Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_2.doc369.5 КБ

Предварительный просмотр:

VII. Календарно-тематическое планирование

и основные виды деятельности учащихся

Темы программы

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся

Введение.

1

Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работ по учебнику.Называть отличительные признаки слова, предложение, текста.

Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.

Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников.

Классифицировать изученные орфограммы. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

Группировать слова с изученными орфограммами.

Графически обозначать выбор написания.

Находить и исправлять орфографические ошибки, работая по алгоритму

Повторение изученного во 2 классе.

12

Слово. Части слова.

3

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания.

Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки.

Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе.

Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами.

Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

Правописание проверяемых согласных в корне.

5

Удвоенные согласные.

5

Непроизносимые согласные.

9

Безударные гласные в корне.

9

Сложные слова.

6

Находить в предложении (тексте) сложные слова путем выделения двух корней и соединительной гласной буквы О-Е.

Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней.

Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер).

Приставка.

6

Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги.

Мотивировать слитное – раздельное написание.

Различать приставки ПО- и ПА-, ПРО- и ПРА-.

Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня.

Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный Ъ или Ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков.

Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму.

Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы.

Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками

Разделительный ъ и ь знаки.

7

Окончание. Основа, Суффикс.

12

Части речи.

Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи.

Составлять в группе обобщенную схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника.

Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи.

Определять грамматические признаки имен существительных.

Наблюдать за использованием имен существительных в речи.

Анализировать текст с преимущественным употреблением имен существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу – составление текста-описания с помощью имен существительных.

Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определенной последовательности (выполнять морфологический разбор).

Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением), осознавать значимость использования таких слов для успешного обращения.

Разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой.

Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему.

Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее подробное изложение текста).

Сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами.    

Имя существительное.

22

Местоимение.

8

Отличать местоимения от слов других частей речи. Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования). Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль личных местоимений в речи. Продуцировать текст с использованием местоимений (сочинение «О себе»).

Имя прилагательное.

14

Группировать слова по частям речи. Находить в тексте имена прилагательные по вопросу. Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных. (П) Различать текст-повествование и текст-описание. (П) Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор). Продуцировать текст-описание по опорным словам. Подбирать антоним к данному имени прилагательному. (П) Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. Разбирать по составу имена прилагательные.

Глагол.

18

Наблюдать за ролью глаголов в речи. Анализировать текст с преимущественным упо- треблением глаголов. (П)

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов. Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. Выделять суффикс -л- в форме прошедшего времени глагола. Определять изученные грамматические признаки глагола. Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм. Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи

Наречие.

2

Предложение.

23

Различать виды предложений по цели высказывания. Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные. Накапливать опыт постановки логического уда- рения. Различать слово, словосочетание и предложение. Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически. Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов. Разделять непунктированный текст на предложения. Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения. Использовать этот порядок при разборе. Оценивать правильность работы. Распространять и сокращать предложение до основы, сравнивать смысл. Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами. Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать предложения с однородными членами. Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений. Наблюдать за ролью разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами. Различать простое и сложное предложения (одна грамматическая основа – две грамматические основы). (П) Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью. (П) Конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу). (П)

Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя. (П) Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц. Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу

Повторение

8

170

Темы программы

Кол-во часов

СР

СД

РР

ПР

С

КД

Введение.

1

Повторение изученного во 2 классе.

12

1

1

1

Слово. Части слова.

3

1

Правописание проверяемых согласных в корне.

5

1

1

Удвоенные согласные.

5

1

1

Непроизносимые согласные.

9

1

1

1

Безударные гласные в корне.

9

1

1

1

Сложные слова.

6

1

1

1

Приставка.

6

1

Разделительный ъ и ь знаки.

7

1

1

Окончание. Основа, Суффикс.

12

1

1

1

Части речи.

Имя существительное.

22

1

1

3

1

Местоимение.

8

1

2

Имя прилагательное.

14

1

1

1

1

Глагол.

18

1

2

1

1

Наречие.

2

Предложение.

