Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему:
    Конспект открытого урока в 3 классе "Правописание приставок и предлогов"

    Филипенко Ирина Викторовна

    Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_filipenko.doc88 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Школа-гимназия «№6» г.Джанкоя Республики Крым

    Урок русского языка в 3-Г классе.

    Учитель  - Филипенко Ирина Викторовна

    Дата проведения – 24.12.2015 г.

    Класс  – 3-Г

    Количество обучающихся  - 25

    Тема: «Правописание приставок и предлогов».

    Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

    Цели:  

    •  научить распознавать предлоги и приставки, правильно  их писать     употреблять   в речи.
    •  продолжить работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся, воспитывать интерес к предмету
    • продолжить работу по формированию умения работать в  группах, договариваться друг с другом.

    Задачи:   добиваться осознанного усвоения новых знаний и формировать практические умения, учить умению анализировать и понимать учебную деятельность

    Оборудование к уроку и ресурсы: ноутбук, интерактивная доска смарт, презентация из10  флипчартов, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной «Русский язык» 3 класс, электронная физминутка,  маршрутные листы, письмо от Деда Мороза,  раздаточный материал.

    Планируемые результаты:

    1. Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

    2. Метапредметные:

     регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок высказывать свои предложения.

    коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

    познавательные: уметь ориентироваться в  системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя   свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

    3. Предметные: развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать;

    Термины, понятия: приставка, предлог, части речи, глагол.

    Формы работы:  фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.  

            Ход урока.

    1. Организационный момент.

    - Протяните руки к солнышку, возьмите у него немного тепла и положите его себе в сердечко. Почувствуйте это тепло. А теперь поделитесь им со своим соседом по парте и с нашими дорогими гостями.  

       – Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие.  Дорога будет нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. У нас есть  путевые листы, в них мы будем записывать свои открытия.

       

           II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    УЛИЦА «ЧИСТОПИСАНИЕ»

     1. Чистописание.

     Итак, начнем свой путь с  улицы «Чистописание».

    -Какую цель вы поставите перед собой на этом этапе?

    (Флипчарт № 1 на интерактивной доске)

    На доске: от, к, за, для, про, с, по, кроме

    -Посмотрите внимательно. Что написано?   (предлоги и приставки).

    -Так приставки или предлоги?

    - Где приставка? Где предлог?

      Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!                                         

    – В качестве чистописания, запишите на первую строку приставки, которые могут быть предлогами. Напишите их, чередуя, до конца строчки.

    – На вторую строку, чередуя, запишите предлоги до конца строки.

                                                           

    2.Проверка по эталону (экран)                                        

    Оцените себя с помощью волшебных линеечек: правильность и аккуратность. Вы очень хорошо выполнили это задание, идем дальше.

      (Флипчарт № 2 на интерактивной доске)         в, по, у, за, до, под, с, от

    -Как вы думаете, что записано? (Приставки. Предлоги)

    -Так что же это приставки или предлоги?

    -Почему у нас возникло затруднение?  (Есть такие приставки.  Есть такие предлоги.  Произносятся и пишутся одинаково).

    -Какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке?

     (Научиться различать приставки и предлоги, правильно их писать со словом.)

    -Исходя из поставленных задач,  попробуйте сформулировать тему урока.

     (Правописание приставок и предлогов).

    Путешествуем мы с вами по какому городу? ( «Приставки и предлоги»)

    III.   Актуализация знаний 

    (Флипчарт № 3 на интерактивной доске)

     (по)бежал (по)деревне

    (про)читал (про)город

    -Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? (Слова с приставками и слова с предлогами)

    -Давайте воспользуемся своей памятью и вспомним, что мы знаем о приставке.

    -Что такое приставка? (Приставка - часть слова, стоит перед корнем, пишется со словом слитно, служит для образования новых слов).

    -Как найти приставку в слове?  (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой).

    - С какой  частью речи дружит приставка? ( С глаголом)

    -С какой целью мы всё вспомнили о приставке? (Чтобы найти слова с приставкой).

    -Назовите слова с приставкой.

    - В  какую группу отнесём все  остальные слова?  ( Слова с предлогами).

    -Что такое предлог?  (Это самостоятельная часть речи, пишется со словами раздельно).

    -Для чего служит предлог? (Для связи слов в предложении).

