;

Раз, два, три, четыре, пять

Спинке надо ровной стать!

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули? Снова в путь!

– Прочитайте стихотворение русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева «Весенние воды», найдите наречия вместе с теми словами, признаки которых они обозначают

Работают в группах. В стихотворении Ф. И. Тютчева находят наречия. (См. РМ, Приложение 3.)

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 130)

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Наречия могут быть образованы от имен прилагательных с помощью суффикса .

– Прочитайте. Спишите, расставляя пропущенные буквы.

– Подберите к каждому наречию антоним.

– Назовите имена прилагательные, от которых образовались выделенные наречия.

– Назовите наречия, к которым можно подобрать синонимы

Выполняют дидактические упражнения, отвечают
на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Списывают, расставляя пропущенные буквы.

Подбирают к каждому наречию антоним.

Называют имена прилагательные, от которых образовались выделенные наречия.

Называют наречия, к которым можно подобрать синонимы. (См. РМ, Приложение 4, 5.)

Выполнение заданий «компьютерного практикума по русскому языку» (http://www.school-collection.edu.ru)

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи

VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 131).

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Прочитайте. Спишите, заменяя выделенные сочетания слов подходящими по смыслу наречиями.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Записывают текст. (См. РМ, Приложение 6.)

Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 132).

– Прочитайте. В каких словах выделенная часть является окончанием, в каких – суффиксом, в каких – соединительными буквами «о» и «е»?

– Выпишите слова, в которых выделенная часть является суффиксом. К какой части речи относятся эти слова? (Наречие.)

(См. РМ, Приложение 7, 8.)

Делят слова на группы.

Окончание

Суффикс

Соединительная гласная

Страна, лампа, молоко, тетради, лошади

Справа, слева, налево, направо, впереди, сзади, вдалеке

Самосвал, землеройка, снегоход, водопад

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какое задание вам показалось самым легким?

– Самым трудным? 

– Самым интересным?

– Как вы чувствовали себя на уроке? Скажите, используя наречия.

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Нарисуйте на полях в тетради кружок зеленого цвета, если вы оцениваете свою работу на уроке на «5», желтого – если на «4», ну а если еще не всё понятно – кружок красного цвета

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Продолжают фразы:

•  Сегодня я узнал…

•  Было трудно…

•  Я выполнял задания…

•  Я понял, что…

•  Теперь я могу…

•  Я приобрел…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

Выполнить упр. 130 на стр. 76

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Наречие.Общее понятие"

К уроку подобраны  слова, сочетания слов , которые помогают усвоению материала...

Серия уроков русского языка по теме !Наречие" 4 класс

Серия уроков русского языка по теме "Наречие". Данные уроки были разработаны у с пользой апробированы в рамказ учебника Поляковой "Русский язык 4 класс".  В уроках подобрана система заданий напра...

Урок русского языка по теме: "Наречие"

На уроке наблюдали за ролью наречий в словосочетаниях и предложениях.Выявляли граммаческие и синтаксические признаки наречия, наблюдали за способами связи наречий в составе словосочетания. Повторяли с...

Урок русского языка по теме Наречие по ФГОС

Я предлагаю разработку урока русского языка в 4 классе по программе Гармония в соответствии ФГОС. Это первый урок по теме "Наречие" - ознакомительный.Технологическая карта урока составлена с УУД, кото...

Урок русского языка по теме Наречие по ФГОС

Я предлагаю разработку урока русского языка в 4 классе по программе Гармония в соответствии ФГОС. Это первый урок по теме "Наречие" - ознакомительный.Технологическая карта урока составлена с УУД, кото...

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...

Открытый урок русского языка по теме "Наречие. значение и вопросы"

Русский язык 9 специальный (коррекционный) класс 8 вида...