Главные вкладки

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему - "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"
    учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

    Шарыкина Анастасия Андреевна

    Предмет: русский язык

    Класс: 2

    Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные слова

    Цели урока: формировать умение подбирать родственные слова для проверки написания букв безударных гласных звуков в корне слова; повторить правила оформления предложений в тексте; повторить правило проверки орфограммы «Парные по звонкости - глухости согласные звуки на конце слова и в середине слова перед другими согласными» с учетом новых знаний учащихся о составе слова.

    Планируемые результаты:

    ·        Предметные: научатся правильно подбирать однокоренные слова; активизируют свой словарь при подборе родственных слов; вспомнят способы подбора однокоренных слов для проверки изучаемой орфограммы, правила проверки слов с непроизносимыми согласными.

    ·        Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; понимать роль орфографических правил в облегчении написания и чтения слов.

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: учебник по русскому языку «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 52-55; презентация.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Челябинской области

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Челябинский педагогический колледж №1»

    Технологическая карта урока

    русский язык

             

                                                                                    Шарыкина Анастасия Андреевна                

       

                                            

    Челябинск, 2016

    Предмет: русский язык

    Класс: 2В

    Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные слова

    Цели урока: формировать умение подбирать родственные слова для проверки написания букв безударных гласных звуков в корне слова; повторить правила оформления предложений в тексте; повторить правило проверки орфограммы «Парные по звонкости - глухости согласные звуки на конце слова и в середине слова перед другими согласными» с учетом новых знаний учащихся о составе слова.

    Планируемые результаты:

    • Предметные: научатся правильно подбирать однокоренные слова; активизируют свой словарь при подборе родственных слов; вспомнят способы подбора однокоренных слов для проверки изучаемой орфограммы, правила проверки слов с непроизносимыми согласными.
    • Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; понимать роль орфографических правил в облегчении написания и чтения слов.

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: учебник по русскому языку «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 52-55; презентация.

    Этап урока. Методы и приемы

    Хроно-метраж

    Содержание урока.

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Планируемые результаты (УУД)

    1. Орг. момент:

    Словесн.: слово учителя.

    2 мин

    Здравствуйте, ребята! Садитесь. Слайд. Урок русского языка. Он пройдет интересно и принесет нам радость, если мы будем активно мыслить и дружно работать. Пожелаем друг другу успешной работы.
    Открываем тетради и записываем сегодняшнее число и классная работа. На доске можете посмотреть образец (1 марта. Классная работа). Пишите красиво и правильно. Кто готов, покажите мне.      

    Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку.

    Л: формировать положительное отношение к урокам; формировать ценностные ориентации.

    2. Постановка учебной задачи и ее решение

    Практич.: пропись букв.

    Практич: словарно-орфографическая работа.

    Словесн.: слово учителя, беседа.

    Словесн.: слово учителя, беседа.

    2 мин

    5 мин

    4 мин

    Минутка чистописания

    Словарно-орфографическая работа.

    - Прочитайте транскрипцию. [й’агада]. Слайд. 

    - С каким словом мы сегодня познакомимся? (Ягода) 

    - Какие ягоды вы знаете? (Ягоды малины, земляники, черники, вишни, крыжовника)

    - А что такое ягода? (Это плод)

    - Какой это плод? (Это небольшой сочный плод)

    - Где растут ягоды? (Ягоды растут на кустарниках, травах)

    - Скажите полностью, что такое ягода. (Ягода - это небольшой сочный плод, который растет на кустарниках и травах)

    - Найдите это слово в орфографическом словарике. Напишите, поставьте ударение, подчеркните трудное место в его написании. (В слове ягода непроверяемая безударная гласная о)

    - Со словом ягода есть довольно много пословиц, фразеологизмов. Вспомните их, объясните смысл. (Одного поля ягода - поведение одного человека похоже на поведение и поступки другого)

    - Прочитайте пословицы. Слайд.

    • Гриб не хлеб, а ягода не трава.
    • С одной ягоды сыт не будешь.
    • Ягоду не видал сорок два года, а хоть бы и век, так нужды нет.

    - Можно ли объединить данные пословицы в одну группу и по какому признаку? (Эти пословицы можно объединить в одну группу по смыслу: ягоды - не основная пища для человека)

     Ягоды вкусны и очень полезны. В них много витаминов и других необходимых веществ. Но для человека ягода - не самая важная пища. Одними ягодами накормить человека нельзя.

