Урок русского языка во 2 классе по теме "Различение имён существительных, отвечающих на вопросы Кто? Что?" (УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Данный материал включает конспект урока для 2 класса по теме "Различение имён существительных, отвечающих на вопросы Кто? Что?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka-andrianova_n._v.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка  во  2  классе

УМК :"Школа  России", учебник "Русский  язык" (авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г., в 2-х частях, издательство "Просвещение", 2012 год )

Тема:   Различение имён существительных, отвечающих на вопрос «Кто? Что?»

Цель:  познакомить  с  именами  существительными  одушевлёнными  и  неодушевлёнными.

Задачи, направленные  на  формирование  универсальных  учебных достижений:

личностных : воспринимать речь учителя (одноклассников); сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека                                                                                                                                                                                     метапредметных :                                                                                                                                                                                           -находить в тексте необходимые сведения; осуществлять анализ, классификацию языкового материала по заданным критериям( познавательные УУД);                                                                                                          -умение определять цель деятельности урока (регулятивные УУД);                                                                                                                   -осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности(коммуникативные УУД)                                                       предметных: научить  различать имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, использовать специальную терминологию, классифицировать имена существительные  на одушевлённые и неодушевлённые.

Оборудование:  ноутбук  учителя, проектор, интерактивная  доска  Smart  Board , "светофоры", раздаточный материал(карточки), учебник (2 часть), рабочие  тетради.

Тип  урока: "открытие  нового  знания"

Содержание  урока

I. Самоопределение  к  деятельности  (слайд 1)

- Ребята, готовы вы к уроку? (Да)

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший, дружный класс

Всё получится у нас.

- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем  и постарались открыть новые тайны русского языка.

- Тихо садимся.

II. Актуализация  знаний . 

1)Минутка чистописания  (слайд 2)

 – Сегодня на минутке чистописания мы вспомним  написание строчных букв. Но сначала подготовим пальчики к письму.

 – На двери висит замок (пальчики “встретились”, сцепились в замок),

 Кто его открыть бы смог? (Приподняли  плечики)

Потянули, покрутили, постучали

 И… открыли. (Расцепили пальчики.)

- Послушайте стихотворение, где есть слово, в  котором  вместо одной буквы стоит другая.

- Вам нужно найти букву, которая сбежала.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом  (сом)

- Какими буквами различаются слова дом- сом?

-Что  вы  можете  рассказать  об  этих  буквах?

- В какую группу можно объединить эти два слова? (части  речи)

- Какой частью речи является слово сом? дом? (имя  существительное)

- Что обозначает эта часть речи? (предмет)

- Прописываем строчку буквы с, сочетания сущ

2) Словарная  работа (слайд 3)

- Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)        

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Меня  в них  ищи. (Капуста)          

Ствол белеет, шапочка зеленеет,

Стоит в белой одёжке, свесив серёжки. ( Берёза)

Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

- Облетел я всю Сибирь.

- Как зовут тебя? ( Снегирь)

В школе учит он детей.

Строг, но все прощает.

Помогает стать умней,

Все он объясняет. (Учитель)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса,

Сядь верхом - и мчись на нем,

Только лучше правь рулем! (Машина)

В будке спит,

Дом сторожит.

Кто к хозяину идёт,

Она знать даёт. (Собака)

Башмаки - Озорники

Мчат меня по льду реки. (Коньки)

Зверь ушастый, летом серый,

А зимою снежно-белый. (Заяц)

3)Самопроверка  работы  по  образцу  и  самооценка  по  критериям. (слайд 4)

-Поднимите  "зелёный светофор" те  ребята, кто ни разу не ошибся.

Поднимите  "жёлтый светофор" те ребята, кто сделал 1-2 ошибки; "красный светофор"- кто сделал больше  двух  ошибок.

-Почему вы ошиблись? Что  нужно  сделать, чтобы  ошибок  не  стало?

III. Постановка учебной задачи. Определение темы и целей урока

1) - К какой  части  речи   относятся записанные  слова? (слайд 5)

Посмотрите  на  слайд  и  подумайте ,по какому признаку одни слова объединены в первый столбик, а другие – во второй столбик? Продолжите устно цепочку на одно слово.

