Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
    методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

    Панина Инна Алексеевна

    Урок опробирован на учащихся 2 класса общеобразовательной школы. Урок интересный и познавательный.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урок русского языка  .

    (система «Школа России»  )

    Тема урока: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

             Цель урока: создание условий  для усвоения учащимися способа определения одушевлённых  и неодушевлённых имён существительных одушевлённых  и неодушевлённых имён существительных

    Задачи:

    содействовать формированию УУД ( регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные : уважение у мнению других людей; умение высказывать и доказывать своё мнение, создавать мини-высказывание)

    • актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи;

    • смоделировать алгоритм определения одушевлённых  и неодушевлённых имён существительных;

    • развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные умения учащихся;

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    • стремление к более точному выражению своего  собственного мнения и позиции;

    • способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.

    Предметные:

    • освоение понятия  «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» по вопросам ;

    • освоение алгоритма определения одушевлённых  и неодушевлённых имён существительных.

    Метапредметные:

    Познавательные:

    • самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;

    • формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного;

    • добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации.

    Коммуникативные:

    • умение оформлять свои мысли в устной речи;

    •задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

     • осуществлять взаимный контроль и  оказывать  необходимую взаимопомощь ;

    • договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать своё мнение.

    Регулятивные:

    • принимать и сохранять учебную задачу;

    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    • адекватно воспринимать оценку учителя;

    • освоение способа решения проблемного поискового характера.

     

    Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник «Русский язык  2 класс, Зеленина), картинки с изображением совы, карточки со словами.

     

     

    Этап урока

    Цель этапа

    Содержание учебного материала

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1. Самоопределение к учебной деятельности

    Создание условий осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

    – Здравствуйте, ребята! У нас в классе сегодня гости, давайте поприветствуем их и улыбнёмся!

    - Тихо сядут девочки!

    - Тихо сядут мальчики!

    Слайд №2

     

    - У нас сегодня необычный урок, урок открытия новых знаний. Как вы думаете, что же нас ждёт на уроке? (ответы детей)

    Слайд №3

    -Подумайте, почему мы начали урок с этого стихотворения? ( Мы будем делать новое открытие)

    - Все ли слова понятны?

    - Обратимся к толковому словарю В. И.Даля

                Слайд № 4

    - Я надеюсь, что урок получится интересным, увлекательным и познавательным.

    Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

    Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Личностные: действие смыслообразования, установление учащимися связи между учебной деятельностью и её мотивом.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

     

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

    Организовать актуализацию умений и знаний учащихся по теме «Существительное»; организовать выполнение учащимися пробного действия и фиксацию затруднения.

    - О чём же будет наш урок?  Вспомните, с какой частью речи мы познакомились на прошлых уроках?

     

    - На какие вопросы отвечают  существительные?

    -Тема нашего урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»  Слайд №7

    -Чему мы можем научиться на уроке?  (ответы детей)

     Слайд № 8  

    Задание: распределите слова на 2 группы: слон, друг, кукла, одежда, пальто, снежный, метель.

    ( Дети могут разделить слова правильно, а могут все слова кроме слова

     « снежный» отнести  в одну группу)

    - Обоснуйте свой выбор.

    Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

    Вспоминают учебный материал прошлого урока.

    Формулируют тему урока, ставят цели.

    Познавательные: постановка вопросов, формулирование проблемы, умение ориентироваться в системе знаний.

    3.Выявление места и причины затруднения

    Выявить место затруднения,зафиксировать во внешней речи причину затруднения

    - Почему у некоторых возникло затруднение? (Нам недостаточно знаний, которые мы имеем про существительное)

    -Чего вы не знаете? (На какие группы и по каким признакам можно разделить существительные)

    Выявляет место и причину затруднения

    Совместно с учителем выявляют место и причину затруднения

    Личностные: действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

    Регулятивные:целеполагание, планирование.

    Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое  от уже известного  с помощью учителя.

    4.Построение проекта выхода из затруднения

    Организовать постановку цели урока,определить план действий

    -Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.(Мы должны узнать,  как определить  одушевлённое или неодушевлённое существительное и научиться их различать)

    - Как же мы будем  действовать?  (Мы должны узнать какие существительные являются одушевлёнными, а какие  неодушевлёнными)

    Организовывает формулировку и цель урока.Фиксирует тему на слайде

    Формулируют цель урока, план действий

    Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

    Познавательные: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения.

    5. Реализация построенного проекта.

    Реализовать проект в соответствии с планом, зафиксировать новое знание в речи

    -Как же нам узнать, какие существительные являются одушевлёнными , а какие неодушевлёнными? (Нужно попробовать распределить слова на группы, например по вопросу. Существительные, отвечающие на вопрос кто? – в одну группу, а существительные, отвечающие на вопрос что? – в другую группу. Затем нам нужно попробовать сформулировать алгоритм действий) )

    -Пожалуйста, выполните задание. (дети работают в парах.)

    -Проверим, что  получилось.

    -Откройте учебники на стр. 7. Прочитайте  правило.  

    - Попробуем сделать вывод:  Слайд № 9

    (Вопрос  КТО? ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются  ОДУШЕВЛЁННЫМИ.

    Вопрос ЧТО? ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются  НЕОДУШЕВЛЁННЫМИ.)

    Организует реализацию проекта. Побуждает к высказыванию своего мнения.

    Организует самостоятельную работу, оказывает индивидуальную помощь.

