Конспект открытого урока по русскому языку образовательная система "Гармония" "Как узнавать буквы корня в словах названиях действий"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект открытого урока по русскому языку образовательная система "Гармония" "Как узнавать буквы корня в словах названиях действий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon jnrhsnsq_ehjr_gj_vf.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

         

Конспект

 урока по русскому языку во 2 классе.

УМК «Гармония»

 на тему :

«Как узнавать буквы корня в названиях действий».

(Тип урока: Урок открытия  нового знания)

                                                                                                                                     Учитель Симонова В.В.

Цели урока;

1.Познавательная: создать условия для осознания общего способа решения задач, понимания необходимости новых знаний для применения этого способа в конкретных ситуациях; черпать необходимую информацию из учебника, при этом понимать информацию, предоставленную как словесно, так и знаково-символическими средствами, в том числе в виде моделей и схем, использовать приобретенную информацию для решения задач. Переносить имеющиеся знания и умения в новых условиях, действовать по аналогии.

2. Коммуникативная:  создать условия для формирования умения участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе; распределять роли, договариваться и принимать общее решение; проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь. Строить понятные для партнера высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других, работать в парах, группах; воспитание доброжелательного отношения друг к другу; воспитывать у учащихся взаимопомощь, взаимовыручку.

3. Регулятивная: создать условия для формирования планировать учебную задачу, выстраивать последовательность необходимых операций, корректировать свою деятельность. Осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать коллективно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, планировать и выполнять учебные действия. Контролировать ход и результаты деятельности(своей и чужой);использовать речь для регуляции своих действий. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления.

4. Личностная: создать условия для развития орфографической зоркости, логического мышления, интереса к русскому языку, формирования познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

          Планируемые результаты:

-личностные:

формирования познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся;

формирование ценностных отношений друг к другу;

формирование умений воспринимать, перерабатывать полученную информацию, выделять основное содержание;

готовность пользоваться приобретенными знаниями и совершенствовать умения; осознание значимости понимания значения слова для решения задач письма;

формирование учебно-познавательного интереса к процессу учения, к способам решения возникающих задач;

формирование самооценки на основе критерии успешности учебной деятельности.

- метапредметные:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

организация учебной деятельности, планирования;

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты.

- предметные:

осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения; на основе выводов и обобщений проводить синтез, сравнение, классификацию и группировку материала, подбирать свои примеры.(П-2.)

           УДД общенаучные:

поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

          УДД личностные:

оценивать свои и чужие поступки;

проявление доверия, внимательности, доброжелательности;

умение работать в паре;

выражать положительное отношение к процессу познания;

          Оборудование: учебник, смайлики, светофоры индивидуальные, полоски прямоугольники-средства обратной связи. Толковый словарь.

         Тип урока: изучение нового материала.

         Методы: словесные, исследовательские, наглядные, практические.

         Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. 

 

I этап. Включение в учебную деятельность.

- Долгожданный дан звонок

   Начинается урок

- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

- Я рада нашей новой встрече!

   Мне с вами интересно, друзья!

   Полные ваши ответы слушаю я.

   Мы сегодня будем наблюдать,

   Выводы делать и рассуждать.

   А чтобы урок пошел каждому впрок,

   Активно в работу включайся, дружок!

   - Что значит впрок? ( на пользу)

    - Ребята, чтобы ваша работа на уроке была продуктивной, каких правил на уроке вам нужно придерживаться? ( Ответить хочешь- не шуми, а только руку подними; один человек говорит, все слушают)

II этап, Словарная работа.

- И так, начинаем урок.

На центральной доске написаны слова ( у детей на партах листочки с теми же словами) :

   е       а                е        и                о                 а          о                 а                а

   и       о               и        е                а                  о         а                  о                о

Зима, дарить, в лесу, зимовать, кормушка, шаги, гостить, покормить, шагнуть.