23

1

1

1

1(ИТОГ)

1

Повторение

8

170

6

11

15

9

2

4

СР – самостоятельная работа

СД – словарный диктант

РР – развитие речи

ПР – проверочные работы

С – списывание

КД – контрольный диктант

Поурочное планирование

Дата

Содержание урока

1.09

1 четверть (44 часов)

Вводный урок.  Знакомство с новым учебником «Русский язык». Обобщение знаний по теме «Слово». Отличительные признаки слова.

I. Повторение (12ч.)

2.09

  1. Повторение по теме «Текст». Понятие о тексте. Признаки текста.  Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

3.09

  1. Последовательность частей текста (абзацев). Развитие умения делить текст на части,  озаглавливать  части, составлять простой план.

4.09

  1. Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием.

7.09

  1. Комплексная работа над структурой  текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста абзацев.

8.09

  1. Формирование орфографической зоркости. Графическое обозначение орфограмм.  Виды орфограмм. Разные способы выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове.

9.09

  1. Развитие умения видеть орфограммы в словах, писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать. Входной контроль.

10.09

  1. Формирование орфографической зоркости. Развитие умения видеть орфограммы в словах, писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать. Использование орфографического словаря.

11.09

  1. Развитие умения писать слова с изученными орфограммами.

 Контрольное списывание №1.

ИКТ №1: Клавиатурный тренажёр. (Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма).

14.09

  1. Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита. Использование алфавита при работе со справочниками, каталогами.

15.09

  1. Применение правила правописания прописной буквы в именах собственных. Упражнение в написании слов с орфограммой.

Словарный диктант  №1.

16.09

Диктант№1 с грамматическим заданием по теме: «Повторение изученного  во 2 классе».

17.09

  1. Анализ работ.  Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

II. Слово.   1. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне (3ч.)

18.09

  1. Повторение понятий «однокоренные слова»,  «корень слова». Понятие о чередовании  согласных звуков в корне. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

21.09

2. Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне

22.09

3. РР 1. Составление связного текста по ключевым словам и названию.

2. Правописание проверяемых согласных в корне слова (5ч.)

23.09

  1. Правописание проверяемых парных звонких и глухих  согласных в корне слова (в конце и в середине слова), графическое обозначение орфограммы. Алгоритм проверки парных звонких и глухих  согласных в корне и в середине слова.

ИКТ №2: Повторение правил клавиатурного письма. ( Набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв и букв латинского алфавита).

24.09

  1. Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму.

25.09

  1. Применение правил правописания парных звонких и глухих  согласных в корне слова. Словарный диктант  №2.

28.09

  1. Проверочная работа №1 по теме: «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в корне».

29.09

  1. Анализ работ. Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе. Понятие об удвоенных согласных букв в корне.

3. Удвоенные согласные в корне слова (5ч.)

30.09

  1. Правописание слов с  удвоенными  согласными в корне, графическое обозначение. Перенос слов  с удвоенными согласными. Использование орфографического словаря.

1.10

  1. Формирование орфографической зоркости. Упражнение в написании слов с удвоенной  согласной буквой в корне.

2.10

  1. Правописание слов с непроверяемыми написаниями. 
  2. РР 2. Составление текста на заданную тему по плану.

5.10

  1. Проверочная работа №2 по теме: «Удвоенная согласная буква в корне слова».

6.10

5.  Работа над ошибками. Наблюдения за словами  с непроизносимым согласным в корне. Комплексный анализ текста: нахождение слов с изученными орфограммами, группировка слов по типу орфограмм.

4. Непроизносимые согласные в корне слова (9ч.)

7.10

1. Правило правописания  букв, обозначающих непроизносимые согласные в корне слова, графическое обозначение. Устанавливать наличие в словах изучаемой орфограммы.

ИКТ№3: Технология компьютерного диктанта. ( Клавиатурный набор текста и самоконтроль за грамотностью).

8.10

2. Правописание слов с непроизносимыми  согласными в корне слова. Алгоритм проверки слов с непроизносимыми  согласными в корне слова.