    Выполняют задание , делают вывод.

    Регулятивные: выполнение взаимопроверки учебного задания.

    Познавательные: умение выполнять задание по образцу, умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Организовать усвоение нового способа действий с проговариванием во внешней речи

    - Составьте алгоритм действий «Как определить является ли существительное одушевлённым или неодушевлённым»

    Учащиеся работают в парах. Проверка. Выбор оптимального алгоритма.

    Алгоритм   Слайд №10

    1. Найди имя существительное.

    2. Определи, что оно обозначает.

    3. Если обозначает живое существо, задай вопрос кто?

    4. Если обозначает неживое существо, задай вопрос что?

    5. Сделай вывод и докажи.

    Помогает выбрать оптимальный алгоритм действий

    Работают в парах

    Личностные: осознание  ответственности за общее дело.

    Познавателльные: овладение способом выделять нужную информацию, содержащую существенные признаки, практическое её использование.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; организовать взаимопроверку по эталону, взаимооценку

    Ученики 1 ряда записывают  слова в 2 столбика: Цветок, птичка, кольцо, мальчик, девочка, игрушка .

    Ученики 2 ряда записывают  слова в 2 столбика: Воробьи, листья , руки, нос, мышка, мама.

    Ученики 3 ряда записывают  слова в 2 столбика: Синичка, обезьяна, ненастье, платье , ветер, диван.  

     Взаимопроверка  и взаимооценка Слайды № 11-13  

    Работают самостоятельно.

    Осуществляют взаимопроверку и взаимооценку. При необходимости проводят анализ ошибок.

    Личностные:  способность к самооценке  на основе критерия успешности.

    Коммуникативные:овладение навыками речевого  отображения содержания  совершаемых действий.

    Динамическая пауза    

    Если я назову существительные одушевлённые – вы поднимаете руки вверх, если неодушевлённые –выполняете  наклоны вправо или влево

     

     Молоко, рыба, щука, пенал, тетрадь, снежинка, мороженое, шоколад,

    Медведь, цирк, волк, кукла.

    Выполняют движения.

    8. Включение в систему знаний и повторение.

    Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

    -Я предлагаю посмотреть вам отрывок из мультика, но т.к. вы не просто дети, а исследователи, то выполните задания:

    Ученики 1 вар. Записывают слова , которые отвечают на вопрос кто? (одушевлённые сущ.) , а ученики 2 вар. записывают слова , которые отвечают на вопрос что  ( неодушевлённые сущ.)  

     Проверка.  Слайд № 15

     Игра «Рассади пассажиров» Слайд № 16

     Игра «Третий лишний» Слайд № 17

    Организовывает работу по повторению учебного содержания, нацеливает учащихся на выполнение задания.Осуществляет индивидуальный контроль.

    Выполняют работу. Оценивают  правильность выполнения задания.

    Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указания логических операций; формирование умения самостоятельно применять полученные знания.

    9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

    - Наш урок подошёл к концу. Какое же открытие нам удалось сделать на уроке?  

    - Что было понятно? Что вызвало затруднение?

    -Что понравилось?

    -За что бы вы себя похвалили?

    _Оцените свою работу на уроке. (Лесенка успеха)

    Домашнее задание, упр. 9, стр. 6 (самостоятельно)

    Слайд № 18

    - Сова – символ мудрости. Вы сегодня хорошо работали на уроке и получите на память сову (Приложение 1)

    Слайд № 19

    - Хочу закончить урок словами:

    Учите русский годы к ряду
    С душой, с усердием, с умом.
    Вас ждёт великая награда
    И та награда в нём самом!

    Всем спасибо! До новых встреч!

    Организует работу по обсуждению материала, конкретизирует домашнее задание.

    Дети отвечают на вопросы учителя, рассказывают, что узнали, смогли. Делают самооценку.

    Регулятивные:умение оценивать правильность выполнения действий на уроке.

    Личностные: внутренняя позиция школьника, ориентация на полоэжительные моменты урока.

     

     

     

                 

    Пояснительная записка

     Урок русского языка проводился во 2 классе. Исходя из целей и задач урока  был спланирован тип урока – открытие нового знания. Тип урока определяет его структуру. Содержание урока соответствует требованиям образовательной системы  «Школа России» и  ФГОС НОО.

    При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, наличие в классе детей с нарушением устной и письменной речи, средним уровнем развития мышления. Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее. Этап  «Самоопределение  к деятельности» включал в себя положительный эмоциональный настрой на предстоящую  учебную деятельность.  Далее проводилась работа по открытию нового знания. Были использованы различные формы деятельности: работа в парах, беседа, самостоятельная работа, работа с материалом учебника. На этапе применения нового знания я применила отрывок из мультфильма, что  вызвало у учащихся чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, т. к. задание выполнено без ошибок.  

    Хорошая психологическая атмосфера позволяла снять тревожность, мнительность, нерешительность. В результате  общение на уроке было продуктивным и качественным. На этапе рефлексии шло дальнейшее развитие алгоритма самооценивания. Урок достиг поставленной цели. У детей сформировалось понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "Русский язык" Тема:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

    На этом уроке мною была поставлена цель: Расширить знания учащихся об имени существительном1.            Формирование понятия «одушевленные...

    Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Падежные окончания имён существительных 1 склонения.

    Предлагаю Вам технологическую карту урока русского языка по теме "Падежные окончания имён существительных 1 склонения"....

    Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."

    Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (1 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)

    Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

    Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...