Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Владимирова Анастасия Андреевна

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные слова

Цели урока: формировать умение выделять корень в родственных словах; научить школьников разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; обогащать речь учащихся.

Планируемые результаты:

·        Предметные: научатся вычленять признаки однокоренных слов, выделять в них корень; применять правило единообразного написания корня в родственных словах; определять группу однокоренных слов; подбирать однокоренные слова.

·        Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; понимать роль орфографических правил в облегчении написания и чтения слов.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник по русскому языку «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 46-47; презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

русский язык

        

                                                                                Шарыкина Анастасия Андреевна                

Челябинск, 2016

Предмет: русский язык

Класс: 2В

Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные слова

Цели урока: формировать умение выделять корень в родственных словах; научить школьников разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; обогащать речь учащихся.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся вычленять признаки однокоренных слов, выделять в них корень; применять правило единообразного написания корня в родственных словах; определять группу однокоренных слов; подбирать однокоренные слова.
  • Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; понимать роль орфографических правил в облегчении написания и чтения слов.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник по русскому языку «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 46-47; презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1. Орг. момент:

Словесн.: слово учителя.

2 мин

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Слайд. Урок русского языка. Он пройдет интересно и принесет нам радость, если мы будем активно мыслить и дружно работать. Пожелаем друг другу успешной работы.
Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и тетрадка в линеечку по русскому языку. Теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! Сейчас открываем тетради и записываем сегодняшнее число и классная работа. На доске можете посмотреть образец (24 февраля. Классная работа). Пишите красиво и правильно. Кто готов, покажите мне.      

Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку.

Л: формировать положительное отношение к урокам, формировать ценностные ориентации.

2. Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: словарно - орфографическая работа.

Практич.: словарная работа.

Словесн.: слово учителя.

Словесн.: беседа.

2 мин

3 мин

3 мин

2 мин

Минутка чистописания

Словарно - орфографическая работа.

- Прочитайте слова на слайде: скоро, весело.

Запишите слово скоро. Подчеркните безударную гласную.

Выделите корень. Сможете ли вы это сделать? Почему вы уверены, что именно такой корень?

Чтобы в слове выделить корень, необходимо следовать инструкции:

1. Вдуматься в значение слова. Что оно обозначает?

(Через недолгое время)

2. Подбираем 2-3 родственных слова, чтобы у них обязательно было общее значение. Желательно небольшие (короткие) слова подбирать. Слайд.

(Скорость, скорый, ускоряться) Запишите их через тире.

3. Сравнивать слова и находить общую часть в написании.

(Скор) Слайд.

4. Выделять корень. Корень выделяем четко дугой, от буквы до буквы.

Аналогично слово весело. (Веселый, весельчак, веселиться)

Словарная работа.

- Отгадайте, что за зверь. (Лиса, лисица)

Хищное животное с острой мордочкой и длинным пушистым хвостом. Говорят, что она им следы заметает.

- Расскажите, что еще знаете об этом хищнике. Слайд.

В лесах средней полосы водится красная лисица. Своим пушистым хвостом она действует как рулем, делая резкие повороты во время преследований. Хвостом же лисица укрывается, свернувшись клубочком во время отдыха. На охоту лисицы выходят в любое время суток. Распространено мнение, что они таскают кур и домашних птиц, забираясь во дворы селений. В народе даже загадки сложены об этом. Однако такие случаи очень редки. Главной добычей лисицам служат мелкие грызуны, а летом они поедают насекомых, ягоды и плоды различных растений.

- Запишите новое словарное слово в тетради, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. исица)

- Составьте устно словосочетание со словом лисица.

- Составьте предложение с этим словом.

- Мы пришли ранее к выводу, что слово состоит из отдельных частей. Как вы думаете, все ли части в слове равноправны или есть какая-то главная часть?

- Назовите часть слова, которая является общей для родственных слов. (Корень)

- Итак, корень - герой сегодняшнего урока. Мы продолжаем пополнять наши знания об этой части слова.

- Попробуйте сформулировать тему урока.

Тема урока: «Корень - главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова». Слайд.

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (Находить однокоренные слова; подбирать однокоренные слова; выделять в них корень; применять правило единообразного написания корня в родственных словах)

Наблюдать над правильным написанием букв: письмо в воздухе.

Прописать буквы.

.

Объяснять значение слова.

Подбирать родственные слова.

Сравнивать слова и находить общую часть в написании.

Выделять корень.

Отгадывать животного.

Воспринимать информацию.

Слушать учителя.

Записать словарное слово в тетрадь.

