Число имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Асланян. Анжела Ованесовна

Цели изадачи : формировать умения определять число имён существительных, изменять их по числам, формирование навыков грамотного письма,закрепить знания об имени существительном как части речи. работать над развитием мышления, памяти и речи учащихся, вести работу по формированию орфографической зоркости учащихся,  и речи учащихся, воспитать культуру речи, любовь к слову, родному языку.

Тип  урока:  урок усвоения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_konspekt.docx56.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Открытый урок русского языка

Тема урока: Число  имён  существительных.      

Учитель: Асланян Анжела Ованесовна                    Класс: 3а                                                                                                                               

Цели урока: 

Образовательные: формировать умения определять число имён существительных, изменять их по числам, формирование навыков грамотного письма,закрепить знания об имени существительном как части речи.

Развивающие: работать над развитием мышления, памяти и речи учащихся, вести работу по формированию орфографической зоркости учащихся

Воспитывающие: воспитать культуру речи, любовь к слову, родному языку.

Тип  урока:  урок усвоения новых знаний. 

Методы обучения: наглядный, словесный, практический

Оборудование: мультимедиа  проектор, ПК, раздаточный материал (карточки), смайлики (у каждого), «шкала знаков» на карточках (у каждого),  задание к уроку в  электронном виде,  презентация к уроку, тетради, учебники.

        

                                                                       Ход урока

Организационный .момент.

Слова приветствия:                                                                                  

Учитель. - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я рада встрече с вами и очень хочу, чтобы у каждого из вас было хорошее настроение. А поможет его нам создать самое простое средство – улыбка. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям. От ваших улыбок даже светлее и теплее стало в классе!

Итак, русский язык друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

                                                          СЛАЙДЫ  № 1, 2, 3

Мы хороший, дружный класс,      

Всё получится у нас!

Сядьте ровно, повернитесь.

И друг другу улыбнитесь

Каждый даст свою ладошку

И потрёт её немножко

Мы друг друга уважаем,

Никого не обижаем.

Учитель.- Покажите, какое настроение у вас сейчас. Если у вас прекрасное настроение, то изобразите солнышко – поднимите вытянутые руки вверх и пошевелите пальчиками – «лучиками», если настроение плохое, то изобразите тучку – присядьте, обхватив голову руками.

2. Актуализация знаний

А) Минутка чистописания. Гимнастика для пальцев. Подготовка руки к письму.

- Я уверена, что с таким настроем вы успешно справитесь с любым заданием на уроке!

Сначала подготовьте свои пальчики к письму. Сейчас наступает весна и гимнастика у нас будет тоже «весенняя».

Пальчиковая гимнастика « Капель»

С крыши капает капель:
                        Кап-кап, кап- кап!
 (В медленном темпе.)
                       
Это к нам пришёл апрель:
                        Кап-кап, кап-кап!
 (Увеличивают темп.)
                       
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек,

                         пальчики растопырены как лучики солнца)
                       
И быстрей звенит капель:
                        Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап!!!

                         (повторяют движение капели в быстром темпе.)

Учитель .- Теперь запишите в тетрадях  число и «классная работа».

- Попробуйте отгадать, написание какой буквы мы будем отрабатывать сегодня на уроке. Почему так решили?

  СЛАЙД 4

На доске записаны слова: Софья   Самара  снег Саша

Ученик .Будем писать заглавную и строчную  буквы С с.

Учитель .- Посмотрите и вспомните правила написания этих букв.

Учитель .- Пропустите 1 строку и пропишите красиво:

С с  Сс   Сс

- Какое слово можно считать «лишним» и почему?

Ученица .-Снег.

 Учитель .- Составьте предложение с одним из этих слов и запишите в тетрадь.

Б) Учитель .- Прочитайте слова. 

СЛАЙД  № 5

 Береза, собака, Ереван  читает, заяц, суббота, деревья Россия. 

Учитель. -Какое слово лишнее и почему? Что объединяет все остальные слова?

Ученик.- Слово  читает лишнее, потому что все остальные слова имена существительные   

Учитель -Разделите данные имена существительные на 2 группы 

Ученики. -Одушевленные – неодушевленные, собственные -нарицательные, словарные).

Учитель . – Что мы знаем об имени существительном?

СЛАЙДЫ  6,7

Ученики.                 Имя существительное          

                                  Очень удивительное.

                                  На вопросы: Кто? и Что?

                                  Отвечать оно должно.

СЛАЙД  8

ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Учитель .- Какие имена существительные называются одушевлёнными?

- Какие имена существительные называются неодушевлёнными?

