рабочая программа по письму и развитию речи для обучающихся по 8 виду
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Лыткина Светлана Владимировна

Рабочая программа разработана на основе Программы специальных образовательных учреждений 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_i_razvitie_rechi.docx40.13 КБ

Предварительный просмотр:

I Пояснительная записка

     Рабочая программа разработана на основе Программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой, ), «Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ№1 сл. Большая Мартыновка».

Количество часов в неделю по учебному плану – 3ч.                      

Количество часов в год –  85 ч.

Задачи обучения русскому языку:

  • научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст
  • выработать элементарные навыки грамотного письма;
  • повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
  •  научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • формировать нравственные качества.

    II  Содержание предмета

ПОВТОРЕНИЕ

Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

ЗВУКИ И БУКВЫ

·         Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.

·         Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.

·         Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.

·         Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

·         Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.

·         Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

·         Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

·         Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).

СЛОВО

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).

Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:

·         называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?;

·         нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;

·         подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);

·         согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).

Разделительный ъ.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

·         Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).

·         Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.

·         Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.

·         Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).

·         Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

·         Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.

·         Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).

·         Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.

·         Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.

ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ

Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.

Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:

·         1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;

·         2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;

·         3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;

·         4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;

·         5-я группа — э, х, ж, к;

письмо заглавных букв:

·         1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

·         2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;

·         3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;

·         4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.

Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.

Выборочное списывание по указанию учителя.

Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

УСТНАЯ РЕЧЬ

·         Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.

·         Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).

·         Повторение пройденного за год.

     III Основные требования к знаниям и умениям учащихся и система их оценки

Учащиеся должны уметь:

·         составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

·         анализировать слова по звуковому составу;

·         различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;

·         определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

·         списывать текст целыми словами;

·         писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.

Учащиеся должны знать:

·         алфавит.

Список слов, правописание которых учащиеся должны усвоить

3 класс

Арбуз, валенки, воскресенье, вторник, газета, вчера, город, дневник, дорога, желтый, завод, завтра, картина, картофель, класс, комната, корзина, костер, мебель, медведь, месяц, неделя, овощи, огород, одежда, песок, погода, понедельник, портфель, посуда, праздник, пятница, рассказ, рисую, Родина, сапоги, сегодня, среда, суббота, тарелка, товарищ, черный, четверг, шел, яблоко, язык.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития учащихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития можно предложить более легкий вариант задания. При оценке письменных работ учащихся, страдающих глубоким нарушением моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей, рисунков, чертежей и т.д..

   В коррекционной работе оценка играет роль стимулирующего фактора, поэтому допустимо работу некоторых учеников оценивать более высоким баллом.

    Знания, умения и навыки обучающихся оцениваются следующими отметками: «5»- отлично, «4» -хорошо, «3»- удовлетворительно, «2»- неудовлетворительно.

Виды контроля по русскому языку в 3 классе

класс

Виды контроля

1ч.

2ч.

3класс

Контрольный диктант

1

1

1

1

Контрольное списывание

-

-

-

1

   При оценке письменных работ по русскому языку следует руководствоваться следующими нормами:

Выставление отметок за контрольный диктант.

“5” -  ставится при 3-х исправлениях,  при 1 негрубой ошибке.

“4” –ставится за работу с одной-тремя ошибками;

.“3” - 3 - 4 орфографические и 4 пунктуационные, а также при 5 орфографических ошибках.

“2” - более 5 - 8 орфографических  ошибок.

Объем контрольного диктанта соответствует количеству слов по чтению.

 Ошибки, влияющие на снижение отметки:

Негрубые ошибки:

-исключение из правил;

-повторение одной и той же буквы (букваарь);

-перенос слов;

-единичный пропуск буквы на конце слова;

-две негрубые ошибки + одна ошибка.

Однотипные ошибки:

-Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

Ошибкой в диктанте следует считать:

-нарушение правил орфографии при письме слов;

-пропуск и искажение букв в словах;

-замену слов;

-отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

-неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку в диктанте не считаются:

-ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);

-единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

-единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

Оценки за грамматические задания.

“5” -  работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления

“4” - не менее 3/4 верно или допускает 2-3 ошибки.

“3” - не менее 1/2 верно,илидопускает 4-5 ошибок, или не справляется с одним из заданий;

“2” - не выполнено больше половины.

Оценки за словарный диктант:

“5” - нет ошибок

“4” - 1 - 2 ошибки

“3” - 3 - 4 ошибки..

“2” - 5 - 7 ошибок

Количество слов для словарного диктанта.

1класс - 7 - 8 слов

2 класс - 10 -12 слов

3 класс - 12 - 15 слов

4 класс - до 20 слов

Оценки за контрольное списывание.

оценка «5» - нет ошибок (1 исправление);

оценка «4» - 1-2 ошибки и 3 исправления;

оценка «3» - 3-4 ошибки и 3 исправления;

оценка «2» - 5 и более ошибок

Оценка устных ответов по письму и развитию речи.

Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений, навыков обучающихся. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание:

-правильность ответов по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

-полнота ответа;

-умение практически применять свои знания;

-последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Отметка «5» ставится:

- если обучающийся обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры;

допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Отметка «4» ставится:

- если обучающийся даёт ответ, в целом соответствующий требованиям отметки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну –две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Отметка «3» ставится:

- если обучающийсяобнаруживает знания и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Отметка «2» ставится:

- если обучающийся обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

IV Учебно-методическое обеспечение

1.Программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2010 г.

2.Э.В.Якубовская, Н.В.Павлова. Русский язык 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. Москва. «Просвещение»2009г.

V Календарно-тематическое планирование

№п.п.

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Коррекционная деятельность

Повторение. Предложение - 6ч.

1.

6.10

Предложение. Выборочное написание предложений о предмете.

Развитие мелкой моторики кисти рук

2.

7.10

Дополнение предложений подходящих по смыслу словами. Работа с деформированным предложением.

Развитие навыков каллиграфии

3.

8.10

Составление предложений по опорным картинкам.

Развитие фонетико-фонематических представлений

4.

13.10

Расчленение сплошного текста на предложения.

Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции

5.

14.10

Составление предложений, используя вопросы. Составление предложений по картинке.

Развитие высших психических функций

6.

15.10

Деление текста на предложения.

Развитие речи.

Звуки и буквы – 42ч.

7(1)

20.10

Определение звуков и букв.

Развитие навыков каллиграфии

8(2)

21.10

Слова сходные по звучанию.

Развитие мелкой моторики кисти рук

9(3)

22.10

Сходные по буквам слова

Развитие мелкой моторики кисти рук

10(4)

27.10

Алфавит(порядок букв в русском языке)

Развитие речи

11(5)

28.10

Расположение слов в алфавитном порядке. Знакомство с орфографическим словарём для школьников.

Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции

12(6)

29.10

Контрольный диктант

Развитие высших психических функций

13(7)

10.11

Работа над ошибками. Гласные звуки и буквы.

Развитие навыков каллиграфии

14(8)

11.11

Согласные звуки и буквы

Развитие речи

15(9)

12.11

Сопоставление гласных и согласных звуков.

Развитие мелкой моторики кисти рук

16(10)

17.11

Работа с деформированным текстом.

Развитие фонетико-фонематических представлений

17(11)

18.11

Гласные буквы е, и.

Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции

18(12)

19.11

Гласные буквы ё, ю.

Развитие навыков каллиграфии

19(13)

24.11

Гласные буквы я, э.

Развитие фонетико-фонематических представлений

20(14)

25.11

Словарный диктант. Ударение в слове. Знак ударения.

Формирование умения работать по алгоритму

21(15)

26.11

Работа над ошибками. Гласные ударные и безударные.

Развитие навыков каллиграфии

22(16)

1.12

Упражнения в постановке ударений в словах.

Развитие речи

23(17)

2.12

Ударение в словах-омографах (замок-замок).

Развитие навыков каллиграфии

24(18)

3.12

Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах.

Развитие высших психических функций

25(19)

8.12

Слог как часть слова.

Развитие речи

26(20)

9.12

Деление слов на слоги.

Развитие фонетико-фонематических представлений

27(21)

10.12

Перенос части слова при письме.

Формирование умения работать по алгоритму

28(22)

15.12

Правило переноса, где слог – гласная буква.

Развитие высших психических функций

29(23)

16.12

Твёрдые и мягкие согласные (понятие)

Развитие фонетико-фонематических представлений

30(24)

17.12

Различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости гласными е,ё, ю, я, и.

Формирование умения работать по алгоритму

31(25)

22.12

Упражнения в написании слов с твёрдыми и мягкими согласными.

Развитие высших психических функций

32(26)

23.12

Мягкий знак на конце слов. Образование слов с ь.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

33(27)

24.12

Контрольный диктант.

Развитие высших психических функций

34(28)

29.12

Работа над ошибками. Повторение и закрепление изученного материала.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

35(29)

12.01

Мягкий знак в середине слова.

Развитие фонетико-фонематических представлений

36(30)

13.01

Правописание жи-ши.

Развитие навыков каллиграфии

37(31)

14.01

Правописание ча-ща.

Формирование умения работать по алгоритму

38(32)

19.01

Правописание чу-щу.

Развитие речи

39(33)

20.01

Работа с деформированным текстом. Словарный диктант.

Развитие навыков каллиграфии

40(34)

21.01

Работа над ошибками. Гласные после шипящих.

Развитие навыков каллиграфии

41(35)

26.01

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне.

Развитие фонетико-фонематических представлений

42(36)

27.01

Парные звонкие и глухие согласные.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

43(37)

28.01

Различие слов с парными звонкими и глухими согласными б-п, д-т, к-г.

Развитие речи

44(38)

2.02

Произношение и правописание слов с парными согласными ж-ш, з-с, в-ф.

Развитие фонетико-фонематических представлений

45(39)

3.02

Звонкие и глухие согласные на конце слова.

Формирование умения работать по алгоритму

46(40)

4.02

Объяснения в написании слов со звонкой и глухой согласной на конце слова.