Составить словосочетание и предложение.

Предполагать тему урока.

Предполагать задачи урока.

Планировать деятельность на урок.

П: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных уч. целях;

Р: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата.

П: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

дополнять и расширять знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Р: контроль и самоконтроль учебных действий.

3. Решение частных задач

Словесн.: слово учителя, беседа.

Практич.: выполнение упражнения.

.

Словесн.: беседа.

5 мин

4 мин

И в этом нам поможет учебник. Откройте его на странице 46. Выполним упражнение 61. Прочитайте текст. Озаглавьте его. (Жаркий день, водопой)

 - Что означает слово водопой? (1. Место на реке, водоеме, где поят скот или куда приходят пить звери. 2. Поение скота водой.)

- Сколько всего животных шло на водопой? (8)

- Как шел слоненок и почему?

- Кто катился? Почему?

- Почему лисенок крался?

- Как двигался медвежонок?

- Ребята, есть ли в стихотворении однокоренные слова? (Да, это название животного и его детеныша)

Произнесите их. Посмотрите на образец на странице 47.

Запишите слова парами по образцу.

- Докажите, что вы выписали родственные слова. (Слоненок - детеныш слона, общая часть слон; в общих частях каждой пары есть общий смысл)

- Выделите корень в каждой паре слов.

- Во всех ли словах корни совпадают по написанию? (Нет, в паре медведица - медвежонок произошло чередование согласных, такое в русском языке встречается нередко)

Запишите два любых предложения с родственными словами.

Однажды с Ваней произошла такая история. Ему надо было проверить безударную гласную в слове лиса в предложении: (слайд) На полянку выбежала пушистая л..са. Он подобрал проверочное слово лес и написал: (слайд) На полянку выбежала пушистая леса.

- Все ли Ваня правильно сделал? (Нет, он неправильно подобрал проверочное слово)

- Почему слова леса и лиса не родственные, не однокоренные? (Они не связаны по смыслу и не имеют общего значения)

- Как нам проверить слово лиса в этом предложении? (Лисы, лисонька)

- Значит, в словах лиса и леса разные корни. А почему эти корни пишутся по-разному? Слышится ведь одинаково. (Для них есть разные проверочные слова: лес и лисы)

Напишите в тетради. Слайд.

Лиса - лисы, леса - лес.

Запомните, что слова иногда звучат одинаково, но пишутся по-разному, так как они не являются родственными, или однокоренными.

Выполнять упражнение.

Отвечать на вопросы.

Наблюдать над языковым материалом.

Работать по заданию.

Анализировать чередование согласных в корнях.

Записать предложения.

Строить грамматическое рассуждение.

Строить логическое высказывание.

Записать пары слов.

Сделать вывод.

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы;

постановка и формулирование проблемы.

К: высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров.


Р: принимать и сохранять уч. задачу при выполнении заданий; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; применять освоенные способы действия.

4. Закрепление изученного материала:

Словесн.: слово учителя.

Словесн.: беседа.

Практич.: выполнение упражнения.

Словесн.: слово учителя.

Практич.: выполнение задания.

Практич.: работа по карточкам.

1 мин

6 мин

4 мин

5 мин

Физминутка

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо!

Ветер тише-тише, деревцо все выше-выше!

Мы пришли к выводу, что некоторые слова звучат одинаково, но не являются однокоренными, так как имеют разные корни. А может ли быть наоборот - корни в словах имеют одинаковое звучание и пишутся одинаково, но все-таки эти слова не родственные?

Ответить на этот вопрос нам поможет упражнение 62.

Рассмотрите рисунок. Как интересен подводный мир! Водолаз на дне моря увидел водоросли, кораллы, морскую черепаху.

- А вы знаете, чем занимается водолаз?

Это специалист, умеющий выполнять работы под водой в водолазном снаряжении.

- А что такое кораллы? Это материал скелета колонии коралловых полипов. (Морских организмов)

- Водоросли - это морские растения.

Прочитайте слова.        

Сравните слова по значению и написанию.

- Выделите корень. (Вод)

- Какое из них не относится к группе родственных слов? (Водитель)

- Но почему? Ведь корень в этом слове точно такой же, как и в других словах. (Корни пишутся одинаково, но имеют разные значения)

- Выпишите однокоренные слова, выделите корень.

- Запишем другую группу слов, родственных слову водитель. (Водитель, водит, заводит, проводник)

- Сделайте вывод по этому упражнению. (Иногда слова имеют одинаковые по звучанию и написанию корни, но не являются однокоренными, так как имеют разные значения)

Послушайте стихотворение, запомните однокоренные слова.