    -Молодцы. Но как же нам доказать, что это предлоги, ведь стоят скобки? Как нам их отделить от слова?

    IV. Первичное усвоение  нового знания.

    -Предлагаю вам   побывать в роли исследователей  и  отправиться

     на УЛИЦУ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ»

    -Может кто-нибудь из вас может предложить способ, как это сделать.

    (Если не знаете, попробуйте между предлогом и словом поставить  вопрос  или другое слово).

    (Работа на доске со вторым столбиком слов)

    по (большой) деревне, прочитал про (что?) город

    - Какой вывод мы можем сделать? ( Между предлогом и словом можно поставить вопрос  или другое слово).

    -А между приставкой и словом можно вставить вопрос  или другое слово? (Нет, приставка - часть слова)

    -При выполнении задания встретился ли вам хоть один предлог с глаголом? (Нет)

    -Какой из этого можно сделать вывод?  (Предлог с глаголом не употребляется).

    -Вы уже самостоятельно сделали два вывода.

     - Давайте проверим, хорошо ли вы поработали исследователями. Куда обратимся, чтобы проверить правильность своих выводов?   Правило на интерактивной доске. (Флипчарт № 4).

     Физкультминутка. Поиграем в игру «Общий галдёж»

    V. Первичное закрепление нового знания.

    - Мы продолжаем путешествовать по  какому городу?  «Приставки и Предлоги».

    1. (Флипчарт № 5 на интерактивной доске)

    Выбери лишнее: (на)шел, (на)окне, (на)писал, (на)рисовал. (Все глаголы, а на окне – существительное с приставкой) (Предлоги никогда не употребляются с глаголами)

       Докажите. Именно там вы найдете, куда же мы отправимся.

        УЛИЦА «ВЫБОРА»

    Упражнение на интерактивной доске. (Электронное приложение к учебнику В. А. Канакиной, В. Г. Горецкого.)

    Игра «Предлоги» (отгадайте загадки и   вставьте  пропущенные предлоги). 

    1. Рыба __ море, а хвост - ___ заборе. (Ковшик)
    2. __ неба пришёл, ___ землю ушёл.(Дождь)
    3. ___соснами, ___ ёлками лежит мешок ___ иголками.(Ёжик)
    4. ___морю идёт, идёт, а ___ берега дойдёт – тут и пропадёт. (Волна)

    (на, На, с,С, под, Под, по, По, в, В. До, До)

    Впечатай пропущенные приставки. Упражнение на интерактивной доске. (Электронное приложение к учебнику В. А. Канакиной, В. Г. Горецкого.)

    Осторожно ветер

    Из калитки  (__)шел,

    (__)стучал в окошко,

    (__)бежал по крыше.

    Оцените себя по шкале правильности.

    2. (Флипчарт № 6 на интерактивной доске)

         Найдите лишнее:  (в)лес, (в)сугроб,(в)снег, (под)партой.  (Слово с приставкой под).  Докажите. Там вы найдете следующую точку нашего маршрута.

    УЛИЦА «ОТДЫХА»

    Электронная физминутка «Снеговик».

    Дидактическая игра.  Предлагаю ещё немного отдохнуть и закрепить полученные знания.

    - Если вы услышите слово с приставкой – соедините ваши ладошки, с предлогом – разведите руки в стороны.

    Под пенечком, прокричал,  на санках, в хоккей, позевал, с горки, под ёлочку, прилетел, за подарками,  пожевал,  пошел,   с другом, в углу.

    VI.Обобщение и систематизация знаний/

    3.  А как же пишется (в)углу. Докажите. Там будет наша следующая станция.

    УЛИЦА «ТЕСТОВАЯ»

    - А сейчас обобщим наши   знания и сделаем кластер: (работа в группах – карточка на партах)

    (указать опоры, которые относятся к приставке (1 группа) и предлогу (2 группа). А к доске выходят по 1 ученику из каждой группы. (Флипчарт № 7 на интерактивной доске) 

     Приставка 

    Предлог

    1. Часть слова.

    1. Часть речи.

    2.Пишется слитно.

    2. Пишется отдельно.

    3. Служит для образования  новых слов

    4. С глаголами всегда пишу слитно.

    3. Служит для связи слов в предложении

    Итог: Давайте себе  похлопаем  за отличную работу!

