Урок по теме "Учимся писать письма"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Крымова Ольга Викторовна

Методическая разработка

проведения

 урока русского языка

в 3 классе

на тему: «Учимся писать письма».

 

 

     Цели занятия:

  • познакомить учащихся с письмом как бытовым жанром письменной речи;
  • дать понятие об основных правилах написания писем, учить правильной подписи конверта;
  • стимулировать познавательную активность учащихся;
  • развивать речь школьников,  умение логично излагать свои

мысли , обогащать  словарный запас;

  • формировать культуру общения.

    Оборудование:

            учебник русского языка (Русский язык 3 класс, авторы                           

            С.В. Иванов и др.);

            компьютер с проектором, диск с презентационным материалом;

            карточки , конверты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_pisat_pisma.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

проведения

 урока русского языка

в 3 классе

на тему: «Учимся писать письма».

     Цели занятия:  

  • познакомить учащихся с письмом как бытовым жанром письменной речи;
  • дать понятие об основных правилах написания писем, учить правильной подписи конверта;
  • стимулировать познавательную активность учащихся;
  • развивать речь школьников,  умение логично излагать свои

мысли , обогащать  словарный запас;

  • формировать культуру общения.

    Оборудование:

            учебник русского языка (Русский язык 3 класс, авторы                            

            С.В. Иванов и др.);

            компьютер с проектором, диск с презентационным материалом;

            карточки , конверты.

Ход урока:

 

  Организационный момент.

  Актуализация знаний.

1. Словарная работа.

Запись под диктовку словарных слов:

телефон, телеграф, компьютер, фамилия, адрес,

спасибо, до свидания, здравствуйте, сегодня, вчера.

Взаимопроверка словарных слов.

2. Вступительная беседа.

Учитель. Назовите, пожалуйста, с помощью каких

устройств современные люди могут общаться на расстоянии.

         Дети.  Телефон, компьютер.                            

         Учитель. Верно. (Демонстрация 1 слайда)

         В настоящее время прочно вошли в нашу

         жизнь мобильная связь, электронная почта,

         общение в сети Интернет. А знаете ли вы,

         каким наиболее распространенным    

         способом общались люди в недавнем

         прошлом?

         попробуйте отгадать загадку.

                       Без ног приходит,                                Слайд №1                

Без языка рассказывает.                              

   (Письмо)

3. Сообщение темы урока.

          Учитель. Сегодня на уроке русского языка мы ближе

          познакомимся с таким   жанром письменной речи как письмо.

       Работа над новым материалом.

1. Рассказ учителя.

Что же такое письмо?

             Под письмом понимается речь, написанная к одному или

                     нескольким лицам. Отличительная черта письма -

          индивидуальность, которой выражаются характер пишущего и

                    отношения лиц, между которыми ведется переписка.

 

         Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью          

         писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей      

         жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют        

         радость. Переписываться могут родственники, друзья. Дети при

         переписке со своими сверстниками могут сопроводить письмо

         рисунком или открыткой.  С возрастом у человека появляется

         необходимость написать в газету, журнал, какую-либо инстанцию.

         Можно написать письмо Президенту, гражданину другой страны.

         Но куда бы не писал человек, письмо обязательно передает

         энергетику, индивидуальность писавшего .

         Как вы думаете, когда люди стали писать друг другу письма?

         Люди начали обмениваться письмами очень давно. Как только

         человек научился  рисовать, он стал посылать послания. Вместо

         букв и слов в этих  письмах были рисунки, поэтому письма так и

         назывались  «рисуночные». С появлением письменности люди

         стали  писать письма на подручных материалах: бересте,

         папирусе,  пергаменте, глиняных дощечках. Люди писали о погоде,

         важных  событиях, об опасностях и т. д.

         Потом появилась бумага и  наступил

         рассвет эпистолярного жанра  (так

         называют    умение писать письма).

         Письма бывают разные:  деловые,

         официальные, личные и др.

         (Демонстрация 2 слайда).

         Стиль письма зависит от того, кому

         и куда оно  адресовано.

         Давайте попробуем представить, какой

         путь должно пройти письмо,чтобы попасть            Слайд №2

         в руки к адресату.