9.10

3 .РР 3. Составление текста по опорным словам. Сочинение повествование.  Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

12.10

4. Анализ работ. Редактирование текстов. Слова, в которых нет непроизносимого согласного в корне.

13.10

5. Формулирование  обобщенного правила  «Правописание проверяемых букв согласных в корне слова».

14.10

6. Правописание проверяемых согласных  букв в корне слова.  Упражнение в классификации слов, написание которых можно объяснить изученными правилами. Словарный диктант 3.

15.10

7. Правописание проверяемых согласных  букв в корне слова.  Упражнение в классификации слов, написание которых изученными правилами объяснить нельзя. 

16.10

8. Проверочная работа №3 по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова».

19.10

9. Анализ проверочной работы, работа над ошибками. Комплексный анализ текста: оценивать соответствие написания слов орфографическим нормам, находить допущенные в тексте ошибки.

5. Безударные гласные в корне слова (9ч.)

20.10

1. Правописание безударных гласных в корне слова, графическое обозначение орфограммы. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

21.10

2. Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных гласных. Формирование орфографической зоркости. Моделирование алгоритма применения правила правописания безударных гласных в корне.

22.10

3. Упражнение в написании слов  с безударными гласными в корне. Правописание слов, в которых нет безударного гласного в корне.

23.10

4. Упражнение в написании слов  с безударными гласными в корне. Упражнение в классификации слов, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слов, написание которых изученными правилами объяснить нельзя.

26.10

5. Проверочная работа №4 по теме: «Безударные гласные в корне слова».

27.10

6. Анализ работ, работа над ошибками. Комплексный анализ текста: нахождение слов с изученными орфограммами.

ИКТ №4: Технология письменных коммуникаций. ( Участие в письменной дискуссии, выделение главной темы сообщения. Использование возможностей форума для обмена текстовыми сообщениями).

28.10

7. Контрольный диктант №1  за 1 четверть.

29.10

8. Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Упражнение в классификации слов, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слов, написание которых изученными правилами объяснить нельзя.

30.10

9. РР 4. Обучающее сочинение по наблюдениям. Составление рассказа по опорным словам.      

2 четверть (37 часов)

                                       6. Сложные слова и их правописание (6ч.)

9.11

  1.  Анализ работ. Редактирование текстов. Знакомство с понятием «сложные слова». Соединительные гласные О и Е в сложных словах. Применение правил правописания сложных слов.

10.11

  1. Образование сложных слов. Лексическое значение сложного слова.

11.11

  1. Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи.

12.11

  1. Употребление в речи и правописание сложных слов. 

Словарный диктант 4.

13.11

  1. РР 5. Свободный диктант. Воспроизводить по частям текст, воспринятый на слух.

16.11

  1. Анализ текста на контроль правильности записи текста, нахождение неправильно записанных слов и исправление ошибок.

Самостоятельная  работа №1.

                                                    7.  Безударные гласные в приставках (4ч.)

17.11

1.  Приставка и её роль в слове. Различение приставок и предлогов.        

18.11

2. Правописание букв безударных гласных в приставках. Образование однокоренных слов с помощью приставки. Разбор слова по составу.

ИКТ №5: Создание письменного текста для сопровождения проекта с применением ИКТ. (Правила пользования мышью, использование простейшего текстового редактора).

19.11

3.  Правописание букв безударных гласных в приставках. Развитие умения находить в словах приставки, правильно их писать.

20.11

4. Приставки ПРО- и ПРА-, ПО- и ПА-, их правописание. Следование в упражнениях составленному алгоритму применения правила.

8. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня (2ч.)

23.11

  1. Удвоенная  буква  согласного на стыке приставки и корня. Моделирование алгоритма применения орфографического правила.

24.11

  1. Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня.

Самостоятельная работа №2.

9. Разделительные Ъ и Ь (7ч.)

25.11

  1. Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных Ъ и Ь (моделирование алгоритма).

26.11

  1. Правописание слов с разделительными Ъ и Ь, следуя составленному алгоритму применения правила.

