Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Бриурош Светлана Николаевна

Конспект урока открытия новых знаний по теме "Грамматическая основа предложения" с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Бриурош С.Н.

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема «Грамматическая основа предложения»

Цели:

Образовательные:

- знакомство с понятием «грамматический центр предложения»;

- формирование умения находить грамматическую основу предложения;

- построение алгоритма нахождения грамматической основы;

Развивающие:

- развитие мыслительных операций анализа и синтеза;

- развитие внимания, мышления, памяти и речи;

- развитие орфографической зоркости;

Воспитательные:

- развитие чувства языка;

- формирование навыков сотрудничества;

-  воспитание учебной активности; развитие культуры умственного труда.

Тип урока: открытие новых знаний

Технология: проблемный диалог

Оборудование:

- план урока в виде спирали;

- модель транспортного средства;

- оценочные знаки;

- алгоритм;

- материал для групповой работы;

- схемы предложений;

- «солнышко» для творческого задания;

- тренажёры для физкультминуток

Ход урока

Задачи

1

Организационный момент

- Рассмотрите схему урока. Что вы заметили?

- Как вы считаете, у нас сегодня будет новый материал? Как вы это определили?

- Сегодня мы с вами будем двигаться по спирали к центру. А что такое центр?

- Отправная точка рефлексия, транспортное средство – автобус под флагом наших знаний.

- Мы должны преодолеть все препятствия, добраться до центра, вооружиться новым знанием… А дальше куда ехать?

- С багажом новых знаний вернуться той же дорогой к отправной точке. Ведь любое путешествие предполагает возвращение домой.

- Готовы? В путь!

Анализ схемы

Определение типа урока

Определение структуры урока

2

Рефлексия на старте

- Определите 1-ый этап урока. Для чего он нужен?

-  Какую большую тему мы изучаем? (Предложение)

- В этой теме мы изучили много понятий. Сегодня мы будем опираться на некоторые из них. Найдите их в схеме.

- Давайте сделаем самооценку знаний этих понятий через игру «Молчанка».

- Положите перед собой оценочные знаки: от – до +. Я буду задавать вопросы по изученной теме, а вы, если справитесь с ответом, убираете один знак. И т.д. Справитесь?

1) Предложение – это …

2) Словосочетание – это …

3) Я знаю три части речи – это …

4) Имя существительное отвечает на вопрос … и обозначает …

5) Глагол отвечает на вопросы … и обозначает …

- Какой оценочный знак у вас был последний? Это и есть наша оценка опорных знаний.

- Можем отправляться в экспедицию

Определение 1-го этапа урока. Мотивация

Прогноз

Самооценка опорных знаний

3

Актуализация опорных знаний:

Работа с предложением

- Двигаемся дальше. Какое понятие нам надо вспомнить? (Предложение )

- На каком материале можно это сделать? (Чистописание)

- Для чего нужна минутка чистописания на уроке?

- Что за знак стоит рядом с чистописанием в схеме? (Массажная разминка)

- Для чего она нужна?

- Сделайте самомассаж рук с помощью массажных мячиков.

- Сегодня в материале чистописания соединения –оро-, -ара-. Где они встречаются? (В словарных словах)

- Назовите эти словарные слова.

- Давайте пропишем эти соединения в тетради. Вспомните правила посадки при письме

- Пропишите. Найдите самое красивое соединение. Подчеркните. Сравните с ним все остальные соединения. Оцените свою работу.

- Рассмотрите схемы на доске. Что это за схемы?

- Придумайте предложения к этим схемам с нашими словарными словами. Справитесь с этим заданием?

- Давайте запишем одно предложение:

Маленький воробей купался в луже.

- Оцените нашу работу на этом этапе.

Определение следующего этапа

Мотивация этапа

Мотивация разминки

Самомассаж

Повторение словарных слов

Повторение правил посадки при письме

Самооценка

Прогноз

Самооценка

Работа со словосочетанием

- Двигаемся дальше. Назовите следующее понятие.(Словосочетание)

- Что такое словосочетание?

- Как вы оцениваете свои знания о словосочетании?

- Проверим их на орфографической разминке. Для чего она нужна?

- Прочитайте слова. Назовите орфограммы. Справитесь?

ёж…к                    р…ч…ной

окун…                   к…лючий

 л…са                     л…сная

ч…щ…                  пуш…стая

…ишка                 в…сёлый

- А теперь составьте из этих слов словосочетания. Справитесь?

- Какое слово в словосочетании является центром?

- Оцените свою работу на этом этапе урока.

Определение следующего этапа

Прогноз

Мотивация

Развитие орфографической зоркости

Прогноз

Самооценка

Физкультминутка для осанки

-Для чего нужна физкультминутка для осанки?

- Почему она важна именно в начальной школе?

Мотивация

4

Открытие знаний

Воспроизведение знаний о частях речи

- Мы ближе к центру. Какая следующая остановка? (Части речи)

- Давайте воспроизведём знания о частях речи. Для этого составьте в группах схемы о частях речи. Справитесь?

(Группы получают материал для составления схемы)

- Прикрепите свои получившиеся схемы на доске и отчитайтесь.

ЧАСТИ РЕЧИ

Имя сущ.        Имя прил.        Глагол

Кто? Что?                               Какой?                         Что делать?