                                             

                                             

        2. Работа по учебнику.

Прочитаем отрывок из стихотворения                        

С.Я. Маршака «Почта» в учебнике, упр.1.

                           

                   Письмо само                                            

                   Никуда не пойдет,

                   Но в ящик его опусти -                                                            

                   Оно пробежит,

                   Пролетит,                 

                   Проплывет

                   Тысячи верст пути.

                   Не трудно письму

                   Увидеть свет:

                   Ему не нужен билет.                                     Слайд №3

                   На медные деньги

                   Объедет мир

                   Заклеенный                                                  

                   Пассажир.                                                      

                                                                                        

        В разные времена почту доставляли  по-разному: с помощью

        голубей, собак, лошадей. С появлением транспорта её стали

        перевозить на автомобилях, поездах,пароходах, самолётах.

        Сейчас существует электронная почта.  

        (Демонстрация   3 слайда).                     

        Давайте в тетрадях изобразим путь письма словами и поработаем

        над правописанием этих слов.

       3. Работа в тетрадях.

        Отправитель (адресант) - письмо  -  конверт  -  почтовый

        ящик  -  почта – сортировщик - транспорт  -   почта   -

        почтальон – домашний почтовый ящик – получатель

        (адресат).

       Объяснение  лексического значения слов и выделение орфограмм.

       Разбор по составу выделенных слов.  

       4.Анализ писем.

        Учитель. Очень важно научиться правильно писать письма. Сейчас

       мы  проанализируем варианты нескольких писем и попробуем

       ответить на вопрос: «Существуют ли какие – либо правила

       написания писем?» Прослушайте отрывки из писем и попробуйте

       определить, когда они написаны.( Демонстрация слайда №4

       с отрывками писем.)

                         Письмо 1.

           Любезнейшие папенька и маменька!

      Благодарю Бога и судьбу за то, что вы здоровы и веселы, а

      ваше настроение сравнимо с лучами утреннего солнца.

      У меня, слава Господу, тоже все в порядке: служба идет

      спокойно и благостно...

                                                                Преданный вам,

                                                              ваш сын Николинька.

   

          Письмо 2.

            Привет, Некит!

       Послал тебе сообщение по мобильнику. Ответь, получил ли

      ты его. В деревне хорошо, но скучновато. Жаль, что я не

      захватил с собой свой комп.

                                                                       Антоха.    

                                                                                   

        Дети. По стилю письма можно определить, в какое примерно

       время оно написано. Первое письмо написано давно, сейчас так

       не пишут.

       Учитель. Время идет быстро, и стиль написания писем меняется.  

       А знаете ли вы, что особенно любили писать письма люди, жившие    

       в 18 – 19 веках? Считается, что пик развития эпистолярного жанра

       приходится именно на это время. Письма многих известных людей

       издаются целыми книгами.

       Прочитайте на доске, как  А.П. Чехов обращался в своих письмах к

       родным и друзьям. Ответьте на вопрос «Какое обращение вам было

       особенно приятно прочитать в письме?»

      (Учитель демонстрирует слайд №5.)

       Обобщение ответов детей.

       Учитель.  Как вы думаете, какие

       структурные  части должны быть в

       письме кроме обращения к тому ,

       кому оно адресовано?

       (Учитель выслушивает ответы детей.)

       Давайте посмотрим на доску и

       проверим  свои предположения.

       (Демонстрация слайда №6.)

      5. Редактирование письма.

     Учитель. В любом деле необходима

     четкая последовательность выполнения.               Слайд №5

     Это относится и к написанию писем.                    

     Очень важно соблюдать структуру письма.

     У вас на столах лежат карточки с письмом девочки к своей подружке.

     Прочтите его и ответьте на вопросы: «Что вас не устраивает в этом

     письме? Четко ли излагает девочка свои мысли?»  

                  Письмо.

      Здравствуй, Лена!

      Я получила твоё письмо. Твоё письмо

      интересное. Недавно я прочитала

      интересную книгу. Мой любимый

      предмет - русский язык. Ты приедешь

      ко мне на день рождения?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

      Книга называется «Фантазёры».

      А как учишься ты? Я учусь хорошо.

      До свидания.

                   Твоя подруга Света.                                    