Работа в парах (обсуждение ответов на данные вопросы)

- По какому признаку одни слова объединены в первый столбик?

- По какому признаку другие слова объединены во второй столбик?

2) - Какова будет тема урока? (Имена сущ., отвечающие  на  вопросы кто?  что?) (слайд 6)

- Какие поставим перед собой  цели?  (различать имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? и КТО? - учиться правильно писать слова и предложения)

IV. "Открытие " детьми  нового  знания (слайд 7-8)

- Кого обозначают имена существительные, отвечающие на вопрос  кто? Кто вспомнит, как мы их называем? Почему?

Вывод: Имена существительные, которые обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто? называют одушевлёнными.

-Что обозначают имена существительные, отвечающие на вопрос что? (Все остальные предметы)

- А как назвать имена существительные, которые обозначают все остальные предметы и отвечают на вопрос что?

Вывод: Имена существительные, которые обозначают  не людей ,  не животных и отвечают на вопрос  что? называют  неодушевлёнными.

V.Первичное  закрепление. (слайд 9-10)

- Откройте  учебники на стр.48 и прочитайте правило Мудрой Совы. Подтвердил  ли нам учебник наше предположение? Приведите свои примеры.

- Выполним задание в  подборе одушевлённых существительных (№ 81)- по вариантам

- Составьте предложение с любым  из  слов, запишите  его, подчеркните  главные  члены.

- Откройте  учебники на стр.50 и прочитайте правило Мудрой совы. Подтвердил  ли нам учебник наше предположение?

- Выполним задание в  подборе неодушевлённых существительных (№ 85)- по вариантам

VI.Физминутка.

- А теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Поиграем в группы слов,

Кто из вас играть готов?

- Сейчас будут звучать слова, обозначающие предметы, услышав слово, отвечающее на вопрос кто? вы приседаете, если услышите слово, отвечающее на вопрос что? встаёте на носочки, руки вытягиваете над головой.

Окно, узор, снегирь, сугроб, олень, санки, воробей, шуба, валенки, водитель, ласточка, стакан, Мурка, морж, льдина, тюлень.

VIII.Включение  в систему  знаний  и повторение.

Выполнение  упражнений

№1. Повторение  правила. Распределение  картинок  по  группам (корзинам). (слайд 11)

№2. Распределение  слов  по  группам "одушевлённые - неодушевлённые"(слайд 12)

№3. (если  есть  время) "Волшебные  превращения" (запись  пар  слов  в  тетрадь, выделение  корня  слов) (слайд 13)

IX. Самостоятельная  работа  (с  проверкой  на  интерактивной  доске) 

Работа в парах. (Ученики работают  по карточке)

 Карточка

 1) Стол, яблоня, котёнок, линейка, ягода.

 2) Гнездо, птица, комар, собака, бабочка.

 3) Дом, берёза, машина, мальчик, цветок.

 4) Друг, приятель, сосед, подруга, дружба.

 5) Поход, турист, дорога, костёр, палатка.

Проверка:  Дети  находят  "лишнее"  слово , подчёркивают  его  маркером,  объясняя  свой  выбор. (слайд 14)

X. Рефлексия. Подведение  итогов. (слайд 15-17)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

презентация к уроку русского языка Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК Школа России учебник В.П. Канакиной

презетация Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В.П. Канакиной и др. ...

Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Падежные окончания имён существительных 1 склонения.

Предлагаю Вам технологическую карту урока русского языка по теме "Падежные окончания имён существительных 1 склонения"....

Урок русского языка ,3 класс Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.

Совершенствовать умение различать род имён существительных. Формировать навык правописания существительных с шипящими на  конце,подбирать проверочные слова.Развивать мышление и диалогическую речь...

Технологическая карта открытого урока русского языка 4 класс. Тема "Склонение имён существительных множественного числа"

Окрытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" Тема урока: "Склонение имён существительных множественного числа"Технологическая карта урокаПриложение к уроку...

Презентация- нетрадиционная форма контроля. К уроку русского языка 4 класс. Тема: "Склонение имён существительных"

Одним из важнейших элементов занятия является контроль знаний, умений и навыков. С его помощью устанавливается обратная связь, с легкостью можно пронаблюдать за уровнем усвоения материала.Следует отме...