Глагол как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Малюгина Кристина Александровна

Тема «Глагол как часть речи».

 

Предмет: русский язык

Класс: 4-г

УМК: Классическая начальная школа Рамзаева Т.В.«Русский язык. 4 класс»

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления

Планируемые результаты:

Предметные:

- Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

- Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные:

- Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

1.Орг. момент

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

А хотите   вы  учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

 

 

II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

1. Чистописание

На доске написаны слова:  сегоднячетверг

Что общего в этих словах?

(словарные)

Открываем тетрадь, записываем число, классная работа и заглавную и строчную буквы СчСч …

2. Словарная работа

А сейчас вспомним еще словарные слова, разгадывая кроссворд. Узнавать их вы будете по толковому значению (1 человек работает у доски)

- Вещи, груз пассажиров, упакованные для отправки, перевозки. (багаж)

- Летательный аппарат с силовой установкой и крылом, создающим подъёмную силу. (самолёт)

- Человек, который совершает поездку в транспортном средстве. (пассажир)

- Транспортное средство для перевозки пассажиров и грузов по рельсам. Бывает пассажирский и товарный. (вагон)

- Мера длины, равная 1 000 метрам (ов). (километр)

- Радиотехническое устройство для приёма телевизионных передач, на экране которого воспроизводится изображение и сопровождается звуковыми сигналами. (телевизор)

 

 

 

б

а

Г

а

ж

 

 

 

 

с

а

м

о

Л

ё

т

 

 

 

 

п

а

с

с

А

ж

и

р

 

 

 

 

 

в

а

Г

о

н

 

 

 

 

 

к

и

л

О

м

е

т

р

 

 

 

 

т

е

Л

е

в

и

з

о

р

 

3. Определение темы и постановка учебной задачи.

 

- Ребята, рассмотрите кроссворд со словарными словами.

- Может ли таблица подсказать нам тему урока?

- Сегодня на уроке мы начнём изучение новой темы: «Глагол».

 

- Интересная часть речи
  В русском языке живёт.
  Кто что делает, расскажет:
  Чертит, пишет иль поёт,

  Вышивает или пашет,
  Или забивает гол,
  Варит, жарит, моет, чистит –
  Все расскажет нам … (глагол!)

 

-Какие задачи мы поставим перед собой на урок?

- Мы с вами уже изучили такие части речи, как существительное и прилагательное, и можем отличить их друг от друга.

-А на какие вопросы мы сегодня должны ответить, чтобы правильно отличать глаголы от других частей речи?

4.     Стадия вызова.

- Обратите внимание на доску (на доске/ на экране). Перед нами слово «Глагол», вот только он потерялся в огромном мире слов. Давайте этому слову обрести себя. Для этого мы должны ответить на вопросы, связанные с этой частью речи.

 

Я предлагаю вам сегодня поработать исследователями.

 

Сначала составим план исследования глагола.

- Давайте посмотрим, что у нас получилось?

План исследования:

1.Какая часть речи?

2. Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Как изменяется?

5. Роль в речи.

6. Каким членом предложения бывает?

(У каждого ребёнка в тетради лист с план исследования, поэтапно каждый учащийся заполняет каждый пункт)

 

1 пункт:

- Перед вами разбросаны слова (мама, белый, перед, а, сидит, солнце, но, около, прекрасный, писала, облако, высокий). Распределите эти слова в два столбика: самостоятельные/служебные части речи.

- Дети на доске выполняют задание.

 

- Глагол – это …… самостоятельная часть речи. (заполняют таблицу)

 

2 пункт:

- Что обозначает эта часть речи? Разобраться в этом нам поможет стихотворение. Послушайте, найдите глаголы и подумайте ответ на наш вопрос.

 

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придёт

Летит ракета, люди строят зданья

И рожь в полях цветёт.

- Дети перечисляют названные глаголы. Они обозначают действие предмета

- А только ли действие обозначают глаголы? Давайте проверим. Я называю глаголы, а вы выполняете то, какое действие обозначает этот глагол.

Физ минутка:

Миша топает (дети показывают)

Миша хлопает (дети показывают)

Миша поднимает руки (дети показывают)

Миша приседает (дети показывают)

Миша кивает «Да» (дети показывают)

Миша кивает «Нет» (дети показывают)

Миша мечтает

Миша думает

Миша любит

 

- Только ли действие предмета обозначает глагол.

- Нет. Ещё и состояние предмета.

 

- Запишем в наш план: Глагол обозначает действие и состояние предмета)

 

3 пункт:

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте оживим данные слова(работа в паре):

 

слово

действие предмета

птица

горит

учитель

писать

солнце

учил

дети

нарисовать

огонь

играли

ученик начал

светило

девочка портрет собралась

летела

 

- Итак, запишем в план исследования, на какие вопросы отвечает глагол.

(Дети записывают в план вопросы глагола)

 

4 пункт:

Физ минутка:

- Давайте ответим на вопрос: Как изменяется глагол? Для этого я буду называть предметы, а вы будете выполнять определённые действия. Если глагол изменяется по данному признаку, вы присядите, а если нет – вы хлопните в ладоши один раз.

