Главные вкладки

    Конспект урока по теме "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Тема: "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова". 2 класс. УМК "Перспектива" 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_yazyk.docx19.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Образовательная программа: «Перспектива»
    Предмет: русский язык
    УМК: учебник «Русский язык» 2 класс в 2-х частях,
    Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина

    Учитель: Дикая Е.В.

    Тема: «Корень – главная часть слова. Однокоренные слова».

    Тип урока: урок «открытия» новых знаний

    Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению «корня», как части слова.

    Задачи: предметные – способствовать формированию понятия «корень»; содействовать формированию умения подбирать однокоренные родственные слова; группировать (классифицировать) однокоренные слова  по отличительным признакам, находить  общую  часть  в  группах  слов; познакомить с новым словарным словом и активизировать его в устной и письменной речи учащихся; содействовать воспитанию внимательного отношения к слову.

    Метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий:

    а) регулятивных – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

    б) познавательных – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

    в) коммуникативных – воспринимать другое мнение и позицию;

    Личностные УУД – способствовать внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.

     Планируемые результаты:

    1. Учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи.

    2. Аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

    3. Анализировать, делать выводы, сравнивать.

    Оборудование: учебники «Русский язык» Л.Ф.Климанова; плакат с изображением письменного алфавита, плакат «Сиди правильно», карточки с заданиями.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    1. Проверка готовности к уроку

    Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку и их расположение

    2. Повторение правил посадки и подготовки руки к письму

    А) упражнение для кистей рук

    Используются плакат «Сиди правильно».

    Вращательные движение кулачками под счет учителя.

    Б) упражнение для пальцев рук

     Массаж для укрепления мелкой мускулатуры пальцев.

    II. Каллиграфическая минутка

    Используется плакат с изображением письменного алфавита.

    1. Определение темы минутки чистописания:

    - Букву, которую мы будем писать сегодня, вы определите сами, отгадав загадку:

    Спать отправились подружки,

    Взяли пышные подушки:

    Р – одну, а буква …- две.

    Что это за буква? (В)

    в  вв  ввв

    2. Контроль и оценка выполнения работы

    - Подчеркните карандашом те буквы, которые соответствуют образцам в письменном алфавите.

    III. Словарно-орфографическая работа Знакомство с новым словарным словом «лисица».        

    1. Логическое задание

    - Слово, с которым мы познакомимся на уроке вы узнаете, отгадав, о каком животном идёт речь.

    Хищное животное с острой мордочкой и длинным пушистым хвостом. Говорят, что она им следы заметает.

    Фронтальный опрос

    Этимологическая справка.

    2. Найдите слово в словаре, запишите в тетради. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную (лисица)

    3. – Составьте устно словосочетание со словом лисица. Составьте и запишите с этим словом предложение.

    IV. Актуализация опорных знаний

    1. Работа с загадкой.

    - Какое слово состоит из 7 букв «я»? (семья)

    - Каково значение слова?

    - Прослушайте стихотворение:

    Возле школьного крыльца посадили деревца:

    Петя – клен, ольху – Олег,

    Роман Иванович – орех,

    А бабушка Нина – березу и калину.

    - О какой семье идет речь в стихотворении? (о семье деревьев)

    - Назови членов семьи. (Клен, ольха, орех, береза, калина)

    - Без чего не может жить семья людей? А семья деревьев? (Без корней).

    - Получается без корня деревце жить не сможет. Так и в русском языке у слова есть часть слова, которое называется корень. Без него слово не сможет существовать.

    - Как вы думаете, как будут называться слова, имеющие одинаковы корень? (Однокоренные)

     Фронтальный опрос

    2. Формулирование темы урока и постановка целей деятельности на урок.

    V. Работа над новым материалом

    1.Работа с учебниками (упр.61, с.46).    Упражнение на закрепление навыка находить однокоренные слов. Учитель обращает внимание детей на то, что во всех родственных словах корень пишется одинаково и имеет общее значение. Озаглавливают текст. Выясняют тип заглавия (отражает тему или основную мысль текста). Выписывают группы однокоренных слов по образцу, выделяют корень.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    2. Уточнение представлений о корне слова.

    - Как называется часть слова, которую мы сегодня изучаем? (Корень)

    - Прочитайте информацию на странице 48.

    - Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова? В какой части слова содержится основное значение? Как обозначается корень?

    VI. Физкультминутка

    «Хома, хома, хомячок»

    VII. Продолжение работы по теме урок1. Выполнение упр.1 (карточки с заданием на парте)

    Запись с комментированием (3 ученика работают у доски). Указывают корень слов.

    - Найдите и назовите общую часть в группах слов. Как она называется? Как называются эти слова? Запишите слова в тетрадь.

    Гриб – грибок – грибник (Общая часть – гриб, это корень слов. Слова являются родственными.)

    Город – городок – пригород (Общая часть – город, это корень слов. Слова являются родственными.)

