Урок русского языка в 3 классе по теме: "Открытие новых знаний. Окончание"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Нечепаева Светлана Анатольевна

Вводный исследовательский урок изучения нового материала с элементами проблемного обучения направлен на раскрытие теоретической основы одной из важных частей слова - окончания. Урок построен таким образом, что учащиеся открывают для себя новую тему, опираясь на свой социальный опыт и межпредметные знания. Такая форма подачи материала позволяет надолго сохранить в памяти изученное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе «Б» 10.12.2013 года («День открытых дверей» МБОУ «Прогимназия № 2»)

Учебник Л.Ф.Климовой, Т.В.Бабушкиной «Русский язык» (УМК «Перспектива»)

Урок – исследование «Открытие новых знаний. Окончание»

УМК: «Перспектива», Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык» 3 класс, Москва, издательство «Просвещение» 2012 г.

Тема урока: «Открытие новых знаний. Окончание»

Тип урока: вводный исследовательский урок изучения нового материала с элементами проблемного обучения.

Цель урока: познакомить учащихся с новой частью слова – окончанием.

Задачи урока: 

1) образовательная: раскрыть теоретическую основу части слова – окончания, опираясь на имеющийся у детей социальный и предметный опыт, ввести понятие нулевого окончания, не конкретизируя частей речи, имеющих эту особенность, вести пропедевтическую работу по ознакомлению учащихся с падежными вопросами;

2) развивающая: развивать умение изменять слова по вопросам, способствовать развитию умения анализировать, сравнивать;

3) воспитательная: воспитывать чувство взаимопомощи при работе в команде, сопереживания и поддержки товарищу.

Планируемые результаты: 

1) предметные: научить видеть и определять окончания у простых форм слов разных частей речи; ставить вопросы к разным словам в тексте в отдельных предложениях и словосочетаниях;

2) личностные: пополнить критерий самооценки и взаимооценки на основе успешности учебной деятельности; сравнить свои достижения на этом уроке;

3) метапредметные: 

а) регулятивные: формулировать цель урока, разрабатывать последовательность действий и распределять время, оценивать свои действия во время работы в группе и индивидуально;

б) коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать ответы товарищей и оценивать их точность, учиться работать в группе, чётко исполняя свою роль для повышения качества работы;

в) познавательные: ориентироваться в системе собственного запаса знаний, преобразовывать информацию из текстовой формы в схематичную, делать выводы о результатах работы в группе по заданной теме.

Основные понятия: окончание, нулевое окончание, словосочетание, предложение.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в группе, ИКТ.

Ресурсы: учебник «Русский язык», авт. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина 3 класс  часть 2, Москва, издательство «Просвещение» 2012 г., компьютер; мультимедийный проектор; экран; презентация по теме урока; лента букв, орфографический словарь.

Ход урока.

I. Оргмомент. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, ребята! Сегодня наша работа будет проходить в режиме наблюдения. Представим себе, что это корреспонденты радио и телевидения будут писать репортаж о нас с вами и о нашей школе. Поэтому, необходимо создать рабочую обстановку, но и в тоже время постараться  ответить на любой вопрос корреспондентов. По итогам работы на уроке каждый ученик получит свою отметку, которую сможет поставить себе сам. В процессе урока Вам будет предложено 5 заданий, за правильность выполнения которых вы ставите себе на полях тетради «+» или «-». Итак, начинаем нашу работу.

II. Чистописание. Словарная работа. Создание проблемной ситуации.

  1. Прочитайте первую строку чистописания и подумайте, какое правило здесь присутствует? ая, ые, ов, ев, ут, ют, ит, ет
  2. Прочитайте предложение. Запишите его в тетрадь, поясняя правила.

П . лот . в  и  к . п . тан . в  вс . гда  инт . р . су . т п . годные условия (первое задание)

Какие словарные слова являются однокоренными для тех, которые вы видели в предложении?

Назовите новое словарное слово  (пилот). Запишите его в словарь №17

III. Постановка задач.

Сегодня мы познакомимся поближе с новой частью слова – какой, если вы догадались? – правильно окончанием.  

IV. Подготовка к восприятию нового материала. Вот и второе задание.

Постарайтесь самостоятельно составить словосочетания со словарными словами, изменяя их по смыслу (ИКТ)

1 вариант  

Ценить (что?)   Род. на, к . л . ектив;

Дорожить (чем?) св . бода, р . бята;

Радоваться  (чему?) пра . дн . к, . п . . тит;

2 вариант  

Интересоваться  (чем?) х . к . ей, к . рабль;

Удивляться  (чему?) п . бе да, р . машка;

Мечтать (о чём?) до св . дан . я, М . сква.

Вывод: слова меняют свою форму. Меняется окончание.

V. Работа с учебником. Чтение правила на с. 113. Знакомство с новым материалом. Третье задание (у доски два ученика)

Упражнение на с. 113

Пронаблюдайте за изменением слова «чеснок» в тексте и сделайте вывод, запишите словосочетания со словом «чеснок», выделите окончания в этом слове. Пронаблюдайте за окончанием слова, которое зависит от слова «чеснок». Как по-вашему, оно меняется? Порассуждайте на эту тему!

Чеснок.

В обычном чесноке много полезных свойств. Сок обычного чеснока помогает залечивать раны. Раньше обычным чесноком лечили кашель. Добрая слава у обычного  чеснока.

VI.  Пассивная физкультминутка. Четвёртое задание

Отдых для глаз, плеч и кистей рук. Я буду произносить словосочетания в единственном числе, а вы изображать и произносить их во множественном числе.

