конспект урока "Сложные слова" 3 класс по УМК "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Катюшина Надежда Юрьевна

Конспект урока "Сложные слова" 3 класс и презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 19

городского округа Кинешма Ивановской области

Конспект

открытого урока

по русскому языку

по теме:

«Сложные слова»

3 класс

                                                 

                                                                                                                     

             

                                                                      

                                                                                                             

                                                                                          Разработала  и  провела:

                                                                                                               учитель начальных классов

                                                                                                     высшей  категории

                                                                                                           Катюшина Н.Ю.

Цели урока:

-учить детей овладевать способами учебной деятельности: наблюдению, сравнению, обобщению, умению делать выводы; развивать познавательные способности, память, устную и письменную речь; расширять словарный запас;

-познакомить учащихся со сложными словами и способом их образования; на основе исследования сделать вывод о правописании сложных слов; ввести в речевую практику слова, состоящие из двух корней и доказать их практическое применение;

-формировать у учащихся личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные универсальные учебные действия.

Оборудование:

- у учителя: мультимедийное оборудование, презентация «Сложные слова»

- у учащихся: карточки жёлтого цвета для исследования сложных слов,

                         карточки зелёного цвета для творческой работы;

                         карточки – тесты розового цвета;

                         снежинки для рефлексии, рисунок горы.

   

       -1-

Ход  урока.

I. Орг. момент.

   Мотивация к учебной деятельности.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Давайте постараемся провести урок интересно и получить новые знания.

II. Актуализация учебной деятельности.

          1.лингвистическая разминка (слайд по щелчку)

БЕЛЫМ СНЕГОМ  ВСЁ ПОКРЫЛО

И ДЕРЕВЬЯ, И ДОМА.

СВИЩЕТ ВЕТЕР ЛЕГКОКРЫЛЫЙ:
«ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА!»

Зима приносит нам и лёгкий пушистый снежок, и крепкие морозы  (слайд по щелчку). С её приходом  мы чаще употребляем  в речи зимние слова.  Сейчас я предлагаю для вас лингвистическую разминку. Потренируем нашу речь: замените словосочетания одним словом. (слайд по щелчку)

  • изящная резная звёздочка, состоящая из 6 лучей (снежинка)
  • осадки, которые выпадают зимой (снег)
  • природное явление, когда снег падает хлопьями ( снегопад)
  • забавная фигура из снега (снеговик)
  • девочка, которая растаяла, прыгая через костёр (Снегурочка)
  • детская зимняя игра в комочки  (снежки)
  • птицы, которые прилетают к нам с первым снегом (снегири)

Что вы можете сказать об этих словах?  ( однокоренные)

Докажите. (слайд по щелчку)

( Дети называют корни в словах. Обратить внимание на чередование г//ж)

Посмотрите внимательно на эти слова и постарайтесь найти лишнее по составу.

( снегопад)

Почему оно лишнее? ( два корня) (щелчок)

                       а) вывод темы урока

А почему так назвали природное явление? ( снегопад – падает снег) (щелчок)

А как вы думаете, как образовалось это слово? ( сложили два корня «снег» и «пад»)

А как бы вы назвали слова, в которых происходит сложение 2-ух корней?

-2-

 (схема -  слайд по щелчку)

Назовите тему урока . (щелчок)

Запишите в тетрадь тему урока.

Какие слова называются сложными?

Вывод: слова, у которых  два корня, называются сложными.

III. Выявление  места и причины затруднения.

                    1.фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

А сейчас я вновь хочу вернуться к слову «снегопад». (слайд по щелчку)

Скажите, а какие орфограммы встречаются  в этом слове в первом корне?

( безударная  проверяемая «е»)   (щелчок)

Как проверить?

Какая орфограмма встречается во втором корне?

(парная согласная «д»)     (щелчок)

Как проверить?

Объясните, а почему нужно писать между корнями букву «о»? (щелчок)

 Можете вы сейчас это объяснить? Трудно?!  А почему?!  ( не хватает знаний)

                 2. определение задач  урока

Значит, чему мы сегодня  должны научиться на уроке?  ( слайд по щелчку)

  • исследовать сложные слова;
  • узнать новую орфограмму;
  • научиться писать сложные слова.

      3. Физкультминутка для глаз «СНЕЖИНКА»

IY. Построение выхода из затруднения.

             1.исследовательская групповая работа

Предлагаю вам поработать в группах с другими сложными словами. Возьмите карточку жёлтого цвета и выполните задание в соответствии с инструкцией.