Как растут слова

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад - фруктовым -

Был он только словом.

Это слово - слово-корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

Маленький садик развел садовод.

К нам садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном. Е. Измайлов

- Какие однокоренные слова прозвучали? (Сад, рассада, посадки, садик, садовод, садовник) Слайд.

- Какой корень во всех словах? (Сад)

- Докажите, что слова действительно являются родственными. (Садик - маленький сад, садовник - человек, ухаживающий за садом, посадки, то, что посадили, рассада - молодые растения, выращенные для пересадки на грядки, садовод - специалист по разведению садов)

Запишите их, выделите корень.

Сейчас каждый из вас получит карточку со словом.

Ваша задача составить ряд однокоренных слов и выделить корни в этих словах. Работаем самостоятельно.

Придумайте как можно больше слов.

(Зима, снег, ход, вода, школа, ночь, дом, лес)

Повторять движения.

Предполагать.

Выполнять задание.

Объяснять лексическое значение слов.

Выделять общую часть в словах.

Выписать однокоренные слова. Выделить корень.

Делать вывод.

Слушать учителя.

Наблюдать над языковым материалом.

Выделять однокоренные слова из стихотворения.

Доказать, что слова являются родственными.

Работать по  заданию.

Подбирать однокоренные слова.

П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

Р: принимать и сохранять уч. задачу при выполнении заданий; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; применять освоенные способы действия.

П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

аргументация своего мнения и позиции.

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

5. Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесн.: беседа.

3 мин

- Как звучала тема урока? (Корень - главная часть слова.)
- Какие два вывода мы с вами сделали?

(Некоторые слова звучат одинаково, но не являются однокоренными, так как имеют разные корни.

Корни в некоторых словах имеют одинаковое звучание и пишутся одинаково, но эти слова не являются родственными)

Кто ничего не изучает,

тот вечно хнычет и скучает! Р. Сеф

Кто сегодня скучал на уроке? Кому некогда было скучать?

А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.

Д/з: упр. 140 стр. 22 в рабочей тетради.

Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания!

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

Самоанализировать свою работу на уроке.

Подводить итог.

Л: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Предлагаю подружиться Плодотворно потрудиться!

Слайд 2

Скоро, весело.

Слайд 3

Скор о –

Слайд 4

Скор о – скорость, скорый, ускоряться.

Слайд 5

Скор о – скор ость, скор ый, у скор яться.

Слайд 6

Вес е л о –

Слайд 7

Вес е л о – веселый, весельчак, веселиться.

Слайд 8

Вес е л о – весел ый, весел ьчак, весел иться.

Слайд 10

ТЕМА УРОКА: «Корень - главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова».

Слайд 11

На полянку выбежала пушистая л..са .

Слайд 12

На полянку выбежала пушистая леса .

Слайд 13

На полянку выбежала пушистая лиса .

Слайд 14

Л и с а – л и сы, л е с а – л е с.

Слайд 15

Сад, рассада, посадки, садик, садовод, садовник.

Слайд 16

Сад , рас сад а, по сад ки, сад ик, сад овод, сад овник.

Слайд 17

гора игра бег горе вода убежал погоревал горный играет подводный горюшко бегун горочка водичка игрушка

Слайд 18

ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.



Предварительный просмотр:

Зима     Солнце     Снег     Ход    Вода

Мороз    Школа    Ночь    Дом    Лес

Зима     Солнце     Снег    Ход    Вода

Мороз   Школа     Ночь   Дом     Лес

Зима     Солнце     Снег     Ход    Вода

Мороз    Школа    Ночь    Дом    Лес

Зима     Солнце     Снег    Ход    Вода

Мороз   Школа     Ночь   Дом     Лес


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Слово. Роль слов в речи" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Слово. Роль слов в речи" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Морфемный состав слова"

Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: морфемный состав словаЦели урока: дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании морфем (корень)Планируемые результаты:·...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Правописание однокоренных слов"

Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: правописание однокоренных словЦели урока: развивать навык правильного подбора проверочных слов в корне слова на основе знания их признаков.Планируемые результа...

Учебно-методический комплект по русскому языку для 2 класса на тему "Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"

Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов....

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Ударение. Перенос Слов.»

Предмет: русский язык.Класс: 1-3Тема: «Ударение. Перенос Слов.»Тип урока: изучение нового материала.Цель деятельности учителя: совершенствовать навыки деления слов на слоги и для переноса с одной стро...

Конспект урока по теме "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"

Тема: "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова". 2 класс. УМК "Перспектива"...