    - Спишите понравившуюся пословицу, подчеркните орфограммы.

    Самоопределение к деятельности

    - Вспомните, что такое родственные слова. (Родственными

    называются слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением) 

    - Послушайте историю. Родственники

    - Вы кто такие?

    - Я гусь, это - гусыня, это наши гусята.

    - А ты кто?

    - А я ваша тетя - гусеница.

    - Возможно ли это? (Это невозможно, так как слова гусь, гусыня, гусята родственные, у них есть общая часть с одним и тем же значением -гусь-, а для слова гусеница будет родственным словом, например, гусеничный, т.е. общая часть будет -гусениц-(ч-))

    - Как же нам показать это отличие на письме, как называется эта общая главная часть родственных слов? (Предположения детей)

    - Проверим наши предположения в учебнике на с. 52.

    - Прочитайте текст в рубрике «Узелки на память».

    - Сделайте вывод и сформулируйте тему урока. (Главную общую часть родственных слов, в которой заключено их основное значение, называют корнем)

    Тема урока: «Корень - главная часть слова». Слайд.

    Наблюдать над правильным написанием букв.

    Прописать буквы.

    Составлять полное определение слова.

    Записать словарное слово.

    Поставить ударение.

    Анализировать и объяснять смысл пословиц.

    Записать пословицу, подчеркнуть орфограмму.

    Вспомнить определение «родственные слов».

    Анализировать историю.

    Читать текст в рубрике «Узелки на память».

    Предполагать тему и задачи урока.

    П: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

    П: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

    дополнять и расширять знания.

    К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить реч. высказывания.

    К: высказывать свое мнение при обсуждении задания.

    П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы;

    постановка и формулирование проблемы.

    3. Решение частных задач

    Словесн.: слово учителя, беседа.

    Практич.: выполнение упражнения.

    Практич.: выполнение задания.

    5 мин

    3 мин

    - Составьте рассказ по плану. Слайд.

    1. Что такое корень?

    2. Что в нем заключено?

    3. Как пишется корень?

    4. Как обозначается на письме?

    - Составьте алгоритм нахождения корня в слове. Слайд.

    1-й шаг: подобрать к слову… (как можно больше родственных слов).

    2-й шаг: найти общую часть родственных слов, близких по… (написанию и значению).

    Проверим. Страница 53 «Шаги к умению». Перескажите.

    Упражнение 69. Фронтальная работа у доски с комментированием.

    - Рассмотрите иллюстрацию к тексту.

    - Предположите, о чем пойдет речь.

    - Прочитайте текст. Что интересного заметили? (В тексте предложения не отделены друг от друга знаками препинания) 

    - Разделите текст на предложения.

    - Спишите, найдите и подчеркните однокоренные слова.

    - Подчеркните другим цветом слова, которые являются проверочными.

    - Какие орфограммы мы еще выделим? (Имена собственные, клички животных пишем с большой буквы)

    - Написание каких слов нужно запомнить? (Слова жёлтый и чёрный пишутся с буквой ё)

    Выборочное письмо: выписать однокоренные слова, выделить корень. Учитель читает текст три раза, дети по памяти записывают слова.

    Также как и у кустов,

    Корень слова есть у слов.

     Будь внимателен к словам,

    Отыщи в них корень сам:

    Лес, лесок, лесной, лесник.

    Цвет, цветок, цветной, цветник.

    Летчик, самолет, полет. Ледяной, ледовый, лед.

    Сад, посадка посадил. Род, родители, родил.

    Ходит, выходка, ходы.

    Трудовой, трудись, труды.

    Составлять рассказ по плану.

    Составлять алгоритм.

    Прочитать текст.

    Разделить текст на предложения.

    Выделить орфограммы.

    Выписать однокоренные слова по памяти.

    К: высказывать свое мнение при обсуждении задания.

    Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров.

    Р: принимать и сохранять уч. задачу при выполнении заданий; применять освоенные способы действия.

    К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить реч. высказывания.

    4. Закрепление изученного материала:

    Словесн.: слово учителя, беседа.

    Практич.: выполнение упражнения.

    Практич.: выполнение упражнения.

    1 мин

    4 мин

    7 мин

    4 мин

    Физминутка

    Раз – подняться, потянуться

    Два – согнуться, разогнуться.

    Три – в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре – руки шире,

    Пять – руками помахать,

    Шесть – на место тихо сесть.

    Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо!

    Ветер тише-тише, деревцо все выше-выше!

