Создание предпосылок грамотного письма.
статья по русскому языку на тему

Куликова Елена Петровна

     Данная статья предназначена в первую очередь для учителей, начинающих свою педагогическую деятельность, а также для заинтересованных родителей, которые хотят повысить грамотность своих детей. В статье приведены примернве виды упражнений для улучшения грамотности и повышения орфографической зоркости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_attestatsii_1.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Создание предпосылок грамотного письма.

Учитель начальных классов ГБОУ школы № 58 Приморского района Санкт-Петербурга

Куликова Елена Петровна

     Орфографическая зоркость – одна из основ грамотного письма. Эта работа начинается с периода обучения грамоте. Её цель – учить детей сначала слуховой зоркости – слуховому вниманию, а затем – зрительной зоркости – зрительному вниманию (слуховая и зрительная зоркость сливаются в одну – орфографическую).      

      В 1 классе необходимо научить детей на слух различать гласные и согласные звуки и соотносить их со схемами. Очень важно научить различать ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные. Это ключ для выработки орфографической зоркости.

     Для закрепления правописания гласных и согласных в корне слова можно использовать разные виды работ, например орфографический диктант, работа по заданию, фонетический разбор слова, зрительный диктант и многие другие.

     Орфографический диктант может проводиться в разных формах. Хорошие результаты даёт использование одного и того же материала с разными заданиями. Например:

1. Спишите слова. Подчеркните выделенные буквы, вспомните правило: чужой, ручьи, ранний, ряды, голубь, скворечник, пружина, Казань, задача.

2. Вставьте пропущенные буквы (слова те же самые).

3. Напишите слова, добавляя целый слог или сочетание букв: ..жой, ру…, ран…, р.ды, го…ь,скворе..ник, пру..на, .азань, зада..

4. Спишите эти слова. Подчеркните орфограммы.

5.Запись этих же слов под диктовку.

     Очень важно научить ребят правильно списывать. Жедек Полина Соломоновна даёт такой алгоритм:

1. Прочитать и повторить предложение.

2. Найти места, где буква не равна звуку, т.е. где пишется не так, как слышится.

3. Проговорить слово орфографически – как оно пишется.

4. Продиктовать себе слово по слогам.

5. Проверить написанное (отметить точками орфограммы).

6. Сверить написанное с оригиналом.

     Любая работа, в том числе по усвоению орфограмм, должна быть мотивирована. Мотивацию орфографических умений и навыков можно реализовать через активацию познавательных интересов учащихся, занимательность форм и методов работы.

     Орфографический навык, как и любой другой, - это автоматизированные компоненты сознательной деятельности. Для автоматизации «компонентов» нужны многократные упражнения, в ходе выполнения которых будет происходить процесс свёртывания умственной деятельности.

     Сознательная деятельность осуществляется на основе знания правил и правильного их применения. Применение же правила означает последовательное выполнение умственных операций, которые ведут к успешному решению задач.

     Таким образом, чтобы решить орфографическую задачу, то есть правильно написать безударную гласную в корне слова, ученик должен  проделать следующие умственные операции-шаги:

1. Ориентировочный, предполагающий, что ученик услышит безударный гласный и установит, в какой части слова этот безударный гласный находится.

2. Если безударный гласный в корне, решить, проверяемый он или непроверяемый.

3. Если проверяемый – проверить.

     Учащихся можно разделить на три группы в зависимости усвоения-неусвоения каждой отдельной операции. К первой группе можно отнести учащихся с несформированным ориентировочным шагом. Это группа наиболее сложная и многочисленная.  Эти дети не умеют находить орфограммы. У них не преодолено стремление писать слово фонетически. Основой работы с такими детьми является выработка фонематического слуха, различные упражнения со звуками. Например:

1. Произнеси слово. Назови ударные гласные, затем безударные гласные.

2. Назови в слове все буквы, затем все звуки.

3. Подбери слово с безударной гласной в корне. Подбери проверочное слово.

4. Найди и выпиши слова с безударной гласной в корне.

5. Сначала произнеси слово так, как говорим, затем так, как его пишем (по предметным картинкам словарных слов).

6. Даны пары слов типа холодный – холод. Назови сначала проверочное слово, затем – проверяемое.

7. Даны слова: лесник, виднелись и т.п. Почему подчёркнутые гласные называются проверяемыми?

     Вторая группа -  учащиеся, затрудняющиеся определить, проверяется или не проверяется безударная гласная. Эта группа детей немногочисленна. Обычно у них беден словарь, плохо развита связная речь. Таким детям необходимо больше пересказывать, списывать, заучивать; объяснять написание слов по правилу с использованием различных памяток и наглядных опор в виде условных обозначений (слепой – ослеп).

     К третьей группе относятся учащиеся, затрудняющиеся подобрать проверочное слово. В работах этих детей часто встречаются ошибки, свидетельствующие о том, что подбор проверочных слов проводится на основе формального созвучия, без учёта их семантического значения (водитель – воды, отравил – травы). Здесь необходимо научить объяснять лексическое значение слова и устанавливать родственные связи между словами. Например:

1. Объясни, какое написание нужно выбрать, чтобы сохранился смысл: Бабушка пос(и,е)дела от горя.

2. Выбери нужное проверочное слово: пригород – горе, город.

     Правописание слов с непроверяемыми написаниями запоминается быстро, если их изучение происходит как изучение слов-понятий, которыми человек пользуется в жизни. Учителю можно  целый год напоминать учащимся, что слово «пальто» пишется через «а», что оно несклоняемое, а результат будет безутешный. А можно за один урок всё запомнить. Но для этого нужно ненадолго превратиться в модельеров: рассмотреть журналы мод, придумать свой фасон пальто, подобрать к нему шапку, сапоги. Дать рекламу своей модели. Кому же захочется выглядеть безграмотным, предлагая свою модель в журнал, который создаётся на уроке?

     Существует группа учащихся, у которых повторяются одни и те же ошибки много раз. Для них необходима дополнительная работа:

1. Учитель систематически учитывает индивидуальные ошибки учащихся, которые повторяются.

2. Включает эти слова в «орфографическую зарядку» в начале каждого урока.

     Замечено, что больше всего ошибок учащиеся делают в последних словах предложения и в сказуемых. Поэтому учитель может нацелить учащихся при самопроверке сначала обратить внимание именно на эти слова.

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Влияние воображения на грамотность письма младшего школьника

Давно известно, что язык - это зеркало и социальных и нравственных процессов, происходящих в обществе. Утрата языковой культуры, грамотности не должна оставлять нас равнодушными.На протяжении столетий...

Орфографическая зоркость - основа грамотного письма младшего школьника

В этой статье раскрыты основные  аспекты работы по выработке орфографической зоркости у младшего школьника....

Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма

Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...

Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма

Чтобы повысить грамотность учащихся учитель должен развивать орфографическую зоркость при коллективной работе над ошибками, применяя разные приемы, используя индивидуальный дифференцированный подход. ...

О важности создания предпосылок для коррекционного обучения младших школьников по преодолению дисграфии.

В публикации говорится о небходимости создания предпосылок для коррекционного обучения младших школьников по преодолению дисграфии....

Исследование неречевых предпосылок овладения письмом у школьников с ДЦП

Методическая разработка ""Исследование неречевых предпосылок овладения письмом у школьников  с ДЦП" призвана своевременно выявить, какие неречевые предпосылки, необходимые для овла...