Развитие навыков каллиграфии

47(41)

9.02

Понятие о разделительном ь. Правила переноса слов с ь.

Развитие речи

48(42)

10.02

Словарный диктант. Дифференциация разделительного ь и ь обозначающего мягкость согласного.

Формирование умения работать по алгоритму

Слово – 24ч

49(1)

11.02

Слова, обозначающие названия предметов. Классификация слов и постановка вопросов к словам кто это? Что это? Работа над ошибками.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

50(2)

16.02

Изменение слов, обозначающих названия предметов по числам.

Развитие речи

51(3)

17.02

Изменение слов, обозначающих названия предметов по вопросам.

Формирование умения работать по алгоритму

52(4)

18.02

Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

53(5)

24.02

Контрольный диктант.

Развитие высших психических функций

54(6)

25.02

Работа над ошибками. Большая буква в названиях деревень, сёл, городов.

Развитие навыков каллиграфии

55(7)

1.03

Понятие о словах, которые обозначают действия предметов.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

56(8)

2.03

Вопросы что делает? Что делал? Что будет делать?. Дописывание предложений.

Развитие высших психических функций

57(9)

3.03

Вопросы что сделает? Что сделал? Постановка вопросов.

Развитие речи

58(10)

9.03

Изменение слов, обозначающих действие по числам.

Развитие навыков каллиграфии

59(11)

10.03

Контрольное списывание.

Развитие высших психических функций

60(12)

15.03

Работа над ошибками.. Составление предложений по схеме.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

61(13)

16.03

Понятие о словах, которые обозначают названия признаков.

Развитие речи

62(14)

17.03

Дописывание слов, отвечающих на вопросы какой, какая, какие?

Развитие высших психических функций

63(15)

29.03

Сравнение предметов по признакам.

Развитие речи.

64(16)

30.03

Дополнение предложений названием признаков и названием предметов.

Формирование умения работать по алгоритму

65(17)

31.03

Постановка вопросов к словам, обозначающим названия признаков.

Развитие речи

66(18)

5.04

Словарный диктант. Составление предложений по картинкам и схемам.

Развитие высших психических функций

67(19)

6.04

Работа над ошибками. Дополнение предложений подходящими по смыслу словами.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

68(20)

7.04

Понятие о предлоге. Правописание предлогов.

Развитие навыков каллиграфии

69(21)

12.04

Составление предложений по деформированному тексту.

Развитие речи.

70(22)

13.04

Ответы на вопросы. Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов.

Формирование умения работать по алгоритму

71(23)

14.04

Правильное употребление предлогов в речи.

Развитие речи

72(24)

19.04

Правописание слов с непроверяемым написанием.

Развитие высших психических функций

Предложение – 7ч.

73(1)

20.04

Согласование слов в предложении.

Развитие навыков каллиграфии

74(2)

21.04

Деление текста на предложения. Работа с деформированными предложениями.

Развитие речи.

75(3)

26.04

Составление предложений по вопросам.

Формирование умения работать по алгоритму

76(4)

27.04

Контрольная работа за 2 полугодие.

Развитие высших психических функций

77-79

(5-7)

28.04

4.05

5.05

Работа над ошибками. Повторение пройденного материала.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Повторение -6ч.

80(1)

10.05

Повторение звуки и буквы.

Развитие навыков каллиграфии

81(2)

11.05

Повторение слово.

Развитие высших психических функций

82(3)

12.05

Составление предложений по вопросу, картинке, на тему, данных в нужной форме вразбивку.

Формирование умения работать по алгоритму

83(4)

17.05

Составление предложений по вопросу, картинке, на тему, данных в нужной форме вразбивку

Развитие речи.

84-85

(5-6)

18.05

19.05

Обобщение и повторение изученного.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

       СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                       СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                                                                               Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ – СОШ № 1                                                                                                                            ___________ /Безверхова В.И./

сл.Большая Мартыновка

             от__________________ 2015 г.   № ____                                                                                                       ____________________ 2015 г

         

           председатель методического совета

       

           __________________             /Басюк Е.П./

    Ростовская область  Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 1 сл.Большая Мартыновка

Утверждаю:

Директор МБОУ – СОШ № 1

сл.Большая Мартыновка

_____________ И.В.Реуцкова

Приказ от ____________  № ____

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по письму и развитию речи

Уровень общего образования, класс: коррекционный VIIIвид, 3 класс

Количество часов в неделю: 3 часа.

Количество часов в год: 85 часов.

Учитель: Лыткина Светлана Владимировна

Программа разработана на основе Программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: Под ред. В.В. Воронковой, «Положения о рабочей программе МБОУ – СОШ № 1 сл.Большая Мартыновка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Рабочие программы по письму и развитию речи 2 класса VIII вида

В данном материале представлены рабочие программы по письму и развитию речи 2 класса специального класса коррекции школ VIII вида....

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс...

Рабочая программа по письму и развитию речи, для обучающихся со сложной структурой дефекта.

программа для работы с детьми со слдожной структурой дефекта...

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы»

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы»...