Обобщение о словах, которые пишутся с заглавной буквы
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Коротова Елена Геннадьевна

                                                                            Цель урока: Обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в имени, фамилии, отчестве людей, кличках животных, в названии рек, стран, городов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель  урока:
 Обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в имени, фамилии, отчестве людей, кличках животных, в названии рек, стран, городов.

Формы и методы:
Работа в группах.
Использование презентации « Путешествие в страну Грамматику».

Планируемые  образовательные результаты:

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Предметные: знать и применять на практике правило употребления заглавной буквы в имени, фамилии, отчестве людей, кличках животных, в названии рек, стран, городов.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

  • познавательные: выполнять учебные действия, работая с дидактическим материалом, анализировать, сравнивать, делать выводы в результате групповой работы;
  • регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности;
  • коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме; участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения.

Оборудование  и материалы:

-для учителя: глобус, мультимедийный проектор, таблички с названиями команд, задания-лепестки для каждой команды, путевые листы для каждой команды; плакат «Лесенка успеха».

-для учащихся: красный фломастер, цветные карандаши: зелёный, жёлтый, красный; именные магниты.

Зрительный ряд: компьютерная презентация « Путешествие в страну Грамматику».

-1-

Сценарий урока.

  1.   Ход урока.

Эмоциональный настрой на урок.

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее -

Начнём скорей урок!

-Я рада приветствовать вас и наших гостей. Желаю всем  хорошего настроения! Пожелаем друг другу удачи.

- Все расселись по местам, никому не тесно? По секрету прошепчу будет интересно!

  1. Подводящий диалог.

- Сегодня мы будем путешественниками, и отправимся в одну необычную страну ( в руках у учителя глобус).

 Не кружите пёстрый глобус.

 Не найдёте вы на нём

 Той страны, страны чудесной,

 Речь о которой поведём.

- Далеко-далеко, за горами, за морями, за высокими лесами есть страна Грамматика (слайд №1). В ней живут разные звуки, буквы, слова и предложения. И все они служат Королеве Грамматике (слайд№2). Однажды все узнали, что Злодей (слайд№3) похитил Королеву Грамматику и заточил её в свою темницу, чтобы никто не смог больше изучать буквы и знать науку грамматику, чтобы все в этой стране стали безграмотными. Много храбрецов пыталось спасти Королеву Грамматику, да не смогли.

  1. Выдвижение проблемы. Постановка учебной задачи.

-Посмотрите внимательно на слайд (слайд №4)  и догадайтесь почему? (имена, фамилии и  кличка собаки  написаны с маленькой буквы).  

-Сформулируйте тему нашего урока? (закрепить знания о заглавной букве в имени, фамилии, отчестве людей, кличках животных, в названии рек, стран, городов.)

Сформулируйте цель нашего урока? (вспомнить, когда пишется заглавная буква в имени, фамилии, отчестве людей, кличках животных, в названии рек, стран, городов.)

-Молодцы!

-Ребята, поможем Королеве Грамматике?

-Королева Грамматика прислала вам телеграмму и  надеется на вашу помощь.

Телеграмма (читает ученик) (слайд№5).

«Дорогие, ребята! Помогите мне, пожалуйста, освободиться из темницы. Выполните все задания, которые я вам прислала на волшебных лепестках. Как только вы выполните все задания, то волшебный цветок - распустится, и силы зла исчезнут. И в стране Грамматике опять будет порядок. Надеюсь на вашу помощь!»     Королева Грамматика.

-Ребята, а как вы думаете лучше путешествовать одному или в команде?

-Почему вы так решили? ( Вместе легче преодолеть трудности; можно посоветоваться с командой; найти нужное решение).

-2-

-Итак, отправляемся путешествовать командами.

- Но, чтобы путешествие прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в команде - группе.

Давайте вспомним эти правила:

1.Говорить негромко, по очереди, не перебивая друг друга.

2.Уметь слушать другого.

3.Чётко высказывать своё мнение, уважать мнение собеседника.

4.Стараться выполнить задание грамотно, правильно.

  1. Учебные действия «Обобщение и повторение знаний».

-  У каждой  команды будет своё название  (учитель ставит на парты таблички  с названием команды):

1команда «Знайки»;

2 команда «Умники и умницы»;

3 команда «Мудрые совята»;

4 команда «Эрудиты»;

5 команда «Всезнамусы».

-Каждая команда должна выбрать капитана.

- А я буду вашим помощником.

-Каждая команда получает задание-лепесток, которое приготовила Королева Грамматика и путевой лист.

-Команды будьте внимательны!

* При работе с заданием – лепестком  команды используют красный фломастер.

Задание для  команды «Знайки».

Исправить ошибки в одной работе школьника.

я пишу: корова, а зорька – нездорова!

я пишу: собака фомка, а собака лает громко!

я пишу: бельчонок тишка, а бельчонок целит шишкой!

прямо в лоб и мне кричит: «Лучше правила учи…»

Задание для  команды «Умники и умницы».

