Сказка А.Гофмана "Щелкунчик".
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Бердникова Ольга Владиславовна

Конспек урока литературы по сказке Гофмана. Урок - обощение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shchelkunchik.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СШ №6»

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ:

«НОВЫЕ СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ»

ПО СКАЗКЕ  Э. Т. А. ГОФМАНА

«ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ»

Из опыта работы

учителя начальных классов

Бердниковой Ольги Владиславовны

г. Нижневартовск

Тема: Новые сюжетные линии. Вставная  сказка-легенда о твёрдом орехе.

Цели: Учить детей ориентироваться в сюжетных переплетениях повести –

           сказки.

           Развивать умение находить в тексте черты сходства с народной                          

           волшебной сказкой.

           Прививать чувство сопереживания, сострадания к чужому горю.

Наглядность: иллюстрации к сказке, слова – таблички; музыка П.И.Чайковского.

  1. Активизация мыслительной деятельности.

-Звучит фрагмент из оперы П.И. Чайковского «Щелкунчик». (На фоне музыки):

  • Обратите внимание на доску: знаком ли вам эти герой? (Щелкунчик)
  • Из какого он произведения? («Щелкунчик и Мышиный король», Гофмана)
  • Сравните иллюстрации. Что вы можете сказать о них? (Герой везде разный)
  • Почему на рисунках один и тот же герой выглядит по-разному? (У каждого своё мнение; разные ситуации).
  • Кто такой Щелкунчик? (Игрушка, заколдованный человек).
  • Кто у автора выступает на первый план: игрушка или человек? (Человек, ведь даже игрушечный Щелкунчик ведет себя как человек).
  • Какая из иллюстраций подтверждает ваши высказывания; где изображена связь с придуманным миром? (Часы, полночь)
  • Так к какому жанру относится произведение Эрнеста Гофмана? Докажите своё мнение:

сказка   повесть   рассказ   повесть-сказка

-Вы правы, это повесть-сказка.

 

  1. Блиц-опрос (проверка домашнего задания)

  • Давайте, ещё раз окунёмся в тайны волшебного мира. Но для начала, вспомним, какие события произошли в сказке? (Детям подарили игрушки на рождество; битва с мышами; болезнь Мари).
  • Какую сказку начал рассказывать крёстный?
  • Что произошло в королевской семье?
  • Как королева-мать заботилась о дочери?
  • Нравится ли автору король или он относится к нему с иронией?
  • Из чего это видно?
  • К чему привела любовь короля к колбасам?
  • Как, по вашему мнению, будут развиваться события дальше, сможет ли Мышильда выполнить свою угрозу?

  1. Первичное чтение.

-Давайте проверим ваши предположения, прочитав продолжение истории  о твёрдом орехе.   (Чтение текста с. 119 – 122  подготовленными детьми – Юля, Никита, Вита, Лиза, Карина)

  • Так выполнила ли Мышильда свою угрозу? Как?

Физминутка для глаз:

  1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, широко раскрыть      глаза и  посмотреть вдаль на счет 1 - 6.     Повторить 4 - 5 раз.

2.  Посмотреть на кончик носа, на счет 1 - 4, а потом перевести взгляд          вдаль на счет 1 - 6.          Повторить 4 - 5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем  посмотреть вдаль на счет 1 - 6.   Повторить 4 - 5 раз.

  1. Анализ текста. Выборочное чтение.

-Предлагаю проанализировать прочитанный отрывок.

-У вас на парте лежит бланк с вопросами. Найдите на них ответы, опираясь на текст произведения  (самостоятельное чтение, подготовка к выборочному).

 

Вопросы к тексту:

  • В какое время суток происходили события? Почему? (Ночью, время волшебного мира)
  •  В кого превратилась принцесса Пирлипат? Что на это указывает?

(Пирлипат превратилась в куклу – щелкунчика. На это указывают два обстоятельства:

  1. её оказалось возможным разобрать  и собрать, чтобы посмотреть, как она устроена, что и сделал Дроссельмейер;
  2. она с удовольствием щелкает орешки).
  • Что чувствовал король, глядя на дочь? (Горе, печаль, недовольство).
  • Кого он обвинил в случившемся? (Дроссельмейера)
  • Как этот поступок  характеризует короля?
  • Кстати, Дроссельмейер Христиан – часовщик и советник суда – крёстный – это один и тот же человек или разные люди? Докажите. (Один и тот же – проводник между миром реальным и волшебным)
  • Как вёл себя Дроссельмейер, выполняя поручение короля?
  • Какие черты характера при этом проявлялись?  
  • Похоже ли это поведение на то, как  в данной ситуации вел бы себя крёстный? (Да, он тоже любил послушание, не любил спорить).
  • Посмотрите на доску, всё ли в этой записи верно?

