Урок развития речи 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шапчиц Елена Адольфовна

Урок развития речи 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_opisanie.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Развития речи 4 класс

Учитель: Шапчиц Е.А.

Тема: Сочинение-описание по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

План подготовки и проведения урока развития речи, накотором   проводится сочинение по произведениямживописи:

  1. словарная, терминологическая работа по теме картины на уроках русского языка,развития речи, изобразительного искусства;
    непосредственные наблюдения за окружающим миром;
  2. рассказ о художнике и истории создания картины;
  3. беседа по картине;
  4. словарно-стилистическая работа по теме урока;
  5. составление плана сочинения;
  6. составление устного высказывания по картине;
  7. написание первого варианта сочинения (редактирование);
  8. написание окончательного варианта сочинения;
  9. анализ творческих работ школьников.

Цель урока: учить детей как можно более полно описывать изображенное на картине.

Задачи урока:

  • формировать умение строить текст-описание в определенной композиционной форме,определять основную мысль сочинения;
  • путём речевой подготовки предупреждать недочёты и грамматические ошибки в сочинениях учащихся;
  • воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи;
  • развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

Оборудование урока: компьютер,презентация,репродукция картины И.И. Левитана "Золотая осень", музыкальный альбом П. И. Чайковского «Времена года», выставка рисунков детей по впечатлениям осенней экскурсии, плакат с правилами самопроверки, карточки  с заданиями.

Предварительная подготовка к уроку: экскурсия в осенний лес и на берег реки; беседа на уроке изобразительного искусства о жанре пейзажа, о творчестве И. И. Левитана.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя и беседа с учащимися

Учитель:Ребята, вспомните нашу осеннюю экскурсию. Как изменилась природа осенью? Какие новые краски появились у неё?

Ученик: Осенью листья деревьев, кустарников стали жёлтыми, оранжевыми и красными. Трава пожелтела.

Учитель: А как красоту осени можно сохранить даже зимой?

Ученик: Можно сфотографировать деревья, кусты, а можно их нарисовать.

Учитель: На уроках изобразительного искусства мы говорили о том, картина с изображением природы называется пейзаж. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали тихие прелести русской природы. Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце позапрошлого века (1860-1900). (Слайд 1)

Современники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передает настроения, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы. Художник обостренно чувствовал жизнь природы.Он говорил, что «мало хорошо написать воду, землю, небо – надо передать в пейзаже то чувство, которое свяжет воедино воду, землю и небо».

3. Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Золотая
осень».
(Слайд 2)

Учитель: Каково  впечатление от картины Левитана - грустное или радостное?

Ученик: Мне и грустно, и радостно.

Учитель: Почему?

Ученик: Грустно потому, что прошло лето и наступает осень. Но она очень красива, поэтому радостно. Осень только начинается. До холодов ещё очень и очень далеко.

Учитель: Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсии подобную картину?

Ученик: Да, так же красиво на берегу нашей речки. Точно такие же золотистые деревья и кусты, тёмно-синяя вода в реке и голубое небо.

Учитель: Какие чувства рождает у вас пейзаж?

Ученик: Чувство радости, восхищения красотой нашей природы.

Учитель: Послушайте и скажите, какое из стихотворений можно отнести к даннойкартине: (Слайды 3- 6)

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый-кленовый.

В. Авдиенко.

Скучная картина!

Тучи без конца.

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца.

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

А. Плещеев.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

И.А. Бунин

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

А.С. Пушкин

Ученик: Третье и четвёртое стихотворения можно отнести к этой картине.

Учитель: Что общего между стихотворениями А. С. Пушкина,  И. А. Бунина и картиной И. И. Левитана? (Слайд 7)

Ученик: Описание красоты осенней природы.

Учитель: О чём картина Левитана?

Ученик: Левитан хотел показать красоту родной природы, свою любовь к ней.

Учитель: Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине Левитана: в начале осени или в конце, когда дождь или ясно?

Ученик: Это начало осени. Ясно. Солнечно. Тепло. Кругом солнечные блики: на деревьях, на траве.