    - Как выдумаете, для чего надо уметь грамотно писать слова?

    - Есть ли разница, как я напишу слово - собака или сабака?
    - Может быть, орфографию придумали зря?

    - Представьте себе, что вы купили красивую книжку с картинками, а там написано... Слайд.

    Текст без соблюдения орфографических правил.

    Я хачу бижать по зиленой трафке за катом. Кот залес на дуп. Он хател поймать варабья.
    - Прочитайте эти предложения быстро.

    - Просто ли это сделать?

    - Давайте исправим ошибки. Слайд.

    - Прочитайте снова. 

    - Какой вывод можем сделать? (Грамотная запись слов экономит время при чтении текста)

    Поэтому давайте повторим изученные орфограммы, чтобы быть грамотными и экономить время при чтении текста.

    Упражнение 70 страница 54. У доски.

    - Прочитайте задание и слова для выбора.

    1. Помирились (мир). 2. Примеряла (примерка).

    3. Прополоскала (полощет). 4. Приласкала (ласка). 5. В тени (тень). 6. Вытянул (тянет). 7. Жалело (жалко) 8. Живут (жить). 9. Слепили (лепка). 10. Прилипал (липкий).

    Упражнение 71.

    - Прочитайте предложения.

    - Объясните смысл пословицы «Зимой снег…»

    - Как вы думаете, почему некоторые слова выделены жирным шрифтом? (Написание и произношение парных согласных в корнях выделенных слов не совпадает)

    - Какое правило нам нужно вспомнить?

    - Прочитайте сообщение профессора Самоварова.

    - Запишите выделенные слова, через запятую, в скобках запишите проверочные слова.

    Повторять движения.

    Отвечать на вопросы.

    Читать текст с ошибками.

    Исправлять ошибки.

    Делать вывод.

    Выполнять упражнение.

    Читать сообщение профессора.

    Записать слова, подобрать проверочные.

    П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

    Р: принимать и сохранять уч. задачу при выполнении заданий; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; применять освоенные способы действия.

    П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

    5. Итог урока. Рефлексия

    (предметная).

    Словесн.: беседа.

    3 мин

    - Что такое корень?

    - Какое значение он имеет?

    - Как он пишется?

    - Какие орфограммы мы повторили на уроке?

    А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный и оцените свою работу на уроке.

    Д/з: с. 55 (правило), упр. 72 с. 55 + упр. 141 с. 23 в РТ переписать в тетрадь.

    Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания!

    Отвечать на вопросы.

    Обобщать изученное.

    Самоанализировать свою работу на уроке.

    Л: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Предлагаю подружиться Плодотворно потрудиться!

    Слайд 2

    [й’агада]

    Слайд 3

    Гриб не хлеб, а ягода не трава. С одной ягоды сыт не будешь. Ягоду не видал сорок два года, а хоть бы и век, так нужды нет.

    Слайд 4

    ТЕМА УРОКА: «Корень - главная часть слова»

    Слайд 5

    1. Что такое корень? 2. Что в нем заключено? 3. Как пишется корень? 4. Как обозначается на письме?

    Слайд 6

    1-й шаг: подобрать к слову… 2-й шаг: найти общую часть родственных слов, близких по…

    Слайд 7

    Я хачу бижать по зиленой трафке за катом. Кот залес на дуп. Он хател поймать варабья.

    Слайд 8

    Я хочу бежать по зеленой травке за котом. Кот залез на дуб. Он хотел поймать воробья.

    Слайд 9

    гора игра бег горе вода убежал погоревал горный играет подводный горюшко бегун горочка водичка игрушка

    Слайд 10

    ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка по теме "Корень- главная часть слова. Однокоренные слова"

    Конспект урока русского языка по теме " Корень - главная часть слова. Однокоренные слова".  2 класс. УМК "Перспектива". Урок закрепления знаний. презентация к уроку....

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"

    Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные словаЦели урока: формировать умение выделять корень в родственных словах; научить школьников разграничивать однокоре...

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему - Корень - главная часть слова. Однокоренные слова. Повторение изученных орфограмм

    Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные слова. Повторение изученных орфограммЦели урока: повторить правило проверки орфограммы «Парные по звонкости - глухос...

    Конспект урока по теме "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"

    Тема: "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова". 2 класс. УМК "Перспектива"...

    «Корень-главная часть слова. Однокоренные слова»

    laquo;Корень-главная часть слова. Однокоренные слова»...