Урок русского языка для 3 класса. Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Беляевская Татьяна Яновна

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения писать суффикс –ок- в именах существительных.

Задачи: 1. Воспринимать  русский  язык  как явление  национальной  культуры.

2.Понимать, что  правильная  устная и  письменная  речь  есть  показатели  индивидуальной  культуры  человека.

3. Уметь  использовать  язык  с  целью  поиска  необходимой  информации.

4.Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

5.Уметь  выбирать адекватные  языковые средства для  успешного  решения  коммуникативных  задач (диалог, устные  монологические высказывания)

6.Уметь задавать вопросы.

7.Познакомиться с написанием суффикса –ок- в именах существительных.

8.Повторить написание различных суффиксов и их значений в именах существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_s_tehnologicheskoy_kartoy.docx31.3 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока с технологической картой

Предмет: русский язык

Тема: Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных

Класс: 3

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения писать суффикс –ок- в именах существительных.

Задачи: 1. Воспринимать  русский  язык  как явление  национальной  культуры.

2.Понимать, что  правильная  устная и  письменная  речь  есть  показатели  индивидуальной  культуры  человека.

3. Уметь  использовать  язык  с  целью  поиска  необходимой  информации.

4.Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

5.Уметь  выбирать адекватные  языковые средства для  успешного  решения  коммуникативных  задач (диалог, устные  монологические высказывания)

6.Уметь задавать вопросы.

7.Познакомиться с написанием суффикса –ок- в именах существительных.

8.Повторить написание различных суффиксов и их значений в именах существительных.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся: писать суффикс –ок- в именах существительных.

Учащиеся получат возможность научиться: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь задавать вопросы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, осознают необходимость самосовершенствования.

Формируемые УУД:

Личностные: осознание ответственности за общее дело, самоопределение.

Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы,

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с информацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.              

Методы, технологии: АМО, проблемный, частично-поисковый, ИКТ.

Формы организация учебного взаимодействия: коллективная, индивидуальная, групповая, парная.

Средства: презентация

Оборудование:

•        учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, С.В. Иванов и другие, Москва, «Вентана-Граф», 2012;

•        рабочая тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно» 3 класс, 2 часть, М.И.Кузнецова, Москва, «Вентана-Граф», 2015;  

•        рабочая тетрадь;

•        мультимедиапроектор, ПК.

  • листы самооценки, карточки для групповой работы.

Комментарии к уроку: мультимедийное сопровождение выполнено для ИД. Для замещения  данного ресурса можно использовать презентацию, выполненную в Prezi.com по ссылке: http://prezi.com/emm1pwepwgwo/?utm_campaign=share&utm_medium=copy&rc=ex0share

Методические рекомендации: урок составлен в соответствии с санитарными правилами и нормами. Поэтому, когда ИД не используется, проектор выключается в «спящий режим». В классе есть дети  с нарушением осанки. Что предотвратить уставание ребенка на уроке, ребята перемещаются по классу для работы за конторками.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация и самоопределение к деятельности

(3 минуты)

-Здравствуйте, ребята.

-Вы слышали фразу «Тайное всегда становится явным»? Что она означает?

-Как эта фраза поможет нам сегодня на уроке?

-А вы хотите открыть еще одну тайну родного языка?

-А что для этого надо сделать?

-Спасибо.

-Сегодня наш урок мне хочется начать с составления плана.

Все этапы урока перепутаны. Исправьте схему, пожалуйста.

-Спасибо. Молодцы. А контролировать  работу вам  помогут листы самооценки.

-То, что было скрытым станет известным.

-Мы будем открывать тайны русского языка

-Необходимо быть внимательным, активным, слушать учителя.

В презентации на ИД ребята исправляют этапы урока

1.Повторяем пройденное

2.Ставим цель урока

3.Узнаем новое

4.Закрепляем новое

5.Самостоятельная работа

6.Применяем умения

7.Рефлексия

Личностные: самоопределение, Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

1.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

(8 минут)

-Я предлагаю вам посмотреть мультфильм.

Мультфильм «В стране невыученных уроков» (42 секунды).

-Давайте поможем герою мультфильма вспомнить правило.  

-Вспомнив правило, давайте поиграем в игру «Горячее место»

-Отметьте правильность выполнения на своих листах самооценки.

-Почему мы вспоминали правила написания суффиксов –ек, -ик?

-Я предлагаю вам посмотреть на слово «башмачок». Можем ли мы применить это правило? Почему? Как быть?

Смотрят отрывок из мультфильма, вспоминают правило написания суффиксов –ек, -ик.

Учебная ситуация, при которой ученик оказывается у доски на «Горячем месте». Ребята диктуют ему слова, отвечающий у доски пишет и объясняет орфограммы. Ребята у доски могут меняться.

-Мы сегодня будем говорить о суффиксах?

-Ответы могут быть разными.

Познавательные: анализ с целью выделения признаков.

Коммуникативные: регулирование поведением партнера.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценка качества и уровня усвоения.

3.Постановка учебной задачи

(3 минуты)

-Над какой темой мы сегодня будем работать?

-Давайте уточним тему урока по учебнику. Откройте урок 83. Прочитайте блок.

-Прочитайте тему урока. Правильно ли мы сформулировали тему?

-Сформулируйте цель урока.

-Очень хорошо. Отметьте свое продвижение на уроке на листе самооценки.

-Правописание суффикса –ок-.

-Блок правописание. Мы будем учиться грамотно писать.

-Тут уточнение: в именах существительных.

-Сегодня на уроке мы будем учиться писать суффикс –ок в именах существительных.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные-формулирование познавательной цели.

