Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Члены предложения"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Абдуллина Виктория Борисовна

Технологическая карта с презентацией к уроку русского языка в 3 классе на тему "Члены предложения" (УМК "Гармония)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: Члены предложения.

 УМК. Гармония.

Цель урока: формирование умений определять главные и второстепенные  члены в предложениях.

Задачи:

1. Организовать деятельность по изучению и первичному закреплению знаний о членах предложения.

 2. Актуализация знаний учащихся о видах предложения по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов.

3. Создать на уроке ситуацию, помогающую изучению и первичному закреплению знаний о членах предложения.

4. Способствовать развитию орфографической зоркости; интеллектуальных умений: анализировать, обобщать; практических умений: работать с опорными схемами; содействовать развитию у детей умения работать в парах.

5. Создать условия для общения друг с другом, положительной учебной мотивации.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, электронная презентация. 

Коммуникативные УУД:

-формировать умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-создать условия для культуры общения, интереса к урокам русского языка;

-воспитывать стремление овладеть навыками совместной работы в парах;

Познавательные УУД:

-формировать орфографические навыки;

-учить находить и проверять орфограммы слова через решение поставленной проблемы:

-создать условия для выработки навыков нахождения и проверки орфограммы слова;

-формировать навыки учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

-развивать внимание,  мышление через анализ слов и предложений.

-воспитывать потребность в ЗОЖ через применение здоровьесберегающих технологий.

Дидактическая

структура

урока

Методическая подструктура урока

Признаки

решения

дидактических

задач

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

I. Организация класса. (3мин)

Прозвенел для всех звонок.

Начинается урок.

 Запись числа, классной работы, дня недели.

 Информация о происхождении слова «суббота».

словесный, мотивации учебной деятельности

Чтение стихотворения учащимся, беседа

Игровой прием

Образные представления

фронтальный

Мотивация учебной деятельности

II. Актуализация знаний.

Орфографическая минутка (7 мин)

 Какая орфограмма в слове суббота?

  Назовите слова с такой же орфограммой, которые мы записали в словари и запомнили. А чтобы вам было интересней выполнять эту работу, я подготовила для вас загадки. Отгадки запишите в тетрадь, выделите орфограммы: ванна, хоккей, русский, жужжать, одиннадцать, русский.

 На какие группы можно разбить записанные слова? Докажите.

Какой части речи здесь нет? Приведите примеры. 

наглядный

наглядный, словесный,

познавательный

Самостоятельная работа в тетради

Просмотр слайда, беседа, самостоятельная работа

Игровой прием: загадки

Прием решения орфографических задач при отгадывании загадок

Рабочая тетрадь, ручка, доска

Мультимедийная презентация, тетрадь, ручка

Фронтальный

Фронтальный,

индивидуальный

Активация грамматических понятий о правописании слов с удвоенными согласными

III. Сообщение темы урока.

Постановка проблемы. (3 мин)

 Составьте предложение с любым из слов. Разберите его.

Что мы сейчас делали? Определите тему урока.

Определение темы урока и постановка целей. (2 мин)

Тема урока. Члены предложения. 

Целеполагание: сегодня на уроке…

Поиск решения. Организация наблюдения за членами предложения. (4 мин)

Дополните предложения:

Тут зубами щёлк да щёлк,

Появился серый ...

Шкуру белую надел,

Нежным голосом…    

Будет ли это предложением? Почему? Как называются члены предложения, которые пропустил Незнайка?

Открытие нового. (2 мин)

Обобщение. (3мин)

А почему они так называются, и кто им жал название, нам сейчас расскажут наши ученики (сообщение о М.В. Ломоносове учеником класса).

проблемный

Наблюдение, дискуссия

Доклад учащегося (ранее подготовленного)

Приемы создания проблемной ситуации и ее решения

Мультимедийная презентация

Фронтальный

Фронтальный, индивидуальный

Целевая установка

Формирование понятия «члены предложения»

IV.  Работа над новым материалом. Первичное закрепление.

Работа над текстом определения. (5 мин)

Какие вы знаете предложения по цели высказывания? По интонации? По наличию членов? Найдите в тексте нераспространенные предложения:

Травка зеленеет.

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В сени к нам летит!

Назовите автора и название произведения.

Сделайте так, чтобы эти предложения стали распространенными. Что помогло нам это сделать? Перечислите, какие вы знаете второстепенные члены предложения.

 Моделирование знаний. (3 мин)

А теперь найдите распространенное предложение. Проверьте, верно ли сделал разбор и характеристику предложения сказочный герой Карлсон. (Работают самостоятельно, подчёркивают главные члены предложения).

Физминутка (1 мин)

4) Включение в систему знаний. Дифференцированное задание и творческое задание в паре. (3 мин)

   Из следующего текста выберите предложение, которое соответствует схемам. 

Из какого произведения строки? Кто автор?