- Готовы?

 

- Глаголы изменяются по:

- временам

- по склонениям

- по числам

- по лицам

- по родам

 

- Запишем в план исследования: Изменяется по временам, числам, по родам.

 

5 пункт:

- Русский писатель и переводчик Алексей Кузьмич Югов сказал: «Глагол – самая живая часть речи»

- А какую роль играет глагол в нашей речи и каким членом является в предложении?

 

Работа в группах:

- Чтобы ответить сразу на два эти вопроса, я предлагаю вам объединиться в группы, поработать писателями и выполнить следующее задание:

1. Дополнить текст глаголами

2. В каждом предложении найти и подчеркнуть главные члены предложения.

 

- Дети выполняют задание в группах (3 группы), а потом зачитывают получившийся текст.

Примеры текстов:

 

 

Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

 

 

Утро. Ласковое солнышко. Лёгкий ветерок. Река. Над водой чайки. Вдали лес.

_______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

 

 

 

  Весна. Яркое солнце. Проталинки. Ручейки. Жучки и букашки. Под пеньком ёжик.

 

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

- Какую роль глагол играет в нашей речи?

- Делает нашу речь понятной, интересной и т д.

- Каким членом предложения является?

- Сказуемым.

- Запишем это в наш план исследования.

 

Рефлексия.

- Вот и подходит к концу наше исследование. Давайте подытожим. А поможет в этом тест.

- Дети отвечают на вопросы теста и выбирают правильный ответ.

 

Тест:

1.     Глагол – это…:

а) часть слова         б) часть речи       в) часть света

2. Глагол обозначает:

а) признак     б) действие и состояние     в) предмет

3. Глагол отвечает на вопросы:

а) Кто? Что?       б) Что делает? Что сделать? и т д     в) Какой? Какая?

4. В предложении является …:

а) дополнением         б) подлежащим       в) сказуемым   

 

- А теперь проверим как вы оценили свою работу.

 

1.     На уроке я работал

хорошо/ плохо

2.     Своей работой на уроке 

доволен / не доволен

3.     Урок мне показался

интересным / неинтересным

4.     Материал на уроке был

понятный / непонятный

5.     Моё настроение

imageimageimage

 

 

Д/з: с 61 № 399

 

- Спасибо за урок!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryty_urok_po_russkomu.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Глагол как часть речи».

Предмет: русский язык

Класс: 4-г

УМК: Классическая начальная школа Рамзаева Т.В.«Русский язык. 4 класс»

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления

Планируемые результаты:

Предметные:

- Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

- Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные:

- Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Ход урока.

1.Орг. момент

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

А хотите   вы  учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

1. Чистописание

На доске написаны слова:  сегоднячетверг

Что общего в этих словах?

(словарные)

Открываем тетрадь, записываем число, классная работа и заглавную и строчную буквы СчСч …

2. Словарная работа

А сейчас вспомним еще словарные слова, разгадывая кроссворд. Узнавать их вы будете по толковому значению (1 человек работает у доски)

- Вещи, груз пассажиров, упакованные для отправки, перевозки. (багаж)

- Летательный аппарат с силовой установкой и крылом, создающим подъёмную силу. (самолёт)

- Человек, который совершает поездку в транспортном средстве. (пассажир)

- Транспортное средство для перевозки пассажиров и грузов по рельсам. Бывает пассажирский и товарный. (вагон)

- Мера длины, равная 1 000 метрам (ов). (километр)

- Радиотехническое устройство для приёма телевизионных передач, на экране которого воспроизводится изображение и сопровождается звуковыми сигналами. (телевизор)

б

а

Г

а

ж

с

а

м

о

Л

ё

т

п

а

с

с

А

ж

и

р

в

а

Г

о

н

к

и

л

О

м

е

т

р

т

е

Л

е

в

и

з

о

р

3. Определение темы и постановка учебной задачи.

- Ребята, рассмотрите кроссворд со словарными словами.

- Может ли таблица подсказать нам тему урока?

- Сегодня на уроке мы начнём изучение новой темы: «Глагол».

- Интересная часть речи
 В русском языке живёт.
 Кто что делает, расскажет:
 Чертит, пишет иль поёт,

  Вышивает или пашет,
 Или забивает гол,
 Варит, жарит, моет, чистит –
 Все расскажет нам … (
глагол!)

-Какие задачи мы поставим перед собой на урок?

- Мы с вами уже изучили такие части речи, как существительное и прилагательное, и можем отличить их друг от друга.

-А на какие вопросы мы сегодня должны ответить, чтобы правильно отличать глаголы от других частей речи?

  1. Стадия вызова.

- Обратите внимание на доску (на доске/ на экране). Перед нами слово «Глагол», вот только он потерялся в огромном мире слов. Давайте этому слову обрести себя. Для этого мы должны ответить на вопросы, связанные с этой частью речи.