  Я называю слова, а вы записываете их в два столбика (кто?  что?)

ВНУЧКА, ВЬЮГА, СУГРОБ, ЖИРАФ, УЧЕНИК, СТРИЖ, ЩАВЕЛЬ, МОРОЗ, МАЛЬЧИК, ЛИНЕЙКА.

Учитель .- Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

ИГРА «НАЙДИ ОШИБКУ» (текст на карточках у каждого ребёнка)

- Коля написал предложения под диктовку. Ребята, какое правило не знает мальчик?

-Давайте исправим ошибки.

Хороши груши в корзине у груши.

Домик для скворцов делал Алеша скворцов.

Улетел орел за город орел.

Наш шарик поймал воздушный шарик.

Не бойся морозов, Сережа морозов.

Наша поля вернулась с поля.

СЛАЙД 9

Учитель.-Как называются эти слова?

Ученик. -Имена собственные.

Учитель .-А как называются все остальные существительные?

Ученица.- Нарицательные.

Учитель. - Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?

Ученики вспоминают  какие еще слова пишутся с заглавной буквы.

Учитель .- Подумай и дополни названия:
страна -….,
город -...,
имя (свое) -…,
кличка (животного) -….,
река -…,
село -…

Учащиеся делают вывод:        Имена, фамилии, улицы, клички, города-

                                                     Все с заглавной буквы пишутся всегда.

3. Самоопределение к деятельности

Учитель: А теперь прочитайте слова, записанные на доске.

Открывается половинка доски.  

1.Флаг, страна, поля, флаги, поле, страны.

2.Реки,мост,леса,река,лес,мосты.

Дети читают слова про себя, затем вслух один ученик.

Учитель: Какой частью речи они являются?

Дети: Именами существительными.

Учитель: Докажите, почему вы так считаете.

Дети: Все эти слова обозначают предметы и отвечают на вопрос «что?».

Учитель: Разделите данные имена существительные на две группы. По какому признаку мы это сделали?

Дети: По признаку «один предмет – много предметов» мы получили две группы

1) Флаг, страна, поле;                2) Флаги, страны, поля.

1)Река, мост, лес.                                2)  Реки, мосты, леса.                      

Учитель прикрепляет карточку с термином «единственное число» над группой слов: флаг, страна, поле;река,мост,лес.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Имена существительные, обозначающие один предмет, находятся в единственном числе.

Учитель прикрепляет карточку с термином «множественное число» над группой слов: флаги, страны, поля;реки,мосты,леса.

Учитель: Какой здесь сделаем вывод?

СЛАЙД 10

Дети: Имена существительные, обозначающие несколько предметов, находятся во множественном числе.

Учитель: Прочитайте написанные слова парами.

Дети: Флаг – флаги, страна – страны, поле – поля.

Учитель: Как в данном случае изменяются имена существительные?

Дети: По числам.

Учитель. -Как называется тема нашего урока?

Ученики. -Число имен существительных.

Учитель. -Давайте теперь обобщим все наши рассуждения по плану, данному на доске:

  1. Что такое имя существительное?
  2. Как изменяются имена существительные?
  3. В каком числе они употребляются?
  4. Что обозначают?

СЛАЙД 11

Дети: Имена существительные изменяются по числам. Они употребляются в единственном или во множественном числе. В единственном числе они обозначают один предмет, а во множественном числе – несколько предметов.

Учитель: Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на странице 20.

Дети открывают учебник на странице  и читают данное правило, сравнивают с собственными высказываниями и приходят к выводу, что их вывод сделан верно.

5 . Первичная проверка понимания. ИГРА «ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО»

Учитель -Давайте поиграем, я называю слово, если оно стоит в единственном числе, вы поднимаете одну руку, если во множественном – две руки.

          МОЛОТОК, БОЛЬНИЦА, МОРЯКИ, ГОРОД, ТАРЕЛКА, ПТИЧКИ, КОНЬКИ, АРБУЗ, ШАРФ, ДРУЗЬЯ, РЕКА, КАРТИНЫ, САПОГИ, КРАПИВА.

Физкультминутка.                                                Обозначение числа

6. Закрепление пройденного материала.

Учитель: Найдите в учебнике упражнение № 32. Что надо сделать?

Дети: Написать к существительному форму множественного числа, выделить в словах окончания и подчеркнуть изученные орфограммы.

Учитель: Дети, у меня к вам предложение: давайте выполним это упражнение сначала устно хором,а потом запишем .Согласны?

Дети: Да!