предмет                                  признак                       действие

- Все части речи по своей сути слова. Как вы думаете, что является центром слова. Почему? (Корень)

- Оцените свою работу на этом этапе.

Определение этапа

Прогноз

Работа в группах

Отчёт групп

Самооценка

Постановка проблемы

- Давайте вернёмся к предложению, которое записали в чистописании.

- Определите все части речи.

      прил                сущ            гл           пр   сущ

Маленький воробей купался в  луже.

- Найдите центр этого предложения. (Мы не можем)

- Как вы думаете, что это может быть? Какие у вас есть гипотезы?

Гипотезы:

1) слово

2) несколько слов

- Давайте проверим эти гипотезы.

Определение частей речи

Столкновение с проблемой

Выдвижение гипотез

Решение проблемы

- Проверим первую гипотезу. Назовите её.

- Какое слово может быть центром? Оно должно нести информацию о предложении.

- Давайте закроем все слова в предложении. Будем открывать по одному и проверять.

- Какой вывод можно сделать? (Эта гипотеза не верна)

- Проверим вторую гипотезу. Назовите её.

- Будем открывать слова группами. Какая группа несёт информацию о данном предложении? (Воробей купался)

- Какой вывод можно сделать? (вторая гипотеза верна.)

Центр предложения – это два слова.

- Но какие это слова? Давайте вернёмся на станцию «Части речи»

И определим, какой частью речи являются главные члены предложения. (сущ. и глагол)

- Ну про глагол мы и так знаем, что он главный и важный. Его легко найти в предложении. А как найти главное существительное в предложении?

- Нужно найти, о ком или о чём говорится в предложении. В нашем предложении говорится о луже или о воробье? Он что делал?

- Как вы думаете, может ли грамматический центр предложения существовать изолированно?

- Именно поэтому его называют грамматическая основа предложения или главные члены предложения.

- Давайте, сравним наши выводы с правилом в учебнике.

- Оцените нашу работу на этом этапе урока.

Проверка гипотез

Выводы

Самооценка

Физкультминутка по мед. показаниям

- Для чего нужна такая физкультминутка?

- Разделитесь на группы: ЛОР – заболевания – ароматерапия;

                                            зрение – тренажёр для глаз;

                                            ортопед. – тренажёр для ног

(дети в группах самостоятельно выполняют упражнения)

Мотивация

Выполнение упражнений на профилактику индивид

заболеваний

5

Закрепление знаний

- Двигаемся дальше. Возвращаемся на станцию «Словосочетание».

- Давайте выясним, является ли грамматический центр словосочетанием. Справимся с этим заданием?

- Что вы знаете о словосочетании? (Одно слово главное, другое – зависимое)

-Найдите словосочетания в нашем предложении.

- Выпишите. Проанализируйте. Найдите главное слово.

                                 *

Маленький воробей

        *

Купался в луже

- А теперь выпишите наш грамматический центр. И найдите главное слово.

          *               *

Воробей купался

- Какой вывод можно сделать? (Грамматический центр – это не словосочетание, а маленькое предложение. Слова в нём равноправны.)

- Давайте построим себе алгоритм нахождения грамматической основы предложения. Для чего он нужен?

1) читаю предложение

2) о ком или о чём говорится в предложении

3) найти действие

4) подчеркнуть главные члены

- Давайте проверим его работу на материале учебника:

(упражнение выполняется с комментированием у доски и в тетрадях)

- Оцените нашу работу на этом этапе урока

Прогноз

Выводы

Мотивация

Построение алгоритма

Проверка работы алгоритма

Самооценка

6

Творческое задание

- Двигаемся дальше. Станция «Предложение».

- Я предлагаю творческое задание на составление предложений с грамматической основой  /солнце спешит/. Справитесь?

(На доске солнышко. В центре – грамматическая основа: солнце спешит, а на лучиках второстепенные члены:

весеннее                     согреть землю

ласковое                     разбудить малыша

холодное                     спрятаться за тучу

уставшее                    окунуться в океан

- Оцените свою работу на данном этапе урока.

Прогноз

Выполнение творческого задания

Самооценка

7

Рефлексия

- Мы вернулись на исходную позицию.

- Мы изменились за время путешествия. Как?

- Каково наше главное приобретение?

- Чему мы сегодня учились? Какую тему разобрали?

- Давайте посмотрим на наши «трофеи». Как мы сегодня поработали?

Подведение итогов

Озвучивание темы урока

Итоговая самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием "Текст". Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" (2класс).

Мною разработан конспект урока русского языка для 2 класса по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».Цель: Формиро...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Грамматическая основа предложения".

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «грамматическая основа предложения», познакомить с существенными признаками главных членов предложения. Задачи урока: 1. Актуализировать знания учащихс...

Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения" (2 класс)

Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения" (2 класс) с подробным описанием хода урока, презентацией, разрезными карточками для фронтальной и индивидуальной раб...

Конспект урока русского языка по теме "Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения".

4 класс, УМК "Перспектива"Знать:-  значение понятий , «главные члены предложения», , «грамматическая основа предложения» и использовать их в активном словаре;Уметь:- определять в предложении...

Конспект урока русского языка «Простые и сложные предложения»» (УМК "Перспектива"4 класс)

Тип урока: Открытия нового знанияЦель урока: Актуализация знаний о простом и сложном предложении;Планируемые результаты:  Предметные: различать простые и сложные предложения, находить грамматичес...