    Правда – правдивый – неправда (Общая часть – правд, это корень слов. Слова являются родственными.)

    Лес – лесной – лесок (Общая часть – лес, это корень слов. Слова являются родственными.)

    Бросить – бросок – выбросить (Общая часть – брос, это корень слов. Слова являются родственными.)

    Трава – травяной – травушка (Общая часть – трав, это корень слов. Слова являются родственными.)

    Рыба – рыбак – рыбный (Общая часть – рыб, это корень слов. Слова являются родственными.)

    Вывод: Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова?

    2. Выполним упр.2 (карточки с заданием)  2 человека у доски, остальные в тетради.

    1 ученик находит однокоренные слова

    Еловый – ельник, трава – травушка, поле – полевой, осень – осенний, туча – тучка, ветер – ветерок, паук – паутинка.

    2 ученик находит формы одного и того же слова

    Дождик – дождиком, желтый – желтому, птица – птицы, земля – земли.

    Прочитайте внизу упражнения задание. Кто готов доказать свою точку зрения?

    Вывод: Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова?

     VIII. Творческая работа по развитию речи

    Устная работа:

    - Дети, вы заметили, что сегодня ночью был мороз? Подберите к этому слову два однокоренных слова, чтобы они отвечали на вопросы: какой? что сделал? (морозный, заморозил)

    - Можно ли проверить безударную гласную в этих словах? Почему?

    Слова записаны на доске.

    - Следующее задание: составьте из предложенных слов предложение:

    заморозил В морозный Мороз Ленивицу день. (В морозный день Мороз заморозил Ленивицу.)

    - Из какой сказки эти герои?

    - Почему в предложении слово Мороз записано с заглавной буквы? (Это имя героя)

    - Запишите это предложение в тетрадь. Выделите корень в однокоренных словах.  Записывают предложение в тетрадь.

    Х. Подведение итогов урока

    Послушайте стихотворение, запомните однокоренные слова

                            Как растут слова

    Как-то много лет назад
    Посадили странный сад.

    Не был сад фруктовым –

    Был он только словом.

    Это слово- слово-корень

    Разрастаться стало вскоре

    И плоды нам принесло-

    Стало много новых слов.

    Вот из сада

    Вам рассада

    Вот еще посадки рядом.

    Маленький садик развёл садовод.

    К нам садовод идёт.

    Очень интересно

    Гулять в саду словесном.

                                            Е. Измайлов

    - Какие однокоренные слова прозвучали? (Сад, садовник, рассада, посадки, садик, садовод)

    - Какой корень во всех словах? (-сад-)

    -Докажите, что слова являются родственными? (Садик- это маленький сад, садовник- человек, который ухаживает за садом, посадки- то, что посадили, рассада- молодые растения)

    -Как называется общая часть родственных слов? (Корень слова)

     ХI. Рефлексия 

    «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика. 

    Продолжите фразы:

     Сегодня я узнал (-а)…,  .

    Я научился (-лась)…,  .

    Мне было интересно…, потому что… .

    Теперь бы я хотел ещё узнать о…,  .

    Фразы для рефлексии вывешиваются на доску.

    ХII. Домашнее задание

    Каждый ученик получает карточку с заданием: составить ряд однокоренных слов к одному слову (зима, лето, снег, ход, вода, стол, школа, дом, лес)

    Список используемой литературы:

    1. «Русский язык» 2 класс, Л.Ф. Климанова,  Т.В. Бабушкина. Москва,  «Просвещение»
    2. «Поурочные разработки по русскому языку » для 2 класса, И.Ф. Яценко. Т.Н. Ситникова, Н.А. Рылова. М.: ВАКО, 2013 год
    3. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, 2011, Стандарты второго поколения
    4. «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
    5. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова,  М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    план -конспект урока Упражнение в распознавании корня слова в слове, подборе однокоренных слов

    Цели: формировать умение находить в словах корень, образо­вывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять словар­ный запас учащихся.Формировать УУД:- Личностные: способность к самооценке на...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

    Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

    Конспект урока по русскому языку,"Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс

    Урок закрепления знаний. Уточнение представлений о понятиях "корень слова, однокоренные слова". Устранение обнаруженных пробелов в знаниях, достижения положительных результатов в самостоятельной деяте...

    " Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова"

    Конспкт урока по русскому языку во 2 классе . Тема урока:  "Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова (продолжение)". УМК "Школа России"     ...

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"

    Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные словаЦели урока: формировать умение выделять корень в родственных словах; научить школьников разграничивать однокоре...

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему - "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"

    Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные словаЦели урока: формировать умение подбирать родственные слова для проверки написания букв безударных гласных звуко...

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему - Корень - главная часть слова. Однокоренные слова. Повторение изученных орфограмм

    Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные слова. Повторение изученных орфограммЦели урока: повторить правило проверки орфограммы «Парные по звонкости - глухос...