27.11

  1. Повторение. Проверка соответствия написания слов орфографическому правилу.

30.11

  1. Упражнение в написании  слов с разделительными Ъ и Ь. нахождение ошибок в объяснении выбора буквы на месте орфограммы.

1.12

  1. РР 6. Изложение на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану.

2.12

6. Работа над ошибками. Редактирование текста. Анализ текста на наличие слов с изученной орфограммой.

ИКТ №6: Клавиатурное письмо. ( С ориентацией на слепой десятипальцевый метод).

3.12

7. Комплексный анализ текста: нахождение слов с изученными орфограммами. Самостоятельная работа №3.

10. Части слова. Окончание и основа (4ч.)

4.12

  1. Понятие об окончании и основе слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов.

7.12

  1. Развитие умения находить в слове окончание. Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова.

8.12

  1. Развитие умения находить в слове основу. Объединение слов в группу по составу, по лексическому значению слов.

9.12

  1. Упражнение в нахождении окончания и основы в  словах.  Разбор слова по составу, следование алгоритму. Словарный диктант 5.

11. Части слова. Суффикс (2ч.)

10.12

  1. Суффикс и его роль  в слове. Моделирование слов заданного состава.

11.12

  1. Развитие умения  находить в слове суффикс. Разбор слов по составу. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов.

12. Разбор слова по составу (6ч.)

14.12

1. Составление слов по схемам. Алгоритм (порядок) разбора слов по составу.

15.12

2. Упражнение в разборе слов по составу, следование алгоритму.

16.12

3. Развитие умения разбирать слова по составу.

17.12

4. Проверочная работа №5 по теме: «Части слова».

18.12

5.  Контрольный диктант №2 за 2 четверть.

21.12

6. Анализ работ.  Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Части речи в русском языке.

13.  Имя существительное как часть речи (22ч.)

22.12

1. Части речи в русском языке. Деление частей речи на служебные и самостоятельные.

23.12

2.Определение имени существительного как часть речи. Классификация слов по различным признакам.

24.12

3. Роль  имен существительных в речи.  Уместное употребление слов в речи.

ИКТ №7: Виртуальное моделирование. (Моделирование различных ситуаций с применением алфавита.  Буквы в алфавите измерить нельзя, но можно расположить по порядку).

25.12

4. РР 7. Творческая работа: составление текста по данному началу, корректировка с учетом правильности речи.

28.12

5. Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. Различение  имен существительных, отвечающих на вопросы «кто? что?».

29.12

6. Употребление имен существительных в речи. Составление предложений с именами существительными.

3 четверть (52 часа)

11.01

7.  Обобщение и систематизация знаний об имени существительном.

Самостоятельная работа 4.

12.01

8. Имена  существительные мужского, женского и среднего рода. Род – постоянный грамматический признак имен существительных.

13.01

9.  Развитие умения определять род имён существительных.

14.01

10. Окончания имен существительных женского рода. Анализ грамматических признаков заданных имен существительных.

15.01

11. Изменение имен существительных по числам.

18.01

12. Образование множественного числа имен существительных.

19.01

13. Окончания имен существительных в единственном и множественном числе.

20.01

14. Разбор имени существительного как части речи. 

Словарный диктант 6.

21.01

15. Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

ИКТ №8: Оперативный ввод и редактирование информации ИКТ - проекта. (Создание текстовых фрагментов).

22.01

16. Развитие умений образовывать различные формы мужских и женских имен в русском языке.

25.01

17. РР 8. Сочинение сказки с использованием имен существительных с разными суффиксами.

26.01

18. Анализ работ. Редактирование текстов. Образование имен существительных от основ существительных и глаголов.

27.01

19. Разбор имени существительного по составу.

28.01

20. РР 9. Обучающее подробное изложение на основе зрительного восприятия текста. «Мурлыка».

29.01

21. Анализ работ. Работа над ошибками, допущенными в изложении: корректирование порядка слов в предложениях, предложений в тексте. Употребление имён существительных в речи.

