Создание предпосылок грамотного письма.
статья по русскому языку на тему

Куликова Елена Петровна

     Данная статья предназначена в первую очередь для учителей, начинающих свою педагогическую деятельность, а также для заинтересованных родителей, которые хотят повысить грамотность своих детей. В статье приведены примернве виды упражнений для улучшения грамотности и повышения орфографической зоркости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_attestatsii_1.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Создание предпосылок грамотного письма.

Учитель начальных классов ГБОУ школы № 58 Приморского района Санкт-Петербурга

Куликова Елена Петровна

     Орфографическая зоркость – одна из основ грамотного письма. Эта работа начинается с периода обучения грамоте. Её цель – учить детей сначала слуховой зоркости – слуховому вниманию, а затем – зрительной зоркости – зрительному вниманию (слуховая и зрительная зоркость сливаются в одну – орфографическую).      

      В 1 классе необходимо научить детей на слух различать гласные и согласные звуки и соотносить их со схемами. Очень важно научить различать ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные. Это ключ для выработки орфографической зоркости.

     Для закрепления правописания гласных и согласных в корне слова можно использовать разные виды работ, например орфографический диктант, работа по заданию, фонетический разбор слова, зрительный диктант и многие другие.

     Орфографический диктант может проводиться в разных формах. Хорошие результаты даёт использование одного и того же материала с разными заданиями. Например:

1. Спишите слова. Подчеркните выделенные буквы, вспомните правило: чужой, ручьи, ранний, ряды, голубь, скворечник, пружина, Казань, задача.

2. Вставьте пропущенные буквы (слова те же самые).

3. Напишите слова, добавляя целый слог или сочетание букв: ..жой, ру…, ран…, р.ды, го…ь,скворе..ник, пру..на, .азань, зада..

4. Спишите эти слова. Подчеркните орфограммы.

5.Запись этих же слов под диктовку.

     Очень важно научить ребят правильно списывать. Жедек Полина Соломоновна даёт такой алгоритм:

1. Прочитать и повторить предложение.

2. Найти места, где буква не равна звуку, т.е. где пишется не так, как слышится.

3. Проговорить слово орфографически – как оно пишется.

4. Продиктовать себе слово по слогам.

5. Проверить написанное (отметить точками орфограммы).

6. Сверить написанное с оригиналом.

     Любая работа, в том числе по усвоению орфограмм, должна быть мотивирована. Мотивацию орфографических умений и навыков можно реализовать через активацию познавательных интересов учащихся, занимательность форм и методов работы.

     Орфографический навык, как и любой другой, - это автоматизированные компоненты сознательной деятельности. Для автоматизации «компонентов» нужны многократные упражнения, в ходе выполнения которых будет происходить процесс свёртывания умственной деятельности.

     Сознательная деятельность осуществляется на основе знания правил и правильного их применения. Применение же правила означает последовательное выполнение умственных операций, которые ведут к успешному решению задач.

     Таким образом, чтобы решить орфографическую задачу, то есть правильно написать безударную гласную в корне слова, ученик должен  проделать следующие умственные операции-шаги:

1. Ориентировочный, предполагающий, что ученик услышит безударный гласный и установит, в какой части слова этот безударный гласный находится.

2. Если безударный гласный в корне, решить, проверяемый он или непроверяемый.

3. Если проверяемый – проверить.

     Учащихся можно разделить на три группы в зависимости усвоения-неусвоения каждой отдельной операции. К первой группе можно отнести учащихся с несформированным ориентировочным шагом. Это группа наиболее сложная и многочисленная.  Эти дети не умеют находить орфограммы. У них не преодолено стремление писать слово фонетически. Основой работы с такими детьми является выработка фонематического слуха, различные упражнения со звуками. Например:

1. Произнеси слово. Назови ударные гласные, затем безударные гласные.

2. Назови в слове все буквы, затем все звуки.

3. Подбери слово с безударной гласной в корне. Подбери проверочное слово.

4. Найди и выпиши слова с безударной гласной в корне.

5. Сначала произнеси слово так, как говорим, затем так, как его пишем (по предметным картинкам словарных слов).

6. Даны пары слов типа холодный – холод. Назови сначала проверочное слово, затем – проверяемое.

7. Даны слова: лесник, виднелись и т.п. Почему подчёркнутые гласные называются проверяемыми?

     Вторая группа -  учащиеся, затрудняющиеся определить, проверяется или не проверяется безударная гласная. Эта группа детей немногочисленна. Обычно у них беден словарь, плохо развита связная речь. Таким детям необходимо больше пересказывать, списывать, заучивать; объяснять написание слов по правилу с использованием различных памяток и наглядных опор в виде условных обозначений (слепой – ослеп).

     К третьей группе относятся учащиеся, затрудняющиеся подобрать проверочное слово. В работах этих детей часто встречаются ошибки, свидетельствующие о том, что подбор проверочных слов проводится на основе формального созвучия, без учёта их семантического значения (водитель – воды, отравил – травы). Здесь необходимо научить объяснять лексическое значение слова и устанавливать родственные связи между словами. Например:

1. Объясни, какое написание нужно выбрать, чтобы сохранился смысл: Бабушка пос(и,е)дела от горя.

2. Выбери нужное проверочное слово: пригород – горе, город.

     Правописание слов с непроверяемыми написаниями запоминается быстро, если их изучение происходит как изучение слов-понятий, которыми человек пользуется в жизни. Учителю можно  целый год напоминать учащимся, что слово «пальто» пишется через «а», что оно несклоняемое, а результат будет безутешный. А можно за один урок всё запомнить. Но для этого нужно ненадолго превратиться в модельеров: рассмотреть журналы мод, придумать свой фасон пальто, подобрать к нему шапку, сапоги. Дать рекламу своей модели. Кому же захочется выглядеть безграмотным, предлагая свою модель в журнал, который создаётся на уроке?

     Существует группа учащихся, у которых повторяются одни и те же ошибки много раз. Для них необходима дополнительная работа:

1. Учитель систематически учитывает индивидуальные ошибки учащихся, которые повторяются.

2. Включает эти слова в «орфографическую зарядку» в начале каждого урока.

     Замечено, что больше всего ошибок учащиеся делают в последних словах предложения и в сказуемых. Поэтому учитель может нацелить учащихся при самопроверке сначала обратить внимание именно на эти слова.

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Влияние воображения на грамотность письма младшего школьника

Давно известно, что язык - это зеркало и социальных и нравственных процессов, происходящих в обществе. Утрата языковой культуры, грамотности не должна оставлять нас равнодушными.На протяжении столетий...

Орфографическая зоркость - основа грамотного письма младшего школьника

В этой статье раскрыты основные  аспекты работы по выработке орфографической зоркости у младшего школьника....

Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма

Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...

О важности создания предпосылок для коррекционного обучения младших школьников по преодолению дисграфии.

В публикации говорится о небходимости создания предпосылок для коррекционного обучения младших школьников по преодолению дисграфии....

Исследование неречевых предпосылок овладения письмом у школьников с ДЦП

Методическая разработка ""Исследование неречевых предпосылок овладения письмом у школьников  с ДЦП" призвана своевременно выявить, какие неречевые предпосылки, необходимые для овла...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ,С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация: значимость своевременного выявления и преодоления предпосылок нарушений письма у детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи не вызывает сомнений, поскольку у детей с недоразвити...