Учитель:Почему картина названа  «Золотая осень»?

Ученик: Золотой осенью называется время, когда листья деревьев становятся жёлтыми. Жёлтый - значит золотой. На картине прекрасный осенний день. Все деревья в ярком золотистом цвете. Даже в воде золотой отсвет: отражаются жёлтые и красноватые ветви деревьев и кустарников.

Учитель:  Все ли деревья осенью одеваются в золотистые листья? Назовите, какие деревья зимой остаются зелёными. Покажите их на картине.

Ученик: Осенью жёлтые листья у берёзы, у осины, у тополя, красные  - у рябины. Только ели и сосны стоят зелёные.

Учитель: Как течёт река, меняет ли она своё направление?

Ученик: Река течёт, меняя своё направление возле одинокой берёзки справа.

Учитель: Почему вода в начале реки тёмная, а дальше она становится светло-голубой?

Ученик: Чем ближе река, тем она темнее. Чем дальше, тем светлее.

Учитель: Какое небо на картине? Когда оно бывает таким?

Ученик:Небо над лесом чистое, голубое. А вдали оно светлее. Такое ясное небо бывает в тёплые осенние дни.

Учитель: Что видно на высоком берегу реки слева?

Ученик: На высоком берегу лес в золотом уборе. Всё сливается в одно яркое золотистое пятно.

Учитель: Для чего Левитан поместил в стороне берёзку?

Ученик: Она нужна для того, чтобы зрители обратили внимание на золотой лес. Если бы берёзы не было, то в глаза бросалось бы зелёное поле.

Учитель: Что художник изобразил вдали, на заднем плане?

Ученик: На заднем плане мы видим домики небольшой деревни. Рядом поле с озимыми.

Учитель: Почему крестьянские домики такие маленькие?

Ученик: Предметы вдали кажутся меньше.

Учитель: Почему деревня убрана на задний план?

Ученик: Художник отодвинул деревню вдаль картины, чтобы она не мешала видеть осенний лес.

Вывод-обобщение о замысле художника и путях его воплощения
(делает учитель).

- Осень - время увядания природы - вызывает чувство грусти, печали, тоски. Но если на какой-то срок устанавливается сухая и тёплая погода (в народе такие дни называют «бабье лето», то появляется чувство бодрости, радости, приподнятости Картина«Золотая осень» завораживает насоттенками жёлтого, золотого, красного цвета. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту тихого солнечного дня в начале осени.

Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом «Времена года». (Слайд 8)

Послушайте одну из музыкальных пьес. «Сентябрь. Охота». (Слайд 9)

Учитель: Что вы представляете себе, когда слушаете музыку?

Ученик: Представляю осенний лес. За лесом луг. По лугу быстро мчатся всадники.

Учитель: Что общего между впечатлением, полученным от картины Левитана, и впечатлением, полученным от музыки Чайковского?

Ученик: Радостное, бодрое настроение.

4. Постановка учебной задачи. (Слайд 10)

Учитель: Закончите предложение, сформулировав задачу урока:

Сегодня на уроке мы будем ……..

Ученик: Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по картине И.И. Левитана.
Что такое сочинение? (слайд 1)

Ученик: Сочинение – это изложение мыслей на заданную тему.

Учитель:  Наше сочинение будет называться: «Сочинение-описание по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

Откройте тетради, запишите тему сочинения.

5. Обсуждение содержания сочинения.

Учитель: Вам нужно будет написать текст-описание.

Что отличает текст-описание от других видов текста?
Ученик: Это изображение предмета, явления, его признаков. (Слайд 12)

Учитель: Что является объектом описания?

Ученик: Картина И.И. Левитана «Золотая осень»

Учитель: Какое это описание: научное или художественное? (Слайд 13)

Ученик: Это художественное описание.

Учитель: Как строится художественный текст-описание?

Ученик: Общее впечатление, описание деталей, оценка картины.  (Слайд 14)Учитель: Как вы думаете, как надо начать сочинение?

