Методическая разработка урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Князева Ирина Анатольевна

ГБОУ СОШ с. Утевка Русский язык 4 класс

Тема урока: Повторяем признаки имени существительного.

Цель урока: повторение признаков имени существительного.

Задачи урока:

Обобщить, систематизировать и актуализировать имеющие знания об имени существительном;

Развивать устную и объяснительную речь учащихся, расширять их лексический кругозор;

Повторить изучение орфограммы;

Учить размышлять, формировать свои мысли, высказывать их вслух.

Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: интерактивная доска, учебник «Русский язык 4 класс» (1 часть), карточки для индивидуальной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russ_yaz4kl_dlya_sayta_1.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области

Методическая разработка урока                                                                                   по русскому языку

Князева Ирина Анатольевна

учитель начальных классов.

2014

ГБОУ СОШ с. Утевка Русский язык 4 класс

Тема урока: Повторяем признаки имени существительного.

Цель урока: повторение признаков имени существительного.

Задачи урока:

Обобщить, систематизировать и актуализировать имеющие знания об имени существительном;

Развивать устную и объяснительную речь учащихся, расширять их лексический кругозор;

Повторить изучение орфограммы;

Учить размышлять, формировать свои мысли, высказывать их вслух.

Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: интерактивная доска, учебник «Русский язык 4 класс» (1 часть), карточки для индивидуальной работы.

Формы и методы работы

Этапы урока

Организация детей на урок

Сообщение учителем темы и цели урока.

Работа с интерактивной доской.

Слово учителя.

Работа с интерактивной доской.

Работа с интерактивной доской.

Работа в тетрадях.

Работа с интерактивной доской.

Словарная работа.

Работа с интерактивной доской.

Работа с интерактивной доской.

Работа с доской.

Работа с интерактивной доской.

Работа с учебником.

Работа с учебником в парах.

Работа с интерактивной доской.

Работа у доски.

Работа с интерактивной доской.

Коллективная работа.

Работа с раздаточным материалом.

Коллективная работа.

Самостоятельная работа по карточкам.

Коллективная работа.

Ход урока.

  1. Организационный момент:

Учитель:-Дети вам тепло? (Да!)

-В классе тепло? (Да!)

-Прозвенел уже звонок? (Да!)

-Уже закончился урок? (Нет!)

-Только начался урок? (Да!)

-Хотите учится? (Да!)

-Значит можно всем садиться!

     II.       Проверка домашнего задания.

  1. Сообщение цели урока. Постановка учебной задачи.

Учитель: Вспомнить на какие группы можно поделить все слова?

Ученик: Части речи.

Учитель: О какой части речи говорится в загадке?

(слайд 1)

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

Ученик: Имя существительное.

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим и обобщим имеющиеся у нас знания об имени существительном. Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. По наблюдению ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. Будут нам сегодня помогать стихи. Встречая, имена существительные в поэтических строчках, мы обобщим все, что знаем о признаках этой части речи.

Учитель: О чём идет речь в стихотворении? Что за город? (слайд 2)

Здесь Кремль

Здесь Воробьевы горы

И площадь Красная видна.

Такой большой старинный город.

Столица Родины - …Москва.

(слайд 3)

  1. Минутка чистописания.

Учитель: Правильно – Москва.

Учитель: Строчку в минутке чистописания мы пропишем буквы Мм. А прежде запишим число, классная работа.

-МмМ//мМм// (письменный вариант). Обратите внимание на соединения.

-Вспомним, как надо писать слово – Москва.

-Какие однокоренные слова мы можем придумать? Что называется однокоренными словами? (слайд 4)

Москва московский москвич москвичка подмосковье

(слайд 5)

Москва – мать городов русских

-Скажите, а слова московский и московская будут являться однокоренными?

-Москва, Москвы? Почему?

-Как вы понимаете: Москва – мать городов русских.

- Прочитайте, объясните написание слов.

Спишите.

-Во второй строчке найдите имена существительные. Докажите.

Таблица.

Кто?

Что?

(слайд 5)

  1. Упражнение в различении имен существительных по родам.

           Учитель: Эти имена существительные            живут на трех улицах. Каких?

Ученик: мужской, женский, средний род.

Таблица.(слайд 6)

Мужской род

Женский род

Средний род

Учитель: К данным существительным назовите пару по роду. Укажите род.

-Ко всем ли словам подобрали пару? Почему?

(слайд 7)

  1. Работа с учебником. Упражнение 3 (устно) стр.13 (Наблюдение за однокоренными словами, различными по значению; развития языкового чутья, расширение словарного запаса и формирование речевой культуры).
  2.  Работа в парах. Упражнение 2 стр.12 (повторение рода имен существительных и образование существительных мужского и женского рода; развития языкового чутья).
  3. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» стр.13 (знакомит с происхождением имен). Имена имеют свою историю, свое значение; о том, откуда, из каких языков пришли знакомые имена и что они раньше обозначали, расскажет рублика «Путешествие в прошлое»
  4. Рубрика «Давай подумаем» стр.14 (эта рубрика организует наблюдение за родом имен существительных).