    - Наступило время провести тест, и разобраться, как вы  поняли  тему урока.  Выбери правильное утверждение (Флипчарт № 8 на интерактивной доске), обведи букву:

    П.   Приставки со словами пишутся  слитно

    Г.   Приставки со словами пишутся  раздельно

    Я.   Приставка служит для образования   новых слов

    Л.   Приставка служит для связи слов в предложении

    К.   Предлоги пишутся слитно со  словами

    Т.   Предлоги пишутся раздельно со  словами

    Ь.   Предлог – часть речи

    Я.   Предлог – часть слова

    - Какое слово получилось? (пять). Вот вы сами себе поставили оценку. А у кого не получилось?

                   (Флипчарт № 9 на интерактивной доске)

    Найди лишнее:  (за)мок, (за)втра,(за)дверью,(за)йчик. (Во всех словах (за) – часть корня, а  - (за) дверью – приставка.  Докажите.  Поищите, что же там вас ожидает?

    ПЛОЩАДЬ «НОВОГОДНЯЯ»

    - Вот, посмотрите,  пришло письмо. От кого, как вы думаете? (от Деда Мороза) 

       Дорогие ученики 3-Г класса! Поздравляю вас с наступающим Новым годом! Очень хочу,  чтобы вы росли умными и здоровыми, чтобы ваше сердце всегда было согрето любовью и заботой.   За ваш  труд и старание дарю вам  ёлочку. Я не  успел её нарядить, но  знаю, что  вы сами справитесь и сможете её сделать по-новогоднему красивой и нарядной.  

    До встречи в новогоднюю ночь. Ваш Дед Мороз.

    - Ну что, выполним просьбу Деда Мороза, не подведём его?

    Рефлексия:     (Флипчарт № 10 на интерактивной доске)

         Оцените свои впечатления от сегодняшнего урока. Если вам все удалось, все понравилось, то закрасьте звёздочку в красный цвет, а если вам всё понравилось, но не всё получилось,  ёщё допускаете ошибки – синий, если у вас остались неразрешимые проблемы, вам нужна помощь -  жёлтый.

      - Давайте подарим себе аплодисменты за труд на уроке! Молодцы!!! 

             

    Приложение

    Маршрутный лист ученика(цы) 3-Г класса________________________

    По городу «ПРЕДЛОГИ И ПРИСТАВКИ»

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    Игра «Предлоги» (отгадайте загадки  и  вставьте  пропущенные предлоги). 

    1. Рыба __ море, а хвост - ___ заборе.
    2. __ неба пришёл, ___ землю ушёл.
    3. ___ соснами, ___ ёлками лежит мешок ___ иголками.
    4. ___ морю идёт, идёт, а ___ берега дойдёт – тут и пропадёт.

    (на, На, с, С, под, Под, по, По, в, В. До, До)

    Впечатай пропущенные приставки.

    Осторожно ветер

    Из калитки  _____ шел,

    ______ стучал в окошко,

    _____ бежал по крыше.

    Выбери верное  утверждение, обведи букву:

    П.   Приставки со словами пишутся  слитно

    Г.   Приставки со словами пишутся  раздельно

    Я.   Приставка служит для образования   новых слов

    Л.   Приставка служит для связи слов в предложении

    К.   Предлоги пишутся слитно со  словами

    Т.   Предлоги пишутся раздельно со  словами

    Ь.   Предлог – часть речи

    Я.   Предлог – часть слова


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока в 3 классе по теме "Продукты питания"

    Урок закрепления материала по теме Продукты питания. Проходит в форме познавательной игры. Используется интерактивная доска и компьютерная программа по английскому языку для 3 класса . Урок разработан...

    Конспект открытого урока в 3 классе по теме : "Рождество в Англии"

    Урок изучения и первичного закрепления знаний по теме "Рождество"...

    Конспект открытого урока в 3 классе по теме "Продукты питания"

    Данная разработка может пригодиться для проведения урока в 3 классе по теме "Продукты питания"....

    Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"

    Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"...

    Конспект "открытого" урока в 3 классе с использованием ИКТ "Размножение и развитие животных".

    Конспект "открытого" урока в 3 классе  с использованием ИКТ  "Размножение и развитие животных". УМК "Школа России", учебник "Окружающий мир" Плешакова А.А....