  - Посмотрите внимательно на данные слова, Прочитаем их. Можно ли эти слова по каким-либо признакам объединить в одну группу? (Слова названия, проверяемые слова, слова, требующие решения орфографической задачи, слова с безударными гласными в корне) 

(- Данные слова начинаются на буквы согласных звуков;

 - они все содержат орфограмму безударной гласной в корне слова).

- Что называется корнем? Какие слова называются родом?

-Давайте покажем, какие буквы спорят в данных словах.

-На какие группы можно разбивать данные слова?

  1 группа: Можно выделить группы выделенных слов.

 - Какие слова называются родственными?

 - Как называется общая часть?

 -Что называется корнем?

 - Назовите родственные слова, подберите к ним еще слова родственники.

 - Выделите корень, Какие буквы гласных звуков будут спорить?

  2 группа :  По количеству слогов.

- От чего зависит количество слогов?

- Назовите слова, состоящие из 2 слогов, 3 слогов ( дети выходят к доске и делят на, остальные на месте).

   3 группа : По месту ударения.

- Назовите группы слов по месту ударения ( выходят к доске и ставят ударение).

   4 группа : 

-слова, которые начинаются на букву, которая обозначает на письме согласный твердый звук (подарить, погостить, покормить, кормушка, шаги).

- слова, которые начинаются на букву, которая обозначает на письме согласный мягкий звук ( зима, в лесу, зимовать).

 - От чего зависит мягкость или твердость согласных звуков?

 - Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласных звуков.

 - Назовите буквы гласных, которые обозначают твердость согласных звуков.

 - Назовите буквы всегда твердых согласных звуков.

 - Назовите буквы всегда мягких согласных звуков.

   5 группа :  Слова, в которых звуков меньше, чем букв.

    6 группа :  Слова названия предметов и слова названия действий.

 - Какие слова мы относим к названиям предметов?

 - К названиям действий?

 - Что еще могут называть слова? (количество, признаки)

 - Назовите группы этих слов.

 

                  Физкультминутка (смотреть по времени)

 III этап. Готовность к новому способу действия: актуализация опорных знаний в индивидуальной и коллективной деятельности.

 - Ребята, вы очень верно отметили, что одна группа слов называется предметы, а другая действия, но их всех, еще раз напомните мне, что объединяет? (все данные слова содержат в корне орфограмму безударной гласной)

 - Если все данные слова содержат в корне орфограмму безударной гласной, значит как еще их можно назвать? ( проверяемые)

 - И нам с вами сейчас предстоит или выбрать или узнать буквы гласных в корнях данных слов.

 - А иными словами, что нам с вами предстоит сделать? ( решить главные орфографические задачи)

 - Что нужно сделать, чтобы выбрать правильную букву? ( подобрать проверочное слово)

 - Какие слова называются проверочными?

 - К какой группе слов мы уже умеем подбирать проверочные слова? ( названия предметов)

 - Как можно узнать буквы в корнях названий-предметов?

(1. Подобрать однокоренное слово( назвать предмет ласково, как маленький или, наоборот, как большой.

2. Изменить проверяемое слово

   1) ед.ч-мн.ч

  2) кто? что? ( ед.ч. или мн.ч)

  3) много кого? чего?) ( стр. 46- учебник высветить на доске)

  - Давайте проверим каждое из слов названий предметов и определим способ проверки. Зачеркиваем каждую букву и вставляем зеленой пастой необходимую ( или верную). ( Дети выходят цепочкой. После каждого ответа ученики показывают зеленый светофор, если согласны и красной, если не согласны).

IV этап. Выявление места и причины затруднения, постановки учебной задачи (тема урока).

- А можем ли мы решать орфографические задачи в словах названиях действий?