1.02

22. Повторение.

Проверочная работа №6 по теме: «Имя существительное».

14. Местоимение как часть речи (8 ч.)

2.02

1. Понятие о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи.

3.02

2 . Личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа. Правописание предлогов с личными местоимениями.

4.02

3. Разбор местоимения как части речи. Определение наличия в тексте личных местоимений.

5.02

4.Роль личных местоимений в речи.

РР 10. Обучающее сочинение-описание «О себе».

8.02

5. Анализ работ. Редактирование текста: корректирование употребления слов, порядка частей в тексте. Применение правила раздельного написания предлогов с личными местоимениями.

ИКТ №9: Памятка средствами ИКТ. Вывод на печать.

9.02

6. Закрепление знаний о местоимении.

РР 11. Свободный диктант.

10.02

7. Повторение о местоимении как части речи.

Самостоятельная работа 5.

11.02

8. Работа над ошибками. Разбор местоимения как части речи.

Имя прилагательное как часть речи (14 ч.)

12.02

1. Определение имени  прилагательного как части речи. Значение и употребление.

15.02

2. Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными.

16.02

3. Роль имен прилагательных в речи. Подбор имен прилагательных к заданному имени существительному.

17.02

4. Грамматические признаки имен прилагательных. Разбор имен прилагательных как части речи.

18.02

5. Изменение прилагательных по родам. Окончания имен прилагательных в женском, мужском и среднем роде.

19.02

6. Правила написания букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных  и способ проверки.

22.02

7. Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.  Знакомство с антонимами, их значение в речи.

24.02

8. Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. Составление пар предложений, содержащих антонимы.

 ИКТ №10: Набор текста и его проверка с использованием полуавтоматического орфографического контроля. ( Рассказ о семье).

25.02

9. Словообразование имен прилагательных. Алгоритм разбора имен прилагательных по составу

26.02

10. РР 12. Обучающее сочинение-описание по опорным сочетаниям слов.

29.02

11. Анализ работ, работа над ошибками. Разбор имен прилагательных по составу в соответствии с алгоритмом.

1.03

12. Проверочная работа №7 по теме: «Имя прилагательное».

2.03

 13. Контрольное списывание №2 по теме: «Имя прилагательное» с грамматическим заданием.

3.03

14. Анализ диктанта и работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Словарный диктант 7. 

Глагол как часть речи (18ч.)

4.03

  1. Определение глагола как части речи. Значение и употребление глаголов.

7.03

  1. Изменение глаголов по временам.

ИКТ № 11: Использование ресурсов текстового редактора.

9.03

  1. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

10.03

  1. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

11.03

  1. Изменение глаголов по числам. Трансформировать текст, изменяя время глагола.

14.03

  1. Контрольный диктант №3 за 3 четверть с грамматическим заданием.

15.03

  1. Анализ работ. Работа над ошибками. Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами.

16.03

  1. Развитие умения писать частицу не с глаголами. Моделирование алгоритма применения правила.

17.03.

  1. РР 13. Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по совместно составленному плану

18.03

  1. Анализ работ. Работа над ошибками, редактирование текста.

4 четверть (42 часа)

28.03

  1. Неопределенная форма глагола. Понятие.

29.03

  1. Образование форм настоящего и будущего времени от неопределенной формы глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы.

30.03

  1. Разбор глагола как части речи. Словарный диктант 8.

31.03

  1. Группировка глаголов по группам в зависимости от морфологических признаков.

1.04

  1. РР 14. Свободный диктант. Воспроизведение текста по частям на основе воспринятого на слух.

4.04

  1. Анализ и работа над ошибками.

5.04

  1. Проверочная работа №  8  по теме: «Глагол как часть речи».

6.04

18.        Анализ и работа над ошибками, допущенными в проверочной работе.

17. Наречие как часть речи (2ч.)

7.04

1. Наречие как часть речи. Значение и употребление наречий.

 ИКТ №12: Повторение основных правил оформления текста и его редактирования. (Компьютерный набор текста памятки о порядке использования источника для составления описания события или персонажа).