Ученик: Сочинение начинается со вступления, в котором передается общее впечатление от картины.

Учитель: Какой тип связи вы будете использовать в тексте-описании картины? Параллельный или цепной? (Слайд 15)

Ученик: Сочетание цепного и параллельного типа связи.

6. Лексическая и орфографическая подготовка.

Учитель: Подберите синонимы к слову «художник».     (Слайд 16)

Ученик: Живописец, пейзажист, мастер кисти, творец.

Учитель: К слову «создаёт». (Слайд 17)

Ученик: Рисует, пишет.

Учитель: К слову «картина».

Ученик: Полотно, репродукция.     (Слайд 18)

Учитель: Названия каких цветов и оттенков можно употребить при описании картины? (Слайд 19)

Ученик: Жёлтый, золотой (золотистый), багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, тёмно-синий, бледно-голубой, коричневый.

Учитель: К каким частями речи относятся эти слова?

Ученик: Это имена прилагательные.

Работа в группах:(Слайд 20- 22)(заполняется  после ответа каждой группы)

Какие краски, оттенки цветов выбрал художник?

(Задания группам (карточки): 1 группа – описание реки, 2 группа – травы, 3 группа – листьев на деревьях, 4 группа – неба, 5 группа – облаков)

1 группа: Река голубая, синяя, прозрачная, видны отражения берегов и берез.

2 группа: Трава темно-зеленая, вдали желтоватая, зелено-бурая, желтая.

3 группа: Листья на деревьях желтые, зелено-желтые, лимонные, оранжевые, красные, багровые, бурые.

4 группа: Небо бледно-голубое, голубое, синее, лазурное, ярко-синее.

5 группа: Облака прозрачно-белые, белые, бело-розовые, серо-белые.

Учитель: Найдите неточно употребленное слово и замените его.(Слайд 23)
Учитель: Яркие лучи солнца
греют осенний лес.

Ученик: Греютзаменить словом освещают. (Слайд 24)

Учитель: Деревья сплошь накрыты золотистой листвой. (Слайд 25)

Ученик: Накрытызаменим словом покрыты. (Слайд 26)

Учитель: По голубому небуплавают лёгкие облака. (Слайд 27)

Ученик: Плаваютзаменить словом плывут.Слайд 28)

Учитель: Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

7. Составление и запись плана в виде вопросов.

Работа в группах:           (Слайд 29-30)

1 группа (2 уровень)

Задание: составить вопросы к первой части (общее впечатление)

Ученик:

Какое время года изображено на картине?

Какое впечатление производит она на вас?

2 группа (3 уровень)

Задание: составить вопросы ко второй части (описание деталей)

Ученик:

Что вы видите на переднем плане? Вдали?

Какие цвета преобладают в пейзаже?

Какие краски, оттенки цветов выбрал художник?

3 группа (1 уровень)

Задание: составить вопрос к третьей части (оценка картины)

Ученик:

Что вам особенно нравится в полотне Левитана?

(Слайд 31 ) (заполняется на уроке по мере составления вопросов)

  • Какое время года изображено на картине?
  • Какое впечатление производит она на вас?
  • Что вы видите на переднем плане? Вдали?
  • Какие цвета преобладают в пейзаже?
  • Какие краски, оттенки цветов выбрал художник?
  • Что вам особенно нравится в полотне Левитана?

8.Физминутка.

9. Написание первого варианта сочинения.

10. Подведение итога.      (Слайд 32)

Учитель: Что было самым интересным при написании сочинения?

Ученик: Очень интересно было сопоставлять стихотворения и картину, музыку и картину. Представлять себя в таком же месте, какое изображено Левитаном.

Учитель: Что вызвало трудности? Как вы их преодолевали?

Ученик: Трудно было избегать повторов. При подборе прилагательных использовал названия различных цветовых оттенков.

11. Домашнее задание: отредактировать то, что написали в классе, написать окончательный вариант сочинения.(Слайд 33)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».

На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"

Задачи: Понимать значение речи как средства общения,  передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....