 - Значит чему вы должны сегодня научиться на уроке? (решать орфографические задачи в словах названий действий)

 -Тема сегодняшнего урока звучит так:  Как узнать буквы корня в названиях действий? (высветить на экране)

  - А в каких из данных слов названий действий мы можем смело вставить букву гласного, если вспомним о секрете корней однокоренных слов? ( Корни родственных слов пишутся одинаково : опасные и безопасные места обозначаются одними и теми же буквами)

 - Давайте применим данное правило и решим орфографические задачи в словах названиях действий, которые являются однокоренными со словами названиями. ( Дети выхолят к доске и на месте пишут слова в тетрадь)

  V этап. Открытие детьми нового знания, Выявление закономерности, вывод правила .

- Работа в парах.

- В какое из записанных слов действий вам осталось решить орфографическую задачу?

- Сейчас на каждую парту я положу листочки с данными словами действиями, требующими проверки.

  д . рить

  г . стить

 - И каждый из вас, посоветовавшись с соседом по парте, попытается подобрать проверочные слова к данным словам и записать их перед проверяемыми. Затем ручкой зеленого цвета вставить в проверяемые слова нужные буквы ( На листах А4 напечатаны слова   дар    дарить 

                                                                                                                        гость гостить )

 При этом нужно будет назвать способ проверки данных слов. (Несколько человек выходят к доске и показывают свои способы проверки. Дети при помощи светофоров показывают так ли они выполнили задание).

- Объясните свой способ подбора однокоренных слов (подобрать однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что?)

 - А еще, ребята, узнать буквы в корнях названий действий можно и путем объяснения значения слова с помощью однокоренного.

Что значит

-Гостить- быть гостем, жить у кого-то в качестве гостя.

-Дарить- кому-то что-то давать, передавать в качестве подарка.

- Где можно узнать о значении слов?

    Позвонить знакомым

    Посоветоваться с товарищем

    Посмотреть в толковом словаре

- Составьте 1 ряд с любыми из слов повеств.-восклицат. предлож.;

                      2 ряд- вопросит. невоскл ;

                      3 ряд- побуд. восклицат.

СТР. 51- правило высветить на экране.

VI этап : Первичное закрепление на стандартных примерах с проговариванием алгоритма вслух.

       Упр.380(стр. 50)  I столбик коллективно на доске и в тетради (на доске заранее заготовить и закрыть бумагой или написать за доской)

              а

 что?     о

звон -звонит    (Семенова)   

стон- стонать  (Воробьев)      

корм - кормить            

ласка – ласкать

- Каким же способом проверки слов названий действий вы пользовались?  (Подбирали однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что?

  

VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (допущенные ошибки фиксируются и отрабатываются на следующих уроках)

N 380 II столбик самостоятельно (за доской 1 человек) Ревякина О. (можно заготовить слова на листочках) – отсветить с учебника.

(Открывается доска и зеленым (если согласен) или красным (если не согласен) цветом светофора дети показывают, как они проверили каждое слово) – Ставим + или – напротив слов.

- Каким способом проверки вы пользовались?

- У кого все слова верно были проверены?

- У кого 1 ошибка? – 2 ошибки? – 3?

VIII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 

Выполните текст физкультминутки.

Каждый день по утрам делаем зарядку

Очень нравится нам делать по порядку

Весело ш . гать, руки подн . мать

Прис . дать и вст . вать, прыгать и ск . кать!

- Назовите слова названия действий ( на доске они написаны и были закрыты)

- В каких из них есть орфограмма безударной гласной в корне ? ( ш  . гать, подн . мать., вст . вать, скакать)

- Попытайтесь воспользоваться знакомым вам способом. ( подобрать однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что?)

 шаг-шагать                                 встал-вставать

                                                       (что сделал?)                      

поднимет – поднимать            скачет - скакать

(что сделает?)                               ( что делает?)

        присел – приседать

              (что сделал?)

IX этап. Итог урока (если не останется времени на предыдущий этап)

- Что нового вы узнали на уроке?

- Назовите способы проверки слов действий.

- Вы все очень хорошо работали, молодцы! Но особенно мне хотелось бы отметить:

- Домашнее задание  упр 382 (записать и закрыть) и найти слова действия из нашей физкультминутки и подумать, можно ли их проверить изученным на сегодняшнем уроке способом проверки.