8.04

2. Наречие – неизменяемая часть речи. Разбор наречий по составу.

3. Предложение (23ч.)

11.04

1. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные.

12.04

2. Различение предложений по цели высказывания. Логическое ударение.

13.04

3. Различение предложений по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

14.04

4. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Основа предложения.

15.04

5. Развитие умения находить в  предложении  подлежащее и сказуемое.

18.04

6. Второстепенные члены предложения, их роль. Различение главных и второстепенных членов предложения.

19.04

7. Составление схем предложений и предложений по схемам. Нахождение  в тексте предложений  с заданными характеристиками.

20.04

8. Предложения распространенные и нераспространенные. Установление связи между словами в предложении. Разбор предложений. Самостоятельная работа 6.

21.04

9. Однородные члены предложения: подлежащие и сказуемые.

22.04

10. Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении.

25.04

11. Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами.

26.04

12. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами. Постановка знаков препинания.

27.04

13. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Интонация перечисления.

ИКТ №13: Печатные публикации. (Создание образа в соответствии с замыслом).

28.04

14.  РР. №15.  Свободный диктант. Воспроизведение воспринятого на слух текста по частям, составление предложений с однородными членами предложения.

29.04

15. Анализ работ. Работа над ошибками. Определение однородных членов предложения и их графическое обозначение

3.05

16. Понятие о простом и сложном предложении. Различение простых и сложных предложений.

4.05

17.  Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения.

5.05

18. Различение сложных предложений и простых с однородными членами, постановка знаков препинания.

6.05

19. Развитие умения различать сложные предложения и простые с однородными членами, расставлять знаки препинания. Разбор простого и сложного предложений, следуя алгоритму.

10.05

20. Проверочная работа № 9по теме: «Предложение».

11.05

21. Анализ работы, работа над ошибками. Упражнение в разборе простых и сложных предложений. Словарный диктант 9.

12.05

22. Рубежная контрольная работа.

13.05

23. Анализ работ. Работа над ошибками.

4. Повторение (8ч.)

16.05

1.Повторение знаний по теме:  «Текст».  « Предложение». Анализ текста. Разбор предложений.

 ИКТ №14: Клавиатурное письмо. (Заполнение таблицы по выбранным критериям).

17.05

2.  Формирование орфографической зоркости. Повторение изученных орфограмм. 

18.05

3. Итоговый контрольный диктант №4 с грамматическим заданием.

19.05

4. Анализ работ и работа над ошибками, допущенными в диктант.

20.05

5. Повторение знаний по теме: «Состав слова». Разбор слов по составу.

23.05

6. Повторение знаний по теме: «Части речи». Разбор слов как части речи.

24.05

7. Урок  - игра.

8.

                                         

                                          I. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373)
  • ООП начального общего образования средней школы №9
  • Примерной программы начального образования по русскому языку
  • Авторской программы по русскому языку Р.Н. Бунеева Е.В. Бунеевой
  • Письма Департамента образования Ярославской области № 23/01-10 от 12.01.2006 «О рабочих программах учебных курсов»
  • Методического письма о преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2015/2016 уч.г.
  • Годового учебного графика работы средней школы №9 на 2015 – 2016 учебный год
  • Учебного плана школы на 2014 – 2015 уч.г.
  • Письма Минобразования РФ от 19.11.1998 г. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

Рабочая программа реализуется  с помощью УМК:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2 частях. Части 1 и 2. М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
  2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдмана. – М.: Баласс, 2009.
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса общеобразовательной школы. – М.: Баласс, 2012.
  4. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3-го класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся/ Л.Ю. Комиссарова; под науч. ред. Е.В. Бунеевой. – М.: Баласс; 2013
  5. Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс (к учебнику «Русский язык», 2 кл., Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной) – М.: Баласс, 2013.
  6. Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3класс. Варианты 1 и 2. – М.: Баласс, 2013.
  7. Бунеева Е.В., Исаева Н.А. Русский язык. 1 – 2 классы. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2013.