Учитель: Итак…

Дети:  храбрец -храбрецы, замочек -замочки, дерево -деревья, друг -друзья, бревно – брёвна, подъезд – подъезды, праздник – праздники, уголёк – угольки, комната – комнаты, волна- волны.

Учитель: Что вы интересного заметили?

Дети: В некоторых парах слов форма множественного числа является проверочным словом: волна – волны, сова – совы, бревно – брёвна.

Учитель: Замечательное наблюдение. А теперь, ребята, работа по вариантам.

СЛАЙД 12

1) На экране слова : Жарить, дождь,  летает,  огурцы,  весенний, мячи, лось,  скучать, скала, тучи, море,  веселая,  блины,  молоко, духи.

-Выписать – ед.ч. – образовать –мн.ч.

                     – мн.ч. – ед.ч.

СЛАЙД 13

1в.                                                                     2в.

Дождь – дожди                                        огурцы - огурец

Лось – лоси                                               мячи - мяч

Скала – скалы                                          тучи - туча

Море – моря                                            блины - блин

Молоко - ?                                                духи - ?

Учитель.- Что вы заметили?  

Ученица.- Слово «молоко» употребляется только в единственном числе, а слово «духи» - только во множественном) .                                               Учитель.--Так, какой –же вывод можно сделать.

СЛАЙД 14       Сделаем вывод:

Некоторые существительные имеют только одно число: единственное, или множественное число

2) Знакомство с неизменяемыми существительными

Ед.ч.                                     Мн.ч.

Небо                                     брюки

Кофе                                     ножницы

Кафе                                     обои

Эскимо                                каникулы

Метро                                  сутки

Кино                                     шахматы

Здоровье                              макароны

Работа по карточкам (1 и 2 вариант)

Карточка №1.     – 1 вариант

Найди  и подчеркни в тексте имена существительные в единственном числе.

С полей сходит последний снег. Звенят по оврагам ручейки. Реки ломают зимний лёд. Земля пахнет весной. На деревьях надулись смолистые почки.

Карточка №2.      -2 вариант

Найди  и подчеркни в тексте имена существительные во множественном числе.

Текут весенние ручьи. Летят шумные стайки скворцов. Грачи вьют гнёзда на деревьях. На проталинах появилась зеленая травка. Дятел стучит острым клювом по стволу дерева.

Орфоэпическая минутка.

(Верное образование форм множественного числа с обращением к «Орфоэпическому словарику» учебника)

 (Слова несколько раз произносятся хором, затем записываются в тетрадь в формах единственного и множественного числа).

СЛАЙД 15

7.Подведение итогов урока.

 - Что нового узнали сегодня на уроке?

- В форме какого числа могут употребляться имена существительные?

- Чем они различаются?

 - Какое задание было трудным?

СЛАЙД16

8. Рефлексия учебной деятельности

Учитель читает имена существительные, учащиеся определяют их число. Если существительное в форме единственного числа, то дети поднимают вверх руки, если существительное во множественном числе – хлопают в ладоши 3 раза.

Дождь, малыши, чайник,  груши, лиса, торты, столяр, директора, шофёр, шофёры, арбузы, договора,брюки,пальто.

Учитель.- Изобразите свое настроение в конце урока

6711

Учитель.- Наш урок я хотела бы закончить стихотворением Н. Языкова.

Внимательно послушайте и выпишите в один столбик – слова в ед. ч.,во второй – во мн.ч.

Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце, кажется светлей,

Там радостней весна златая,

 Прохладней легкий ветерок, 

Душистее цветы. Там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поет звучнее.       

«Спасибо всем за работу!»

                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Число имён существительных"во 2 классе

Презентация занимает не более 10 минут. Помогает при усвоении нового материала....

Урок русского языка "Число имён существительных" во 2 классе по системе Л.В.Занкова

Конспект урока составлен к учебнику Поляковой А.В. 2 класс по системе развивающего обучения Л.В.Занкова....

Конспект урока "Единственное и множественное число имён существительных"

Представлен конспект урока русского языка во 2 классе с использованием презентации. На уроке использованы групповые, игровые, информационные технологии. Можно наблюдать технологию уровневой дифференци...

Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные неизменяемые по числам.

Открытый  урок  по  русскому  языку  для  2  класса  по  УМК "Школа  России" . Урок  изучения  нового  материала  и  пер...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Число имён существительных. Знакомство с существительными, употребляющимися только в единственном и только во множественном числе."

Это урок постановки учебной задачи. На нём, на основе предыдущей темы ,открывается и конструируется новое открытие, которое фиксируется в модели.Ребята знакомятся с существительными , которые употребл...