- Назовите его еще раз.

- Если нельзя его использовать, подумать, каким другим можно воспользоваться?

X этап. Рефлексия.

А теперь каждый из вас оценит свою работу на уроке. У вас на парте три полоски : красная, желтая, зеленая. На одной из них вы сейчас напишите свое имя.

Вы выберете зеленую полоску, если все было понятно, все получилось, задания выполнял без ошибок,

Активно работал.

Желтую, если не все было понятно, не все получалось, в задании были ошибки, которые потом сумел исправить, не всегда активно работал.

Красную, если не все было понятно, не все получалось, задания выполнял с ошибками, не доволен своей работой и просит помощи.

Выбранные полоски с вашим именем положите после урока в конверт на столе.

  Спасибо за урок! Над этой темой мы продолжим работу завтра.

Конспект

урока по русскому языку

УМК «Гармония»

на тему :

 «Звук один, а буквы две»

   

Учитель Симонова В.В.

Тема : «Звук один, а буквы две»

  1. Включение в учебную деятельность.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять.

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать.

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

  1. Словарная работа.

На доске текст :

                                                                               д

                                                                               т

Зага . ка эта нелегка:

                                                                    и

                                                                    е

П . шусь всегда через два «к»

                                                                                                  ш

                                                                                                  ж

И мяч, и шайбу клю . кой бей,

А называюсь я хо .. ей!

  А можно ли слова с окошками разбить (объединить)  на группы по какому-либо признаку?

1. – по количеству слогов

2. – по месту ударения (клюшкой на 1 слог, остальные на 2 слога)

3. – загадка, клюшкой, хоккей – названия предметов

 - Какие слова называются названия предметов?

 - пишусь- название действий

 - Какие слова являются названиями действий?

 - Что еще могут называть слова?

4. Слова, которые начинаются на буквы твердых согласных звуков (загадка, клюшкой, хоккей)

 - Что влияет на твердость согласных звуков? (буквы гласных звуков, которые стоят после букв согласных звуков  о, а, у, ы, э)

 - Назовите всегда твердые согласные звуки  ж, ш, ц.

 - Слово пишусь начинается на букву мягкого согласного звука.

 - Что влияет на мягкость согласных звуков? (буквы гласных звуков е, и, ё, ю, я, ь)

 - Назовите всегда мягкие буквы согласных звуков ( ч, щ, й).

5. Слово пишусь лишнее, так как в нем звуков меньше, чем букв.

6. Слова, которые начинаются на буквы глухих согласных звуков (пишусь, клюшкой, хоккей).

 - Слово загадка начинается на букву звонкого согласного звука.

Физкультминутка.

 - Составьте со словом загадка предложение по цели вопросительное, по интонации невосклицательное.

 - Со словом загадка по цели повествовательное, по интонации восклицательное.

 - Со словом загадка  по цели побудительное, по интонации восклицательное.

III.Готовность к новому способу действия : актуализация опорных знаний в индивидуальной и коллективной работе ( деятельности).

 - Что объединяет слова с окошками? ( Они требуют решение орфографической задачи)

 - Что значит решить орфографическую задачу? ( Выбрать правильную букву)

 - Что для этого нужно сделать?(Применить правило) –Включить компьютеры.

 - Назовите известные вам способы проверки для слов названий предметов.

1) изменить по числам

2) подобрать однокоренное слово, которое отвечает на вопрос кто? или что?

3) много кого? Чего?

 - Самостоятельно проверьте слово загадка и вставьте нужную букву.

 - Какую букву вставили?

 - Какой способ проверки вы выбрали? ( подобрать однокоренное слово или много чего? Загадок)

( с помощью сигналов показать у всех ли буква д)

 - Назовите известные способы проверки для слов названий – действий.

1) Объяснить значение слова с помощью однокоренного или подобрать другое однокоренное слово.

2) Изменить слово по команде вопросов : что (с) делает?