Вспомните и запишите  имена и клички персонажей сказки Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».

1.Деревянный мальчик?

-3-

2.Девочка с голубыми волосами?

3. Кличка Лисы?

4. Кличка Кота?

5. Владелец кукольного театра?

6.Продавец Пиявок?

Задание для  команды «Мудрые совята».

Сгруппируйте слова по группам и запишите.

Дружок, Лиза, Дон, Пушкин, Нева, Серёжа, Саратов, Барто, Бурёнка, Москва.

1 группа - имена:

2 группа - фамилии:

3 группа - клички:

4 группа - города:

5 группа - реки:

Задание для  команды «Эрудиты».

Исправь ошибки.

наш шарик поймал воздушный шарик.

вася рыбаков был у рыбаков.

улетел орёл за город орёл.

корова ночка была чёрная, как ночка.

Задание для  команды «Всезнамусы».

Запишите своё имя, фамилию, город, в котором вы живёте.

Физпауза.

Если слово пишется с большой буквы, то вы тянитесь вверх, если с маленькой буквы, то вы приседаете (трава, Андрей, самолёт, цветок, Простоквашино, Австралия, школа, автобус, Таня, Москва)

Капитаны  по очереди рассказывают своё задание (обязательно при ответе, проговаривают правило).

Задания-лепестки учитель прикрепляет на доску, образуя цветок.

-4-

  1. Обобщающая беседа

-Посмотрите на доску, у нас распустился цветок. Вы освободили Королеву Грамматику из темницы (слайд №6).

-Силы зла навсегда исчезли!

-А зачем надо знать науку грамматику? (Чтобы писать без ошибок, быть грамотными).

Публичное выступление учащихся (дети читают заранее приготовленные стихотворения к уроку):

Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда берёшь с тревогой!

Она трудна, но без неё
Какое было бы житьё?
Ни составить телеграмму,
Ни открытку не отправить.
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить!

- Ребята, какую тему мы с вами  сегодня повторяли в? (ответы детей)

- Ребята приготовили для вас стихотворения по этой теме. Давайте послушаем.

(Ученики читают подготовленные к уроку стихотворения):

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв - подруг.
Смотрят с почтеньем буквы - подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело!

Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишут с  нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая - совсем не пустяк!
В букве большой - уважения знак!

С заглавной буквы, без сомненья,
Начинаем предложение,
Имя мамы, папы, дочки,
Чтобы выделить их в строчке!

- Спасибо, ребята, за приготовленные стихотворения. Итак, когда же пишется большая буква? (ответы детей)                                                            

-5-

  1. Рефлексия

-Ребята, у вас на столах лежат путевые листы и цветные карандаши.

-Оцените, как ваша команда справилась с заданием:

-Красный цвет, если было трудно;

-Жёлтый цвет, если были затруднения;

-Зелёный цвет, трудностей не было.

Капитаны выходят по очереди к доске  и прикрепляют путевой лист к «Лесенке успеха».

-А теперь капитаны назовут самых активных членов своей команды.

(Учащиеся выходят к доске и прикрепляют именной магнит на путевой лист к «Лесенке успеха».)

  1. Итог урока.

- Наше путешествие подошло к концу.

-Вы все хорошо работали, отвечали на вопросы, справились со всеми заданиями Королевы и освободили её от  Злодея.  Королева Грамматики передала вам  сундучок, в котором лежат волшебные ручки. Она дарит вам эти ручки, которые помогут писать без ошибок. Королева Грамматика желает успехов в учёбе, радостных дней в школе и хороших, прочных знаний по всем учебным предметам.

     - Урок закончен. Всем большое спасибо за работу, а нашим гостям за внимание.

-6-



Предварительный просмотр:

C:\Users\Юра\Desktop\DSCN6240.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?»

Урок русского языка во 2 классе разработан в соответствии с содержанием УМК «Школа России» с использованием учебника В.П. Канакиной.  Организация учебной деятельности обучающихся на уроке ...

Конспект урока по теме "Какие слова пишутся с заглавной буквой?"

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Какие слова пишутся с заглавной буквы?" УМК "Школа России" по учебнику В.П.Канакиной...

самоанализ урока русского языка 2 класс "Какие слова пишутся с заглавной буквы"

самоанализ урока русского языка 2 класс "Какие слова пишутся с заглавной буквы"...

Фрагмент урока русского языка во 2 классе по теме: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?» с использованием современных образовательных технологий.

На этом уроке используются современные технологии проверки знаний  с применением программы ПервоЛого (скриншоты страниц альбомов ПервоЛого учащихся)...

Конспект урока русского языка 2 класс (Канакина) "Какие слова пишутся с заглавной буквы"

Дидактическая цель: создать условия для осознания и систематизации знаний, осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.Тип урока: Урок обобщения и систематизаци...

Урок русского языка 2 класс по теме "Какие слова пишутся с заглавной буквы?"

Урок включает в себя презентацию и карточки заданий к уроку....