Я предлагаю вам сегодня поработать исследователями.

Сначала составим план исследования глагола.

- Давайте посмотрим, что у нас получилось?

План исследования:

1.Какая часть речи?

2. Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Как изменяется?

5. Роль в речи.

6. Каким членом предложения бывает?

(У каждого ребёнка в тетради лист с план исследования, поэтапно каждый учащийся заполняет каждый пункт)

1 пункт:

- Перед вами разбросаны слова (мама, белый, перед, а, сидит, солнце, но, около, прекрасный, писала, облако, высокий). Распределите эти слова в два столбика: самостоятельные/служебные части речи.

- Дети на доске выполняют задание.

- Глагол – это …… самостоятельная часть речи. (заполняют таблицу)

2 пункт:

- Что обозначает эта часть речи? Разобраться в этом нам поможет стихотворение. Послушайте, найдите глаголы и подумайте ответ на наш вопрос.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придёт

Летит ракета, люди строят зданья

И рожь в полях цветёт.

- Дети перечисляют названные глаголы. Они обозначают действие предмета

- А только ли действие обозначают глаголы? Давайте проверим. Я называю глаголы, а вы выполняете то, какое действие обозначает этот глагол.

Физ минутка:

Миша топает (дети показывают)

Миша хлопает (дети показывают)

Миша поднимает руки (дети показывают)

Миша приседает (дети показывают)

Миша кивает «Да» (дети показывают)

Миша кивает «Нет» (дети показывают)

Миша мечтает

Миша думает

Миша любит

- Только ли действие предмета обозначает глагол.

- Нет. Ещё и состояние предмета.

- Запишем в наш план: Глагол обозначает действие и состояние предмета)

3 пункт:

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте оживим данные слова(работа в паре):

слово

действие предмета

птица

горит

учитель

писать

солнце

учил

дети

нарисовать

огонь

играли

ученик начал

светило

девочка портрет собралась

летела

- Итак, запишем в план исследования, на какие вопросы отвечает глагол.

(Дети записывают в план вопросы глагола)

4 пункт:

Физ минутка:

- Давайте ответим на вопрос: Как изменяется глагол? Для этого я буду называть предметы, а вы будете выполнять определённые действия. Если глагол изменяется по данному признаку, вы присядите, а если нет – вы хлопните в ладоши один раз.

- Готовы?

- Глаголы изменяются по:

- временам

- по склонениям

- по числам

- по лицам

- по родам

- Запишем в план исследования: Изменяется по временам, числам, по родам.

5 пункт:

- Русский писатель и переводчик Алексей Кузьмич Югов сказал: «Глагол – самая живая часть речи»

- А какую роль играет глагол в нашей речи и каким членом является в предложении?

Работа в группах:

- Чтобы ответить сразу на два эти вопроса, я предлагаю вам объединиться в группы, поработать писателями и выполнить следующее задание:

1. Дополнить текст глаголами

2. В каждом предложении найти и подчеркнуть главные члены предложения.

- Дети выполняют задание в группах (3 группы), а потом зачитывают получившийся текст.

Примеры текстов:

Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Утро. Ласковое солнышко. Лёгкий ветерок. Река. Над водой чайки. Вдали лес.

_______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  Весна. Яркое солнце. Проталинки. Ручейки. Жучки и букашки. Под пеньком ёжик.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

- Какую роль глагол играет в нашей речи?

- Делает нашу речь понятной, интересной и т д.

- Каким членом предложения является?

- Сказуемым.

- Запишем это в наш план исследования.

Рефлексия.

- Вот и подходит к концу наше исследование. Давайте подытожим. А поможет в этом тест.

- Дети отвечают на вопросы теста и выбирают правильный ответ.

Тест:

  1. Глагол – это…:

а) часть слова         б) часть речи       в) часть света

2. Глагол обозначает:

а) признак     б) действие и состояние     в) предмет

3. Глагол отвечает на вопросы:

а) Кто? Что?       б) Что делает? Что сделать? и т д     в) Какой? Какая?

4. В предложении является …:

а) дополнением         б) подлежащим       в) сказуемым    

- А теперь проверим как вы оценили свою работу.

  1. На уроке я работал

хорошо/ плохо

  1. Своей работой на уроке  

доволен / не доволен

  1. Урок мне показался

интересным / неинтересным

  1. Материал на уроке был

понятный / непонятный

  1. Моё настроение

Д/з: с 61 № 399

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глагол: "Анализ глагола как части речи", 3 класс, УМК "Гармония".

Презентация выполнена к теме "Глагол" к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Гармония"....

Урок русского языка по теме "Понятие о глаголе. Глагол как часть речи"

Урок  для 4 класса по программе " Перспективной начальной школы"  по теме " Понятие о глаголе.Глагол как часть речи".Урок содержит индивидуальную, групповую работу с элементами игры....

«Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Цели и задачи урока, развернутый конспект урока по теме, презентация...

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи»....

Конспект урока по русскому языку "Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: совершенствование навыка правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; актуализация знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:...