                                                                        что (с) делал?

                                                                         что (с) делаю?

 - Проверьте самостоятельно слово пишусь.

 - Втавьте нужную букву (на ноутбуке)

 - Какую букву вставил …..?

 - У кого так же? (показать светофором)

 - Какой способ проверки выбрали?

 - Как еще можно проверить?

Аналогично клюшкой.

IV. Выявление места и причины затруднения, постановка учебной задачи (тема урока).

 - А что нам делать со словом хоккей?

 - Попытайтесь решить в данном слове орфографическую задачу.

 - Почему нет звоночка?

  - Можно ли в данном слове воспользоваться названными нами способами проверки?

 - Что мы сделали неверно? Посмотрите, буква высветилась красным цветом.

 - Я вам сейчас, ребята, помогу. Дело в том, что в русском языке есть слова, в которых на месте одного звука в корне пишутся две буквы. Их называют словами с двойными (или удвоенными) согласными.

Такие слова надо запоминать. В них непроверяемые орфограммы:

                                                        ванна, группа, класс, суббота

Тема нашего урока звучит так : Звук один, а буквы две.

V. Открытие детьми нового знания. Выявление закономерности, вывод правила.

 - Прочитаем вопрос Антона. Упр. 459 – Давайте ответим Антону, прочитав текст в учебнике.

 - А почему на месте одного звука бывают две буквы?

    Хочешь- ответь Антону.

На месте одного звука в корне две буквы пишутся чаще всего в словах, пришедших из других языков. В них в слове было два звука или две буквы. Так эти буквы и сохраняются в нашем языке :

                                                      аллея, касса, шоссе, хоккей.

 - Что же мы предположим о происхождении слова, если у него в корне двойные согласные? (слова, пришедшие из других языков).

 - Что же нового , ребята, мы сегодня должны узнать на уроке?

 - Давайте исправим ошибку в задании.

 

VI. Первичное закрепление на стандартных примерах.

Упр.460 - на доске и в тетради (двойные согласные зеленой пастой).

VII. Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа . Упр. 461 (человек за доской)

 - Покажите светофорами, кто выполнил задание также? (зеленым светом)

VIII, Итог урока.

 - Что нового вы узнали на уроке?

 - Можно ли проверить данные слова?

 - Все хорошо работали, но особенно мне хочется отметить …….

Домашнее задание упр. 463.

IX . Рефлексия.

А теперь каждый из вас оценит свою работу на уроке. У вас на парте три полоски : красная, желтая, зеленая. На одной из них вы сейчас напишите свое имя.

Вы выберете зеленую полоску, если все было понятно, все получилось, задания выполнял без ошибок,

Активно работал.

Желтую, если не все было понятно, не все получалось, в задании были ошибки, которые потом сумел исправить, не всегда активно работал.

Красную, если не все было понятно, не все получалось, задания выполнял с ошибками, не доволен своей работой и просит помощи.

Выбранные полоски с вашим именем положите после урока в конверт на столе.

  Спасибо за урок! Над этой темой мы продолжим работу завтра.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Звук [ы], гласная буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе.

Создать условия для ознакомления учащихся с буквой Ы, звуком [ы], словами в единственном и множественном числе.Развивать речь, мышление, память.Воспитывать дисциплинированность, интерес к предмету....

Конспект открытого урока по русскому языку «Понятие о словах, обозначающих действие предмета»

ознакомить учащихся со словами, отвечающими на вопрос что делает?; развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение....

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"

Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью  суффиксов  –ИК, -ОК, -ЁК.  Формировать  общие учебные умения: работа с учебником, работа  со словарем. Развива...

План конспект открытого урока по русскому языку " Написание мягкого знака в конце и середине слова"

Цель данного классного часа: Формирование знания и умения детей в написании слов с мягким знаком на конце и в середине. Активизировать словарь детей.Коррекция памяти через словарную работу и цись...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 «б» классе по теме: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.  Цель: обощить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне, развивать письменную ...