 (слайд по щелчку)

-3-

ИНСТРУКЦИЯ  К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ.

  1. Из словосочетаний образуйте сложные слова.
  2. Выделите в них корни.
  3. Подчеркните гласную между корнями.
  4. Произнесите согласный звук перед этой гласной. Если он звучит твёрдо, то обозначьте  синей точкой, а если звучит мягко, то – зелёной точкой.

Вывод:  гласная  «О» пишется после ……………….. согласных,  гласная «Е» пишется после…………….согласных.

Задание для групп:

1 группа                                                               2 группа

скоро варить –                                               вода падает-

земля копать -                                  сталь варит –

3 группа                                                              4 группа

сам летит –                                    рыбу ловит –  

камни падают –                                        в море ходит –

 

( слайд по щелчку)  

Проверка по группам  ( называют сложное слово, корни, соединительную гласную)

 Скажите, а как можно назвать гласную, которая соединяет два корня?

Какие соединительные гласные вам встретились? (О, Е)  Есть другие?

Когда же пишется О, а когда Е?

Вывод каждой группы.   ( слайд по щелчку)

Вывод: гласная «О» пишется после твёрдых согласных, гласная «Е» пишется после мягких согласных.

                    2. проверка вывода по эталону

с.89  правило

Правильно сделали вывод?

А что ещё добавилось? ( после «Ж» и «Ш» пишется «Е»)

-4-

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  «О – Е»

( если соединительная гласная «О» присесть, если «Е» встать)

САДОВОД, ПЕШЕХОД, НОСОРОГ, ГОЛОЛЁД, ЛЕЖЕБОКА, КАШЕВАР, ЛУНОХОД, ОГНЕТУШИТЕЛЬ, ЗЕМЛЕРОЙКА, МИЛОСЕРДИЕ

Y. Первичное закрепление  с проговариванием.

                                        1. работа по учебнику

Гласные  О и Е в сложных словах – это орфограмма.

Как же будем действовать при их записи?       

                                         а)  работа с инструкцией

с.90 (читают и комментируют)

                                          б) работа на интерактивной доске

упр .126  ( 6 слов)

YI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

А сейчас я предлагаю полученные знания применить на практике.

упр.128  (1 столбик – для мальчиков,  2 столбик – для девочек)

САМОПРОВЕРКА  (слайд по щелчку)

Вывод

Слова  какой части речи получили?

YII. Включение в систему знаний.

1.творческая работа

Скажите, а зачем нам нужны сложные слова? Для чего мы их употребляем в речи?

Поработайте с текстом и постарайтесь правильно употребить сложные слова. Но сначала их образуйте.  ( слайд по щелчку)    (карточки зелёного цвета)

-5-

Зимой в горах.

В каникулы  мы отправились в горы. Горная речка не замерзает даже зимой. Она поразила нас своим………… . На открытых участках возникла опасность…………. А морозной ночью  мы наблюдали ………..

Слова для справок: вода падать, камни падать, звёзды падать.

ПРОВЕРКА.(одна группа) (слайд по щелчку)

Слова какой части речи записали?

Нужны ли нам сложные слова? (для краткости речи, для красоты речи)

YIII. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. На уроке вы были трудолюбивыми, работоспособными.

Что это за слова я сказала? Определите часть речи.

С такими прилагательными мы будем работать на следующем уроке.

Вспомните, были ли у нас на уроке затруднения? (вернуться к слову «снегопад»)

Теперь вы можете объяснить написание буквы «О» в данном слове?

                        1.выполнение тестов (слайд по щелчку)

      ( карточкти розового цвета)

  • Слова, у которых два корня, называются………………
  • В сложных словах гласная О пишется  после ……… согласных, а гласная Е пишется после………. согласных.
  • После Ж и Ш пишется буква…..  ( слайд по щелчку)

IX. Оценивание своей учебной деятельности. ( вернуться к 1- му слайду)

 Найдите слово, которое подходит к нашей теме. ( легкокрылой)

Объясните, почему оно написано с буквой О в середине.

Мы выполнили цели урока?

Покажите, как вы разобрались в этой теме. Возьмите снежинки и прикрепите их на вершину горы, если вам всё понятно было на уроке. Если вы не очень разобрались, прикрепите их чуть пониже. А если вам нужна помощь, прикрепите их у подножия горы. Всем спасибо за урок!