                                                                                       Слайд

     ( Учитель выслушивает ответы детей. )                  Слайд №6      

     Учитель. Поработайте в парах. Каждая                      

     пара подготовит свой вариант редактирования письма.

    (Класс анализирует предложенные варианты и выбирает лучший.)

     Вывод: Текст письма должен быть последовательным. Нельзя

     перескакивать с одного события на другое.

    Учитель. Очень важно не только уметь грамотно составить и

      написать письмо, но и правильно подписать конверт. От этого

      зависит, найдет ли письмо своего адресата.

      Послушайте отрывок из рассказа А.П. Чехова про Ваньку Жукова,

      писавшего своему дедушке Константину Макарычу письмо о своей

      нелегкой жизни. Как вы думаете, дойдет ли письмо мальчика?

   6.Выразительное чтение учителем вслух отрывка из рассказа

     А.П. Чехова  «Ванька».

Учитель. Почему вы считаете, что дедушка Константин Макарыч не получит это письмо?

Верно. Указан неточный адрес. Можно ли подписывать письмо словами «На деревню дедушке»?

     7. Упражнение в заполнении  конверта.

Учитель. Давайте поучимся правильно подписывать конверт.    

        Кто из вас уже сам подписывал конверт? Что пишут на конверте?

        Почему слова в адресе пишутся с заглавной буквы?

        Что обозначают цифры в углу конверта? ( Это индекс)

        Сколько в индексе цифр и что они обозначают?

        (6 цифр. Первые три цифры обозначают код области, города. Три

        другие – почтовое отделение).  

       

       

        (Демонстрация слайда №7.)

        Какие правила следует соблюдать  при заполнении адреса на

        конверте?                                                                          

        Дети. Адрес подписывать

        следует разборчиво, грамотно,

        аккуратно. Это облегчает чтение

        адреса получателю, сортировщику,

        почтальону.

         Учитель. Возьмите свои конверты

        и подпишите их, адресуя письмо

        товарищу по парте. Заранее

        расспросите одноклассника о его

        точном домашнем адресе.                                   Слайд №7

        Внимательно проверьте свои работы.

                                                                                      Слайд №7

    Итог урока.

       Что важного и интересного вы

       узнали сегодня на уроке?

        Пожелание успехов (слайд №8)

    Домашнее задание.

       Написать небольшое письмо

       учителю, используя карточку –

       помощницу и правила  написания

       писем. Письмо можно украсить

       рисунком или аппликацией.

       

         Карточка – помощница.                                     Слайд №8                         

                                                                                                                          

Возможные части текста письма

Примеры

Обращение

Дорогая Ольга Викторовна!

Уважаемая учительница.

Начальная фраза

Я решил написать Вам...

Хочется поделиться с Вами мыслями...

Содержание письма

Я хочу рассказать Вам...

У меня много интересных новостей...

Благодарность

Спасибо за внимание...

Прощание

До свидания...       До скорой встречи...

Концовка и подпись.

Ваш ученик...        Ф.И.О.

Дата написания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме "Учимся писать письма" УМК "Школа XXI века"

Урок развития речи. На этом уроке идет обучения правильному написанию письма. Отрабатываются навыки монологической речи. Проводится поисковая работа на краеведческом материале....

Урок развития речи "Учимся писать письмо"

Данный урок расчитан на учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. В игровой форме ребята  знакомятся с основными частями письма, их оформлением, учатся правильно писать письма друг другу....

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать письмо" 7класс

Конспект разработан для учвщихся школ 8 вида, 7 класс...

Урок русского языка по теме "Учусь писать письмо"

Тема. Учусь писать письмоКласс: 3 классЦель:Формировать у младших школьников навыков изложенияинформации в письменном видеЗадачи:Учить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами и т...

Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Письмо Деду Морозу.

Технологическая карта урока русского языка. УМК «Перспективная начальная школа». 2 класс. Развитие речи....

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Учимся писать письма. Письмо Деду Морозу"

Обучение развитию письменной речи на основе эпистолярного жанра по УМК "Начальная школа 21 века" начинается в 1 классе. Учащиеся знакомятся с написанием писем, учатся подписывать конверт. В посдедующи...