А) 1 вариант  

Чудесная встреча –

Чайная чашка –

Широкое море –

Живая рыба –

2 вариант  

Счастливое лицо –

Частая ошибка –

Жилая комната –

Морской берег -

Вывод: с изменением существительного меняется и прилагательное, которое от него зависит.

Запишите эти словосочетания (ИКТ). Подумайте, возможно, ещё какое-нибудь правило вы повторили?

Б) Пятое задание

Проследите за изменением окончаний у глаголов прошедшего времени, сделайте вывод. (ИКТ)

Пруд замёрз. Река замёрзла. Ручьи замёрзли. Озеро замёрзло.

Выберите два любых предложения и запишите, распространив их. Постарайся выделить окончания глаголов.

VII. Домашнее задание.

VIII. Закрепление изученного. Необходимо грамотно написать под диктовку словосочетание и объяснить его значение. (ИКТ)

Выбросить из головы – постараться забыть.

Светлая голова – умный, думающий человек.

Как снег на голову – неожиданно, внезапно.

Ходить на голове – шалить, озорничать.

Отвечать головой – взять на себя ответственность.

IX. Итог.

Подсчитайте свои «+».

Нужно вспомнить правила, которые сегодня нам помогали.

Спасибо за хорошую работу! 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку русского языка в 3 классе «Б» по теме: «Открытие новых знаний. Окончание » Подготовила учитель начальных классов МБОУ «Прогимназия № 2» Нечепаева Светлана Анатольевна

Слайд 2

П и лот о в и к а п и тан о в вс е гда инт е р е су ю т п о годные условия Задание 1. Проверь себя Вставь пропущенные буквы. П и лот о в – пилотировать, пилотный . К а п и тан о в – капитанский. Инт е р е су ю т – интерес, интересный. П о годные – погожий, погода, распогодилось.

Слайд 3

Задание 2 Составь словосочетания, используя словарные слова Вариант 1 Ценить (что?) Род . на, ко . . ектив , дорожить (чем?) св . бода, р . бята , радоваться (чему?) праз . ник, а . . етит . Вариант 2 Интересоваться (чем?) хо . . ей, к . рабль , удивляться (чему?) п . беда, р . машка , мечтать (о чём?) до св . дания , М . сква .

Слайд 4

Задание 2. Проверь себя. Составь словосочетания, используя словарные слова Вариант 1 Ценить (что?) Род и ну, ко лл ектив, дорожить (чем?) св о бодой, р е бятами, радоваться (чему?) праз д нику, а пп етиту. Вариант 2 Интересоваться (чем?) хо кк еем, к о раблём, удивляться (чему?) п о беде, р о машке, мечтать (о чём?) о св и дании, о М о скве.

Слайд 5

Задание 3. Проверь себя. Выпиши словосочетания со словом «чеснок», выделите окончания в этом слове. В обычном чеснок е , обычного чеснок а , обычным чеснок ом , у обычного чеснок а . В обычн ом чеснок е , обычн ого чеснок а , обычн ым чеснок ом , у обычн ого чеснок а .

Слайд 6

Задание 4. Проверь себя. Измени словосочетание, употребив его во множественном числе. ЧУДЕСНЫЕ ВСТРЕЧИ ЧАЙНЫЕ ЧАШКИ ШИРОКИЕ МОРЯ ЖИВЫЕ РЫБЫ СЧАСТЛИВЫЕ ЛИЦА ЧАСТЫЕ ОШИБКИ ЖИЛЫЕ КОМНАТЫ МОРСКИЕ БЕРЕГА

Слайд 7

Задание 5. Проследите за изменением окончаний глаголов прошедшего времени. Запиши два любых предложения, распространив их. Постарайся выделить окончание у глаголов. Пруд замёрз. Река замёрзла. Ручьи замёрзли. Озеро замёрзло.

Слайд 8

Задание 5. Проверь себя. Проследите за изменением окончаний глаголов прошедшего времени. Запиши два любых предложения, распространив их. Постарайся выделить окончание у глаголов. Наш пруд за деревней давно замёрз. Река Ухватка замёрзла ещё в ноябре. Все ручьи в лесу очень рано замёрзли. Озеро Белое в этом году долго не замерзало.

Слайд 9

Закрепление изученного. Выбросить из головы. – Постараться забыть. Светлая голова. – Умный, думающий человек. Как снег на голову. – Внезапно, неожиданно. Ходить на голове. – Шалить, озорничать. Отвечать головой. – Взять на себя ответственность.

Слайд 10

Спасибо за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.Тема "Род имен существительных"- открытие новых знаний

Познакомить с приемами определения рода имен существительных....

Конспект урока русского языка. 2 класс. УМК "Гармония". Тема "Новое об известных опасностях письма. Удвоенные согласные".

Урок с использованием технологической карты и рейтинго-накопительной системы оценивания результатов собственной деятельности уч-ся....

Урок русского языка 4 класс. Тема: "Отработка навыков написания личных окончаний глаголов".

Урок русского языка 4 класс. Тема: "Отработка навыков написания личных окончаний глаголов".Урок закрепления изученных знаний.Программа "Перспектива"....

Конспект урока русского языка 4 класс Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Гармония».Тема: Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывае...

Урок русского языка 3 класс "Глагол. Обобщение" УМК "Планета знаний"

Технологическая карта урока по русскому язык  4 класс УМК "Планента знаний" по теме "Глагол. Обобщение" с использованием ЭФУ...

Урок русского языка 4 класс. Закрепление по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных"

Предлагаемый материал представляет собой комбинированный урок русского языка, литртурного чтения и окружающего мира. За основу взяты произведения Н. Сладкова. Урок-проект имеет своей ближайшей продукт...