VI.Упражнение в различении собственных и нарицательных имен существительных.

  1. На доске записаны деформированные предложения. Правая часть закрыта. Левая служит подсказкой.

(слайд 8)

Учитель Надо соединить части по смыслу.

-Выходят по одному человеку, соединяют, объясняют орфограммы.

-Почему некоторые слова написаны с большой буквы?

Ученик: Потому, что имена , отчества, фамилия людей, названия городов, улиц пишутся с большой буквы.

Учитель: Давайте вспомним, какие имена существительные относятся к собственным.

Ученик: К собственным относятся названия городов, рек, деревень, гор, имена людей, клички животных и т.д.

Учитель Собственные имена обозначают единственные в своем роде предметы, этим как бы выделяясь из круга однородных предметов:

Стран много, Россия – одна, городов много, но Москва в России –одна. В системе языка постоянно происходят измененеия: нередко имена нарицательные становятся именами собственными и наоборот.

  1. Упражнение в различии одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Учитель : Прочитайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина (слайд 9)

…вот уже по Тверской

Возок несется через ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

         IX.Учитель: Подсчитайте сколько всего имен           существительных. Ученик: 28.

-Проверим, подставляя вопросы.

-Вспомните ещё один признак имен существительных: одушевленные, не- одушевленные.

-Как определить?

Ученик: Одушевленные отвечают на вопрос кто? И обозначают живые существа. Неодушевленные отвечают на вопрос что?

X.       Физминутка.

Мы немного все устали,

Сели, встали.

Пальцы веером размяли.

Сели, встали.

Глазки сильно все сомкнули

И немножечко уснули.

А теперь мы все проснулись

И встряхнулись, улыбнулись.

XI.          Упражнение в различии числа имен  существительных.

Учитель: А теперь поговорим о современной Москве. Прочитайте стихотворение, которое у вас на партах.

-Найдите существительное. Подчеркните.

Читатель мой, бывал ли ты

На башне университета?

Видал ли с этой высоты

Столицу нашу в час рассвета?

Когда за дымкой голубой,

А в летний зной совсем  лиловый,

Москва – река перед тобой

Лежит серебряной подковой.

Все видно с высоты такой –

Бульвары, площади и парки.

Мосты повисли над рекой,

Раскинув кружевные арки.

XII.           Учитель: Вспомним еще один морфологический признак имени существительного: число.

-В русском языке есть: единственное число и множественное число.

Какие имена существительные относятся к единственному числу?

Какие к множественному числу?

Ученик: К единственному числу относятся имена существительные, которые называют один предмет.

К множественному числу относятся имена существительные, которые называют два или несколько предмета.

Учитель: Скажите какие имена существительные из стихотворения относятся к единственному числу , а какие к множественному числу?

Ученик: К единственному числу относятся имена существительные: читатель, на башне университета, высота, столица, час, рассвет, дымка, зной, Москва, река, подкова. К множественному – бульвары, площади, парки, арки.

XIII.          Самостоятельная работа по вариантам.

Задание: Определить число имен существительных, найти и подчеркнуть имя существительное, которое  употребляется только в единственном числе или во множественном?

1 вариант.

Москва – в сиянии огней.

Москва – в движении машин,

И в шумном говоре людей,

В улыбках женщин и мужчин.

2 вариант.

Я люблю подмосковные рощи

И мосты над твоею рекой.

Я люблю твою Красную площадь

И кремлевских курантов бой.

3 вариант.

В городах и далеких станицах

О тебе не умолкнет молва,

Золотая моя Москва.

XIV.         Закрепление

Работа с доской.

Учитель: Послушайте знакомые пушкинские строчки:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах, на поднятых парусах.

Мимо острова крутого,

Мимо города большого,

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Учитель: Хором повторим их. Запишите по памяти те имена существительные, которые встретились в этих сточках.

Обозначьте: род, число, одушевленное, неодушевленное, определить нарицательное, собственное это имя существительное.

XV.        Подведение итогов урока.

Учитель: Какие признаки имени существительного мы успели сегодня повторить?

Ученик: Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы  кто? Что? Имена существительные бывают собственные, одушевленные и неодушевленные, трех родов: мужской, женский, средний, единственного и множественного числа.

  1. Самооценка учащихся.
  2. –Выполнили мы задачу урока?
  3. –Чем заинтересовал вас урок?
  4. 2. Оценка учителя.
  5. 12. Домашнее задание с комментированием.
  6. С.14 упражнение 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе

Развивать умения ставить вопросы к словам в предложении; устанавливать действующее лицо или предмет; конструировать предложения из слов; развивать связанную устную речь; продолжать выработку кал...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Школа России". Урок развития речи.

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской областиТема: «Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста», 3 класс «Школа ...