Король

Хвастливый

Льстивый

Ответственный

Чванливый

Гордый

Благодарный

Дроссельмейер

Подобострастный

Безответственный

Исполнительный

Послушный

Храбрый

Злой

(Поменять местами слова, обозначающие черты характера героев)

  • Какие из этих качеств вы хотели бы воспитать в себе?
  • Что для этого нужно сделать? (приложить усилие)

  • Вернитесь  к тексту, найдите описание обряда, с помощью которого должны быть расколдована принцесса Пирлипат. Расшифруйте каждую подробность.

(Переход из одного состояния в другое, должен совершить человек, не брившийся и не носивший сапог,  значит это – юноша.  Он должен зажмурив глаза отдать волшебное зернышко ореха принцессе, затем сделать 7 шагов назад.  

Эти приметы говорят о изнаночном, сказочном мире, где всё наоборот.)

  • Для чего нужно это трудное задание? (Чтобы избранный превратился в героя, мужчину, спасителя).

  • Какие из перечисленных признаков характерны для волшебной сказки? (Волшебные числа – 7, шагов. 3 дня; герой – спаситель; связной между мирами; волшебный предмет – орех).

  • То, что Гофман использовал волшебные признаки – это  авторский вымысел  или связь с народным творчеством?

  • Что ещё было необычного в композиции (построении) произведения? (Сказка в сказке; связь с народным творчеством).

  1. Обобщение.

-Соберите пословицы.

  1. Сам кашу заварил.
  2. Один ум хорошо,
  3. Не гордись красотой –
  4. Кабы знать, где упасть,

А) так соломки бы припасть.

Б) сам и расхлёбывай.

В) гордись делом.

Г) а два лучше.

-Проверка, заслушать пословицы и мнение того, кто её выбрал (1 – б, 2 – г, 3 – в, 4 – а).

  • Какая из данных пословиц раскрывает смысл прочитанного отрывка?
  • Всей сказки?
  • Почему возникли разногласия? (У каждого своё мнение)
  • Запомните пословицу, которую выбрали, когда дочитаем всё произведение, мы вернёмся к ним, чтобы убедиться в верности ваших утверждений.

  1. Д/З

-На дом предлагаю два задания на выбор:

  • Перечитайте ещё раз «Сказку о твёрдом орехе». Подготовьте отзыв о прочитанном.
  • Проиллюстрируйте интересный эпизод из данной вставки. Подготовьте защиту своей работы. Выполнять задание можно в парах или группе.

 

-Оценивание работы на уроке.

 

Вопросы к тексту:

  • В какое время суток происходили события? Почему?

  • В кого превратилась принцесса Пирлипат? Что на это указывает?

  • Что чувствовал король, глядя на дочь?

  • Кого он обвинил в случившемся?

  • Как это поступок  характеризует короля?

  • Кстати, Дроссельмейер Христиан – часовщик и советник суда – крёстный – это один и тот же человек или разные люди? Докажите.

  • Как вёл себя Дроссельмейер, выполняя поручение короля?

  • Какие черты характера при этом проявлялись?  

  • Похоже ли это поведение на то, как  в данной ситуации вел бы себя крёстный?

  • Найдите описание обряда, с помощью которого должны быть расколдована принцесса Пирлипат. Расшифруйте каждую подробность.

-Соберите пословицы.

  1. Сам кашу заварил.
  2. Один ум хорошо,
  3. Не гордись красотой –
  4. Кабы знать, где упасть,

А) так соломки бы припасть.

Б) сам и расхлёбывай.

В) гордись делом.

Г) а два лучше.

Король

Хвастливый

Льстивый

Чванливый

Гордый

Благодарный

Послушный

Храбрый

Злой

Ответственный

Дроссельмейер

Подобострастный

Безответственный

Исполнительный



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник миниатюр «Русская сказка всем сказкам сказка»

Данное мероприятие сплачивает участников конкурса "Русская сказка - всем сказкам сказка"...

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...

Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)

«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...

Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

Урок-игра "Цветик-семицветик" по тексту сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр» И русской народной сказке «Сказки в сказке»

Цель: расширение  знаний о  разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка,  поговорка).    Задачи урока: ·...