Учебник не вошел в федеральный перечень учебников на 2015 – 2016 учебный год.  (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников,  рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную образовательных программ начального  общего,  основного общего, среднего общего образования»),  но на основании письма Департамента образования Ярославской области от 14 мая 2014 года № 1172/01-10 «Об использовании учебников»,  школа может продолжить обучение по   системе ОС «Школа 2100».

Цели и задачи учебного предмета «Русский язык»  

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами

предмета «Русский язык», а именно:

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством

II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники ( «Русский язык» 3 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку»).

Разделы «Предложение» и «Текст» 

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст». В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи. Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению. Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения. В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса. Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова. Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём. Вводится новая орфограмма – обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме. Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав.

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов. Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением одно- коренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года. Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический. Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мысли- тельных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи. При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов. В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами. Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

 1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

 2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговор- ной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

 4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией. Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.

Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

При 34 учебных неделях (по учебному плану средней школы № 9им. И.Ткаченко) 

общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 170 часов.   

По количеству часов,      отведённых на изучение каждой конкретной темы, программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы.

 

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, посту- пай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира.

Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни чело- века, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты

 освоения учебного предмета

3–4-й классы

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

 – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

 – пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

 – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

 – высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 3 классе является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 – самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

 – определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);

– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

 – осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

 – читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста). Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.


ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся по русскому языку (3 класс)

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

– овладение функциональной грамотностью; понимание и анализ текстов;

– развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;

– развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

– приобретение и систематизация знаний о языке; – дальнейшее овладение родным языком;

– развитие чувства языка

– овладение орфографией и пунктуацией

Интеллектуально- речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

• правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку;

• писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами;

• читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации

• составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);

• читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

• писать подробное изложение доступного текста;

• определять тему текста;

• читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений

• выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;

• находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс);

• выделять два корня в сложных словах;

• конструировать сложные слова;

• подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;

• различать однокоренные слова и формы слова;

• распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;

• выполнять морфологический разбор изученных частей речи;

• образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы – с помощью приставок;

• подбирать синонимы и антонимы к доступным словам;

• определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

• выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;

• выделять из предложения словосочетания;

• видеть в предложении однородные члены;

• различать простое и сложное предложения;

• выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений.

• находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;

• писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и не проверяемыми ударением (изученные случаи);

• обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;

• писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи);

• писать слова с ъ и ь разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных;

• писать сложные слова с соединительной буквой о и е;

• писать раздельно частицу не с глаголом;

• писать ь после ч в неопределённой форме глагола; • писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;

• самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;

• графически объяснять выбор написания;

• находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

• правильно переносить слова с ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;

 • пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака;

• ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака

VI. Содержание учебного предмета «Русский язык»

3-й класс 170 ч (5 часов в неделю)

Вводный урок

 Повторение.

Слово.

1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных. Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок). Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ. Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например, класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.

Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.

2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами –к-,  -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.

Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении.

 Основа слова (определение).

3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).

4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов. Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов –онк, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.

Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.

Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных –н-, -еньк-, -оват-, -еват-.

Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.

Понятие о наречии. Наречие как часть речи.

Предложение и текст.

Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.

Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.

Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.

Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.

Повторение.

Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкция- ми с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.

Резерв.

          Содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного развития ООП за счет элементов содержания.

Содержание учебного предмета способствует реализации программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни за счет элементов содержания, особенностей организации учебного процесса.

          В структуру рабочей программы включена система учета и контроля планируемых (предметных и метапредметных) результатов. Основными формами контроля являются проверочные и контрольные  работы, диктанты, наблюдение и текущий контроль.

          Основное содержание программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе русского языка. В данной рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».

С этой целью в течение года  запланировано проведение 14 уроков с использованием ИКТ (по 10 минут от урока). Их тематика определена в подпрограмме формирования УУД: ИКТ- компетентности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...