4.Построение проекта выхода из затруднения

(6 минут)

-Сейчас вы будете работать в группах. На работу дается 2 минуты.

Найдите в учебнике рубрику «Давай обсудим». Понаблюдайте за суффиксом –ок-, сделайте вывод.

-Какой вывод вы сделали?

-Сравните свой вывод с правилом в учебнике.

-Какую важную информацию мы нашли в правиле?

-Продолжим работу в группе. Попробуйте составить алгоритм проверки данного правила.

-Какие шаги у вас получились?

- Отметьте свое продвижение на листе самооценки.

Работа в группах.

Ребята наблюдают на написанием суффикса и делают вывод, что суффикс  -ок- пишется под ударением.

-После шипящих в суффиксе –ок- пишется буква о.

Ребята из предложенных карточек составляют алгоритм.

-Шаг 1. Ставлю ударение.

Шаг 2. Нахожу суффикс .

Шаг 3. Если он ударный, пишу букву о.

Регулятивные: контроль и оценка, коррекция.

Познавательные: поиск и выделение информации, выдвижение гипотез, доказательство, установление причинно-следственных связей, моделирование.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.

Физминутка

(2 минуты)

-Покажите действием значение слов и словосочетаний:

1.Кот, котик, котище.

2.Дом, домик, домище, домашние тапочки.

3.Деревцо, деревянный, деревья.

4.Глаз, глазик, глазища, глазеть.

Фантазии учащихся совмещается с физической зарядкой.

5.Первичное закрепление

(5 минут)

-Какой следующий этап нашего урока?

-Это работа в парах.

Упражнение 1.

-Проговорите алгоритм, который вы использовали.

-Проверьте себя. В каких словах вы написали суффикс –ек-?

-Отметьте свое продвижение на листе самооценки.

Работа  в парах.

-Закрепляем новое

Ребята образуют и записывают слова с суффиксом –ок-:

Башмачок, бычок, волчок, дружок, жучок, каблучок, лужок, паучок, пирожок, рычажок, сапожок, снежок, творожок, утюжок, хомячок, шажок, язычок.

-Дети повторяют алгоритм.

-Таких слов нет.

Регулятивные: контроль и оценка, коррекция.

Познавательные: доказательство.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

6.Самостоятельная работа

(7 минут)

-Давайте посмотрим на следующий этап нашего урока. Это самостоятельная работа.

Работа в рабочей тетради «Пишем грамотно»

-Проверьте себя по слайду.

-Что интересного заметили?

-Как это называется в русском языке?

-Оцените свою работу.

Ребята выполняют упражнение 3, дописывая суффиксы –ок-, -оч-+-ек-.

Ребята проверяют себя с карандашом в руке, ставя «плюс» или «минус».

-Суффикс –ок заменился на –оч.

-Произошло чередование согласных «ка» и «че».

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Личностные: самоопределение

7.Включение в систему знаний.

(7 минут)

-Назовите следующий этап урока.

-Сейчас вы будете выполнять каждый свою работу.

3 человека (слабые)– у компьютера.

Остальные – редакторы на своих листах самооценки.

-Ребята, отметьте правильность выполнения у себя на листах самооценки.

-Применяем знания и умения

Дифференцированная работа.

1.Три человека выполняют упражнение на компьютере «Игры и задачи, 1-4 класс, Что такое суффикс, урок 5»

2.Игра «Редактор»

 У ребят на листах самооценки напечатаны тексты с ошибками, которые надо исправить. Всего 3 варианта.

Познавательные: доказательство, построение логической цепи рассуждения, самостоятельное создание способа решения проблем поискового характера.

Регулятивные: контроль и оценка

Коммуникативные: оценка действий партнера, коррекция и контроль.

Личностные: смыслообразование.

8.Рефлексия «Дерево настроения»

(3 минуты)

-Продолжите правило на своем листе. Что у вас получилось?

-Если вам понравилось как вы работали и вы получили удовольствие от урока, прикрепите спелое яблоко, если вы не поняли тему, прикрепите зеленое яблоко.

Ребята дописывают и зачитывают:

Под ударением в суффиксе имен существительных … (пишется буква о).

Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

9.Домашнее задание (по выбору)

(1 минута)

Урок 83 № 4 или 5 по выбору.

Личностные: самоопределение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 2 класс. "Учимся писать буквы согласных в корне слова. Закрепление.".

Конспект урока русского языка. 2  класс. Программа "Начальная школа 21 века". Тема урока: Учимся писать  буквы согласных в  корне  слова. Закрепление....

Урок русского языка 2 класс "Учимся писать приставки" (УМК "Начальная школа XXI века")

Тип урока : открытие новых знанийЦели: организовать  работу учащихся  с группой приставок, в которых пишется буква а;  учить определять место орфограммы в слове.Задачи:Образовательные: ...

Технологическая карта урока "Русский язык" (2 класс) "Учимся писать сочетания жи-ши"

Конспект учебного занятия  по русскому языку во 2  классе (система учебников "Начальная школа XXI века") составлен с учетом требований ФГОС НОО.В основе урока - системно-деятельностный подхо...

Урок русского языка по теме "Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных"

Тип урока: урок изучения нового материала  Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании суффикса -ок- в именах существительных Задачи урока:Образовательные:...

Развитие речи на уроке русского языка 2 класс "Учимся писать изложение"

В конспекте представлены виды работы с текстом-повествованием....

Развитие речи на уроке русского языка 2 класс "Учимся писать изложение"

В конспекте представлены виды работы с текстом-повествованием....