   Однажды утром Варюша проснулась оттого, что Сидор прыгал по оконцу и стучал клювом в стекло. Варюша открыла глаза и зажмурилась. С крыши, перегоняя друг друга, падали длинные капли. Горячий свет бил в оконце. Орали галки.

(К. Паустовский «Стальное колечко»)

5) Дидактическая игра «Составь предложение по схеме» (3 мин)

информационно-рецептивный

объяснительно-иллюстративный

практический

практический

практический, метод контроля,  самоконтроля

частично-поисковый, практический, метод взаимоконтроля

ответы на вопросы

Чтение и разбор задания,  1ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

Учитель объясняет разноуровневое и творческое задания, учащиеся его выполняют

Прием перифраза

Приемы работы с тетрадью

Игровой прием здоровьесбережения учащихся

прием работы с детьми с разным уровнем интеллектуальных способностей, прием познавательной активности через творческое задание

Мультимедийная презентация

рабочая тетрадь, ручка, доска

Мультимедийная презентация,  рабочая тетрадь, ручка

Рабочая тетрадь, ручка

Рабочая тетрадь, ручка

Фронтальный,

фронтальный

Индивидуальный, фронтальный

Индивидуальный

Парный

Индивидуальный, фронтальный

Формировать умение распознавать предложения по наличию второстепенных членов

Формирование умения от нераспространенного предложения образовывать распространенные предложения, применение нового понятия в практической работе

Активация новых знаний

Активация и закрепление  новых знаний

V.  Рефлексия. (2 мин)

познавательно-рефлексивный

Учащиеся рисуют разноцветные смайлики (зеленый- все было интересно и понятно, желтый – были затруднения, красный – тема урока оказалась трудной)

Прием письменной рефлексии

Цветные карандаши, тетрадь

фронтальный

VI. Итог урока. (3 мин)

Дайте на вопрос ответ…

Какие члены предложения образуют грамматическую основу?

Что такое подлежащее?

 На какие вопросы отвечает подлежащее?

Какими частями речи чаще всего выражается сказуемое?

словесный

беседа

фронтальный

Активация необходимых знаний о членах предложения

VII. Дифференцированное домашнее задание. (2 мин)

Словесный, наглядный

Учитель объясняет выполнение домашнего задания

Прием свободы выбора задания

Мультимедийная презентация, дневники, ручки

фронтальный

VIII.  Выставление оценок. (2 мин)

словесный

Учитель выставляет и комментирует задания

Анализа работы учащихся

Журнал, ручка, дневники

Пояснительная записка

 

Урок русского языка в 3 классе проводился по программе «Гармония».   Тип урока - открытие нового знания, третий урок в разделе «Возвращаемся к разговору о предложении». Работа на уроке строится через постановку учебной задачи, в деятельностном режиме учащиеся с помощью учителя получают новые знания по теме урока.

В ходе урока предполагается фронтальная, парная, индивидуальная работа. Электронная презентация позволяет сделать урок познавательным, наглядным и создает на уроке музыкальный фон.

Весь учебный материал подчинён сказочной тематике: стихи, загадки, предложения, физкультминутка, наглядный материал. Закрепление по теме урока проводится дифференцированно, по уровням сложности. Домашнее задание также носит дифференцированный характер. По тому выбору учащихся, который они сделают, можно диагностировать степень усвоения нового материала, а также эмоциональную предпочтительность творческому заданию.

Все этапы урока взаимосвязаны. Весь урок способствует формированию толерантной позиции личности, анализируются такие нравственные понятия,  как доброта, ответственность и т.д. (метапредметность).

Содержание урока направлено на конструктивное взаимодействия учащихся.

        Использованы различные формы организации учебной деятельности: коллективная, парная (развитие коммуникативных компетенций), индивидуальная (практическая деятельность).

Собственная педагогическая деятельность основана на следующих методах:

А) ПО ИСТОЧНИКУ ЗНАНИЙ

- словесные (объяснение, беседа)

- наглядные (демонстрация презентации)

- практические (работа с схемами)

Б) ПО ХАРАКТЕРУ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- объяснительно – иллюстративные

- продуктивные

В) ПО ЛОГИКЕ ИЗЛОЖЕНИЯ

- индуктивные (от частного к общему)

- методы мотивации:

        Эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).

        Познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).

Волевые (познавательные затруднения, самооценка деятельности)

Социальные (работа в парах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Гармония"

Аннотация.Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Оборудование: презентации «Словарная работа. Фрукт...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива"

Роль учебного предмета «Русский язык» огромна, так как именно на уроках русского языка мир общения становится для обучающихся предметом изучения и осмысления, а родной язык – главным...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка. Урок русского языка .4 класс. Тема: " Повторение знаний о предложении."

Тема урока « Повторение знаний о предложении».Цель: закрепление знаний по теме « Предложение».Задачи:1)    закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения;2)...